Заметка «Уда»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Баллы: 10
Читатели: 99 +1
Дата:
Предисловие:
ловец слов

Уда

Оле о своём

1
Перечитываешь Бунина? Собственно, в яви не только слово его, но и личный души портрет, вживую. И считываешь теперь же не Бунина-писателя, но Бунина – человека. И где-то, кажется, определяешься всуе рядом с ним, если не в себе ищещь.
Тоже и до Салтыкова-Щедрина, в контрасте. В меньшей степени откровенное, интимное отображение (откуда тебе о нём знать – древний критик насмешкою великою закрыт и, кажется, всклокочено империей озабочен), но вот именно слово колкое, ехидное, но слово вельми честное – в приятии.
И всегда – с грустью земляческой: повествовательный и полиморфный Паустовский («Повесть о жизни», надобно перечитать, пережить наново).
Добротный природы документалист – Пришвин… замечательный натуралист, если бы только не страсть его неуёмная: в охотку пострелять.

2
Вот что приносит тебе чтение: затаённую зависть к совершенной простоте изложения: не мудреность казуистическая, не бездумная и поверхностная игра словами (почти всегда спорно грамматически и стилистически представленная), но людская понятливость и согласительное переживание вычитанному.
Собственно, твои недавние работы, хотя бы и несколько натужно, да занятны… но зачем же так несносно загружены раскидистой и изломанной буквою? Их бы, как минимум, выпрямить да вылечить от махрового нечитабельного эгоизма и разгульной клоунской эксцентрики, вклинить малость прямой и внятной речи, обязательный сюжет вставить – глядишь, и повесть пришлась. Нет же, никакого к этому урочного норова в наличии.
Ладно, и сё – посильная гимнастика. Тренируешь творчества условную мышцу вдоль и поперёк, не надрываясь заботою о маломальском продвижении вверх, размешиваешь мутноватый коктейль из ничтожно значимых слов, разве мало?
Что бы такое глубинное, но объяснимое изыскать, не измываясь над собственным временем, не расходуясь в сортировке значений и знаков? Зачем, в самом деле, вся эта заумь – нынешняя, нудная? Вот же, две крайности: или этак, или уж очень никак:

Сколько раз, отверженным даже и в чаяниях, решал он взмыть над леерами — и сгинуть, пропасть. Да выплыть, может, где-то, но только совсем другим и в другом времени… но кидало от волны к волне — прежним поплавком, и неумолимые птицы пограничья всматривались в давно мёртвые глаза, а ему казалось — жив. И напрасно пыталась освободиться от сетей прошлого озябшая душа, и другой, выплывший и бездушный, смеялся над ним из зияющей пустоты иного Времени...

Ну, ясное дело – не Бунин, и не Пришвин, да и ты не совсем забыл, как стояще пишется поразительное и трагедийное.
Но полегче с финалами, подельщик…

3
Сколько живых книжек и журналов окружило твой долгий рыбацкий досуг... Ты – владелец этого, издавна соблазнительного чуда, ловец-любитель. Как поживают они, изловленные тобой, пленённые и усчитанные постранично разноликие странницы? дышат ли ещё?
А вот мир теперь другой! Художественное слово в нём – лишнее напоминание о прошлом; миллионы слов теперь напрасны, фабулы человеческие заменены и упрощены. Метания, сомнения – прочь! История – бред, жить одним днём и жить в нём материально обеспеченно любым способом – вот стратегия. Кто не с нами – ноющие недоумки. К ним и писатели принадлежат.
Вот как: не надо любить Букву, стало быть.

Пишешь, значит – дышишь… Мнится: тебя помнят и как-то да оценивают – оттого ли, словно разделён на части улов в садке: где мельче, что покрупней. Само же стороннее мнение о качестве вылова всегда любопытно – читающему, познающему сочинителя кажется иная трепещущая свежесть третьесортной… Что, голодный автор? рыбку пробуют и гурманы, будь готов.

Словоцвет… Слова бесцветны, раскраска – прихоть пишущего. Из ничего рождается нечто – иррациональной игрою интеллекта. Буквальная боязнь – фобия быть похожим – ограничивает до ступора. Спасает тщеславие: «А вот кому серых текстов, есть большой выбор»… да никому! Художник так видит; отойдите на расстояние – вам станет яснее. О, расстояние! Ты – человечески обычен, а вот далее – или нырок из пресных вод озерца в творческий океан необъятности… ну… или как тебя понять и принять получится.
Ты – мастер? Кстати, о классиках: писали одинаково посредственно! Цвета, при этом, отображали естественными. Цвет – вот главное, в нём – соучастие быть дано. Этакое душевное совокупление – до слезы, до дрожания, до мурашек! Совпадение в цветопередаче: ты и твой читатель – естество едино целое. Надеюсь…
Вот так, на мели играючи, слово чаянное и выскочило.
Поймал, буквоед?

-------------------------------------
вослед опубликованному
-----------------------------------
иронические иллюзии
--------------------------------
2003, 2023
-----------------------------






Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     15:01 13.07.2023 (1)
С удовольствием поддерживаю  - магия как она есть. А ведь ты и не ведаешь силы своей)
     12:46 14.07.2023 (1)
1
Силы приложения или укрощения или украшения?
Спасибо, Оля. Рад, и в удовольствии жмурюсь. 
А магия чего?
))
     12:48 14.07.2023 (1)
магия Слова!
     13:23 14.07.2023
1
Не вопрос, конечно. Но таки оное не чисто: 
натурою мужицки саркастически глядится.
И, похоже, с любовью вообще так нельзя.
Автору на заметку...Женщина свята есть. 
Спасибо за Слово, Оля.  
     12:44 13.07.2023 (1)
Просто магия, да и только.  
Волшебно! 
     12:53 13.07.2023
Не знаю, речь тут о словесах... и только.
А вот отклик - волшебен.
Благодарю.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама