Заметка «Почему человек умнее других животных» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: О людях
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 103 +1
Дата:
Предисловие:
От чего зависит эффективность психики или почему человек вырвался вперед. Психофизиологические факторы, влияющие на эффективность индивидуальной и социальной адаптации у животных.

Почему человек умнее других животных

Конечно, не каждый человек умнее других животных, но в среднем по популяции человек имеет невероятно большой отрыв за счет чего построил свою цивилизацию. И у такой эффективности психики есть определенные причины.



Длительность критических периодов развития

Мозг развивается поэтапно, повторяя этапы развития предков. В каждом из критических периодов развития особенно легко формируются распознаватели, характерные для данного типа развития: зрения, слуха, осязания, распознаватели сразу нескольких таких модальностей, связь распознавателей восприятия с программами действий и т.д. (fornit.ru/ax1-32, fornit.ru/ax1-12).

Во время критических периодов развития, мозг животного более подвержен формированию новых связей между нейронами и изменениям в структуре мозговых регионов, что делает адаптивность более эффективной. Если животное не получает необходимого опыта и стимуляции во время этих периодов, его способность к адаптации может быть ограничена или затруднена.



Чем длительнее критические периоды развития у животного, тем более эффективна индивидуальная адаптивность

Длительные критические периоды развития у животного дают больше времени для влияния окружающей среды на формирование поведения, навыков и физиологических характеристик. Это способствовует более глубокой и тщательной адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Эффективная индивидуальная адаптивность в данном контексте означает способность животного успешно приспосабливаться к различным условиям выживания, что может повысить его шансы на выживание и размножение.

Важно отметить, что критические периоды развития могут различаться в зависимости от вида животного и его особенностей. Например, у некоторых птиц критический период развития, связанный с приобретением опыта в пении, может быть относительно коротким и протягиваться всего на несколько недель или месяцев. В то же время, у некоторых млекопитающих, таких как человек, критические периоды развития могут быть гораздо более продолжительными и простираются на годы, особенно в отношении развития социальных и когнитивных навыков.

Таким образом, длительные критические периоды развития позволяют животным лучше адаптироваться к окружающей среде и формировать индивидуальную адаптивность, основанную на опыте и обучении.

У обезьян критический период развития зрения может продолжаться в течение нескольких месяцев после рождения, в то время как у человека он простирается на более длительный период, до примерно 7-8 лет. В этот период дети формируют основы зрительных навыков и восприятия, которые будут влиять на их зрительное восприятие в будущем.

У обезьян, таких как шимпанзе или гориллы, критические периоды развития, связанные с социализацией и приобретением навыков общения, могут продолжаться в течение нескольких лет. В этот период молодые обезьяны активно учатся от своих родителей и других членов группы, формируя основы своего социального поведения и умений.

У человека критические периоды развития занимают еще более продолжительное время. Например, критический период развития речи происходит в раннем детстве, примерно с 6 месяцев до 5 лет. В течение этого периода дети активно изучают звуки, слова и грамматику своего языка и формируют основы коммуникации.

Вот основные периоды развития мозга у человека:


От зачатия до 15 мес

Стволовые структуры

Основные потребности выживания — питание, укрытие, защита, безопасность. Сенсорное развитие вестибулярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения

15 мес — 4,5 г

Лимбическая система

Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображения, памяти, овладение грубыми моторными навыками

4,5-7 лет

Правое (образное) полушарие

Обработка в мозге целостной картины на основе образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления

7—9 лет

Левое (логическое) полушарие

Детальная и линейная обработка информации, совершенствование навыков речи, чтения и письма, счета, рисования, танцевальных, восприятия музыки, моторики рук

8 лет

Лобная доля

Совершенствование навыков тонкой моторики, становление внутренней речи, контроль социального поведения. Развитие и координация движений глаз: слежение и фокусирование

9—12 лет

Мозолистое тело и миелинизация

Комплексная обработка информации всем мозгом

12—16 лет

Гормональный всплеск

Формирование знаний о себе, своем теле. Уяснение значимости жизни, появление общественных интересов

16—21 год

Целостная система интеллекта и тела

Планирование будущего, анализ новых идей и возможностей

21 год и далее

Интенсивный скачок в развитии нервной сети лобных долей

Развитие системного мышления, уяснение причинных связей высшего уровня, совершенствование эмоций (альтруизм, любовь, сочувствие) и тонких моторных навыков



Особенности развития организации механизмов осознания и выделили развитие человека среди других животных в творческом плане как наиболее эффективное. У животных с более развитой психикой заметно более продолжительны периоды критического развития, в течение которых они нарабатывают больше более разнообразного опыта в структурах лобных долей.



Набор наследственно предопределенных функциональных механизмов

Если у данного вида животных в определенный момент эволюции возник новый механизм, функция которого придала этой особи преимущество, то он закрепляется в потомках. Этот механизм, в свою очередь, может мутировать во что-то дающее еще большие преимущества и так развиваться неограниченно долго. Но, если развитие данной зоны мозга эволюционно завершено, то данная функция защищается от дальнейших мутаций (fornit.ru/50319) и более никак не развивается.

