Заметка «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим!" - история и эволюция религии бога Яхве. Часть первая» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: О религии
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 103 +1
Дата:

Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим!" - история и эволюция религии бога Яхве. Часть первая

В рамках данной статьи и в последующих тоже речь пойдёт про божество, которое по праву можно считать самым противоречивым и сложным в еврейской культуре и религии в целом. Ему поклоняются и по сей день, однако далеко не все верующие знакомы с подлинной биографией, которую мы вам с удовольствием и поведаем. Это божество смогло одолеть языческие культы и пройти долгий путь от политеизма к монотеизму, породило идеи и других ныне существующих религиозных течений - иудаизма, христианства и ислама. В мировой истории (за исключением неудачного эксперимента фараона Эхнатона с богом Атоном в Египте) это был первый случай, когда вера в Единое Божество одержало победу как в начале Средневековья, так и в Новом времени. Но мало кто знает первоисточник всех этих религий, о чём он гласил, и ещё меньше - о том, что у Всевышнего было конкретное имя - Яхве. В Танахе - именно так и называется первоисточник известной нам Библии - оно упомянуто около 7000 раз (включая и 13 стихов Техилима, где имя Яхве фигурирует 11 раз).

А вот в синодальном и прочих переводах книги с иврита на греческий (Септуагинта), на латынь (Вульгата) и, наконец, русский языки, слово "Яхве" отсутствует полностью и заменяется термином (и титулом) "Господь". С чем это связано? Со строжайшим запретом не произносить имени Бога всуе, о котором мы поговорим чуть позже.

1. Значение имени Яхве и зарождение яхвизма

Этимология имени "Яхве" до конца не ясна. На иврите традиционно оно обозначает "Тот, кто даёт жизнь всему, пребывая извечно". Но есть и другая гипотеза - слово происходит от аморитского "ia-wi", что означает "дарующий жизнь". В переводе на русский язык часто употребляется выражение "Я есмь" или "Тот, кто сотворил мир". Философ Моше (Моисей ) Маймонид считал, что слово "Яхве" обозначает "абсолютное существование". Также - это Тетраграмматон из 4 согласных на иврите - "YHWH" - ("Йод - Хей - Ва - Вей"). Происхождение Яхве также неизвестно и вызывает у исследователей и богословов множество дискуссий. 1844-й год. Археолог Ричард Леписус обнаружил в Нубии руины древнего города Солеб. Раскопки достопримечательности начались только в 1957 году под командованием Микелы Джорджини. Научные светила были ошарашены, увидев у основания одной из колонн древнего языческого храма времён фараона Аменхотепа третьего надпись "Шасу Яхве". Слово "шасу" раньше обозначало кочевой народ семитов, которых египтяне действительно презирали и объявили вне закона, врагами целой династии правителей.

Учёные осторожно выдвинули предположение, что культ Яхве пришёл в Ханаан из Египта. К тому же, и в Библии есть многочисленные эпизоды, связанные именно с этой страной, и даже у одного из египетских божеств есть созвучное имя - Ях (или Аль-Ях). Этот бог считался богом Луны, ему поклонялись во времена Нового царства (16-11 века до нашей эры), и он постепенно вытеснил Хонсу и Тота в данном аспекте, повторив путь солнечного божества Ра. Также выдвигалась гипотеза и о том, что Яхве был богом пустыни, и его за сходство с этой функцией отождествили с Сетом. Другой учёный, Ниссим Амзаллаг, утверждал, что полномочиями Яхве в семитском государстве (в частности, эдомитян, кенитов, моавитян) являлись металлургия и кузнечное мастерство во времена Бронзового века (примерно 3500 - 1200 годы до нашей эры). Но его раскритиковали в пух и прах. Официально самое древнее упоминание о Яхве было у моавитян. На камне, известном как Стела Меша, начертана надпись: "отнёсший сосуды Яхве в Кемош". Она относилась к местному царю - Моаву Меше, который отнёс в город Кемош священные предметы для поклонения Яхве, когда воевал с Израилем.

Это событие было отражено во 2 главе 3 разделе Книги Царств (где победу над Моавом приписали Израилю), а само население, чьим главным божеством был Кемош, вскоре стало почитать Яхве как собственного Бога и даже дали Ему своё название - в честь города. Моавитский камень обнаружили в 1868 году на территории Иордании. У финикийцев тоже был похожий бог - Йево, который был покровителем города Бейрута. Это дало основания предположить о связи Яхве с морской стихией. Ни для кого не секрет, что раньше в Ханаанском пантеоне и древних эпосах (том же "Цикле Баала") никакого Яхве и сроду не было! Его культ официально зародился лишь в 8 веке до нашей эры. Именно тогда, вплоть до 2 -го столетия до нашей эры, стал формироваться и главный религиозный документ - ТаНаХ, включающий в себя Тору ("Пятикнижие"), Невиим ("Книги Пророков") и Хетувим ("Писания"). Отдельно следуют и главы Брит Хадаша ("Нового Завета" с описанием жизни Иисуса Христа (Йехошуа ха - Машиах), а также - Деяний, Посланий и Книги Откровения). Но пока до окончательного формирования религии было далеко. Евреи жили в Древнем мире разрозненными племенами и общинами, устно передавали друг другу сакральные знания, а потом собрали их по крупицам и задокументировали. Согласно ТаНаху, это произошло на горе Синай после Исхода евреев из рабства в Египте через пророка Моисея (в оригинале - Моше).

До того, как Моисей был рождён на свет и передал заповеди (мицвот) своему народу, члены культа под названием "яхвизм" были немногочисленные и поначалу не давали о себе знать. В Ханаане Яхве был просто упомянут, как один из 70 сыновей верховного владыки Эля/Илу. Следовательно, он стал являться братом Дагону, Моту, Ямму и Баалу, сыном Ашеры/Атират, воплощавшей в себе женское начало. Ранняя версия второй главы 8-9 разделов Дварим (Второзакония) утверждала, что Яхве действительно был сыном бога Эля, а глава 32-я, подразделы 8-9, сообщала, что Эль даже разделял уделы земель между сыновьями, и Яхве досталось правление Израилем. В более поздних изданиях текста по понятным причинам этот отрывок был вырезан. Когда около 1200 года до нашей эры возникло государство Израиль (согласно ТаНаХу, названное в честь одного из патриархов - Иакова, который боролся с Богом Яхве в виде ангела, лишился ребра, но получил благословение), то Яхве стал почитаться наравне с ханаанским пантеоном. Отличие культа было в том, что приверженцы буквально молились на голые стены и ограничивались жертвенником. Ибо Яхве сам запретил себя изображать, и поэтому у людей того времени не было никаких статуй этого божества.

2. "Дворцовый переворот". Захват Ханаана и падение пантеона

Яхвизм с самого начала резко негативно относился к идолопоклонству (слово "идол" на иврите - либо "элиль", либо - "шикуц"), что для языческих верований было вполне обыденным явлением. Также Яхве оказался нетерпим к своим конкурентам и соперникам. Сначала он сверг бога Эля, а все его эпитеты присвоил себе. Божество гор - Эль Шаддай, трансформировалось во "Вседержителя, охраняющего врата Израильские". Даже собирательное наименование для сонма ханаанских богов - Элохим - отныне стало принадлежать только Яхве. Но не только титул и власть отнял у Эля Яхве - он даже забрал себе его супругу Ашеру/Атират. В 1975 году в Синайской пустыне были проведены раскопки, где обнаружили надпись: "Благословен будь Яхве и его Ашера, ибо Он спас нас от врагов!". Затем ТаНаХ, а следом за ним и Библия в привычном нам виде объявили Ашеру ложным богом, которому молилась Иезавель (ее имя означает "Где Господь?") с мужем Ахавом. Это в итоге обернулось страшной гибелью обоим: Ахав погиб на войне, а его жену выбросили из окна, растоптали конями и отдали на съедение бродячим псам (2 Книга Царств 9:33 - 37). Ну, а культ богини Атират низвели до уровня деревяшки во 2 Книге Царств. 17:16, а сам Яхве повелел разрушить Столбы Ашеры - священную рощу богини в 6 главе Книги Судей (25 часть), не устанавливать жертвенника возле ее дерева в 18 главе Дварим (21-22 части), а исполнил поручение пророк Илия во 2 Книге Царств 23:14, когда разломил столбы Ашеры на куски. Это было сделано для того, чтобы сохранить чистоту поклонения Яхве.

По Библии мы знаем Яхве как Бога -Творца, который сотворил мир (и все народы) буквально из воздуха, воспользовавшись одним своим Словом и дуновением (Духом Божиим, Руах Элохим в оригинале), однако это далеко не так. Творцом всего Сущего был именно Эль, а в оригинале ТаНаХа, где процесс созидания описан аж в двух первых главах Берешит (Бытия), Яхве всего лишь упорядочил Хаос (водную бездну под названием Техом), отделив от нее небесный свод и создав сушу и все остальное. В другом варианте нет воды, ее заменяет бесплодная почва, существовавшая изначально. Затем Яхве орошил ее дождём и сотворил людей для ее обработки. При этом Бог вылепил их из глины или влажной земли, как гончар. В оригинале присутствует игра слов: "земля" на иврите не только "Эрес", но и "Адама", а первого человека (или даже собирательный образ людей) назвали Адамом. Миф очень схож с вавилонским сказанием о Мардуке, который использовал для ритуала кровь бога Кингу, а также Ханума из Египта и титана Прометея из греческого мифа.

В другой версии, описанной в Псалме 73:12-17 сообщается о другом способе творения мира Яхве - укрощении морских змеев, символизирующих хаос. Это - Левиафан, Таннин и Раав ("дерзкий"), соответственно. Такие сюжеты мифологии для Ближнего Востока и ранних цивилизаций были не редки: мы знаем, что Зевс боролся с Тифоном, а Мардук одолел Тиамат. После борьбы с Левиафаном Яхве создал день и ночь, установил порядок времен года, тогда как в официальном источнике Он сделал это гораздо раньше. И тут мы медленно , но верно подходим к устранению ещё одного божества - Баала. И тут мы снова обращаемся к библейскому источнику. В 18 главе 3 Книги Царств происходит конфликт между яхвистами и служителями Баала (в те годы ставшего национальным богом Вавилона, равный по почитанию Яхве, а ранее - Хаддад, бог бурь). Разрешил спор пророк Илия, веля принести жертвоприношения обоим богам. Важно не то, что место всесожжения Яхве само воспламенилось, но и сделало это после того, как пошёл дождь. После этого знамения герой целого эпоса -бог Баал - лишился и жертвенника, и его власти над грозами, а его сподвижники были зверски умерщвлены. А ведь когда-то имена богов - Эль и Баал - имели схожее значение - "Господь". И поначалу слово "Баал" отнесли и к Яхве тоже. Появились производные теологические термины - "Иерубаал" ("Господь борется") и "Эшбаал" ("Господь велик"), но когда Яхве уничтожил ханаанского бога и его статуи и жертвенник, слово у евреев приобрело негативную окраску и стало известно как "берет" (позор). Другому Баалу, филистимскому Зебубу - тезке тоже не повезло - в Средние века его понизили до демона и назвали Вельзевул.

И просто ликвидировать Баала как соперника Яхве показалось явно недостаточно. Борьба с морскими змеями была описана хананеянами в "Цикле Баала" как борьба бога бурь с морским божеством Яммом. Там фигурировали Лотан и Таннин. С лёгкой руки безымянных авторов Таннин, ранее убитый Баалом, перекочевал в ТаНаХ, а Лотана заменили Левиафан и Раав. Получается, Яхве приписал заслуги Баала себе, также вместо него вступив в борьбу с Яммом, богом моря, лишив его полномочий повелевать стихией и


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:19 10.03.2024 (1)
То , что было до появления человечества-самая интересная часть истории... Очень мало известно об ангелах и демонах христианства... Церковь всю историю испохабила , даже не задумываясь о целостности картины... Спасибо, очень важная информация для понимания современной цивилизации, ее морали и этики...
     18:29 10.03.2024 (1)
Ангелы появились после падения ханаанского пантеона. Низших божеств -посланников пожалели и переквалифицировали. И крыльев они не имели. А демоны позже возникли. И очень интересная тенденция наблюдается - то, что в оригинале воспринималось как метафора, как термины - Антихрист тот же или Сатана, трансформировалось в сверхъестественных существ, обозначение зла злодейского и вселенского. А все потому, что большинство людей - материалисты, не понимают метафор.
     19:09 10.03.2024 (1)
А Вам не кажется, что слишком просто объяснить пантеон ангелов падением пантеона Ханаана. Меня смущает то, что сами ангелы, в основной своей массе совершенно не связаны с людьми... Очень нечеловеческая иерархия ангелов, их сферы ответственности , их облик ,в конце концов ... Даже архангелы , одни из низших почти не касаются людей, их жизни , проблем и прочая...  Кстати , демоны к людям как-то ближе, не находите?..)))Они как-то понятней что-ли... )))
     19:38 10.03.2024 (1)
Иерархию придумали чуть позже. И архангел - не высший чин. В ТаНаХе все ангелы (малак Яхве, Малак ха Мавет, то есть - Ангел Господень и Ангел Смерти) обычно безымянные. Лишь в Новом Завете появилсяГавриил, а в Книге Еноха - Михаил и остальные. Книгу щас убрали, посчитали не каноничной.
     19:46 10.03.2024
Наоборот, я сказал, что архангелы -одни из низших... Если смотреть верхние триады, там вообще о людях никто не помнит... Да и сам Господь похоже забыл о собственном творении...))) Мне кажется наше упование на его контроль -абсолютное мечтание человечков... Ровно так мы на даче выкапываем прудик и пускаем туда несколько рыбок и, если мы не рыбаки, то дальнейшая их судьба нас вообще не интересует...Мы же упивается самомнением и завышенной самооценкой убеждаем друг друга, что являемся смыслом всей деятельности бога и объектами неусыпного внимания ангелов его...
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама