Уничтожение мелких неприятных дел
Бывают в нашей жизни дела, требующие, может быть, совсем немного времени, но неприятные. Позвонить недружелюбному клиенту; вызвать наконец сантехника; попросить шефа о повышении зарплаты и т. п. В тайм-менеджменте такие задачи называются «лягушками».
«Лягушки» часто подолгу откладываются и грозят перерасти в большие неприятности. Обидно получается: задача, требовавшая 5 минут, откладывалась неделями и поэтому переросла в проблему, на решение которой придется потратить много часов.
У испанцев есть поговорка: «Каждое утро съедай лягушку». Действительно, начав день со съедения одной «лягушки», вы весь день ходите бодрый и радостный. Про остальных «лягушек» вы не вспоминаете — они остались на следующие дни. И наоборот, если утром «лягушку» не съесть — она будет весь день маячить где-то на горизонте и отравлять жизнь. Как пишет один ученик ТМ-школы: «Я думал, у меня стада „лягушек“, зеленые ковры вокруг меня… А когда ввел „правило ежедневной лягушки“ — они все разошлись за две недели».
Крупную неприятную задачу бывает легче решить, разбив ее на большое количество мелких «лягушек».
«Разглобализация» крупных задач
Чем менее жесткий срок исполнения у задачи и чем она при этом крупнее — тем труднее, как правило, заставить себя ее выполнить. Особенно это касается очень крупных задач, в терминологии тайм-менеджмента — «слонов». Например:
— написание диссертации;
— ремонт в доме;
— изучение иностранного языка;
— улучшение своей физической формы.
Главная наша проблема при работе со «слонами» — склонность русского человека к глобализации, укрупнению задач.
«…Глобализировать проблему и тем ее угробить — первая и, главное, почти бессознательная реакция российского человека. Навык, культура, ритуал.
Меня такому приему обучил когда-то мой руководитель. Тогда мы были заняты внедрением компьютерного контроля в химическом производстве. Я споткнулся на аммиаке: процессы опасные, компьютеры слабые. И решил пока придержать это дело. Так и сказал на совещании: мол, рано, я против. Никто меня не понял, решили: вот молодой ретроград.
А мой руководитель отвел, помню, в сторону и прочел целую лекцию: „Вы правы, но поступили неправильно. Надо было говорить наоборот: да, товарищи, это прекрасно. Компьютеры открывают гигантские перспективы. Им скоро можно будет поручить не только контроль, но и оптимизацию, информацию, управление. Давайте же прямо сейчас примем решение заняться подготовкой этой гигантской программы… Вот если бы вы так укрупнили проблему, все были бы за и дело умерло бы само собой…“» (Юрий Лужков, «Российские законы Паркинсона» http://www.luzhkov.ru/)
Единственный способ побороть эту страсть к глобализации и все-таки «съесть слона» — разрезать его на маленькие измеримые «бифштексы» и каждый день съедать один такой бифштекс. При этом важно нарезать «слона» на такие «бифштексы», каждый из которых действительно приближает вас к съедению «слона».
Например, английский язык. «Бифштексы»: в неделю выучить столько-то слов, посмотреть столько-то фильмов на языке, столько-то часов пообщаться с носителями языка на интернет-форумах. Но не «изучать грамматику» — ее можно изучать бесконечно, нисколько не улучшив при этом знание языка.
То есть задать себе план: определённое количество слов выучить, определённое количество часов отзаниматься. Будешь считать слова и поглядывать на часы: сколько ещё осталось? По-моему, эти "бифштексы" отобьют и последнюю охоту к иностранному языку.
Перечитала Главу II ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ МАЛЯР из "Тома Сойера", хотела понять, как Тому удалось увлечь мальчишек покраской забора. Почему никто не хотел красить забор, когда Том готов был платить за покраску забора, но выстроились в очередь, чтобы этот же забор красить, когда Том стал взимать с них плату за возможность этот забор покрасить? Марк Твен даёт такой ответ:
Сам того не ведая, Том открыл великий закон, управляющий поступками людей, а именно: для того чтобы человек или мальчик страстно захотел обладать какой-нибудь вещью, пусть эта вещь достанется ему возможно труднее. Если бы он был таким же великим мудрецом, как и автор этой книги, он понял бы, что Работа есть то, что мы обязаны делать, а Игра есть то, что мы не обязаны делать. И это помогло бы ему уразуметь, почему изготовлять бумажные цветы или, например, вертеть мельницу — работа, а сбивать кегли и восходить на Монблан —удовольствие. В Англии есть богачи-джентльмены, которые в летние дни управляют четвёркой, везущей омнибус за двадцать — тридцать миль, только потому, что это благородное занятие стоит им значительных денег; но, если бы им предложили жалованье за тот же нелёгкий труд, развлечение стало бы работой, и они сейчас же отказались бы от неё.
"Работа есть то, что мы обязаны делать, а Игра есть то, что мы не обязаны делать".
А разрезание "слона" на "бифштексы", обязательные к исполнению, превращает Просто работу в Работу в квадрате.
Вместо этого нужно настроиться на удовольствие, получаемое от выполнения таких работ. Превратить Работу в Игру.
Ниже ещё один совет, который у меня лично - ну никак не работает.
Личные награды и наказания
Мало грамотно структурировать неприятные дела и разделить их на «бифштексы». Желательно создать для себя дополнительную мотивацию на ритмичное, регулярное съедение этих «бифштексов».
Первый, самый простой способ — давно известный человечеству «метод кнута и пряника».
Одна из участниц ТМ-тренинга рассказывает: «У меня есть достаточно напряженная программа тренировок: бассейн, фитнес и т. п. Если я ее выполняю, то в конце месяца позволяю себе шопинг на определенную сумму. Если не выполняю — позволяю себе шопинг на другую сумму, гораздо меньшую. Это и кнут, и пряник одновременно».
Если есть "определённая сумма денег", то шопинг я могу себе позволить сразу, вместо тренировок. Как в известном анекдоте, где бездельника, лежащего на пляже, учили работать, чтобы делать деньги, с целью разбогатеть и, разбогатев, лежать на пляже, ничего не делая. Бездельник логично ответил: "А я и так лежу и ничего не делаю".
То же самое с советами награждать себя шоколадом и т. п. Такие награды скорее демотивируют.
С крупными задачами я знаю только один способ победить лень: полюбить работу, получать удовольствие от самой работы.