Заметка «Что бы мы пережили и что бы сказали, если бы у нас отняли солнечный луч? Иван Ильин»
Тип: Заметка
Раздел: Философия
Автор:
Оценка: 2
Читатели: 150 +1
Дата:
«Изображение 5.09»

Что бы мы пережили и что бы сказали, если бы у нас отняли солнечный луч? Иван Ильин

«Что бы мы пережили и что бы сказали, если бы у нас отняли солнечный луч? Вот так — внезапно, совсем, на неопределенное время, возможно, навсегда. Наступила бы тьма — беспросветная тьма, плотная, как сажа, без утренней зари, без дневного света, без вечернего сияния. Черные тучи над головой и гнетущая темнота на земле. Итак — вниз головой в зияющую пропасть великого мирового круговорота? Страшно. А надолго — невыносимо.

И все же люди это выносят! Какое множество… И вовсе не замечают этого.

Как много живет на свете людей, которые из чисто просвещенного благоразумия укрылись за «отсутствием предрассудков», и «вон предрассудки» и окопались там, только чтобы не совершить никакой «ошибки», чтобы только не верить во что-то «необоснованное», «недоказанное». Из боязни обманчивой «видимости», фальшивого или мнимого «блуждающего огня» эти мудрые рационалисты построили себе бетонный свод над головой и создали себе таким образом гнетущую тьму. Эта борьба в какой-то момент касалась всех любителей тьмы; а кто захочет защищать мракобесов? Чтобы только, ради Бога, из боязни тьмы не стать слепым; ибо в этом случае будет безнадежная, беспросветная тьма! Чтобы не выплеснуть с водой и ребенка! Чтобы не отрезать вместе с волосами и голову! Старая добрая логика гласит: «Слишком много доказывать означает все потерять». Один умный человек, который читал о бактериях, отказался от всего и забаррикадировался в каморке без воздуха и света. Что же произошло? Он сам стал очагом бактерий.
Кто хочет жить, должен нести все тяготы жизни. Кто несет бремя, нуждается в утешении; тому нельзя ни в коем случае придавать своей жизни вид организованной безутешности. Что? Иллюзии? Нет, ничего подобного! Иллюзии не утешение. Мнимое утешение ведет к отчаянию. Обман — отец разочарования. Человек, возможно, уже настолько зрел, чтобы воспринимать божественный солнечный луч без обмана и самообмана.

Ему надо лишь свободно и смело открыть свое око; и солнечный луч уже здесь, со всеми своими прекрасными дарами. Да, свободно! Ибо человек не тогда свободен, когда он закрывает глаза из боязни иллюзии, а тогда, когда он открывает их из глубины сердца. И смело! Ибо человек смел не тогда, когда он, подобно страусу, прячет голову в песок, а тогда, когда, светясь, предлагает орган восприятия солнечного луча — око — миру и Господу. Око здесь существует для солнечного луча. В верно открытом оке есть свое собственное солнце; и поэтому оно предрасположено к тому, чтобы верно увидеть большое и прекрасное солнце мира.

Но солнце мира не хочет, чтобы на него глядели, пялили глаза или просто глазели. Нет — его надо созерцать. Гегель сказал однажды: «Кто разумно видит мир и историю, того и они видят разумно». А кто созерцает мир с просветленной любовью, на того он посылает любовь и свет. А любовь и свет — есть солнечный луч.
 
  Конечно, можно относиться с презрением к жизни чувства — напр., к любви, радости, благодарности, уважению, благоговению, чести и патриотизму – и отвергать все это как «сентиментальность», но от этого душевные чувствования отнюдь не исчезнут, они станут не только грубыми, злобными, нечистыми и отвратительными, т. е. душевно и телесно вредными, а духовно гибельными; они прилепятся к дурным содержаниям, и человеческая душа исполнится ненависти, зависти, злости, гордости и мстительности.
Точно так же «отвергнутая» и запущенная сила воображения отнюдь не исчезает и не прекращает свою жизнь; напротив, она разнуздывается и предается самым низменным, грубым и унизительным жизненным содержаниям: она отыскивает похотливые, безвкусные, злые образы и наслаждается ими и проносится слепо и равнодушно мимо образов целомудренной чистоты, благородства и божественной красоты. Люди, не уводящие своего воображения к высшим, нечувственным содержаниям, становятся пленниками пошлости и, по слову мудрого Гераклита, всю жизнь «наслаждаются грязью».
Такая же судьба постигает и человеческую волю, если она оказывается духовно-беспризорной и нравственно разнузданной: она начинает служить волку в человеке и становится его свирепым орудием. Невоспитанная, неодухотворенная, необлагороженная воля – есть источник всех коварных, злобных и преступных поступков на земле. В ответ на это человек может, конечно, возразить, что все эти понятия и мерила не имеют для него никакого смысла. Но эта ссылка есть лишь пустая фраза в его устах: как только чужое коварство, чужая злоба и преступность обрушатся на него самого, так он сразу ощутит, что означают эти идеи, и начнет поносить чужого волка, забыв о том, что он давно уже спустил с цепи своего собственного.
Подобно этому и мышление человека творчески создает культуру не тогда, когда оно прилепляется к чувственному и материальному, чтобы просто «наблюдать» его явления и умственно «разлагать» их (анализировать); из этого не возникла бы ни одна наука, ибо научное познание невозможно без логической мысли (которая совершенно нечувственна) и без математической мысли (которая почти нечувственна), а также без нравственно воспитанной воли и без нечувственной интуиции… Мышление человека только тогда на высоте, когда оно способно подниматься от конкретно-чувственного, к крылатому и интуитивно насыщенному отвлечению, сосредоточиваться на духовных содержаниях, пребывать в них, созерцать их и познавать их.
Все это означает, что помимо внешнего (чувственного) опыта человеку дан еще внутренний (нечувственный) опыт. И вот этот внутренний, духовный опыт и есть истинный источник и истинная область веры, религии и всей духовной культуры вообще. Воспитать человека значит, прежде всего, пробудить в нем эти духовные переживания и открыть ему доступ к этому духовному опыту. Только в этом опыте человек может постигнуть, что такое любовь, какова ее глубина и сила и в чем ее священное значение. Только здесь он может научиться отличать добро от зла, услышать в самом себе голос совести, постигнуть, что такое честь, благородство и служение. Только в этой области он может увидеть, что такое художественность и прекрасное искусство, воспитать свой вкус и развить свое восприятие красоты. Только духовный опыт может открыть ему, что такое истинное знание, очевидность и доказательство и в чем состоит научная культура и достоинство ученого.»
Иван Ильин
Реклама
Обсуждение
     19:35 25.09.2022 (1)
К сожалению, многие путают философскую публицистику с философией. "Солнечный луч" - заметка Иьина, вошедшая в его "Книгу  раздумий". А перед этой заметкой, больше похожей на дневниковую запись стоит другая зарисовка "Очки". А Вы заметили, как Ильин удобно принял позу мудрого учителя, который зациклен на негативных сторонах человеческого бытия. Ильин мне напоминает Пришвина, который решил в лесу поговорить об общественной жизни с философсстующей интонацией. Что нового в этой заметке нам поведал Ильин?
Человек, возможно, уже настолько зрел, чтобы воспринимать божественный солнечный луч без обмана и самообмана.

Ему надо лишь свободно и смело открыть свое око; и солнечный луч уже здесь, со всеми своими прекрасными дарами. Да, свободно!

И кто мешает открыть ильинскому человеку это окно? Вот Пётр Первый, ещё задолго до рождения Ильина, открыл окно в Европу и что из этого получилось? Пётр и Россия стали свободней? Наши православные патриархи глубоко понимали, а не предчувствовали, что русское православие несовместимо с Западом. Да вот беда, русское православие не смогло открыть университет в Московской Руси, как это сделал Ватикан в Европе. Можно много писать и говорить на эту тему, но пока не буду многословничать в ожидании вашей реакции.
     21:38 25.09.2022 (1)
Начну с самого главного. Рассуждения Ивана Ильина не нуждаются в том, чтобы их
кто-либо отстаивал. Так как это не убеждения человека, который старается убеждать своих читателей. Иван Ильин поделился с другими своим личным наблюдением мира, его устройства. Вы можете ничего нового для себя не найти, но в этом не будет вины автора. На мой взгляд рассуждения выглядят настолько просто, ясно и доступно для рассуждающих, неравнодушных людей, что удивляет ваш комментарий. Почему вы смотрите на существование человека как на простое бессмысленное существо? Это ведь не так. Человек отвечает за все происходящее.  
Что касается других ваших рассуждений, хочу сразу обратить ваше внимание на разницу в понятии слова «свобода» Что для вас лично есть свобода? 
Как я поняла, вы захотели пообщаться?
     14:53 26.09.2022 (1)
Для меня свобода это - всего лишь личное время. Любой думающий современный человек просто обязан понимать, что "свобода","выбор","истина"- устаревшие метафизические термины.
     18:21 26.09.2022 (1)
То есть, для вас свобода - это свобода от личного времени? Я не могу спорить с человеком, который выбрал свободу от Истины. Это было бы глупо с моей стороны. 
     08:22 27.09.2022
Вы меня ложно поняли. Многие люди путают свободу со свободным временем. Но с моей точки осознанного зрения, свобода действительно нам дана в формате свободного времени, которое, увы, обусловлено!
Реклама