Так у разных видов животных образуются свои наборы наследственно предопределенных функциональных механизмов. Проскочив какой-то этап совершенствования, данный вид уже не может пойти по такому пути развития. Поэтому все виды, кроме человека, остановили совершенствование некоего пока не изученного, но существенного механизма, который обеспечил "Интенсивный скачок в развитии нервной сети лобных долей" после 21 года.

Лобные доли мозга, или префронтальная кора, являются частью мозга, ответственной за высшие когнитивные функции, принятие решений, планирование, эмоциональный контроль и социальное поведение. Вот некоторые сравнительные различия между лобными долями у животных и человека:

Лобные доли у человека отличаются большим размером и сложностью по сравнению со всеми другими животными. У человека лобные доли занимают значительную часть мозга и имеют большое количество нейронов и связей между ними. Это позволяет нам выполнять сложные когнитивные задачи и обладать развитыми социальными навыками.

Лобные доли у человека играют важную роль в планировании будущих действий. Они позволяют нам осознавать свое существование, свои мысли и эмоции, а также разрабатывать долгосрочные планы и стратегии.

У человека лобные доли играют ключевую роль в социальном поведении и контроле эмоций. Они помогают нам понимать и интерпретировать эмоции других людей, регулировать свои собственные эмоции и принимать социально адаптивное поведение.

Лобные доли у человека также связаны с коммуникацией и языком. Они позволяют нам обрабатывать и производить речь, понимать грамматику и смысловую нагрузку слов, а также участвовать в сложных социальных взаимодействиях.

Хотя у других животных также есть лобные доли (или их вообще нет), они обычно менее развиты и не обладают такой же сложностью и функциональностью, как у человека. Лобные доли являются одной из ключевых особенностей, которые отличают человека от других животных на уровне анатомии мозга и позволяют проявлять более высокий уровень психической деятельности.

Современные нейронаучные исследования указывают на различия в функциональной активации лобных долей у человека и животных во время выполнения различных когнитивных задач. У человека префронтальная кора обеспечивает выполнение сложных когнитивных задач, таких как планирование, принятие решений и самоконтроль.

Если рассматривать десятое поле Бродмана префронтальной коры, то его объём у человека занимает в среднем 1,2 % от общего объема мозга, у бонобо — около 0,74 % от общего объёма мозга, у шимпанзе — 0,57 %, у горилл — 0,55 %, у орангутанов — 0,45 %, у гиббонов — 0,23 %.



Моделирование существа Beast (fornit.ru/beast) позволило выявить суть ключевого для психики образования в лобной коре мозга: развитие и совершенствование специализированных структур, выполняющих информационные функции (fornit.ru/66141). Эти структуры обеспечивают особенности и эффективность процесса осмысления наиболее актуального образа среди всего, что активно в восприятии. Чем больше набор информационных функций и чем более эффективно они устроены, тем более быстро и результативно происходит процесс обработки актуального образа, осмысление (fornit.ru/50394).

Но какими бы мощными и эффективными не были механизмы осознания, они могут бесполезно простаивать в состоянии лени.



Неудовлетворенность существующим

Сам факт того, что при удовлетворенности существующим нет стимула искать новое, оставаясь на текущем уровне адаптивности, достаточно очевиден и прямо-таки "витает в воздухе". Поэтому существует немало работ и теорий, которые выражают идею о том, что "неудовлетворенность существующим" является главным фактором человеческого прогресса. Вот несколько примеров:

"The Innovator's Dilemma" (Дилемма инноватора) - книга Клейтона Кристенсена (Clayton Christensen), в которой автор исследует, почему успешные компании, следуя стандартным практикам и стратегиям, часто проваливаются перед новыми конкурентами. Он аргументирует, что компании, которые удовлетворяют существующие потребности клиентов, могут упустить возможность инноваций и прогресса, пока не появится "неудовлетворенность существующим" и спрос на новые решения.

"The Progress Paradox" (Парадокс прогресса) - книга Грега Иппа (Gregg Easterbrook), в которой автор исследует парадоксы современного общества, где достижения и прогресс не всегда приносят счастье и удовлетворение. Ипп утверждает, что "неудовлетворенность существующим" может стимулировать человека к исканию новых целей и улучшению своей жизни.

"The Happiness Hypothesis" (Гипотеза счастья) - книга Джонатана Хейда (Jonathan Haidt), в которой автор исследует факторы, влияющие на счастье и благополучие людей. Хейдт рассматривает идею, что человеческий прогресс и развитие происходят, когда люди ощущают "неудовлетворенность существующим" и стремятся к лучшему.

Теория дефицита и мотивации,предложенная Абрахамом Маслоу, утверждает, что люди имеют иерархию потребностей, начиная от базовых физиологических потребностей и заканчивая потребностью в самореализации. Когда одна потребность удовлетворяется, возникает неудовлетворенность и мотивация стремиться к удовлетворению следующей потребности. Это побуждает людей искать новые способы улучшения и прогрессирования.

Теория


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     14:13 17.11.2023
Замечательно
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама