Заметка «БУЛГАКОВ.ПСИХОСОМАТИКА.»
Тип: Заметка
Раздел: Философия
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 10
Читатели: 97 +1
Дата:

БУЛГАКОВ.ПСИХОСОМАТИКА.

БУЛГАКОВ. ПСИХОСОМАТИКА.

      © В.В.Луговский


«К концу жизни пришлось пережить ещё одно разочарование – во врачах-терапевтах.
Не назову их убийцами, это было бы слишком жестоко, но гастролёрами, халтурщиками
и  бездарностями охотно назову».

М.Булгаков


    Как известно, Михаил Булгаков сам был врачом, и вот такая жесткая оценка своим коллегам. Писателя консультировали 24 врача, в том числе 8 профессоров. Однако никто из них не помог ему в лечении болезни. Более того, у Булгакова, который регулярно проходил обследования долгое время не обнаруживали соматических патологий (до 1939 года), установили только невротические расстройства. Прописывали покой, постельный режим, медикаментозное лечение.
    Изучая причины смертельного заболевания  Михаила Булгакова по имеющимся публикациям, пришел к выводу, что причины две – повышенное давление и злоупотребление обезболивающими лекарствами. В результате развился  нефросклероз. В литературе приводятся данные, что болезнь наследственная, однако в благоприятных условиях жизни она бы не получила такого трагического развития. Приём  анальгетиков обусловлен сильной головной болью, вызванной, вероятно, высоким давлением. Лишь 20 сентября 1939 года у Булгакова впервые в жизни его измерили  – 205/120!
    Поговорим о факторах подробнее… Трудности с изданием книг, постановкой пьес выматывали писателя морально и материально. Требовалось днём зарабатывать деньги, а ночью писать роман. Мерзли руки и ноги – он просил жену горячей воды, чтобы согреться. Татьяна Николаевна считала, что эти симптомы  стали возникать из-за хронической усталости. Усталость, вероятно, накапливалась не только в связи с недостаточным отдыхом, но и от постоянного внутреннего напряжения. Позднее писатель будет характеризовать своё состояние уже как безмерное утомление (письмо Енукидзе). Булгаков вынужден    скрывать недавнее прошлое, не принимал революционные порядки, но очень хотел во что бы то ни стало пробиться в литературу – он не собирался отступать. В его натуре была «победительность» (М. Чудакова), которая конечно также создавала напряжение. При этом  много курил, плотно кушал на застольях, длившихся до утра. Сидячий, малоподвижный  образ жизни  не способствовал здоровью. И всё это на фоне жесткого стресса (критики, травли, запретов изданий и постановки пьес, их снятия, отказа в выезде за границу). В его голове уже давно был «браунинг», однако опередил Маяковский.  Два развода  внесли свою разрушительную долю, как и личная травма от Любови Белозерской- однажды выяснилось, что она  не любила писателя. Талант мужа  тоже не ценила – «Ты же не Достоевский!». А он ведь посвятил ей свой роман «Белая гвардия». Для творческого впечатлительного мужчины это слишком серьёзный удар. Сильнейшим разрушительным фактором для Булгакова оказалась ловушка Сталина, когда вскоре после разговора с ним писатель понял, что не управляет своей судьбой. Его судьбой теперь полностью управлял тиран – это, безусловно, создавало внутреннее напряжение, которое превышало  адаптационный потенциал. Все последующие годы напряжение поддерживалось надеждой на обещанную встречу со Сталиным, который просто иезуитски подвесил Булгакова между небом и землей. По мнению М. Чудаковой отказ писателя от выезда за границу во время разговора был гибельным, а, по мнению самого Булгакова, это была роковая ошибка…. Такой же ошибкой было создание пьесы «Батум», которое поддержала, или на которое подбила (по мнению М. Чудаковой) Елена Сергеевна. Здесь четко проявился мотив сотрудничества Маргариты с нечистой силой в «Мастер и Маргарита» - только бы спасти Мастера. В результате жена также погубила Булгакова, как Маргарита погубила Мастера. После запрета пьесы самочувствие писателя резко ухудшилось. Он говорил, что окончательно выбит из седла. В отношениях  Михаила Булгакова и его третьей жены не было «сердца» - отсюда эта трагическая ошибка (см. «Три  жены для Мастера»). Возможная реакция Сталина, выраженная словами Хлудова(«Бег»): «Плохой солдат! Ты хорошо начал, а кончил скверно» (М. Чудакова). Булгаков погрузился в расчёты с самим собой. «Батум» - компромисс писателя, расплата за который скорая мучительная смерть…..
    По свидетельству современников, Михаил Афанасьевич при большой сдержанности всё-таки был очень впечатлительным, ранимым, нервным человеком. Остро вовлекался в переживания по поводу недоброжелателей. Как заметил Михаил Зощенко, люди, которые прикоснулись к систематическому умственному труду, нажили на этом деле неврастению. Булгаков, как и полагается большому писателю, страдал неврастенией, что увеличивало риск возникновения высокого давления в несколько раз. Выжить в подобной жизни, адаптироваться к ней  такому человеку никак невозможно – фатальная потеря здоровья неизбежна, в первую очередь возникает повышенное давление.
    В конце 1939 года Булгаков сообщает о своих отношениях  с врачами: «…к концу жизни пришлось испытать еще одно разочарование – во врачах-терапевтах. Не назову их убийцами,…но гастролерами, халтурщиками и бездарностями охотно назову….» И это совсем не удивляет – медицина пытается безуспешно лечить болезнь, а человек остаётся прежним. «Файл подкачки» сохраняется, а значит болезнь тоже….
    Размышляя над литературной судьбой и болезнью Булгакова невольно вспоминаешь Фонвизина: «Не пишите, молодые люди, не пишите. Вот что со мной сделала литература!»



Реклама
Обсуждение
     20:53 29.11.2023
Точные наблюдения!
Реклама