Заметка «Зачем?.. Почему?.. Для чего?.. Для кого?..»
Тип: Заметка
Раздел: О людях
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 21
Читатели: 213 +1
Дата:
Заметка «Зачем?.. Почему?.. Для чего?.. Для кого?..» самая оцениваемая(5) работа за сутки
10.09.2023
Заметка «Зачем?.. Почему?.. Для чего?.. Для кого?..» самая читаемая(12) работа за сутки
10.09.2023

Зачем?.. Почему?.. Для чего?.. Для кого?..

          


          Старые песни о главном - это вовсе не "Хвастать, милая, не стану", "Хорошие девчата, заветные подруги" и "Старый клён". (Хотя и они - тоже.)
          Песни о главном - это песни о жизни и смерти.
          Такие были в СССР.
          Их писал Микаэл Таривердиев. Который - вновь акцентирую - не только "Я спросил у ясеня" и "Если у вас нету тёти".

          В 1966 году к спектаклю Московского государственного театра имени Ленинского Комсомола "Прощай, оружие!" Таривердиев создал цикл вокальных музыкальных номеров. Уже не раз отмечалось, что вокальная музыка Таривердиева имеет узнаваемый индивидуальный стиль. В некоторых случаях Микаэл Таривердиев называл свои музыкальные произведения песнями, есть у него романсы, есть и зонги. Но очень часто вокальная музыка Таривердиева - особенно вокальные циклы - это больше речетативы, чем собственно пение. (Тоже - черта его индивидуального стиля). Речетатив не предъявляет высоких требований к вокальному мастерству. Главное в нём - донести до слушателя мысль, заключённую в произведении. Именно поэтому, не будучи выдающимся вокалистом, композитор и сам часто исполнял свои произведения. Сохранилось немало записей. Надо отметить, что не избежал Таривердиев и пародирования его стиля. Тем не менее, прошло время, а музыка его - осталась.
         
         В 1972 году советское телевидение выпустило фильм, в который вошло несколько (шесть) номеров из музыки к спектаклю "Прощай, оружие!". Случайно обнаружил этот фильм на ютюбе. Огромное спасибо владельцу канала, опубликовавшему этот фильм.

        Первая песня - "Зачем?.." Именно там звучат слова, вынесенные мною в заголовок. Поэтому, может быть, кто-то из вас, увидев название заметки, начал смутно припоминать, что уже где-то встречал эти слова. Припев песни построен на многократном повторении задаваемого вопроса. (Приём этот часто использовался композитором. Есть он, например, в известной его песне "Кто ты?.." и в других.) Вопрос, остаётся, разумеется, без ответа... Вернее, ответ на него каждый из нас должен найти сам.
        Вторая песня - "Единственная любовь моя". Её, как и последующие три, исполняет молодая Елена Камбурова.
        Третья песня - "По мокрой земле" - является в этом фильме логическим центром. Говорить ничего не буду. Сами услышите.
        Четвёртая песня -"Любовь и сострадание". Возможно, она была записана отдельно от остальных. Эффект "пения в пустом зале" усиливает воздействие этой "Аве Марии" XX века. Даже мелодические обороты похожи. Да, это молитва. Молитва по ушедшим. Убитым.
        Пятая песня...
        Тут начну вот с чего.
        Вы знаете, что такое твист?..
        "Лучший город земли"... Вспомнили?.. "Пе-е-сня плывё-о-от, сердце поё-о-о-от...", ну и так далее...
        Так вот. Представьте, что в стиле твиста исполняется... danse macabre, пляска смерти, проще говоря. Представили?.. Вот это и есть пятая песня - "Хвала Рождеству".
        Последний, шестой номер, вошедший в фильм. "Вечно живые". Вновь исполняет его сам композитор. Реквием. Как же ещё можно прощаться с оружием?.. 
        
        Задумаемся: фильм был снят пятьдесят лет назад.
        Конечно, это было предупреждение.
        Но никто не внял. 
  
 



          К сожалению, в фильм 1972 года вошли не все вокальные номера, написанные Микаэлом Таривердиевым к спектаклю "Прощай, оружие". По крайней мере, в той версии, что доступна на ютюбе, фильм начинается с "Зачем". А вообще-то бОльшую известность получил зачин этого цикла - "Топот ног". В нижеследующем ролике он есть. С него он начинается. И кто бы ни исполнял это произведение, чувство возникает только одно - тот самый "экзистенциальный ужас".
          В ролик вошли ещё некоторые номера, которые отсутствуют в фильме. Видеоряда в нём нет, но не это главное.
          Да, а сколько же всего номеров было композитором создано к спектаклю - установить трудно. Даже на официальном сайте Микаэла Таривердиева указан состав цикла не полностью.

          Пожалуй, всё.
          Остальное - в музыке.








Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     22:09 02.01.2024
Смысл жизни мне известен. И методика обнаружения смыслов тоже.
     01:24 10.09.2023 (1)
1
Середина 60-х - очень интересное время в СССР. В искусстве тогда происходил явный подъём. Возможно, это было связано с огромными надеждами, связанными с приходом в лидеры страны довольно молодого, энергичного и весёлого Леонида Брежнева. Тупой идиотизм "хряка" Хрущёва ушёл в прошлое и людям вдруг захотелось возрадоваться. Отсюда и фильмы Гайдая, и невероятный взлёт театрального искусства, и та же советская "Пиаф" - Елена Камбурова... А потом - август 1968-го и набатом евтушенковское "Танки идут по Праге! Танки идут по правде..." И всё - начался морок, длившийся аж до середины 80-х. И затем - радостный приход молодого, энергичного и весёлого Горби... И опять - взлёт надежд и искусств. Рок-группы, авангардная живопись, фонтан нового в кино (одна только "Асса" чего стОила!), очереди в библиотеках за толстыми журналами... Упоение! Свобода слова! Но... Вышел телефильм "Убить дракона" и ознаменовал собой скорый конец всем надеждам. А потом ГКЧП и Ельцин - молодой, энергичный, весёлый и опять - выброс нового и яркого... И опять всё закончилось обманом и горечью... А уж сейчас - совсем кошмар! Для того, чтобы сказать что-то, нужно использовать эзопов язык и показывать народу древние зонги Таривардиева... Были на Руси времена плохие, очень плохие, но более ПОДЛЫХ ещё никогда не было!
     01:35 10.09.2023 (1)
Спасибо за историческую справку, Борис, но, право, я не очень понимаю, к чему её применить?..
Я написал заметку вообще-то с целью привлечь внимание к факту искусства, которое говорит о вечных ценностях. В первую очередь о ценности человеческой жизни. А в политические экскурсы углубляться - это несколько иное занятие.
     01:54 10.09.2023 (1)
Я Вас понял. "В ЧЁРНОМ-БЕЛОМ НЕ ХОДИТЬ, "ДА" И "НЕТ" НЕ ГОВОРИТЬ!"
     02:26 10.09.2023 (1)

Нет, почему же...
     16:07 10.09.2023
Почему? Так страшновато как-то... Страх, он, мля, подминает и корёжит...
     21:58 09.09.2023 (1)
***
Лил дождь - холодный, серый - лил и лил,
И под шинелью вымокла рубаха.
А он, он так красиво говорил,
Что мы уже не чувствовали страха.
   Он призывал. Он вспоминал народ.
   И честь, и долг. И мир несём мы миру...
   Он всё сказал. И мы пошли вперёд,
   А он вернулся в тёплую квартиру.
(C)
     22:03 09.09.2023
Да, так бывает часто.
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама