Заметка «Ольга Комова. 1970 - 1996. Хрупкая... Нездешняя... Ритуальное убийство поэтессы»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 12
Читатели: 138 +1
Дата:
«Ольга Комова»
Предисловие:
­­­«Всё это было правдой…»

Поэт божьей милостью творит мир, необходимый людям, мир прошедший и будущий, мир, хорошо выдуманный и плохо устроенный… Он хочет его открывать и рассказывать о своих открытиях, потому что люди рождаются делать открытия. Уверен, что для чуткого читательского сердца таким открытием обязательно станет поэзия Оли Комовой.
Её поэтический дар необычен и редок по своей природе. В её стихах нет изощрённой версификации, эпатажности, нарочитости, в них всё пластично, подлинно и объединено гармонией полиритмического звучанием.
Она ничего не имитировала, она сочиняла своё, и потому её стихи подкупают и завораживают.
Поэтический мир Оли Комовой фантасмогоричен. Это мир — крошечных карнавалов, миниатюрных театрально-цирковых представлений, в которых она, не скрываясь от действительности, видела выросшую в небе сосну с синими глазами, смешные острова, спящие на ресницах чудака-философа, дворника, торгующего за горизонтом слонами, слышала, как тоскует варенье, бежала заступаться за актёра по кличке Ротшильд и отчаянно жалела всех, всех, всех, сопротивляясь миру мещанской успешности своей растерянностью, печалью, самоиронией и скорбью, искренне удивляясь «…И как вы без меня ещё живёте / И как вы можете дышать в квартире / Где нет меня / Ведь это ненормально…».
Стихи Оли Комовой всякий раз возвращают меня к размышлениям: это — поэзия. Поэзия! Что это — поэзия? Сам не знаю. Иногда, кажется, что догадываюсь. Иногда — что совсем не понимаю. На неё похожа литература, но поэзия на литературу — ничем. Поэзия — это порыв, всплеск, вспорх, всхлип… Ритм — это движение. Рифма — зацепка и оттолкновение, и светящийся звук, звуки, за которыми — образы. Их много и мало. Они отчётливы и размыты. Ритм — это дорога, по которой идут смыслы. Идут потому, что язык овладел поэтом, раскрыл его, стронул и дал возможность идти делать открытия. Литература — это не всегда поэзия, но поэзия — это всегда литература. Её нельзя изучить. Её физически не существует ни в каком виде. Вывести из состояния равнодушия — это, пожалуй, всё, на что она способна, и даётся она автору не за тем, чтобы его узнали и запомнили, а чтобы себя почувствовать, — вдруг жив ещё, вдруг, то, что он видит и переживает, надо кому-то. В такие минуты он чувствует, что если все мы даже не догадываемся, что такое поэзия, то почему бы ему не попробовать сочинять таким образом, о котором все мы даже не догадываемся.

Полюбив стихи Оли Комовой, мне незачем становиться сторонником её поэзии, потому что, как утверждал знаменитый андалузец, «не сторонники нужны поэзии, но влюблённые», и с этим я безоговорочно солидарен.

В. Гольнев

Ольга Комова
(1970 — 1996)

* * *

Чудак-философ
Покупает тёплый воздух
И одуванчики
И добрые слова
Он плачет от восторга
Глотает папиросы
Спят на его ресницах
Смешные острова
На островах — волшебники
И сказочные феи
На островах — художники
И Вечная Весна
Там по ночам художников
Целует королева
И дарит им на память
Прекрасные слова

* * *

Пушистый, апельсиновый тигрёнок
Пришёл ко мне вчера на день рожденья
Он мне читал стихи и удивлённо
Смотрел на собственное отраженье
Я, — говорит, — похож на витаминку
И лучше витаминки не найдёте
Я сказочен, прекрасен как картинка
И как вы без меня ещё живёте
И как вы можете дышать в квартире
Где нет меня
Ведь это ненормально
Я удивительный
Я самый лучший в мире
А это просто даже нереально
Пушистый, апельсиновый тигрёнок
Ушёл, но обещал вернуться снова
А я, — а я его поцеловала
Я никогда не полюблю другого

* * *

Мой маленький, мой вредный
Беспомощный герой
На крылышках победы
Влетает в мир иной
Теперь он пишет письма
Что холодно ему
И плохо греют листья
Подземную тюрьму
Жестокий месяц Август
Уходит навсегда
И тихо замерзает
Бесцветная вода
Мы в мире чёрно-белом
Останемся вдвоём
И будем целоваться
А вечером умрём
И ты меня забудешь
И я тебя забуду
Окончится веселье
И мы сдадим посуду
И снова постареет
Мой чёрно-белый мир

Ведь мне его оставить
Никто не разрешил

* * *

Рыжий, рыжий парикмахер
Улыбается прохожим
Он рисует на асфальте
Изумительные рожи
Он рисует на асфальте
Бесконечных великанов
А они стихи читают
Про моря и океаны
В океане утонули
Тридцать три стихотворенья
Мы устали, мы уснули
От борьбы и огорчений
Не грустите — вы талантливы
Улыбайтесь — вы красивы
Рыжий, рыжий парикмахер
Улетает в небо синее
Он вернётся, он вернётся
И подарит нам удачу
Никогда не сомневайтесь
Будет так, а не иначе

* * *

Одна чирикнутая фея
Жила под снежным покрывалом
Она всё время улыбалась
Она проблем не замечала

Её соседи пили водку
Они правительство ругали
Она питалась лунным светом
Забытыми стихами

Не верьте прошлогодним снам
Они всё время врут
Не пейте водку по утрам
Вас феи не поймут

Летит, летит по облакам
Селёдка и бульдог
Не пейте водку по утрам
И вас полюбит бог

* * *

Всё это было правдой
Всё это было ложью
Всё было очень просто
И в то же время сложно
А жить мы будем долго
Возможно целый год
Всё будет замечательно
Или наоборот
А солнце — это солнце
А радость это радость
Её на всех делили
Вот нам и не досталось
А горе – это горе
Всего лишь и не более
Всего четыре буквы
И больше ничего…
А холод это холод
Обычная простуда
И что нам остаётся? —
Надеяться на чудо
А чудо это чудо
Оно приходит поздно
И жизнь всего лишь шутка
А шутка несерьёзна…

* * *

На войне, как на войне
А чего же вы хотели
Вы мечтали чтобы вас
И любили, и жалели
Успокойтесь, чудес не бывает
На войне всегда убивают
А всё-таки надо жить
Надо во что-то верить
Надо кого-то любить
И лицемерить
Невозможно жить на свете
Невозможно умереть
Мы не сволочи – мы дети
Нас бы взять, да пожалеть
Захотели, разбежались
Никому мы не нужны

А какими бы мы стали
Если б не было войны!

* * *

У меня у идиотки —
Вид обманутой сиротки
Я сиротка так и быть
Мне уже недолго жить
Мой дружок меня покинул
Не могу его забыть...
Ах мой милый
Как ты мог
Сволочь ты — а не дружок

* * *

Когда я стану старенькой
Когда я стану лысой
Я буду замечательной
Трагической актрисой
Я напишу четвёртый том
Хронических записок
Построю сумасшедший дом
Из розовых ирисок
А в девяносто девять лет
Я стану итальянкой
Ну просто ослепительной
Влюблённой иностранкой
Ну где же он, ну где же он
Мой милый иностранец
Мой сладкий сон, волшебный сон
Пленительный засранец
Он изменил, он обманул
Несчастную меня
Его любовь я не верну
Напьюсь пожалуй я
Ах ради этого глотка
И стоило любить
А если жизнь слегка горька
То так тому и быть

Стихи про любовь

Слушай, давай делиться
Бери половину неба
И половину солнца
И половину луны

А звёзды мы поделим
Как только пересчитаем
В общем, забирай свою половину вселенной
Мы всё поделили?
Ничего не забыли?
Кажется, всё
Ну и будь счастлив
И живи на своей половинке...

* * *

Не грусти, улыбнись, пожалуйста
Посмотри, какая кругом летает музыка
Но она не для нас
Она для композиторов
Они-то знают, что с ней делать
Они её ловят и засушивают
И хранят потом в своих тетрадях
Интересно, когда они поймают всю музыку
То чем мы будем дышать?

* * *

Сорок лет тому назад
Сорок лет тому вперед
Я красавицей была
А теперь наоборот
Ах мой милый Августин
Всё прошло, прошло, прошло
Мы с тобой теперь грустим
Как же нам не повезло
Мой игрушечный король
Улыбнись мне на прощанье.
И забудем, милый мой
Наши прошлые страданья
Жизнь прошедшая была –
Бесполезна и сурова
Как же я не умерла
Почему я бестолкова
Почему, да потому
Так уж получилось
Очень долго я живу
Очень глупо жизнь сложилась

Источник - Виталий Гольнев 

Ольга Комова. 1970 - 1996. Хрупкая... Нездешняя... Ритуальное убийство поэтессы

Смерть поэтессы Ольги Комовой

Из этой хрупкой, нежной и, как многие тогда говорили, "нездешней" девушки могла бы получиться самобытная российская поэтесса. В этом сходятся многие, кто лично знал Ольгу Комову в девяностые годы прошлого столетия и слушал ее проникновенные стихи.

📝

Мечтала стать актрисой... 

Если в свои 24 года она еще и не полностью сформировалась в творческом плане, то уж точно видела окружающий мир как-то иначе, чем все остальные люди. И не стеснялась подтрунивать не только над нашим не самым совершенным миром, но и над самой собой:

Когда я стану старенькой, когда я стану лысой,
я буду замечательной трагической актрисой.
Я напишу четвертый том хронических записок,
построю сумасшедший дом из розовых ирисок…

Друзья рассказывают, что Ольга жила с мамой. Долго мечтала стать актрисой, пыталась даже работать в театре "Вера", но что-то у нее не сложилось. Потом вплоть до трагической гибели была социальным работником, разносила старикам пенсии.

Еще, как говорят, она очень хотела выпустить свой первый сборник стихов, даже иллюстрации к нему были готовы. К сожалению, эта долгожданная книжка Оли так и не вышла при ее жизни. В апреле 1996 года девушку нашли мертвой.

📝

Открыли сезон…

- В ночь 21 апреля 1996 года поступило сообщение, что в лесопосадках, что в окрестностях поселка Дубравный, произошло убийство молодой девушки, - рассказывает старший следователь прокуратуры Сормовского района Нижнего Новгорода Игорь Лодзинский.

- Как потом выяснилось, энтузиасты из разных городов России, включая нижегородцев, в тот день решили открыть туристический сезон и группой человек в тридцать выехали на природу в район поселка Дубравный в Сормове.
Выбрав подходящее местечко, компания развела костер. Ребята выпили шампанского. А часа через полтора кто-то из них заметил, что куда-то исчезла одна из девушек. В последний раз ее видели в компании странного мужчины, который только в самый последний момент затесался в их круг. Начали ее искать, долго кричали, но девушка все не отзывалась.

Наконец решили прочесать всю окрестную территорию и в конце концов нашли. Буквально метрах в пятидесяти от костра, на взгорке лежала совершенно голая Ольга - с широко распростертыми руками, словно ее кто-то распял.
Попытки сделать искусственное дыхание несчастной ни к чему не привели. Прибывшие врачи скорой помощи смогли только констатировать смерть от удушения.

- Что примечательно, над местом преступления в тот момент светила полная луна, и кто-то из студентов вдруг обмолвился, что это последнее полнолуние перед Вальпургиевой ночью, когда на шабаш слетаются ведьмы, - вспоминает следователь.

По его словам, всю эту шумную компанию тогда милиция доставила в дежурную часть Сормовского РУВД, где каждого требовалось допросить с оформлением протокола.

Так как вырванным с отдыха студентам 
было тошно сидеть в казенном учреждении, они пытались поднять свое подавленное настроение песнями под гитары, и милиционеры им не запрещали петь.

- Я определился с тем, кто из всей этой компании наиболее важные свидетели, поэтому, отобрав человек пять, допросил их более подробно, - продолжает Игорь Лодзинский. - От них я узнал, что погибшая - это Ольга Комова, которую видели с чужаком, прибившимся к их компании буквально в самый последний момент. Отказать практически не знакомому мужчине в поездке на природу ребята просто не решились. Он тоже куда-то странным образом исчез.


 Охота на бывшего военного

Сотрудники уголовного розыска выяснили, что, будучи уроженцем Одесской области это мужчина по фамилии Кокош выдавал себя за отставного офицера Советской армии, инженера, некогда занимавшегося ракетной техникой. Хотя это явно не сочеталось с внешним обликом "бывшего военного", который был неопрятно одет, и от него вечно исходил запах бездомного человека.

Знакомые Кокоша рассказали сыщикам, что тот снимал квартиру где-то в Московском районе Нижнего Новгорода, и
милиционеры оперативно установили ее точный адрес и выехали на место.

- Хозяйкой квартиры оказалась молодая мать, воспитывавшая маленькую дочку, - поясняет подполковник милиции в отставке Михаил Касторский, возглавлявший в то время отделение по раскрытию убийств уголовного розыска Сормовского РУВД.

- Когда мы к ней приехали, женщина подтвердила, что Павел действительно снимает у нее комнату, но после 20 апреля она его не видела. Тот куда-то исчез, не забрав вещей. Мы не стали скрывать от женщины, что подозреваем Кокоша в ритуальном убийстве девушки, поэтому посоветовали, дабы избежать возможных неприятностей с ее ребенком, сообщить нам сразу же, как только ее постоялец объявится.

Его вещи мы описали и изъяли, после чего стали "пробивать" вокзалы областного центра на предмет возможного приобретения подозреваемым билетов. Однако это не дало результатов - никаких билетов на междугородние рейсы Кокош не приобретал. Неужели он залег на дно в самом Нижнем или его окрестностях?

Поскольку оперативникам было известно и то, что Кокош подрабатывал где-то в Нижегородской епархии, они стали отрабатывать и эту информацию. Рядом с Благовещенским монастырем в те годы восстанавливалось здание семинарии, и на этом поприще кормились, помогая строителям, бездомные, одним из которых был Павел Кокош. Монахи поведали милиционерам, что некоторое время Павел честно работал, но затем внезапно пропал, прихватив с собой какие-то иконы.

Сотрудники Сормовского уголовного розыска дважды организовывали возле семинарии засады, но беглец здесь больше так и не появился. А примерно месяца через полтора-два им позвонила домохозяйка из Московского района и сообщила, что ее постоялец как ни в чем не бывало вернулся.

- Мы тотчас же примчались по адресу и задержали Кокоша, - продолжает Михаил Касторский.

- На первых же допросах выяснилось, что задержанный действительно уроженец Одессы, но никакой он не офицер в отставке и вовсе не инженер-ракетчик, а самый обычный бомж, который регулярно мотается из одного региона бывшего Советского Союза в другой и побирается. Причем иногда, если ему подфартит, и подворовывает по мелочам. Что примечательно, с собой у Кокоша всегда имелся компас и подробные спутниковые карты нашей страны.

По словам самого Кокоша, за неимением денег он давно уже не пользовался транспортом, а ходил только пешком, преодолевая иногда расстояния во многие сотни километров.

Так, сразу после убийства Ольги Комовой он не решился возвращаться на съемную квартиру, а сразу же отправился в дальнюю дорогу. В Кировской области ходок несколько дней провел в каком-то местном монастыре, где успокоился и также пешком вернулся обратно.

📝

Ведал, что творил

- Оперативники доставили Кокоша в Сормовское РУВД, где он собственноручно написал явку с повинной, в которой особенно настаивал на том, что совершил именно ритуальное убийство - якобы приносил тело невинной девственницы в жертву сатане, - говорит старший следователь Игорь Лодзинский.

- Я с ним тогда долго общался и из разговора узнал, что Кокош исповедует странную для здорового человека религию - сатанизм.

Не удивительно, что его в конце концов направили на стационарную психиатрическую экспертизу, которая признала его вменяемым. Но до этого Кокош участвовал в следственном эксперименте с выездом на место, где показал и рассказал нам во всех подробностях, как совершал свое гнусное преступление.

Так как место убийства Ольги Комовой находилось на границе двух районов, но уже с балахнинской стороны, уголовное дело Игорь Лодзинский передал своему коллеге из прокуратуры Балахнинского района, который уже и направлял его в суд.

Нижегородскому областному суду показалось недостаточным заключения нижегородских экспертов-психиатров, и он направил Кокоша на обследование в столичный институт имени Сербского. Там подсудимый дважды проходил стационарную психиатрическую экспертизу и все-таки был признан вменяемым, который прекрасно осознавал, что творит, поэтому он обязан нести уголовную ответственность за содеянное.

В итоге Нижегородский областной суд воздал убийце должное, приговорив его к 15 годам колонии строгого режима.


📝

...Как-то Ольга Комова записала в своем блокноте:

В космической глуши, в заброшенном раю,
на острове любви я кончу жизнь свою.
Там вечный чистый снег, холодная вода.
Вот только не уйти оттуда никуда…

Эти пронзительно звенящие строки стали для талантливой нижегородской поэтессы фатально-пророческими…

Константин ШИШАРИН.
Послесловие:

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     15:04 13.01.2024 (1)
нет слов.. спасибо за материал..
     23:19 13.01.2024 (1)
Да, страшная история. Тогда вся эта мерзость только начиналась. И этот отморозок не один такой был. 
     12:57 14.01.2024
 я вас с интересом читаю... всегда...
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама