Заметка «Быть или не быть»
Тип: Заметка
Раздел: Философия
Автор:
Баллы: 8
Читатели: 125 +1
Дата:
Предисловие:

Быть или не быть

Матрица - фильм, который заставляет задумываться о жизни после каждого его просмотра. Каждый раз приходит всё новое и новое видение жизни, если, конечно не ограничиваться просмотром только спецэффектов.
Главная мысль протекающая через всю трилогию - это тема выбора. Есть он или нет, что с ним делать, где он рождается.
Фактически, фильм моделирует сознание человека. В каждом из нас есть свой Архитектор, своя Пифия и свой Нео. Вопрос только в том, как мы примиряем всех персонажей. Кроме того, вопрос выбора всегда сопровождается вопросом принятия. Трудно выбрать путь, но ещё труднее пройти его до конца. Важно не только сделать выбор, но и принять его последствия.
Не стоит забывать, что выбор делает каждый человек. Выбор одного никоим образом не может быть навязан чужим выбором. Да, выбирая, мы учитываем мнение (выбор) других, но только учитываем. Принять или не принять чужой выбор - это тоже выбор.
Важно всегда помнить о последствиях выбора. Ведь, если вы пренебрегаете чьим-то выбором, то будьте готовы к тому, что и вашим выбором кто-то пренебрежёт. Тяжелее всего в этой ситуации принять, что принятие вами чужого выбора не гарантирует обязательное принятие другими вашего. Тут уже приходится говорить о смелости.
Чаще всего требуется определëнная смелость, чтобы не ожидать от других того, что хочется вам. Ожидание - это страх выбора. Зачастую этот страх вполне оправдан. Он определяется недостатком исходных данных. Всегда страшно сделать неправильный выбор, ведь тогда придëтся делать новый, как правило, очень сложный или даже неприятный выбор.
Один мой хороший знакомый научил меня важному принципу - лучше сделать неправильный выбор, чем не сделать никакого. Неправильный выбор после осмысления, вдумчивого анализа становится уроком, который в следующий раз позволит не ошибиться при новом выборе. Не сделанный выбор - усложняет каждый последующий.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     10:48 22.03.2024 (1)
лучше сделать неправильный выбор, чем не сделать никакого.

 Этот принцип не изобретение Вашего знакомого. 

 Этому учат во всех военных заведениях.
 А выборы человек делает каждый день  и не один раз. 
 От стратегических: профессия, местожительства,  работы, жениться-разжениться, родить-не родить и т.п., до  пойти в ресторан или доехать до дома и там поесть. От принять душ сейчас или через час. И таких выборов - вся наша жизнь. )

 
 
     11:33 22.03.2024 (1)
Я не пытался выдумать что-то принципиально новое, как и не утверждал, что озвученный принцип придумал мой знакомый.
Далеко не все учились в военных заведениях, да и не все те, кто учился, осмысленно приняли это учение. В жизни есть очень много вроде бы банальных вещей, которые мы не осмыслив применяем без оглядки на последствия. Собственно и заметка больше не о выборе, как о таковом, а о необходимости думать о последствиях при осуществлении выбора.
Спасибо, что прочитали мою заметку. 
     13:57 22.03.2024 (1)
 Вы предъявляете  излишние требования к человекам.

 Думать больно и очень затратно. Не в деньгах, а в жизненной энергии.
 
 Всё, что успешно смогла сделать советская власть - это научить  людей принимать на веру, то, о чем надо бы думать.
 Думать нас не учили от слова "совсем".

 Предусмотреть все варианты возможных последствий   после  выбора не способен никто. 
 Даже гении могут ошибиться.
 Поэтому Вы призываете к невозможному. )
     14:24 22.03.2024 (2)

Думать нас не учили от слова "совсем".

Вот здесь я не соглашусь. Возможно у Вас такой негативный опыт, но к себе и своему окружению я его отнести не могу. Были те, кто не хотел учиться, так это был их выбор, но те, кто хотел, учились и думать, и читать между строк, и жить своим умом.


Все варианты предусмотреть невозможно, согласен, но уж очевидные последствия своего выбора оценить может каждый. Как в шахматах - даже начинающий должен просчитывать свои ходы хотя бы на пару шагов вперёд, а гроссмейстер просчитывает их на 12 шагов минимум.

Никто не призывает к невозможному. Хорошо, если будет делаться хотя бы минимум.
     14:45 22.03.2024 (1)
 Давайте не переходить на личности? ) 

Что Вы знаете обо мне?  Может быть я шахматист весьма приличный, хотя точно не гроссмейстер. )

 Ну вот Каспаров, непревзойденный чемпион мира. И что? 

Многие его выборы имели не просто негативные, а иногда и трагические последствия.

 Нет. Не проходит Ваша теория. 

Впрочем, у меня нет никаких оснований предъявлять Вам претензии.
 Мало ли что напишет автор? Имеет право! )
 Ну пошелестели мы тут, забавы и ради, и хорошо. Развлеклись!  
     16:21 22.03.2024 (1)
Ни в коем случае не хотел Вас оскорбить. Прошу простить, если задел!

Я в своих размышлениях ничего не говорил о позитивных или негативных последствиях. 

Шахматист, возможно неудачный пример (но самый доступный), поскольку в шахматной партии есть только чёрные и белые. Каспаров делал свой выбор, возможно игнорируя чужой, поэтому оказался перед следующим выбором, определённым последствиями предыдущего.

Ради простого шелестения, как мне кажется, нет смысла вообще что-то писать. Пишем, чтобы увидеть тонкие места в своих рассуждениях или взгляд на поднятый вопрос под другим углом. Я ведь тоже только рассуждаю, исходя из своего опыта и сформировавшегося мировоззрения. Совершенно не факт, что моё мнение верно. Я слышу стороннее аргументированное мнение и либо укрепляюсь в своих выводах, либо пересматриваю их.

Спасибо за диалог!
     16:26 22.03.2024
 Принято!  Никаких претензий! 
 Взаимная благодарность.
     14:40 22.03.2024 (1)
и жить своим умом
====================================

В СССР жить своим умом было практически невозможно - в клетке не летают. И самостоятельные решения человек принимал в очень ограниченном пространстве. Слово "распределение" после окончания ВУЗа помните? А про отсутствие у крестьян паспортов вплоть до 1970-х годов? Какой может быть  "свой ум" при таком положении вещей - все зависело от твоих отношений с председателем колхоза. Или твоих родителей. А про "назначенцев" забыли? Партия могла сказать любому - ты едешь на БАМ строить дорогу! Или ДнепроГЭС. Или Магнитку. Или в Египет, на Кубу, в Африку, на Таймыр, в Магадан. И только попробуй ослушаться, особенно если у тебя в кармане партбилет.
Вы могли лавировать только внутри коридора, который вам определяло государство. Поэтому не стоит самообманываться насчет "своего ума".
     16:11 22.03.2024 (2)
1
Коридор каждый выбирал сам.
У Вас в основном очень негативные впечатления от СССР. На моём жизненном пути встречался разный опыт, поэтому я вполне лояльно отношусь к СССР. 
В любой системе есть плюсы и минусы и любая система создаёт клетки для тех, кто в ней живёт, иначе она очень быстро развалится. И в любой системе есть те, кто принимает правила и в рамках этих правил живёт своим умом, а есть те, кто будет её истово ругать будучи недовольным всем (а скорее тем, что не находятся на вершине по тем или иным причинам). Можно быть несвободным на воле и вольным в несвободе.
Психология человека и социология - штука тонкая, но есть базовые законы, которые чётко определяют для каждого своё место в социуме.
Гость      10:03 23.03.2024
Преимущества есть в той системе, которая соответствует передовым требованиям, а не отсталым. Государственное устройство СССР соответствовало до средневековой цивилизации общества. 
В СССР человек как-то мог себя реализовать только при условии полного подчинения требований КПСС. А требование было одно сиди и помалкивай, никуда не суйся, без тебя разберёмся, твоё место ходить каждый день на работу и выполнять требования бестолкового начальства. 
     16:29 22.03.2024 (1)
У Вас в основном очень негативные впечатления от СССР.
=============================================

