Михаил Булгаков это поистине человек-загадка среди русских писателей, судьба и творчество его переплетены с мистикой и противоречиями. Он был за Белых, но стал известным советским литератором при Сталине, который покровительствовал молодому дарованию. Но произведения мастера пера подвергались критике и цензуре. Его запрещали к публикации, но цитировали по всей стране.
Булгаков осуществил свою детскую мечту.
С самого школьного возраста Михаил мечтал стать писателем. Уже в первом классе он создал свой первый рассказ, а начиная с пятого класса активно писал сатирические стихи и фельетоны.
Однако под влиянием семьи он отошел от этой идеи. Под влиянием своих дядей-известных врачей и настойчивых уговоров матери о перспективах и хороших заработках этой профессии, он выбрал медицинское образование. В течение нескольких лет после окончания университета Булгаков практиковал хирургией и венерологией днем, а вечерами перо и бумага оставались его верными спутниками. Затем, Михаил оставил медицинскую карьеру и полностью посвятил себя литературному творчеству.
Вражда, пропитанная политическим азартом, бурлила в мирах литературных гениев, столкнувшихся на полях их идеологических представлений. Чаще всего их высказывания о запутанных вопросах искусства и власти переплетались в бурном обсуждении за зеленым сукном бильярдной, там, где каждый удар шаров был отпечатан высочайшим умом и страстью к игре, к жизни, к литературе.
Булгаков был нетерпим к творчеству и характеру своего противника, украшая свои тексты ядовитыми шипами критики. Литературовед Борис Гаспаров сообщает нам, что именно Маяковский стал нечестивым образцом злобного поэта Рюхина из чудовищно-гениального мира "Мастера и Маргариты".
Маяковский, в свою очередь, отвечал на вызов Булгакова своими дерзкими действиями. Один раз он привлек своих сторонников к саботажу спектакля "Дни Турбиных" — пьеса Булгакова. Несмотря на неудачу в организации общественной протестной акции, сам Маяковский явился в театр, чтобы выразить свое недовольство и публично покинуть зал во время представления.
Произведения напоминающие о праздниках советов всегда были объектом насмешек со стороны Булгакова, прерывавшего Маяковского в минуты его поэтического самозабвения. Но однажды сам Булгаков не смог устоять перед соблазном подготовить пьесу "Последние дни" к столетнему юбилею смерти Пушкина. Писатель серьезно подошел к этому творческому порыву и привлек к писанию профессионального пушкиниста, Викентия Вересаева, который помог собрать исторические факты о жизни поэта. Однако разногласия между авторами были столь глубоки, что соавторство было прекращено на ранней стадии. Эксперимент, совершенный Булгаковым в одиночку, носил невероятный характер — центрального героя пьесы не существовало, по его задумке трагедию Пушкина зрители должны были видеть сквозь призму слов и поступков его ближайшего окружения. Этот дерзкий акт творчества не нашел одобрения ни у критиков, ни у цензуры, и премьера спектакля состоялась лишь уже после трагической утраты самого мастера слова.
В тайных сундуках своего души и дальних ящиках стола Михаил Булгаков хранил вырезки из текстов газет и журналов, где критики раскрывали свои мысли о его творчестве. Вторая жена писателя, Любовь Белозерская, рассказывала, что вначале он гордо демонстрировал эти отзывы, считая, что критика — признак его значимости и актуальности. Не смущало его даже то, что негативных отзывов было значительно больше, чем похвальных: Булгаков подсчитал 298 отрицательных статей против трех положительных. Однако со временем критические высказывания все-таки подорвали его душевное спокойствие. Белозерская вспоминала, что писатель стал раздражительным, страдал бессонницей и был подвержен нервным судорогам.
Одним из самых провокационных произведений Булгакова считается "Театральный роман", изначально названный "Записки покойника". Главным персонажем был литератор, который не смог найти свое место в мире театральных деятелей советской эпохи. Имена Ивана Васильевича и Аристарха Платоновича явно ассоциировались с театральными мастерами Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко.
Несмотря на период сотрудничества с этими знаменитыми режиссерами, отношения с ними испортились, что побудило писателя высмеять их в своем произведении. Именно эта дерзкая шутка и сатира оказались слишком трагичными для цензоров, и книга долгое время оставалась сокрыта от читателя, увидев свет лишь спустя четверть века после ухода мастера.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Кстати, вот такое "писатель стал раздражительным, страдал бессонницей и был подвержен нервным судорогам." присуще и ремесленникам от литературы, и графоманам -тут полно людей с тонкой душевной организацией.