Или:
Очередное ворчание пожилого человека.
Не могу смотреть нынешние телевизионные сериалы. И не только из-за жуткой примитивности их сценариев, чаще всего криминальных и, как две капли воды, похожих друг на друга. Меня удручает примитивная игра актеров. Это даже не актеры, а заводные куклы, произносящие слова. И не успеют они открыть рот, как уже известно, что они скажут.
И мне вспоминается наши, Советские Великие Актеры. Их даже узнать порой невозможно из-за актерского их преображения. Как Ульянов играл в «Ричарде Третьем»! На него страшно было смотреть. Это был не Ульянов, это был Король Ричард Третий. А в «Ворошиловском стрелке» как он играл! А Смоткуновский в роли Гамлета или князя Мышкина? А Ярвет в Короле Лире?! Здесь даже говорить не о чем! Что ни роль, то новый «офиногеннейший» образ.
А женщины актрисы!
Фаина Раневская, Любовь Орлова, Мария Ладынина, Нонна Мордюкова, Татьяна Пелтцер и многие, многие другие. Разве их можно забыть или хотя бы сравнить с нынешними «Ольгами Бузовыми»? Да невозможно!
Я уж не говорю здесь про костюмированных певцов типа пустышек Киркорово-Басковых, которых даже рядом ставить невозможно с Козловским, Лемешевым, Гуляевым, Магомаевым или Ободзинским.
А сейчас?
Сейчас идет катастрофическое падение уровня мастерства актёров. Нынешний актёр измельчал и сильно уступает в мастерстве советским артистам. Почему все это происходит, сказать не сложно – артистическая жизнь из творческой перешла в разряд «бизносовой». Главное теперь для артистов и актеров – это деньги, деньги и еще раз деньги.
И вот что по этому поводу говорит известный режиссер и директор «Мосфильма» Карен Шахназаров в своем интервью журналисту Марочкину:
"Дорогие читатели, сравнение нынешних артистов и советских, как я считаю, не совсем корректно. Это две разные эпохи, разные подходы к созданию фильмов, другой менталитет и многое другое. Тогда было меньше коммерции, а кино действительно занималось искусством и снималось для людей, а не для абстрактных критиков, рейтингов, распилов и отбивания кассы.
Как рассказывал Никита Михалков, в советский период он мог целый год репетировать картину перед съёмками, заниматься творчеством, погружать артистов в атмосферу и снять, когда фильм полностью сложится. Сейчас же, жёсткие рамки, ни о каких долгих репетициях нет и мыслей, актёры заняты параллельно в куче проектов и их практически невозможно состыковать друг с другом. Артист прибегает на съёмки весь в мыле, у него буквально пара часов и он бежит дальше. Тут бы успеть хоть что-то снять и нет надежды на глубокую проработку.
А вот если сравнивать советских артистов и современных в нынешних условиях, то это честное сравнение и, что самое главное - всё сразу понятно. Мне довелось побывать на съёмочной площадке фильма Валерия Тодоровского «Большой». Я видел своими глазами как работает в кадре Алиса Фрейндлих и как её актёрское включение отличается от всех остальных на площадке. Она за секунду погружается в роль, а её взгляд передаёт в тысячу раз больше нюансов, переживаний, боли и т.д. Да и как говорит Фрейндлих, как двигается, как владеет мимикой и жестами - это все высший пилотаж.
Молодые актрисы рядом с ней выглядят беспомощно, хоть они и талантливы. И я до сих пор не понимаю эту магию советских артистов. Мне самому доводилось играть эпизод с Александром Панкратовым - Чёрным и я был в полном восторге от его мастерства, веры в обстоятельства и мгновенного включения. И какими бы талантливыми не были нынешние артисты, советские переигрывают их с лёгкостью.
Помните продолжение «Иронии судьбы»? Фильм получился не очень, на мой взгляд, но сцены с советскими артистами многое говорят. Помните как Безруков и Яковлев обсуждают Надю? Прекрасная сцена и какой спокойный Юрий Яковлев, но, при этом, такая биография и глубина во взгляде и голосе. И какой дёрганный и напряжённый Безруков. А как играют в одном кадре Хабенский и Мягков! Хабенский прекрасный актёр, но рядом с Мягковым он просто растворяется. Почему так? Как думаете?
Я думаю, что дело в нынешних реалиях, в суете, в качестве кинематографа и тенденции упрощения искусства, приведшим к катастрофически падению уровня мастерства самих актеров.
Недавно совершенно случайно я посмотрел "трехсерийный" фильм 1971 г. «Вся королевская рать». Это не самый знаменитый советский сериал. Я был поражён: «Какие актёры!» Фантастические! Все экстра-класса: Жжёнов, Козаков, Лаврова, Евстигнеев. Уровень актёрский совсем иной, нежели сейчас. Не хочу сказать, что современные актёры не талантливые. Дело не в таланте, а в том, что у них нет школы. Те же Козаков, Лаврова, Евстигнеев, Жжёнов были выходцами из театров. А в театрах была настоящая актёрская школа, потому что главный человек тогда там был не художественный руководитель, как сейчас – какая-то абстрактная фигура, которая приглашает разных режиссёров, – а главный режиссёр, обладавший своим видением, своим стилем, своим почерком. Это создавало внутреннюю конкуренцию и держало в тонусе целую плеяду блистательных артистов. Если бы современные молодые актёры попали в ту среду, они бы тоже были другими. Но, к сожалению, им негде сейчас воспитываться".
Шахназаров прав. Театр - всегда был основой актёрского мастерства в СССР и именно театральные актёры показывали высший уровень. Но сейчас театр превращается в модное место для шоу представлений, искусство сцены подменяется какой-то пошлостью, красивой картинкой и символизмом, где актёр уходит на второй план.
Осталась ещё парочка театров, в которых стараются сохранить традиции русского искусства, но и в них постепенно проникает бездарность. Нет лидеров, есть худруки, которые сами снимаются и играют в куче антреприз. Ну и, конечно, суета, сроки, плохое образование. Сейчас в каждом подвале можно получить диплом артиста, а заплатив деньги, можно закончить у хорошего мастера в любом вузе, и не важно насколько ты талантлив. Искусство превратилось в коммерцию, причем в примитивнейшую коммерцию. А это уже смерть для искусства.
PS Когда-то было Великое Русское театральное искусство, потом появилось Великое Советское театральное искусство. Сейчас нет никакого.
***
| Помогли сайту Реклама Праздники |