Простите, вы с чего это взяли? Почитали отзывы обо мне у господ Пермякова, Самариной, Окропиридзе, Марго, Светланы М.?  )) Да, достойные источники информации. Или вы можете найти хоть одну фразу у меня, оскорбляющую СССР? И вы литератор или так, мимо проходили? Слово метафора вам знакомо? А образность? Это я о том, что "в клетке не летают", а в тоннелях не разворачиваются и задом не ездят.
Зато вы тут написали банальности про то, что "в любой системе есть плюсы и минусы" и про "своё место в социуме". Вы еще бы про яблоко сказали, что оно фрукт. 
А теперь, когда мы с вами прояснили диспозиции, ответьте на три простых и конкретных вопроса:
1. В каком году колхозники получили в СССР на руки паспорта?
2. В каком году был отменен порядок обязательного распределения выпускников в ВУЗах?
3. Кто и каким образом попадал на всероссийские стройки вроде Днепрогэса, БАМа, Магнитки? Или их строило местное население?

     17:31 22.03.2024 (4)
Предпочитаю формировать мнение о людях самостоятельно.

1. Как только в 1974 году начали паспортизировать всех колхозников, колхозы начали загибаться. Так что такая система удержания людей на местах была защитной реакцией государства. Никто не мешал колхозникам направлять своих детей учиться, чтобы в дальнейшем выбрать другой путь, но уж если не способен к учению, будь добр трудиться, где родился. Мои бабушки и дедушки по материнской линии ни разу не пожаловались на то, что у них не было паспортов и они в чём-то несвободны. При этом мама спокойно уехала учиться после школы и стала, кем хотела. Т.е. выбор был.
А где теперь те колхозы, когда имея паспорт и не имея желания работать молодёжь убегает в город, чтобы стать блогерами-шмогерами и т.п.? На селе их хоть к труду приучали.

2. Примерно то же касается и распределения после ВУЗов. Государство оплачивало обучение и требовало за это некоторой компенсации. При чём в замен давало определённые льготы, которые позволяли планировать свою жизнь. Здесь тоже был выбор. Можно было отказаться от распределения, но тогда лишиться статуса молодого специалиста, очереди на жильё, гарантированного трудоустройства. Можно было учиться на отлично и получить возможность выбрать место распределения (зачастую оставшись в родном городе). Обучение в вузе было своего рода привилегией, которую надо было заслужить.
Сегодня же, имея полную свободу выбора, многие ли выпускники идут работать по специальности? А ведь государство оплачивает их обучение из наших с вами налогов. Здесь я говорю только о тех, кто учится на бюджетных местах. Опять же, каждый делает свой выбор.

3. На всероссийские стройки попадали разными путями. Я знавал многих людей, которые сами ехали туда, кто за романтикой, кто за "длинным рублём" - это был их выбор.

Вот в чём государство, точно ограничивало - так это в праве на тунеядство. Хотя были и такие, кто всё-равно выбирал этот путь.
Гость      10:03 23.03.2024 (1)
С такими представлениями о разумном, жить нельзя... 
     11:20 23.03.2024
Но люди живут и здравствуют, и радуются жизни, и дарят радость другим... 
     18:14 22.03.2024 (1)
Все, что вы написали - лирика. И ваши бабушки (как и мои) - колхозницы - другой жизни не просто не знали, а даже не могли себе представить. 
А теперь обратимся к документам и фактам, чтобы был понятен уровень свободы выбора в тех условиях.

1. Подготовкой кадров в системе Государственных трудовых резервов руководило Главное управление трудовых резервов.
Для организации подготовки резерва квалифицированных рабочих кадров направлялась молодежь в специальные ремесленные училища. Срок обучения составлял 3-4 года.
Совету народных комиссаров СССР предоставлялось право ежегодно призывать на учёбу от 800 тысяч до 1 млн человек городской и колхозной молодёжи мужского пола в возрасте 14—15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и в возрасте 16—17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения.
В порядке призыва на учёбу председатели колхозов обязаны были ежегодно выделять по 2 человека молодёжи мужского пола в возрасте 14—15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16—17 лет — в школы фабрично-заводского обучения на каждые 100 членов колхозов, считая мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет, а городские Советы депутатов трудящихся обязаны были ежегодно выделять молодёжь мужского пола в возрасте 14—15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16—17 лет — в школы фабрично-заводского обучения.
Учащиеся находились на казарменном положении и состояли на полном государственном обеспечении (питание, обмундирование, общежитие, учебники, учебные пособия). 
Лица, окончившие ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения, считались мобилизованными, обязаны были проработать 4 года подряд на государственных предприятиях по указанию Главного управления трудовых резервов


2. В 1939 году газета «Уральский рабочий» писала о выпускнице Свердловского медицинского института М. Т. Павлик, которая трижды отказалась ехать на работу по распределению, после чего была привлечена к уголовной ответственности по статье 131 Уголовного кодекса. (Неисполнение обязательств по договору, заключенному с государственным или общественным учреждением, или предприятием, если при рассмотрении дела в порядке гражданского судопроизводства обнаружен злонамеренный характер неисполнения, — лишение свободы на срок не ниже шести месяцев с конфискацией всего или части имущества.

3. Я знавал человека, побывавшего в 82 странах мира. Обычный врач. Швед. И что?
     19:50 22.03.2024 (1)
1
Вы выдёргиваете из исторического периода длительностью около 70 лет отдельные его участочки и транслируете их на весь период, что не могу считать корректным доводом. К истории любого государства можно найти подобные моменты, на основании чего сделать заключение, что оно плохое.

1. Конкретно в этот выбранный Вами период государству позарез необходимо было осуществить в кратчайшие сроки переход от аграрного к индустриальному типу. В противном случае к концу 40-х годов его бы съели со всеми потрохами. Это был выбор государственного аппарата ориентированный на сохранение жизнеспособности государства. Я же апеллировал к более позднему периоду 60-е, 70-е годы, когда индустриализация в целом уже произошла (кроме того, уже в основной массе было выполнено восстановление страны после войны), и когда встал вопрос сохранения сельского хозяйства, т.к. социальный маятник качнулся в другую сторону.

2. Брать в качестве аргумента одну статью общего содержания без фактологического (документы по уголовному делу) разбора всего описанного в статье прецедента не назвал бы обращением к фактам. Если у Вас есть такие документы, приведите их содержание, а то приведённый текст копируется из ресурса в ресурс, но ни на одном из них нет подробного описания процесса.

3. Ваш вопрос был:
Кто и каким образом попадал на всероссийские стройки вроде Днепрогэса, БАМа, Магнитки?

 Не совсем понятно при чём здесь Швед, который побывал в 82 странах мира? А может он мечтал поучаствовать в строительстве Магнитки, но не имел такой возможности.


Да и вообще, я в своей заметке не акцентировал внимание на правильности или неправильности выбора, на ограничениях накладываемых на выбор. Хотя ограничения, о которых мы в этом диалоге упомянули есть ничто иное, как выбор государственного аппарата в виде группы людей, определяющих вектор развития государства, который, как я отметил в своей заметке, может не совпадать с нашим выбором. 
Вы, переключившись на претензии к СССР, проигнорировали мои слова о принятии и непринятии, которое является неизбежным следствием выбора. 
Моя заметка не в теме политики, где спорить можно до хрипоты привлекая документы из разных папок, противоречащие друг другу, поскольку историю творят тоже люди, существующие в рамках СВОЕГО выбора, а пишут другие люди в рамках выбранной ИМИ парадигмы.
И если уж для Вас написанное является банальным, то Вам, наверное, должно быть совершенно неинтересно это читать. Тогда я не пойму, зачем вы вступаете в пустые баталии по банальным для Вас вопросам? Но это скорее вопрос риторический.
     20:13 22.03.2024 (1)
Вы выдёргиваете из исторического периода длительностью около 70 лет отдельные его участочки и транслируете их на весь период
================================================================================

Какие участочки? Вы вообще о чем? Или вам самому лень покопаться в сети, поискать документы? Паспорта всем колхозникам выдавали с 1974 по 1988 год, а до этого 57 лет их у них не было, а те, что были, хранились в сельсовете или у председателя колхоза! 70 лет - это "участочки"?
Учебой в ПТУ "на казарменном положении" меня и моих ровесников пугали в середине 1970-х, а этот закон действовал с 1940 года и до конца СССР!
И при чем здесь "государственная необходимость"? Вы не забыли о чем ваша заметка? Так я напомню: о праве на выбор. А мы с вами говорили о возможности выбора в СССР.
Ей-богу, вы меня разочаровали своим примитивным плакатным пафосом.
----------------------------------------

И вот эта ваша фраза: "если не способен к учению, будь добр трудиться, где родился"
Вы хоть понимаете, что написали и к чему приговорили 80% молодежи? Это называется крепостным правом или чертой оседлости.
Это какая-то махровая дремучесть.
     21:16 22.03.2024 (1)
1
Странно, наблюдать Вашу невнимательность. В моей заметке нет ни слова о ПРАВЕ на выбор. Я сказал всего-лишь о том, что нам всегда приходится его делать с учётом ограничений наложенных чужим выбором. 
Кроме того, ещё больше Вы меня удивили тем, что приписали 80% молодёжи неспособность к обучению. 
Ну и на последок, если я правильно прочитал правила портала, личные оскорбления здесь не приветствуются. Понятно, почему многие авторы удаляют Ваши комментарии. 
     21:23 22.03.2024 (1)
личные оскорбления здесь не приветствуются.
=========================================================

О! Вот с этого и надо было начинать, униженный и оскорбленный вы наш )) Вы слова про махровую дремучесть считаете оскорблением? Когда я такое читаю, мне хочется спросить: вы всю свою жизнь провели в пробирке или  в аквариуме с рыбками? Надеюсь, в обморок не упадете.
А удаляют мои комментарии потому что ответить на простые вопросы не могут. Зато пафоса и псевдопатриотизма - целый Везувий! 
Всего доброго, здесь я вас больше не потревожу.
     11:25 23.03.2024 (1)
Много чести унижаться и оскорбляться. Предпочитаю быть выше этого. 

Премного благодарен, что Вы снизошли до того, чтобы прикрыть шторкой вид на мой аквариум из Вашего аквариума. 

С Вашего позволения, буду заглядывать в Ваш аквариум, но обязуюсь туда не плевать, а если что-то понравится или очень понравится, то сделаю об этом отметку. 

Всего доброго! Успехов в творчестве! 
     11:42 23.03.2024
буду заглядывать в Ваш аквариум, но обязуюсь туда не плевать, а если что-то понравится или очень понравится, то сделаю об этом отметку.
=====================================================================

Обещал вас не тревожить, но не ответить считаю невежливым. 
Заходите. Вряд ли вы найдете что-то, во что можно плюнуть. Но и похвалы я не жду, предпочитаю критику, даже жесткую критику - это позволяет расти и делать свои произведения лучше, ярче, интереснее.
     17:52 22.03.2024
Ты прав!
     17:44 22.03.2024 (1)
Государство оплачивало обучение и требовало за это некоторой компенсации.

 А что  такое "государство"? 

Тетка с большой грудью, у которой само по себе вырабатывается молоко и оно  им  бесплатно кормит людишек?
 
Или советское государство люто не доплачивало  трудящимся, аккумулировало огромные средства в своих руках и распределяло их по своему усмотрению?  Так, чтобы народ не вымирал с голоду и от болезней и  имел   хоть какой-то угол для жилья? 
 А также обучало тех, кто обязан создавать те самые блага, которыми распоряжалось "государство"?

При этом люди оставались в полу или полной нищете, зато обязаны были благодарить это самое государство за  ВСЁ!
 Кланяться и благодарить!

А "государство" им махало старческими лапками с трибуны Мавзолея два раза в год.
     20:03 22.03.2024 (1)
Государство - это люди, каждый из которых своим выбором определяет своё окружение и свё мировосприятие.

Я не трудился в казначействе, чтобы голословно утверждать кому и сколько недоплачивали, кто и куда распределял средства. Знаю многих, кто и в советское время и в постсоветское считал и считает, что ему недоплачивают просто потому что ему мало - всегда хочется больше.

Нищета, как правило, она в голове. Кто хотел заработать, тот зарабатывал. При этом о требованиях государства благодарить его за ВСЁ мне слышать не приходилось, но политика направленная на формирование такого принципа была, как и в любом другом государстве. Ни одно нормальное правительство не будет поощрять уничижение государства и развитие нелюбви к нему.
     20:57 22.03.2024 (1)
  Но ВЫ же пишете, что ГОСУДАРСТВО оплачивало обучение ....?

 Вот я и спрашиваю Вас: 
 1. что такое государство? 
  2. откуда оно могло брать средства для оплаты  "бесплатных" квартир, "бесплатного" обучения, лечения и прочих курортов?

 Ответьте четко на эти два вопроса.

 Казначейство не занимается вопросами оплаты труда.  
 Это учреждение  по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы.
     22:36 22.03.2024 (1)
Не буду изобретать велосипед и приведу выдержки из открытых источников. В большинстве своей они не сильно разнятся. 
Госуда́рство — политическая форма устройства общества на определённой территории, суверенная форма публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.
К внутренним функциям государства относятся экономико-организационная и социальная функции, функции охраны общественного порядка и обеспечения безопасности как человека, так и государства... 
Экономико-организационная функция осуществляется путём определения задач экономической стратегии, средствами реализации которой является поддержание и развитие базовых отраслей экономики; создание условий для существования единого экономического пространства, для уравнивания развития различных территорий; регулирование хозяйственной деятельности, обеспечение заинтересованности в ней населения, создание наиболее благоприятных условий для экономического развития... 
Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

Собственно, здесь вполне конкретно указано откуда средства. Понятно, что распределением средств занимается не сам аппарат управления, но подчинëнные ему исполнительные органы, и всё это люди. 
     22:38 22.03.2024 (1)
 Вы успешно доказали умение пользоваться гуглом.
     22:55 22.03.2024 (1)
1
А Вы ожидали, что я начну растекаться мыслью по древу, чтобы своими словами рассказать, то что до меня уже сделали профессионалы? Если есть определение, с которым я согласен (не придираясь к тонкостям), то не вижу ничего зазорного им воспользоваться. К тому же не существует общепринятого определения государства. 
Можно открыть большую Российскую энциклопедию и воспользоваться ей, но принципиальных отличий там нет. 
     22:58 22.03.2024
 Вячеслав, в Москве произошел страшный теракт.
 Мне не интересно Ваше мнение.  Пустой разговор.
 
     18:22 22.03.2024 (1)
быть или не быть- сейчас именно такой выбор!))
     18:54 22.03.2024
Спасибо за комментарий! 
Он всегда такой. Просто сейчас он стоит особо остро.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама