Заметка «Причастие Святых Христовых Тайн на войне»
Тип: Заметка
Раздел: О религии
Автор:
Баллы: 9
Читатели: 384 +1
Дата:
Заметка «Причастие Святых Христовых Тайн на войне» самая комментируемая(22) работа за сутки
16.04.2023

Причастие Святых Христовых Тайн на войне

Православные мыслители полагают, что убийство на войне существенно отличается от убийства, как преступного деяния в мирное время. Логика этой точки зрения вполне понятна. Воин, защищающий отечество, берет в руки оружие, чтобы предотвратить злодеяния в отношении своих близких. Совершает ли он грех, убивая врага? Да, совершает. Но это грех наименьший по сравнению с тем, что случиться в результате его бездействия. Вместе с тем, поскольку убийство является для человека, несомненно, травмирующим поступком, следует понимать, что совершив его, воин не может не претерпеть ущерба для своей души.
 
Многочисленные психологические проблемы у вернувшихся к мирной жизни ветеранов, проявляются в различных формах. Нередко это, и депрессивные состояния, и злоупотребления алкоголем, и даже суицид. Таким образом, несмотря на некий извинительный фактор убийства на войне, нет сомнений, что лишая жизни врага, человек совершает нечто противоестественное для своей души. В религиозной философии эта проблема имеет общее название – сопротивление злу силой. В связи с этим возникает вопрос: можно ли христианину в условиях военных действий придерживаться обычных христианских практик, важнейшая из которых - причащения Святых Христовых Тайн?

Проанализировав современные высказывания православного духовенства, мы видим, что есть определенный консенсус мнений о возможности и даже необходимости причащения воинов во время боевых действий. Особо отмечу, что речь идет о причащении не выбывших из строя, по ранению или демобилизации, а о тех, кто участвует в активных боевых действиях. Это важно с той точки зрения, что воин получает причастие Святых Христовых Тайн не как лекарство для своей  травмированной убийством другого человека души, а как готовящийся поразить врага и получающий помощь именно для этого деяния.

Обсуждение этого вопроса интересно, в первую очередь, не с точки зрения канонов и исторических прецедентов (хотя и они по-своему важны), но с позиции личного, христианского мироощущения.  Для удобства дискуссии, ниже я публикую небольшой (всего три минуты) фрагмент с высказываниями инока Киприана (Буркова). Монах Киприан, представляя православное духовенство, является ветераном войны в Афганистане (награжден золотой звездой героя Советского Союза). В своих размышлениях он отталкивается от практических примеров служения священника в условиях боевых действий.


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     23:55 15.04.2023 (2)
1

что воин получает причастие Святых Христовых Тайн не как лекарство для своей  травмированной убийством другого человека души, а как готовящийся поразить врага и получающий помощь именно для этого деяния.

а разве не во власти Бога - дать воину эту помощь или нет?..

     04:42 16.04.2023 (1)
Но заметьте, Виктор, что исходя из вашей фразы - Бог с тем кто победил.. Можем ли мы согласиться, что где победа там и Бог? Думаю, что нет. В Писании, Бог дарует победу не только правым, но и их противникам, чтобы вразумить богоотступников.. Я же говорил о правоте победителей лишь с человеческой точки зрения. Историю пишут победители.. И уж в этой истории победители будут воинами света, а проигравшие злодеями.
Жаль, что Светлана постоянно педалирует тему СВО и мы уходим от вопроса, который поднят в заметке. Этот вопрос очень конкретный - законно ли причастие перед боем? Стоит ли искать сочетания с Иисусом перед предстоящим убийством?
Только со службы пришёл.. Христос Воскресе!
     19:21 16.04.2023 (1)
Алекс, я не большой специалист по богословию и мои рассуждения
основаны больше на логике... логика Бога мне, как, наверное, и всем
смертным, не подвластна... Вас, насколько я понял, больше волнует
в этом вопросе положение священника, проводящего обряд Причастия,
нежели тех, кто его получает... в бою в данном контексте возможны два
варианта - причастие перед боем получили оба противника, либо один
из них... Вы рассматриваете оба случая или только первый?..
и еще вопрос - совершение обряда гарантирует ту помощь от Бога,
о которой Вы говорите?.. 

Воистину воскресе!

     23:30 16.04.2023 (1)
Моя позиция, Виктор, следующая:
1.Причастие в среде военнослужащих, не является чем то осознанно востребованным. Его солдату могут предложить священники, убежденные в том, что это нечто для солдата полезное. Причем польза здесь может пониматься двояко: и как польза для спасения души и как польза для более успешного выполнения боевой задачи. Обе эти стороны мне кажутся, мягко говоря не христианскими..
2.Основываясь на личном опыте, могу повторить, что практикующих христиан я в окопах не видел. Любая христианизация солдат на войне есть дело искусственное и замешано на вере в удачу и страх смерти. Все это в рамках проповеди Евангелия более чем сомнительно..
3.Само по себе причастие не может быть сопряжено с активным участием в боевых действиях. Так как соединение со Христом и последующие за этим убийство врага, есть действия разнонаправленные..
4.Соработничество замполита и священника выглядит очень двусмысленно и не просто девальвирует служение пастыря, но даже и извращает его..
Я не пацифист.. Про политические взгляды не хочу здесь говорить, так как это запрещено правилами сайта.. Вопрос, который я поднимаю - чисто богословский и может быть интересен, только практикующим христианам.. Не очень понял, почему Светлана бросилась обличать меня в каких то грехах. Священники, зачастую не допускают до причастия женщин после аборта, а здесь поголовно предлагается причащать солдат, которые лишают жизни, пусть и противника, но ведь такого же человека, как и они сами.. Спасибо, Виктор, за проявленный интерес!
     01:51 17.04.2023 (1)
мне сложно Вам чем-то возражать аргументированно, да я, собственно,
и не стремлюсь к этому, но вот что я нашел на тему причащения...

Если отлученный от церкви находится на грани смерти или тяжело болен, ему
не откажут в причащении

участие кого-то в активных боевых действиях связано не только с убийством
им врага, но в равной степени со смертью этого участника... т.е. его
можно отнести к категории находящегося на грани смерти...

     08:51 17.04.2023
Всё так.. Но грань смерти, должна быть реальной угрозой, а не потенциальной опасностью. Ваш справедливый аргумент диктует необходимость нахождения священника в госпитале, где смертельно раненый может попросить о последней исповеди и причащением перед смертью. Именно так - смертельно больной причащается на пороге смерти, а не здоровых солдат потчуют Святыми Дарами для успешного выполнения боевых задач (как звучит в ролике)..
     00:33 16.04.2023
1
Я это пыталась объяснить. Но человек "не понял" и сказал, кто победит, того и Бог. Отакэ. Верой тут и близко не пахнет. А политикой за три версты несёт. И богоборчеством. 
     21:20 15.04.2023 (1)
Светлане М..
Когда заканчиваются аргументы, то следует череда голословных обвинений и направление собеседника в ЧС)))
На самом деле, Светлана, я отчасти завидую вашему мироощущению.. Мироощущению, где есть свои и чужие.. Где свои хорошие, а чужие плохие.. Все это очень удобно для нашего смутного времени, но увы - увы, мир сложнее.. И Россия не страна святых и объединенный Запад не сборище сатанистов.. Но это ладно.. 
В дальнейшем, читателей, я просил бы данную тему не связывать с событиями на Украине.. Обсуждаемая тема - это богословский вопрос..
     00:02 16.04.2023 (1)
1
Извините, Пасха. Спорить на Пасху, да ещё с человеком, у которого подмена на подмене в диалоге, провокация на провокации - не хочется. Надеюсь, вы не обиделись? Лучше сделать паузу. 

А меня пугают "православные", которые занимаются лукавым извращением православия. Путают Иуду с Христом. В православии нет ни эллина, ни иудея. Не РПЦ подменила религию политикой и русофобией. Если вы сделаете вид, что " не поняли", о чем разговор, то говорить не о чем. Пляски в ограбленных храмах, проклятия и насилие видели все. Как и запрет языка и многое другое. 
Уравнивать не надо тех и других.

 Другое дело бремена носить друг друга - это так и есть. Носим. Наши солдаты спасают мирных. Наши врачи спасают пленных. Не слышали? 
А эти убивают. И к вере их "антимораль националистов" не имеет никакого отношения - это их идеология. Убивать, мучить, казнить, торговать людьми и совершать террористические акты. 

Они не с Иисусом Христом, а против него, этого не видит только тот, кто "не видит разницы" Между Христом и антихристом. И который " не видит" очевидного, у которого "нет аргументов" там, где все уже разжевано и в рот положено на серебряной ложечке. 

И наконец. Россия с Украиной не воюет. Войну ведут совсем другие люди. Им плевать на украинцев. Они их просто убивают, швыряя в эту мясорубку, дураков. Православные не воюют между собой. Воюют чужие известные страны против России руками несчастных людей. Которые согласились на многое, пошли на компромиссы с лукавым, прежде чем открыто служить сатанистам и воевать за их интересы. Иногда насильно. Тех кто отказывается - убивают. Вы "не знали" и об этом? Не верю. 

Это относится к людям по обеим сторонам границы. И как на Западе, так и у нас, и на Востоке - есть те и другие. Надеюсь, словосочетание "духовная брань" вами будет понято как и подобает понимать православному, а не "православному". Мы не лютеране. У нас не принято интерпретировать Святое Писание, выворачивая его наизнанку. 
Вы не можете этого "не понимать".
Значит, осознанно лукавите. 

Возможно, после Пасхи этот разговор продолжим. А может и нет. Одно дело когда человек заблуждается. И другое, когда он " сомневается" и "заблуждается" в бооольших кавычках! 

Надеюсь, вы не обиделись настолько, чтобы кричать об этом на площади) Пусть Господь объясняет вам в чем состоит Таинство Причастия. И пусть соблазн, который вы транслируете, не повредит малых умов, не исказит их. 
Светлой Пасхи, кто бы вы ни были и чем бы вы ни руководствовались, "богослов". Всего хорошего. 
     00:09 16.04.2023
1
Христос Воскресе! Не будем искушать друг друга в такой день. 
     12:03 15.04.2023 (2)
 Это важно с той точки зрения, что воин получает причастие Святых Христовых Тайн не как лекарство для своей травмированной убийством другого человека души, а как готовящийся поразить врага и получающий помощь именно для этого деяния.

Откуда взялось такое утверждение? 

Таинство Причастия это не химический препарат, не банка энергетиков, и всякая психотропная дрянь. Когда человек с Богом, он исполняет Его волю. Его душа способна подчиняться Его воле. И в момент гибели душа сопричастна Богу. Верующие люди боятся умереть наглой смертью без покаяния и Причастия. И больше ничего. 

Опыт чеченской войны не надо представлять как действительность сегодня.  Священники, церковные служители и насельники монастырей помогают, в первую очередь для гражданского населения, это защита от анонсированного не раз геноцида, ещё - многое, от еды до медицинской помощи, уход за тяжёлыми больными. Для души. Исповедь например принять у умирающих и причастить. Или причастить перед боем - вдруг человек погибнет. 
Обычно безбожники рассуждают о том, что значит Причастие, с их точки зрения, и что церковь должна делать, по их мнению. 
О религиозном на войне у Кадырова, или Апти. Вот кто знает кто такие шайтаны и зачем на фронте сегодня священники. С той стороны с первых дней привлекали слуг сатанинских - помните Порошенко в рясе чудил? Они благословляли убивать жителей. И в рясах, и без ряс. А наших православных священников гонят, жгут церкви, убивают и принижают из роль на войне. Знаете, кто это делает? Враги. На войне нет неверующих. Даже сатанисты верят в Него. 

Светлой Пасхи.
     19:28 15.04.2023 (1)
И в момент гибели душа сопричастна Богу - хм.. а в момент убийства врага, душа причастившегося солдата сопричастна Богу?
     20:15 15.04.2023 (1)
По всякому бывает. Спасение души происходит по воле Господа в разных формах и обстоятельствах. Если человек убивает безоружного или пленного, это убийство. И не важно с чьей стороны. Грех не перестаёт быть грехом никогда. То же касается мучителей. Нормальный человек не будет глумиться над человеком и пить его боль, страх и кровь. Это не бой. Это сатанизм. 
     20:25 15.04.2023 (3)
А вы не думаете, что любое убийство это грех? Да, я писал в заметке - убийство убийству рознь. Но вместе с тем, убийство никогда не может быть негреховным. Именно поэтому причастие перед боем это вещь, мягко выражаясь неоднозначная.. Получается, соединился со Христом в Причастии и пошел убивать другого христианина. Там ведь тоже люди православные.. И они тоже могут причащаться.. В итоге, Иисус соединившись с двумя солдатами стреляет сам в себя.. Эту странность замечали еще историки, когда обращались к междуусобным войнам на Руси.. И там и там, дружинники несут хоругви и иконы со Христом.. Встречаются на поле брани и режут с молитвой ко Господу друг другу глотки.. И где же здесь Иисус?
     21:09 15.04.2023
С каким "Христом" они несут хоругви? Вы вообще знакомы с церковным вопросом на несчастной Украине? Там нет Бога, там Иуда вместо Бога в Новой церкви".. Там с православными видите что делают? Это православные грабят и жгут церкви? Там солдаты умоляли матерей своих не трогать. Да Бог с вами, о какой войне вы тут рассказываете, и о каком "Боге"? 
Вы совсем что-то попутали всё. 
Я кажется поняла, почему вы из Киприана одну фразу выдернули, и то не полную. 
Бог вам в помощь, в понимании того, что происходит. 

Счастливой Пасхи. 



     20:34 15.04.2023 (1)

Получается, соединился со Христом в Причастии и пошел убивать другого христианина. 
А. Р. 

Это о чем вообще? Кто кого "пошёл убивать" и за что?  Они пришли убивать, да. Чтобы установить сатанинские порядки. И убивали 8 лет. Не только на Донбассе. Но и на Украине. На всей Украине. 
     20:47 15.04.2023 (1)
Когда солдат штурмует некий "опорник", то там нет сатаниста, который 8 лет убивал жителей Донбасса. На том "опорнике" парнишка, которого мобилизовали и приказали защищать родину от агрессора. И именно этого конкретного парнишку, причастившемуся солдату придется убить.. Война, Светлана, это не битва добра со злом. Война это решение политических противоречий с применением армии.. Все разговоры, что мы воины света, а они сатанисты - это всего лишь пропаганда. Пропаганда очень важна. Она несомненный фактор будущей победы.. Но по сути, воином света будет тот, кто победит, а проигравшего объявят злодеем. Когда Югославию разбомбили, то Милошевича и его генералов судили за преступления. Почему? Потому что они проиграли войну.. Так же и сейчас.. Кто победит, тот и будет определять виновных.. Конечно же нам, надо побеждать)))
     20:54 15.04.2023
А я и не говорила что война это то что вы сказали. Духовная брань идёт внутри каждого человека. И если несчастный солдат, причастившись, идёт убивать мирных - то у какого он Бога причащается? И что с ним за "бог" такой? 
А Милошевич был не виноват. Они это публично признали. Он жертва. Христос тоже оказался на Голгофе, а не в царских опочивальнях. У вас это тоже вызывает вопросы? Но это вопросы к тем, кто пошёл на такой грех. 
Так и на войне. Один убьёт ребёнка, другой убьёт насильника над ребёнком. Не слышали? 
     20:31 15.04.2023 (1)
Любое убийство грех. Но вы же ответили на этот вопрос в первом абзаце заметки. 
Их подбил на грех лукавый. А наши вынуждены были защищать людей, веру, культуру жизни. 
И уж покаяние грешникам на войне куда уж нужнее. А вы так легко судите, мол, нечего священникам делать на войне. 
Об этом уже написано в комментариях. Потому вопрос такой риторический вызывает ещё большее недоумение. У меня. 
А немцев под Сталинградом грех было убивать? Или какие-то тонкости существуют в этом вопросе? 
     20:50 15.04.2023 (2)
Под Сталинградом наши воины, как то обходились без Причастия Святых Христовых Тайн)) Как вы думаете, наши павшие под Сталинградом воины в раю или в аду? В частях вермахта, кстати, были военные священники..
     20:58 15.04.2023
У бандеровцев тоже свои "священники" с 2014 года. И об этом была речь в комментариях. Вы читаете мои комментарии? 
     20:57 15.04.2023
Вы очень лукаво ответили. Не ответив, перевели разговор. 
Вы мои ответы читаете? 
Мне кажется, вы невнимательно читаете мои ответы. Или сознательно искажаете смысл моих ответов. Не пойму я вас что-то. 
Вы православный РПЦ или как говорят... "Неохристианин"? 
     18:10 15.04.2023 (1)
..Верующие люди боятся умереть наглой смертью без покаяния и Причастия..
А начиная с какого временного промежутка, после последнего причастия, смерть можно посчитать наглой? Если ты, как верующий человек, перед отправкой на фронт поисповедовался и причастился, то с какой стати твоя смерть будет наглой?
..На войне нет неверующих..
С этим я согласен.. Но вера эта отнюдь не православная.. Обычно на уровне суеверий.. Христианства в окопах мне видеть не довелось.. Впрочем, быть может у вас другой опыт боевых действий и вы видели верующих в окопах..
     18:16 15.04.2023 (2)
На фронте люди что, святые и не грешат? Иногда сегодня исповедался, а завтра согрешил. А причащать перед смертью? Это же спасение души, а не раздача индульгенций "впрок"

Хотите видеть христианство и мусульманство в окопах? Даже ездить на Донбасс не надо. 
Вы это серьёзно? И видеть не видите и слыхом не слыхивали? 
Там Спас Нерукотворный  на знамёнах. И в блиндажах, и в окопах. Приезжают неверы, уезжают верующие. 
Об этом невозможно не знать. Не видеть и не слышать. 
     19:10 15.04.2023 (1)
1
Я, Светлана, основываюсь на своем опыте.. В зоне боевых действий я не видел практикующих христиан. Вы говорите о причастии для которого нужен священник. Но есть атрибуты христианской жизни, которые естественны для верующего и для которых священник не нужен. Например чтение утренних и вечерних молитв. Я никогда не видел молящихся на войне военнослужащих. Кроме этого, молитва перед и после еды.. Так же история - ни разу не бывало такого.. Сейчас один мой друг - семинарист, воюет на Донбассе.. Совсем немного от его христианства там осталось.. Вы предполагает, что батюшка своей святостью освятит воинский коллектив? Хм.. А вы не думаете, что он сам опаскудится от прикосновения к бесчеловечным реалиям войны и его образ, очень сильно будет отличаться от православного пастыря.. Еще раз хочу сказать - я не теоретизирую, а говорю то что было в Чечне.. 
Приезжают неверы, уезжают верующие. - это, Светлана, всего лишь красивая фраза.. На самом деле, приезжают обычные люди, а уезжают духовные инвалиды. Человеку после войны нужна серьезная помощь, чтобы он вернулся к нормальной жизни.. И вернутся к ней далеко не все.. Кто то сопьется.. Кто то покончит с собой.. У кого то получится встроиться в нормальное русло..
Это же спасение души - а вы считаете, что без причастия погибшего солдата в рай не впустят))
Причащенные уходят в бой готовыми к смерти - вы даже не представляете, Светлана, насколько это странная и нелепая фраза..
     20:26 15.04.2023 (1)
Вы меня извините, если я превратно вас поняла. Но ваша заметка написана таким образом, что вы косвенно как бы утверждаете, что священники благословляют на убийство Причастием. Это извращение самого понятия Причастие. Такие вещи есть, на ТОЙ стороне. Но там и православие ЯВНО извращено, наглядно, отрицать жто невозможно уже. От грабежа до убийств в церквях. 
А ваша заметка "намекает" что это делают в армии и церкви России ( РПЦ). Это как минимум вызывает удивление. 
Ваш опыт не стоит проецировать на эту войну. Только в том, что это война против террористов, остальные лишь жертвы. Да, и "бедные обманутые украинцы" это жертвы обмана лукавым. Уверена, что вы понимаете о чем разговор. И они с такими же грехами, как и с нашей стороны люди с грехами. 
Вы православный? У православных нет вопросов, они понимают что происходит. 
     20:38 15.04.2023 (1)
Да, я православный.. Вот на службу ночную собираюсь.. И богословие изучал и преподаю уже одиннадцатый год.. Всегда считал, что пребывание на войне наносит христианину такой сильный ущерб, что причащаться во время боевых действий невозможно.. Слишком сильно контрастирует подготовка ко причастию с совершенным убиением врага.. Я даже приводил пример, что Дмитрия Донского со всей дружиной отлучили на год от причастия, чтобы их души несколько умиротворились после пролитой крови врагов.. Послушав инока Киприана, я был весьма озадачен и решил обменяться мыслями по данной теме.. Пока, никаких выводов не делаю, но интуитивно ощущаю некую странность причащения перед боем. Соединиться со Христом, чтобы убить врага. Хм.. Это странно..
И еще.. Я побаиваюсь православных у которых нет вопросов))) 
     20:48 15.04.2023
Соединиться с Христом, чтобы убить врага? Это в какой церкви такое "преподают"? Хм... Действительно странно... Это ваша мысль? Что ж вы с ней так спорите? Она только ваша. В православии этого и близко нет. Или это на Украине такое "богословы"  от странной религии такому учат? Я такого от наших богословов не слышала никогда. Это ересь. 

Я побаиваюсь православных у которых нет вопросов))) 

Зачем извращать сказанное? Православные на Украине понимают, что происходит. Православные знают что гонения происходят. На себе испытали. 
Про "духовных инвалидов". А в мирной жизни их нет? На войне если человек с Богом, не будет " духовного инвалидства". А нелюди инвалиды. Так было всегда. 
     18:20 15.04.2023 (1)
На то есть военные священники. Чтоб не было "суеверий" в виде странноватых "алтарей" известно кого. 
Об этом знают все. Кто там побывал. Это же не тыл, где можно притворяться "незнайкой" И говорить на чёрное, будто оно белое.
     18:23 15.04.2023
Наглая смерть - это внезапная ранняя смерть без подготовки человека к ней. Причащенные уходят в бой готовыми к смерти. И спасены бывают не все. Каждый предстаёт перед Богом в том, в чем пришёл. Но у каждого есть шанс. Что тут непонятного? 
     20:23 13.04.2023 (1)
Алекс, мне очень понравилась затронутая Вами интересная  тема.
Вот только заметил бы, Вы не раскрыли не искушенному в богословии Читателю, что такое Причастие.
"Прича́стие (греч. κοινωνία (кинониа) — приобщение; μετάληψις — принятие) (Евхаристия – от греч. Εὐχαριστία (евхаристиа) — благодарение) — таинство, в котором хлеб и вино прелагаются в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа, после чего верующие потребляют их во оставление грехов и в Жизнь Вечную".
Другой момент. Таинство причастия имеет свои каноны: пост, исповедь, литургия. Как это можно исполнить на передовой, на войне?
Почему Вы сделали упор в своей заметке именно на убийстве во время войны?
     21:43 13.04.2023 (1)
1
Я, Леонид, предполагал, что заметка может быть интересна только тем, кто уже в теме.. Невозможно в рамках маленького текста рассказать про переживания и смыслы таинства Причастия.. Поэтому я и не стал углубляться, полагая, что отреагируют немногие, но те кто отреагирует поделятся мыслями "про" и "контра".. Что касается соблюдения необходимых для причастия правил, то здесь все довольно просто.. Причащают в таких случаях запасными дарами, то есть Телом пропитанным Кровью, которое было заготовлено ранее. Литургия в этом случае не обязательна. Пост и прочтение молитв, ввиду экстраординарных обстоятельств тоже необязательны.. Остается - исповедь.. И в этом самая большая загвоздка. Нельзя просто поисповедать грех убийства.. Нужно время чтобы душевное смятение, которое рождено убийством пришло внутри человека к естественному успокоению.. Кроме этого, Иисус, по Евангелию, был скорее пацифистом, чем защитником родины. Поэтому причащаться для достижения неких состояний способствующих победе в бою, это дело сомнительное. В любом случае, мне хотелось бы не рациональной дискуссии, а обмена мнениями на уровне интуитивных оценок озвученной иноком Киприаном практики..  
     22:11 13.04.2023 (2)
1
Понял Алекс.
Вот только как на фронте, в боевой обстановке отойти от рациональности.
О  Боге можно говорить в тылу, нам с Вами дискуссировать, но не тогда когда идет бой, ждешь атаку или ты уже в атаке. Посторонние мысли просто собьют человека с панталыку.
Знания, умение, сосредоточенность - вот успех выжить, а не причастие.
Очень не понравились сравнения священника с замполитом (которые сегодня пропагандируют одну партию, завтра другую) инока Киприана. Много в его словах РАЦИОНАЛЬНОГО, а не  размышлений о духовном.
В армии от рационального не уйти. У нас служат православные, мусульмане, буддисты, иудеи.
Теперь что, организовывать ШТАТ религиозных работников.
Грешно предлагать, но прочтите мою работу НАКАНУНЕ.
     22:29 13.04.2023 (1)
1
Не нашел, Леонид! Скинь пожалуйста ссылку на рассказ!
     22:37 13.04.2023
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=71778
     22:24 13.04.2023 (2)
1
Мне очень близки ваши мысли.. Есть такая расхожая поговорка, что в окопах нет неверующих.. Я в общей сложности был на двух чеченских, непосредственно в зоне боевых действий, около двух лет.. Верующих там среди бойцов не обнаружил от слова совсем и священников не видел. На войне не до духовных материй. Там все жестко и прозаично. Душа каменеет и ее уродство начинаешь ощущать просто физически.. Мое мнение, что священнику на передовой делать нечего. Вместе с тем, священник очень может помочь человеку вернувшемуся с войны.. Но это уже совсем другая тема))) Спасибо за внимание.. Рассказ ваш обязательно прочту!
     23:07 13.04.2023 (1)
1
Доброго вечера. Тему интересную для раздумий подняли. Т.б.в страстную неделю.
Простите, что немножко вклинюсь в диалог, но я уверенна, что когда солдатам требуется по их внутреннему состоянию помощь священника непосредственно во время боевых действий, и когда она до них доходит-это и есть Божий промысел. Господь не ограничивает ни временем ни местом человеческий путь к спасению души. Напротив всегда и везде ведёт за собой. И все управляет как надо. 
     23:19 13.04.2023 (1)
И не поспоришь, Юлия, с вашими словами насчет Промысла Божия.. Другое дело, что я основываюсь на личном опыте. Опять же, так и хочется произнести избитый штамп, что всему свое место.. А передовая это очень плохое место для проповеди.. На передовой, знаете ли, даже очень хороший батюшка, во время артобстрела вместо молитвы матюкаться станет, а если задержится там на месяцок, то совершенно точно забухает.. И еще, небольшая поправка, насчет верующих в окопах.. В окопах нет верующих христиан, но там пышным цветом расцветает всякая суеверная чепуха. Если начать перечислять военные поверья, что к чему, то можно книгу написать.. Так вот, коснись случиться, какое нибудь недоразумение в присутствии священника и его очень быстро могут занести в число неких примет.. Ну, типа, если поп приехал, то точно кого нибудь убьют.. Я это не со зла, Юлия.. Я уж двадцать лет, как в православной тусовке.. Отучился и преподаю одиннадцатый год.. И посты в епархии разные занимаю.. Просто всему свое место.. И в организации института капелланов я вижу больше рисков чем пользы.. 
Спасибо за проявленный интерес.. С наступающей Пасхой Вас))
     23:31 13.04.2023 (1)
2
Я понимаю о чем Вы говорите...и о суевериях тоже. Причём они всегда имели место там, где есть риск для жизни. Всему свое место, как Вы верно подметили. И Воину многое прощается, как Вы знаете. 
     00:03 14.04.2023 (1)
1
Знаете, что думаю? Чеченские войны отличаются от нынешней войны...совершенно разные предпосылки, совершенно разные цели,и ведь от этого зависит и боевой дух солдата в т.ч.И как мне видится сейчас существует определённая закономерность в противостоянии меж теми, кто предаётся гонениям на церковь и теми, кто защищает свою землю и отстаивает Веру, Жизнь. Вы просто посмотрите беспристрастно на тех, кто смотрят друг на друга в прицелы...
Я ж не могу сказать с уверенностью, что Воину, пришедшему на отдых после боя, всенеприменно требуется покаяние, но...уверенна,что доброе, мудрое слово, на каком бы языке не было б произнесенно(лишь бы на понятном), искренняя сопричастность, отеческая забота, внимательность и внимание,даже тоже простое ожидание возвращения с задания, способны снять напряжение,"я со своими"...все ж остальное в среде человеков есть человеческий фактор,как и все, что над нами-Божий промысел. 
Доброй ночи. Взаимно с приближением Светлого Воскресения. 
     00:12 14.04.2023
     22:38 13.04.2023
Алекс, рад, что мы поняли друг друга. С уважением
     19:35 13.04.2023 (1)
Алекс, а в чем отличие одного убийства от другого? Как не крути - это всё равно убийство. Тут конечно можно рассматривать войну как оборонительную и нападающую. На какой стороне бог? Да ни на какой -убивать нельзя, ибо одна из заповедей - не убий. Если мы оправдываем убийство по какой либо причине - мы отходим от бога. И чем больше оправданий мы придумываем, тем дальше от нас бог.

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
​Я нынче в церковь не хожу. Не могу...нет там бога нынче...


     19:59 13.04.2023
Есть такая философская концепция - сопротивление злу силой. Человек берёт оружие и заявляет, что не позволит причинять зло другим. При этом он сам, защищая других может совершить убийство. Так вот предполагается, что такое убийство оправдано, так бездействие будет более греховно. Этой концепции противостоит идея тотального пацифизма. Некоторые христиане предполагают, что настоящее христианство абсолютно пацифистское. Но мой вопрос не в этом. Даже если христианин не пацифист, он не может не чувствовать того, как душа претерпевает ущерб (я бы даже назвал это осквернением) от лишения жизни другого человека. Можно ли в этом состоянии причащаться? Обычно, человеку требуется время, чтобы душевные раны затянулись. В канонах церковных даже прописывались временные промежутки, необходимые для покаяния. Здесь же мы видим, что христианство из непацифистского превращается в активномиллитаристское. Это вызывает вопросы. Прежде всего с точки зрения традиционного понимания Евангелия.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама