Копаюсь по вопросу механизмов денацификации Германии после Второй мировой, и наткнулся на этот вопрос в Австрии. Как уже не раз писал, австрийцы – лучшие PR-щики в мире: все уже позабыли, что и Гитлер был австрийцем, и Австрия радостно вошла в состав нацистской Германии, и австрийцы успешно воевали в составе вермахта, а также различных карательных организациях. Но кто сейчас возмущается австрийцами?
Денацификации, тем более с теми механизмами, что были в Германии, в Австрии фактически не проводилось. И вот результат. В 2013 году социологи задавали осторожные вопросы австрийцам по отношению к нацистскому прошлому их страны. Чуть более приближённый к нашему времени один вопрос показал:
«На самый провокационный вопрос 42% австрийцев в выборке ответили положительно. Они полагают, что «при Гитлере не всё было плохо».
Чуть более обтекаемые вопросы показали ответы:
«Опрос Linzer Market-Institut свидетельствует, что 61% австрийских респондентов хотели бы видеть «сильного человека» во главе Австрии. Аналогичные социологические исследования, но с иной постановкой вопроса, в 2008 году показали, что пятая часть респондентов в Австрии желали бы «иметь сильного лидера, благодаря которому не придётся беспокоиться о парламенте и о выборах».
Ещё один вопрос был, смогли бы сегодня австрийцы добровольно проголосовать за аншлюс с националистами Германии:
«54% опрошенных сотрудниками Linzer Market-Institut ответили положительно на данный вопрос. При этом, как оказалось, именно молодые и более образованные респонденты в Австрии дают шанс немецким националистам на аншлюс».
В целом этот опрос показывает, что минимум половина австрийцев не жалеет о нацистском прошлом страны и примерно столько же хотели повторить его сегодня. Проще говоря, «мечтают о Гитлере».
Но есть ещё один важный вывод. Значительная часть российской интеллигенции считает ностальгию по «сильной руке Сталина» какой-то уникальной автохтонной чертой. На примере Австрии мы видим, что это не так – и там мечтают о «сильной руке». Другое дело, что элиты, а также надсуверенный Брюссель не дают институциализироваться этому желанию народа.
(думаю, что в Польше сейчас существуют примерно такие же желания вроде «сильной руки полуфашиста Пилсудского», в Прибалтике. И даже вполне вероятно, что и в нынешней Финляндии уже очень многие мечтают о возвращении полуфашиста Маннергейма)
Иногда в Интернете появляются и такие Толкователи ...
Есть пространство для дискурса.
Все три посыла неверны.