Заметка «Счастье благодаря пофигизму» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: Наука счастья
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 96 +1
Дата:
Предисловие:
Конспект книги Марка Мэнсона "Тонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливо" (The Subtle Art of Not Giving a F*ck).

Счастье благодаря пофигизму

расхожие советы —
позитивная трескотня о том, как быть счастливым, —
сосредотачивают внимание на изъянах. Они выделяют моменты,
которые вы считаете своей неудачей и провалом, и подчеркивают их.
Вы ищете лучший способ сделать деньги, поскольку ощущаете, что
денег не хватает. Вы внушаете себе, стоя перед зеркалом, что вы
прекрасны, поскольку прекрасным себя не чувствуете. Вы следуете
советам относительно свиданий и отношений, поскольку не верите,
что вас можно любить таким, какой вы есть. Вы делаете дурацкие
упражнения на визуализацию успеха, поскольку не видите успеха в
своей жизни.
И вот парадокс: сосредоточенность на позитиве — на лучшем, на
превосходном — лишь напоминает нам снова и снова о том, чем мы
не стали; о том, чего нам не хватает; о мечтах, которые не сбылись.
Ведь ни один подлинно счастливый человек не будет стоять перед
зеркалом и вдалбливать себе, что он счастлив. Зачем ему это?


желать позитивного опыта есть негативный опыт; принять негативный
опыт — это позитивный опыт. Философ Алан Уотс назвал это
«законом обратного усилия»: чем больше вы стремитесь что-то
получить, тем больше комплексуете из-за отсутствия желаемого. Чем
отчаяннее вы хотите быть богатым, тем более бедным и недостойным
себе кажетесь (сколько бы денег ни зарабатывали). Чем отчаяннее вы
хотите быть сексуальным и желанным, тем бóльшим уродом
выглядите в собственных глазах (каким бы ни были в реальности).
Чем отчаяннее хотите быть счастливым и любимым, тем более
одиноким и испуганным становитесь (кто бы вас ни окружал). Чем
больше вы хотите быть духовно просветленным, тем более
низменным эгоистом делаетесь в стараниях обрести просветление.


Как сказал экзистенциальный философ Альбер Камю:
«Вы никогда не обретете счастье, если будете
стремиться к тому, из чего счастье состоит. Вы никогда не вкусите
жизни, если будете искать смысл жизни».
Можно сказать и проще:

Не старайтесь.

А вы не замечали: иногда чем меньше вы стремитесь к чему-то, тем
лучше у вас получается? Не замечали: зачастую успеха добивается тот,
кто меньше остальных его желал? Не замечали: иногда все становится
на места тогда, когда вы думаете «Да наплевать»?
Но почему так?
В законе обратного усилия есть любопытная особенность. Он не
случайно так назван: все получается шиворот-навыворот. Стремление
к позитиву ведет к негативу, и наоборот. Боль в качалке несет
здоровье и приток сил. Шишки, набитые в бизнесе, позволяют лучше
понять, как добиться успеха. Открытое признание своей
неуверенности делает более уверенным и харизматичным в общении.
Горечь открытой конфронтации способствует большему доверию и
уважению в отношениях. Взгляд в лицо своим страхам и тревогам
позволяет стать мужественным и стойким.
Кроме шуток. Продолжать перечень можно еще долго, но вы меня
поняли. Все в жизни, к чему стоит стремиться, добывается через
негативный опыт. Любые попытки снять, миновать, задушить и
заглушить негатив лишь дадут обратный эффект. Попытка избежать
страдания есть форма страдания. Попытка избежать борьбы есть
борьба. Отказ признать неудачу есть неудача. Сокрытие постыдного
само по себе постыдно.
Боль — скрепляющая нить в ткани жизни. Вырвать ее не только
невозможно, но еще и деструктивно: вы так все порвете. Пытаться
избежать боли, значит, придавать ей слишком большое значение. И
напротив, если вы отнесетесь к ней «пофигистически», вас не
остановить.

Уметь плюнуть — значит взглянуть в лицо самым трудным и
опасным вызовам — и действовать.

Надо уметь — именно уметь — наплевать. Возможно, это звучит
смешно, а я выгляжу идиотом, но по сути речь вот о чем: надо
научиться не разбрасываться и сосредотачивать мысль на главном.
Надо научиться понимать, что вы лично цените больше всего, — и
затем произвести жесткий отсев.

Вера в то, что все должно быть в ажуре, часто приводит человека в
адский круг. В заколдованный круг, выбраться из которого не может
все большее число людей. Но надо уметь наплевать: перестроить
жизненные ожидания и понять, что важно, а что нет. Выработка этого
умения приводит к своего рода «практическому просветлению».

Практическое просветление — это умение смириться с тем, что
страдание неизбежно: что бы вы ни делали, жизнь будет состоять из
неудач и утрат, сожалений и смертей. 

Чем глубже боль, тем беззащитнее мы ощущаем себя в наших
проблемах и тем больше развязываем себе руки в попытке
компенсировать проблемы. Эта установка работает одним из двух
способов:
1. Я замечательный, а остальные — уроды, поэтому я заслуживаю
особого обращения.
2. Я урод, а остальные — замечательные, поэтому я заслуживаю
особого обращения.
С виду противоположные вещи, но эгоистическая начинка
одинаковая. Люди, которые считают себя особенными, часто
колеблются между обеими крайностями. То они на вершине мира, то
у его дна: в зависимости от дня недели и эффективности самообмана.

вы не уникальны.
Зачастую осознание лишь этого факта — что в серьезности и
болезненности ваших проблем нет ничего особенного — становится
первым и важнейшим шагом к их решению.

треп насчет того, что «каждый человек может стать
исключительным и достичь величия», лишь дразнит эго. Звучит
хорошо, но в реальности это лишь пустые калории, пресловутый
бигмак для души и мозгов: от него только толстеешь и заплываешь
жиром.
Для эмоционального здоровья, как и для здоровья физического,
нужно есть овощи и фрукты: иными словами, принять простые и
незатейливые правды жизни. Например: «Твои поступки играют не
такую уж большую роль в общем ходе вещей». Или: «Большая часть
твоей жизни будет скучна и непримечательна. И это нормально».
Поначалу такая растительная пища покажется грубоватой. А то и
невкусной. Вас снова потянет к бигмаку.
Но как только вы переварите правду, ваше тело наполнится
жизнью и силами. В конце концов, у вас камень упадет с плеч:
исчезает постоянная необходимость быть удивительным и
выдающимся. Рассеиваются стресс и тревога, вызванные
закомплексованностью и нуждой что-то из себя изображать. Знание и
приятие вашего скромного существования освободит вас для
совершения дел, которые вы действительно хотите сделать — без
лишней опаски и завышенных ожиданий.
Вам откроются простые жизненные радости: дружба, творчество,
помощь нуждающемуся, чтение хорошей книги, возможность
посмеяться с симпатичным человеком.
Скажете, звучит скучно? Да, эти вещи — самые обычные. Но быть
может, они не случайно самые обычные, а потому, что они подлинно
важные.

Гнилые ценности
Некоторые расхожие ценности создают людям крайне неприятные
проблемы: проблемы, которые почти не решаются. Рассмотрим их
вкратце.
1. Удовольствие. Кто же не любит получать удовольствие. Однако
делать его главной ценностью не стоит. Спросите любого
наркомана, чем обернулся его поиск удовольствия. Спросите
неверную жену, которая разрушила свою семью и потеряла
детей, сделало ли удовольствие ее счастливой. Спросите
человека, который чуть не помер от обжорства, решило ли
удовольствие его проблемы.
Удовольствие — это ложный бог. Исследования показывают:
люди, которые сосредотачивают силы на поверхностных
удовольствиях,
становятся
более
тревожными,
более
эмоционально нестабильными и более депрессивными.
Удовольствие — самая поверхностная из форм жизненного
удовлетворения. А потому его легче всего получить и легче всего
потерять.
И все же нам рекламируют удовольствие 24 часа в сутки. У нас
на нем пунктик. Мы используем удовольствие, чтобы заглушить
боль и отвлечься. Но удовольствие, хотя и необходимо в жизни (в
умеренных дозах), само по себе недостаточно. Оно не причина
счастья, а скорее его следствие. Если вы наладите остальное
(другие ценности и критерии), удовольствие возникнет само
собой.
2. Материальный успех. Самооценка многих людей основана на
том, сколько денег они зарабатывают, на какой машине ездят и
насколько лужайка перед их домом зеленее и ухоженнее, чем у
соседа.
Исследования показывают: после того как человек может
удовлетворить базовые физические потребности (еда, кров и
т.д.), корреляция между счастьем и земным успехом быстро
стремится к нулю.
Когда люди судят о себе не по своему поведению, а
по доступным им статусным символам, это не только говорит об
их поверхностности. Скорее всего, они еще и моральные уроды.
3. Постоянная правота. Наш мозг — машина с изъянами. Мы
сплошь и рядом выстраиваем ошибочные предпосылки, неверно
оцениваем вероятности, путаем факты, допускаем когнитивные
сбои и принимаем решения, повинуясь эмоциональному
капризу. Одним словом, мы люди, а значит, ошибаемся вновь и
вновь. Поэтому, если критерием жизненного успеха вы считаете
собственную правоту, вам предстоят нелегкие усилия по
оправданию собственного же идиотизма.
Более того, люди, которые оценивают себя по способности
быть правыми во всем, не дают себе учиться на ошибках. У них
нет возможности усваивать новые точки зрения, вживаться в
чужой опыт. Они закрываются от новой и важной информации.
Намного полезнее считать себя невежей, которому еще
учиться и учиться. Так вы избежите многих суеверий, не будете
падки на безграмотный вздор, сможете постоянно расти и
умножать знания.
4. Позитивный настрой. А еще есть люди, самооценка которых
определяется способностью позитивно реагировать…
практически на все.
Конечно, «понимать все в позитивном ключе» имеет свои
плюсы. Но увы, жизнь иногда паршива. И было бы нездорово это
не замечать.
Отрицание негативных эмоций ведет к более глубоким и
более длительным негативным эмоциям и эмоциональной
дисфункции. Постоянно настраиваться на позитив — значит
прятать голову в песок.
Когда мы заставляем себя сохранять позитив в любой
обстановке, мы отрицаем наличие жизненных проблем. А когда
мы отрицаем наличие проблем, мы лишаем себя возможности
решить их и ощутить счастье. Проблемы придают жизни чувство
смысла и значимости. Уклоняться от проблем — значит вести
жизнь бессмысленную (пусть даже внешне комфортную).

Как определить хорошие и плохие ценности
Хорошие ценности: 1) основаны на реальности; 2) социально
конструктивны; 3) непосредственны и контролируемы.
Плохие ценности: 1) оторваны от реальности; 2) социально
деструктивны; 3) не непосредственны и не контролируемы.
Честность — это хорошая ценность, ибо над ней вы имеете полный
контроль, она отражает реальность и полезна окружающим (хотя и не
всегда приятна). С другой стороны, популярность — плохая ценность.
Если вы поставили ее во главу угла, а ваш критерий — «затмить всех
на танцевальной вечеринке», многие последующие события окажутся
вне вашего контроля: вы не знаете, кто еще из гостей придет и
насколько они будут яркими и привлекательными. Кроме того, далеко
не факт, что вы правильно оцените ситуацию: возможно, вы будете
ощущать себя популярным или непопулярным, тогда как в реальности
все наоборот. (К слову: когда люди боятся того, что о них подумают
окружающие, они часто боятся как раз, что окружающие согласны с
тем дерьмом, которое они сами думают о себе.)
Примеры хороших и здоровых ценностей: честность, инновации,
уязвимость,


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     21:41 10.05.2024 (1)
1
А я согласна! Все так! 
     21:42 10.05.2024
     21:20 10.05.2024 (1)
Основой счастья является целеустремленность,трудолюбие,ученье,стойкость.
Пофигизм-это удел слабых безвольных и глупых.Пофигизм-средство офигеть,а больше ни к чему не ведет.
если кому нравится-дело вкуса.
     21:27 10.05.2024
Согласна. Автор слишком часто использует сниженную лексику - и особенно в заголовке, - вероятно, чтобы привлечь читателей. Падких на халяву. Но если прочитать, то видно, что "проповедует" он скромность, трудолюбие, ученье.
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама