Заметка «Любимые книги: Тэффи» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Сборник: Любимые книги
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 14
Читатели: 155 +1
Дата:

Любимые книги: Тэффи




          О Тэффи на нашем сайте уже писали. И не раз.
          Мне это имя знакомо со времён Перестройки, когда писателей-эмигрантов стали издавать и в нашей стране.
          Дома есть три сборника её рассказов. Есть и "Всеобщая история, обработанная "Сатириконом", в которой Тэффи была одним из соавторов.
          Общеизвестно, что Тэффи - автор юмористических рассказов, для которых определение "юмористический" употребляется в самом прямом его смысле. Это не злая сатира, не едкая ирония, а именно вызывающий улыбку юмор - мягкий, понимающий всё несовершенство человеческой природы, в последние годы окрашенный грустью. Таково устоявшееся представление об этом авторе.
          А между тем есть у Тэффи и рассказы (они вошли в состав сборника (Тэффи. Ностальгия. - Л.: Худ. литература. - 1989), обложка которого приведена выше), дающие основание назвать её прямой наследницей традиций Чехова, - он ведь тоже только в начале своего творческого пути был писателем-юмористом, а позже по отношению к нему это определение было уже далеко не полным. Собрание сочинений Тэффи (тоже не полное, прошу простить за каламбур) насчитывает семь томов. Приобрести его мне пока не удалось. Ниже я привожу два, я бы так сказал, неожиданных рассказа Тэффи. Возможно, кто-то прочтёт их впервые и поймёт, почему я назвал их неожиданными.
         Ссылки на источники текста даны после каждого рассказа.
           



Тэффи. "Неживой зверь"


          На елке было весело. Наехало много гостей, и больших, и маленьких. Был даже один мальчик, про которого нянька шепнула Кате, что его сегодня высекли. Это было так интересно, что Катя почти весь вечер не отходила от него; все ждала, что он что-нибудь особенное скажет, и смотрела на него с уважением и страхом. Но высеченный мальчик вел себя как самый обыкновенный, выпрашивал пряники, трубил в трубу и хлопал хлопушками, так что Кате, как ни горько, пришлось разочароваться и отойти от него.
          Вечер уже подходил к концу, и самых маленьких, громко ревущих ребят стали снаряжать к отъезду, когда Катя получила свой главный подарок — большого шерстяного барана. Он был весь мягкий, с длинной кроткой мордой и человеческими глазами, пах кислой шерсткой, и, если оттянуть ему голову вниз, мычал ласково и настойчиво: мэ-э!
          Баран поразил Катю и видом, и запахом, и голосом, так что она даже, для очистки совести, спросила у матери:
          — Он ведь не живой?
          Мать отвернула свое птичье личико и ничего не ответила; она уже давно ничего Кате не отвечала, ей все было некогда. Катя вздохнула и пошла в столовую поить барана молоком. Сунула ему морду прямо в молочник, так что он намок до самых глаз. Подошла чужая барышня, покачала головой:
          — Ай-ай, что ты делаешь! Разве можно неживого зверя живым молоком поить! Он от этого пропадет. Ему нужно пустышного молока давать. Вот так.
          Она зачерпнула в воздухе пустой чашкой, поднесла чашку к барану и почмокала губами.
          — Поняла?
          — Поняла. А почему кошке настоящее?
          — Так уж надо. Для каждого зверя свой обычай. Для живого — живое, для неживого — пустышное.
          Зажил шерстяной баран в детской, в углу, за нянькиным сундуком. Катя его любила, и от любви этой делался он с каждым днем грязнее и хохлатее, и все тише говорил ласковое мэ-э. И оттого, что он стал грязный, мама не позволяла сажать его с собой за обедом.
          За обедом вообще стало невесело. Папа молчал, мама молчала. Никто даже не оборачивался, когда Катя после пирожного делала реверанс и говорила тоненьким голосом умной девочки:
          — Мерси, папа! Мерси, мама!
          Как-то раз сели обедать совсем без мамы. Та вернулась домой уже после супа и громко кричала еще из передней, что на катке было очень много народа. А когда она подошла к столу, папа взглянул на нее и вдруг треснул графин об пол.
          — Что с вами? — крикнула мама.
          — А то, что у вас кофточка на спине расстегнута.
          Он закричал еще что-то, но нянька схватила Катю со стула и потащила в детскую.
          После этого много дней не видела Катя ни папы, ни мамы, и вся жизнь пошла какая-то ненастоящая. Приносили из кухни прислугин обед, приходила кухарка, шепталась с няней:
          — А он ей… а она ему… Да ты, говорит… В-вон! А она ему… а он ей…
          Шептали, шуршали.
          Стали приходить из кухни какие-то бабы с лисьими мордами, моргали на Катю, спрашивали у няньки, шептали, шуршали:
          — А он ей… В-вон! А она ему…
          Нянька часто уходила со двора. Тогда лисьи бабы забирались в детскую, шарили по углам и грозили Кате корявым пальцем.
          А без баб было еще хуже. Страшно.
          В большие комнаты ходить было нельзя: пусто, гулко. Портьеры на дверях отдувались, часы на камине тикали строго. И везде было «это»:
          — А он ей… А она ему…
          В детской перед обедом углы делались темнее, точно шевелились. А в углу трещала огневица — печкина дочка, щелкала заслонкой, скалила красные зубы и жрала дрова. Подходить к ней нельзя было: она злющая, укусила раз Катю за палец. Больше не подманит.
          Все было неспокойное, не такое, как прежде.
          Жилось тихо только за сундуком, где поселился шерстяной баран, неживой зверь. Питался он карандашами, старой ленточкой, нянькиными очками, — что Бог пошлет, смотрел на Катю кротко и ласково, не перечил ей ни в чем и все понимал.
          Раз как-то расшалилась она, и он туда же, — хоть морду отвернул, а видно, что смеется. А когда Катя завязала ему горло тряпкой, он хворал так жалостно, что она сама потихоньку поплакала.
          Ночью бывало очень худо. По всему дому поднималась возня, пискотня. Катя просыпалась, звала няньку.
          — Кыш! Спи! Крысы бегают, вот они тебе ужо нос откусят!
          Катя натягивала одеяло на голову, думала про шерстяного барана, и, когда чувствовала его, родного, неживого, близко, засыпала спокойно.
          А раз утром смотрели они с бараном в окошко. Вдруг видят: бежит через двор мелкой трусцой бурый кто-то, облезлый, вроде кота, только хвост длинный.
          — Няня, няня! Смотри, какой кот поганый!
          Нянька подошла, вытянула шею.
          — Крыса это, а не кот! Крыса. Ишь, здоровенная! Этакая любого кота загрызет! Крыса!
          Она так противно выговаривала это слово, растягивая рот, и, как старая кошка, щерила зубы, что у Кати от отвращения и страха заныло под ложечкой.
          А крыса, переваливаясь брюхом, деловито и хозяйственно притрусила к соседнему амбару и, присев, подлезла под ставень подвала.
          Пришла кухарка, рассказала, что крыс столько развелось, что скоро голову отъедят.
          — В кладовке у баринова чемодана все углы отгрызли. Нахальные такие! Я вхожу, а она сидит и не крянется!
          Вечером пришли лисьи бабы, принесли бутылку и вонючую рыбу. Закусили, угостили няньку и потом все чего-то смеялись.
          — А ты все с бараном? — сказала Кате баба потолще. — Пора его на живодерню. Вон нога болтается, и шерсть облезла. Капут ему скоро, твоему барану.
          — Ну, брось дразнить, — остановила нянька. — Чего к сироте приметываешься.
          — Я не дразню, я дело говорю. Мочало из него вылезет, и капут. Живое тело ест и пьет, потому и живет, а тряпку сколько ни сусли, все равно развалится. И вовсе она не сирота, а маменька ейная, может быть, мимо дома едет да в кулак смеется. Хю-хю-хю!
          Бабы от смеха совсем распарились, а нянька, обмакнув в свою рюмку кусочек сахару, дала Кате пососать. У Кати от нянькина сахару в горле зацарапало, в ушах зазвенело, и она дернула барана за голову.
          — Он не простой: он, слышишь, мычит!
          — Хю-хю! Эх ты, глупая! — захюкала опять толстая баба. — Дверь дерни, и та заскрипит. Кабы настоящий был, сам бы пищал.
          Бабы выпили еще и стали говорить шепотом старые слова:
          — А он ей… В-вон… А она ему…
          А Катя ушла с бараном за сундук и стала мучиться.
          Неживуч баран. Погибнет. Мочало вылезет, и капут. Хотя бы как-нибудь немножко бы мог есть!
          Она достала с подоконника сухарь, сунула барану под самую морду, а сама отвернулась, чтобы не смущать. Может, он и откусит немножко… Пождала, обернулась, — нет, сухарь не тронутый.
          — А вот я сама надкушу, а то ему, может быть, начинать совестно.
          Откусила кончик, опять к барану подсунула, отвернулась, пождала. И опять баран не притронулся к сухарю.
          — Что? Не можешь? Не живой ты, не можешь!
          А шерстяной баран, неживой зверь, отвечал всей своей мордой кроткой и печальной:
          — Не могу я! Не живой я зверь, не могу!
          — Ну, позови меня сам! Скажи: мэ-э! Ну, мэ-э! Не можешь? Не можешь!
          И от жалости и любви к бедному неживому так сладко мучилась и тосковала душа. Уснула Катя на мокрой от слез подушке и сразу пошла гулять по зеленой дорожке, и баран бежал рядом, щипал травку, кричал сам, сам кричал мэ-э и смеялся. Ух, какой был здоровый, всех переживет!
          Утро было скучное, темное, беспокойное, и неожиданно объявился папа. Пришел весь серый, сердитый, борода мохнатая, смотрел исподлобья, по-козлиному. Ткнул Кате руку для целованья и велел няньке все прибрать, потому что придет учительница. Ушел.
          На другой день звякнуло на парадной.
          Нянька выбежала, вернулась, засуетилась.
          — Пришла твоя учительница, морда как у собачищи, будет тебе ужо!
          Учительница застучала каблуками, протянула Кате руку. Она действительно похожа была на старого умного цепного пса, даже около глаз были у нее какие-то желтые подпалины, а голову поворачивала она быстро и прищелкивала при этом зубами, словно муху ловила.
          Осмотрела детскую и сказала няньке:
          — Вы — нянька? Так, пожалуйста, все эти игрушки заберите и вон, куда-нибудь подальше, чтоб ребенок их не видел. Всех этих ослов, баранов — вон! К игрушкам надо приступать последовательно и рационально, иначе — болезненность фантазии и проистекающий отсюда вред. Катя, подойдите ко мне!
          Она вынула из кармана мячик на резине и, щелкнув зубами, стала вертеть мячик и припевать: «Прыг, скок, туда, сюда, сверху, снизу, сбоку, прямо. Повторяйте за мной: прыг, скок… Ах, какой неразвитой ребенок!»
          Катя молчала и жалко улыбалась, чтобы не заплакать. Нянька уносила игрушки, и баран мэкнул в дверях.
          — Обратите внимание на поверхность этого мяча. Что вы видите? Вы видите, что она двуцветна. Одна сторона голубая, другая белая. Укажите мне голубую. Старайтесь сосредоточиться.
          Она ушла, протянув снова Кате руку.
          — Завтра будем плести корзиночки!
          Катя дрожала весь вечер и ничего не могла есть. Все думала про барана, но спросить про него боялась.
          «Худо неживому! Ничего не может. Сказать не может, позвать не может. А она сказала: в-вон!»
          От этого ужасного слова вся душа ныла и холодела.
          Вечером пришли бабы, угощались, шептались:
          — А он ее, а она его…
          И снова:
          — В-вон! В-вон!
          Проснулась Катя на рассвете от ужасного, небывалого страха и тоски. Точно позвал ее кто-то. Села, прислушалась.
          — Мэ-э!


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     23:50 28.05.2024
Раньше всегда понятней, чем сегодня. 
Когда Рим захватывали варвары, то мы, со своей высоты кричали: вот уроды! Варвары просто!
Тэффи - наоборот. 
Так устроен мир, что мы больше понимаем вчера, чем сегодня. 
А ведь сегодня - тоже хорошо. 
Иногда вот этого не догоняешь. Потому, что сам - в прошлом. 



Про учителей. России. 
В начале 90-х учителям вдруг стало не на что есть. Особенно если у них были семью. 
Я тоже попал под этот замес, хотя и не был учителем. Но школа не кормила. Абсолютно. 
Я и многие, такие как я, ушли. 
Остались те, кому не было ни куда идти.  Теперь они - учителя высшей категории, методисты, директора итп 
И это сейчас подаётся как благо. Авторитетно и незыблемо. 
На самом деле они - неудачники. 
И что мы имеем теперь? ))
     17:04 26.05.2024 (1)
1
«Неживой зверь» очень понравился. Надо бы на психологических и педагогических факультетах разбирать. Точно и очень тонко передано состояние девочки. И в конце вывод-«диагноз» – выученная беспомощность.
«Явдоха» интересно рисует посиделки и танец. Тоже очень точный с точки зрения психологии рассказ. Человеческая психика порой защищается, не желая принять и понять страшное. 
     17:10 26.05.2024 (2)
1
Надо бы на психологических и педагогических факультетах разбирать.


С кем?..
С будущими учителками?..
     19:17 26.05.2024 (1)
Да, со студентками (студентов мужеского пола в таких вузах нет вовсе/мало, что тоже проблема), будущими учителями (учительницами). Что-то пренебрежительно вы высказались, Александр, о последних? Или мне показалось? 
     08:27 27.05.2024 (3)
Позавчера смотрел программу на ютюбе о "самой читающей стране в мире" (найдите, если есть желание, задав в поиске: "Травин, самая читающая страна в мире" ну или что-то подобное). Собеседники обсуждают там состав личных библиотек, имевшихся в семьях совтрудящихся, какую литературу покупали т.д. Некоторые вещи рассмешили меня: настолько они очевидны, но тут же подумал: для молодого-то поколения это ведь всё неведомо! Рассказывается там и о том, в частности, кто посещал тогда библиотеки. Перечисляются и ИТР, и квалифицированные рабочие, и другие специальности. Так вот, приводится там такой факт, что учителя в библиотеки практически не ходили. Думаю, это правда. Ведь таких учителей, как кинематографический Мельников или вполне реальная Тамара Эйдельман, очень мало.
     15:55 27.05.2024 (1)

учителя в библиотеки практически не ходили


Значит, про учителку мне не показалось 🥲 
У меня возникают смутные сомнения по поводу валидности опроса, но дело м.б. ещё более печальным.
В какой-то момент у нас началась дискриминация учителей по профессиональному признаку. Приложили к этому руку и средства массовой информации (например, передача "Пусть говорят"), и совершенно стихийные публикации в Сети, в том числе видео конфликтных ситуаций, снятые обучающимися на уроках, и общественность ополчилась на тех, кто работал десятки лет с большими нагрузками и не получал ни психологической помощи, ни достойной оплаты. Немного поутихла кампания в прошлом году, что понятно – Год педагога всë-таки. 
     16:22 27.05.2024 (1)
 Мне кажется, как раз наоборот: в советское время учИтеля, как проводника государственной идеологии, начали поднимать на высоту непререкаемого авторитета (то же было и в царской России, где назначение учителя было тем же самым - служить государству на ниве воспитания верноподданных). И когда Перестройка предоставила учителю возможность продемонстрировать (если уж не доказать) обществу, чего же он стОит, как свободная личность, то многих взяла оторопь и, как только возможность эта оказалась невостребованной, учителя охотно вернулись (возвращаются) обратно в излюбленную нишу под государственные барабаны и фанфары, но... в обмен, разумеется, на те самые услуги, которые они оказывали государству и в прежнее время.
     22:04 27.05.2024 (1)
Учитель – тот же государев человек и никогда не был свободен. Да, в перестройку многое поменялось, и свобода для учителя стала означать свободу творчества – появилось много авторских программ, частных школ, учебников. 
Вся история образования – это периодическая смена реформ и контрреформ (по М.В. Богуславскому), так идёт развитие, поэтому не стоит обвинять учительство в антиреволюционном настрое, у него нет касок, чтобы стучать по мостовой. 
     22:09 27.05.2024
1
Это верно. 
     11:11 27.05.2024
1
Учителя редко посещали массовые библиотеки, но для них организовывались выездные выставки с новой методической литературой, обзоры. Так же была индивидуальная информация по новинкам методической литературы, некоторые просили информацию о новинках художественной литературы. В основном преподаватели высших и средних учебных заведений и школ паслись в своих библиотеках.
     10:55 27.05.2024
1
Да, учителя в совсоюзе были очень сильно отформатированная каста. У меня была одна из этого ряда, Ангелина Павловна, упокой, Господи, её душу. Другие могли любить меня, выделять из класса, но это не о том.

Учительница русского и литературы, 5-6 класс, и всё. Я почти не помню ничего конкретно из того, что она говорила и делала.

Только ощущение невероятной глубины этой личности и её души.
     17:15 26.05.2024 (1)
Ахаха, Александр. Учителками. Действительно...

Но мне вот Ваня Щеголёк (увидела у вас в комментах) гораздо больше понравился.

Попытаюсь объяснить.

Понимаете, в ваших двух рассказах все мёртвые. Тупик полный, мёртвый, смердящий.

А Ваня Щёголек - живой. Когда живой человек умирает, он не умирает.

Нет там никакой безысходности.
     17:20 26.05.2024 (1)

Когда живой человек умирает, он не умирает.

Ну да... У Бога мёртвых нет...

Но это - слабое утешение.
     17:22 26.05.2024
Конечно, для тех, кто остаётся, это слабое утешение. Да.
     20:40 27.05.2024
1
Превосходный рассказ.Знаю, что Тэффи много писала в 20-30е годы, в эмиграции.Интересно что? В чем находила вдохновение?
Ведь у нее постоячнно болел муж, да у самой здоровье было не очень.И постоянно мучило безденежье.
     09:58 27.05.2024 (1)
Общеизвестно, что Тэффи - автор юмористических рассказов,

Почему-то я в этих рассказах юмора не почувствовал...
     10:52 27.05.2024 (1)

Почему-то я в этих рассказах юмора не почувствовал...

Так я об этом и написал во вступлении к рассказам Тэффи.
     10:55 27.05.2024 (1)
Наверное я не дочитал до смешного...
     11:06 27.05.2024 (2)
В двух рассказах Тэффи, которые включены в эту заметку, нет смешного.
Обычно считают, что Тэффи - автор смешных рассказов. Но это не совсем так. Есть у неё рассказы, которые вызывают грусть. Например, те два, которые включены в заметку. Об этом я и пытался сказать, предваряя их.
     11:54 27.05.2024
 Для некоторых авторов нужно повторять не менее двух раз, чтобы получить шанс быть понятым.

 Комогоров иллюстрирует мою мысль!
     11:45 27.05.2024
Почему-то именно так я и подумал. Большое спасибо, что развеяли мои сомнения.
     10:14 27.05.2024 (1)
В начале прошлого века редко  встречались девушки-юмористки... Тэффи просто умница...
     10:42 27.05.2024 (1)
1
Так называемый «флирт мертвого сезона» начинается обыкновенно — как должно быть каждому известно — в средине июня и длится до средины августа. Иногда (очень редко) захватывает первые числа сентября.

Арена «флирта мертвого сезона» — преимущественно Летний сад.

Ходят по боковым дорожкам. Только для первого и второго rendez-vous допустима большая аллея. Далее пользоваться ей считается уже бестактным.

«Она» никогда не должна приходить на rendez-vous первая. Если же это и случится по оплошности, то нужно поскорее уйти или куда-нибудь спрятаться.

Нельзя также подходить к условленному месту прямой дорогой, так, чтобы ожидающий мог видеть вашу фигуру издали. В большинстве случаев это бывает крайне невыгодно. Кто может быть вполне ответственен за свою походку? А разные маленькие случайности вроде расшалившегося младенца, который на полном ходу ткнулся вам головой в колена или угодил мячиком в шляпу? Кто гарантирован от этого?

Да и если все сойдет благополучно, то попробуйте-ка пройти сотни полторы шагов, соблюдая все законы грации, сохраняя легкость, изящество, скромность, легкую кокетливость и вместе с тем сдержанность, элегантность и простоту.

Сидящему гораздо легче.

Если он мужчина, — он читает газету или «нервно курит папиросу за папиросой».

Если женщина, — задумчиво чертит по песку зонтиком или, грустно поникнув, смотрит, как догорает закат. Очень недурно также ощипывать лепестки цветка.

Цветы можно всегда купить по сходной цене тут же около сада, но признаваться в этом нельзя. Нужно делать вид, что они самого загадочного происхождения.

Итак, дама не должна приходить первая. Кроме того случая, когда она желает устроить сцену ревности. Тогда это не только разрешается, но даже вменяется в обязанность.

— А я уже хотела уходить…

— Боже мой! Отчего же?

— Я ждала вас почти полчаса.

— Но ведь вы назначили в три, а теперь еще без пяти минут…

— Конечно, вы всегда окажетесь правы…

— Но ведь часы…

— Часы здесь ни при чем…

Вот прекрасная интродукция, которая рекомендуется всем в подобных случаях.

Дальше уже легко.

Можно прямо сказать:

— Ах да… Между прочим, я хотела у вас спросить, кто та дама… и т. д.

Это выходит очень хорошо.

Еще одно важное замечание: сцены ревности всегда устраиваются в Таврическом саду. Отнюдь не в Летнем. Почему? А почем знаю — потому! Так уж принято. Не нами заведено, не нами и кончится.

Да кроме того, — попробуйте-ка в Летнем! Ничего не выйдет.

Таврический специально приноровлен. Там и печальные дорожки, и тихие пруды («я желаю только покоя!..»), и вид на Государственную Думу («…и я еще мог надеяться!..»).

Да, вообще, лучше Таврического сада на этот предмет не выдумаешь.

Одно плохо: в Таврическом саду всегда страшно хочется спать. Для бурной сцены это условие малоподходящее. Для меланхолической — великолепно.

Если вам удастся зевнуть совершенно незаметно, то вы можете поднять на «него» или на «нее» свои «изумленные глаза, полные слез», и посмотреть с упреком.

Если же вы ненароком зевнете слишком уж откровенно, то вы можете, скорбно и кротко улыбнувшись, сказать: «Это нервное».

Вообще флиртующим рекомендуемся к самым неэстетическим явлениям своего обихода приурочивать слово «нервное». Это всегда очень облагораживает.

У вас, например, сильный насморк, и вы чихаете, как кошка на лежанке. Чиханье, не правда ли, — всегда почему-то принимается как явление очень комического разряда. Даже сам чихнувший всегда смущенно улыбается, точно хочет сказать: «Вот видите, я смеюсь, я понимаю, что это очень смешно, и вовсе не требую от вас уважения к моему поступку!»

Чиханье для флирта было бы гибельным. Но вот тут-то и может спасти вовремя сказанное: «Ах! это нервное!»

В некоторых случаях особо интенсивного флирта даже флюс можно отнести к разряду нервных заболеваний. И вам поверят. Добросовестный флиртер непременно поверит.

Ликвидировать флирты мертвого сезона можно двояко. И в Летнем саду, и в Таврическом. В Летнем проще и изящнее. В Таврическом нуднее, затяжнее, но эффектнее. Можно и поплакать, «поднять глаза, полные слез»…

При прощании в Летнем саду очень рекомендуется остановиться около урны и, обернувшись, окинуть последний раз грустным взором заветную аллею. Это выходит очень хорошо. Урна, смерть, вечность, умирающая любовь, и вы в полуобороте, шляпа в ракурсе… Этот момент не скоро забудется. Затем быстро повернитесь к выходу и смешайтесь с толпой.

Не вздумайте только, Бога ради, торговаться с извозчиком. Помните, что вам глядят вслед. Уж лучше, понурив голову, идите через цепной мост (ах, он также сбросил свои сладкие цепи!..). Идите, не оборачиваясь, вплоть до Пантелеймоновской. Там уже можете купить Гала Петера* и откусить кусочек.

Считаю нужным прибавить к сведению господ флиртеров, что теперь совсем вышло из моды при каждой встрече говорить:

— Ах! это вы?

Теперь уже все понимают, что раз условлено встретиться, то нет ничего удивительного, что человек пришел в назначенное время на назначенное место.

Кроме того, если в разгар флирта вы неожиданно натолкнетесь на какого-нибудь старого приятеля, то вовсе не обязательно при этом восклицание:

— Ах! Сегодня день неожиданных встреч. Только что встретилась с… (имярек софлиртующего), а теперь вот с вами!

Когда-то это было очень ловко и тонко. Теперь никуда не годится.

Старо и глупо.
     10:52 27.05.2024
Почти СДЭНДАП со с стороны Тэффи...))
     05:25 27.05.2024
Напротив, это самые характерные для неё рассказы.
А в "Истории" смело можно оставлять лишь часть написанную Тэффи. Остальные, при всём уважении к авторам, слабее несравненно. 
Но, сильнее всего, в моём понимании, описание Тэффи исхода из России и сопровождавшего исход событий. 
     17:40 26.05.2024
1
Я читала, что в эмиграции её произведения стали глубже и мрачнее.
Она часто обращалась к темам изгнания, утраты.

Между прочим, в честь Тэффи были названы конфеты и духи.
     15:45 26.05.2024 (1)
 Жуткое впечатление от обоих рассказов. Какое-то нечеловеческое бытие.

 Мощный писатель Надежда Александровна.


     16:05 26.05.2024 (1)
Есть ещё "Ваня Щеголёк". Тоже невыносимо трагический рассказ. Его можно легко найти в сети. Есть и на ютюбе в исполнении юных участников конкурсов.
Но я  не стал копировать его текст, иначе заметка станет уж очень большой.
     16:36 26.05.2024
 Да уже после процитированных  рассказов жить не хочется....
 Страшно, что всё ЭТО живо до сих пор... Прямо у нас на глазах.
 Какая-то дикая и безысходная  тоска.
 В рассказах  бытие "убитое", на уровне плинтуса.
 А сейчас в то же самое брошены дрожжи агрессии.
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама