Импульсом к написанию этой заметки послужили мои
диалоги с одним из авторов сайта Фабула, который
очень хочет считать себя представителе неконвенциональной,
либрической поэзии. Сложно не заметить, как любит этот автор
речь с применением таких слов. Термины, по-видимому,
взяты из эссе В.Бурича.
"Поэт, берущий на себя обязанность рифмовать, или метризовать,
или рифмовать и метризовать одновременно, через формальную поэтику,
как бы заключает конвенцию между собой и литературой. Поэтому такой
вид стиха можно назвать конвенциональным стихом (от лат. соnventiо —
договор, условие, соглашение). Термин «конвенциональный стих» имеет,
на мой взгляд, то преимущество перед термином «традиционный стих»,
что и у конвенционального стиха, и у свободного стиха имеются свои
многовековые традиции и своя классика."
Либрический же - это что-то связанное с верлибром,
то есть свободной поэзией.
Но это все лирическое отступление)
Теперь к сути. Вот определение вольного - не свободного(часто путают),
стиха из разных источников:
"Вольный стих - это форма литературного произведения, все строки
которого выдержаны в едином силлабо-тоническом метре, но произвольно
неравностопны."
Школьный словарь литературных терминов Просвещение 2002
"ВОЛЬНЫЙ СТИХ, в силлабо-тоническом стихосложении, преимущественно в ямбе,
свободное чередование разностопных по количеству строк."
Современная энциклопедия. 2000.
"Вольный стих — рифмованный силлабо-тонический стих со значительным и
неурегулированным перепадом стопности."
Википедия и др. источники
Как видим. в последней формулировке есть слово "рифмованный",
на обязательность которого и указывал мне упоминаемый выше автор
сайта. Какой формулировке доверять?
Обратимся к логике. Что нам дает рифма?
Правильно, она указывает на окончания стиха/ строки.
А что нужно для того, чтобы посчитать кол-во стоп в строке,
для понимания - равностопен стих или нет?
Правильно, знать, где ее окончание.
Но ведь есть такая форма, как белый стих. обязательным
условием которого является отсутствие рифмы, но наличие
размера. Вольные ямб, хорей, анапест и тд - это и есть
размер. А может ли вольным стихом (размером) быть
написан белый стих, где нет рифмы, указывающей
на окончание строки, и мы вроде как из-за этого не можем
посчитать стопы? Для этого обратимся к классике.
Но вот|, поку|да спал
Глубо|ким сном| Рустем,
А Гром| по бар|хатно|му по|лю
Гулял|, травой| медвя|ною| пита|ясь, –
Уви|дя, что| такой| могу|чий конь
На па|жити| запо|ведной |Тура|на
Без се|дока| по во|ле бро|дит,
Толпой |сбежа|лись тур|ки.
«Рустем и Зораб», В. А. Жуковский.
А всё| ж он не| в убыт|ке;
Его |нагруд|ник цел| вене|циан|ский,
А грудь| своя|: гроша| ему| не сто|ит;
Другой| себе| не ста|нет по|купать.
Зачем| с него| не снял |я шле|ма тут| же!
А снял |бы я,| когда| б не бы|ло стыд|но
Мне дам| и гер|цога|. Прокля|тый граф!
Он луч|ше бы| мне го|лову| пробил.
«Скупой рыцарь», А. А. Пушкин.
Как видим, вольный ямб налицо и стопы считаются, и при этом
никакой рифмы.
Из чего следует вывод, что слово "рифмованный" в определении вольного стиха
необязательно.
Определитесь с Вашим понятийным аппаратом до некоторой системы в представлениях."
"Я тоже так сначала подумал)) пока дотошный критик путем нехитрых манипуляций
не скрестил ужа с ежом белый и вольный стих, а потом легко и непринужденно
заявил, что так можно делать"
А эпиграфом этой заметке может послужить цитата
Платон мне друг, но истина дороже