Заметка «О «Великолепном веке»»
Тип: Заметка
Раздел: О культуре
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 10
Читатели: 87 +1
Дата:

О «Великолепном веке»

Я не круглосуточно пишу стихи и слушаю музыку. Иногда я еще сериальчики поглядываю. Иногда даже любовно-исторические, хотя в данном случае оба компонента стоит снабдить приставкой «псевдо-».

Догрызла кактус Досмотрела «Великолепный век». Последние серии уже буквально через силу, количество смертей, жестокости и подлости на квадратный сантиметр повествования зашкаливало, а сыновья Баязида мне теперь, пожалуй, сниться будут.

Зачем смотрела? Во имя красивых платюшек и красивой музыки, ну и несколько расширить кругозор — да, я гуглила всех более-менее выдающихся персонажей и разбиралась, как же оно там всё было на самом деле) Ах да, и еще нахватала некоторое количество красивых балканских народных песен)

Сложилось впечатление, что для аудитории канала «Домашний» этот сериал не вполне подходит. Да, начинается он как любовная драма в экзотических декорациях, но потом гаремные интриги перемежаются военными походами и подковерной политической грызней. Да и сами гаремные интриги со временем настолько усложняются и превращаются в многоходовочки, что рассеянно следить за ними под чашечку чая уже не получится.

Всевозможные внутренние монологи, флешбеки, глючные сновидения и замедленные съемки под эпичную музыку сильно затягивают действие. Особенно под конец, когда их становится слишком много.

Положительных персонажей — примерно три. Неиспорченный и слегка блаженный Джихангир, которого по причине физического недостатка никто не воспринимает всерьез — и потому-то мальчик может спокойно заниматься своими делами и читать книжки, а не прикидывать, кого из братьев он отравит первым. Несчастный Матракчи Насух-эфенди — историческая, между прочим, личность, талантливый математик, историк и художник, отчасти благодаря его стараниям мы многое знаем об эпохе Сулеймана Великолепного. И не менее нечастный, но очень честный вояка Бали-бей.

Все остальные — ходячий сборник в лучшем случае психологических травм (как Сулейман, помешанный на безграничной и безусловной преданности ему всех и вся), в худшем — подлянок, подвохов и предательств всех сортов и размеров. Все всем врут в глаза, убивают за углом, не испытывают ни тени смущения и твердо уверены в своей правоте.

Великой любви в ее нормальном, здоровом понимании нам там тоже не дают. Сулейман бесконечно любит Хюррем, но это не мешает ему не пропускать ни одной мало-мальски симпатичной юбки, особенно заграничной. При мысли о женитьбе на любимой женщине он так гневается, что аж отправляет ее в ссылку, а при малейшем недовольстве наказывает ее тем, что лишает своего царственного внимания: посиди, помучайся и подумай над своим поведением. Офигеть любовь, конечно.

Хюррем, в свою очередь, тоже бесконечно любит Сулеймана. Это не мешает ей нагло врать любимому в глаза, извести его старшего сына и настроить козней горячо обожаемой свекрови. Беспринципность и неразборчивость в методах, признаться, поражает меня настолько, что я даже скидку на эпоху сделать не могу…

… Но потом на сцену выходит Михримах и говорит: ах, вы мою матушку считаете коварной и беспощадной? Подержите мой шербет, ща всё будет.

Кстати, в чем Хюррем всецело преуспела — так это в том, чтобы мастерски сделать всех своих детей несчастными с чисто человеческой точки зрения. И больше всего Михримах, которая, в отличие от братьев, вообще не особо-то могла возразить на «мама лучше знает».

А большая, светлая и всепоглощающая любовь здесь существует ровно в двух воплощениях: любовь Сулеймана к Ибрагиму и любовь Ибрагима к власти. В обоих случаях, увы, недостаточно взаимная, чтобы это не закончилось трагедией.
Послесловие:
Ну и куда ж без песен-то.








Поддержка автора:Если Вам нравится творчество Автора, то Вы можете оказать ему материальную поддержку
Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     15:54 25.06.2024 (1)
Понял,что сомтреть это не надо.
     15:59 25.06.2024
Да, совершенно не обязательная программа)))
     23:09 21.06.2024 (1)
Это про что-то из турецкой жизни?..
     23:57 21.06.2024
Да, основано на исторических событиях. XVI век, время правления султана Сулеймана Великолепного и его блистательной супруги Хюррем-султан, в Европе известной как Роксолана.
     16:01 21.06.2024 (1)
Так их два, этих сериала, с одинаковым названием. Очевидно, что речь про первый. Я смотрел оба, потому что больше смотреть по ТВ нечего. Возмутило, что Гюррем приписали русское происхождение.
     16:11 21.06.2024 (1)
1
Вы имеете в виду, что есть еще сериал «Великолепный Век. Империя Кёсем»? Его  я не смотрела и не планирую, меня интересовала конкретно история Роксоланы.

Русской совершенно точно называли Хюррем венецианские послы. Но предполагаю, что «русскими» они могли именовать всех славян с территории современных России, Украины, Белоруссии, Польши, возможно, и Чехии. Наиболее убедительной мне кажется версия с ее польским происхождением.
     16:18 21.06.2024 (1)
В первом сериале речь идёт про более ранние поздние события. А второй ещё не весь показали у нас в России. Про "русскую" Гюррем: там даже дневник ее любовника показали. Текст был на русском языке. И было сказано, что она этот язык знает. В реальной истории Роксоланы нет точных указаний, откуда она.
     16:27 21.06.2024 (1)
1
Тогда я не вполне понимаю, о каком «первом» сериале идет речь.
Ну не любовника, а жениха…
Ну еще раз: венецианцы называли Хюррем русской, создатели сериала решили придерживаться этой версии, чего нет-то)
Куда загадочнее, откуда русский язык знали Хафса-султан и Нигяр-калфа)
     16:31 21.06.2024 (2)
Первым у нас шёл «Великолепный Век. Империя Кёсем».
Ну не любовника, а жениха…

Не мог художник при дворе султана быть женихом наложницы из гарема.
     16:37 21.06.2024 (1)
До того, как он стал художником, а она наложницей, он был ее женихом. А вот любовником не был, насколько я помню, ничего такого между ними не случилось.
     16:43 21.06.2024 (1)
Не зря же Ибрагим-паша скрывал эту тайну от султана. Нечистое это дело.
     16:49 21.06.2024
Ну так Хюррем в любом случае не имела права общаться с посторонним мужчиной, а в дневнике Луки содержались вполне недвусмысленные описания его сердечных мук. Этого было достаточно для казни обоих…
     16:34 21.06.2024 (1)
И это очень странно, потому что в нем события разворачиваются лет так через 40-50 после событий ВВ…

И «Великолепный век» показывали полностью и не раз, причем премьера была примерно на 5 лет раньше «Кёсем».
     16:39 21.06.2024 (1)
Хронологическая путаница. Сначала нужно смотреть ВВ, а потом ВВ.ИК. Хотя, что ещё покажут в ВВ, я пока не знаю.
     16:50 21.06.2024 (1)
Так а что там еще показывать, он заканчивается смертью Сулеймана)
     16:53 21.06.2024 (1)
Так и ВВ.ИК его смертью заканчивается. И Ибрагима, и Мустафы. Зачем они 2 фильма сделали?
     16:55 21.06.2024 (1)
Этого не может быть, потому что события ИК начинаются примерно через 40 лет после смерти Сулеймана.
     17:01 21.06.2024 (1)
Давайте разберёмся. Актёр играет Сулеймана там и там один и тот же. Гюррем играют разные актрисы. Не верь глазам своим?
     17:07 21.06.2024 (1)
Покажите мне, пожалуйста, где в ИК Сулейман и Хюррем. Кто их играет?

Если вы о Вахиде Перчин — то это по-прежнему ВВ, просто Мерьем Узерли ушла из проекта, пришлось выдумать диковатый сюжетный ход с похищением Хюррем, после которого она вернулась якобы сильно постаревшей и утратившей былую красоту.
     17:13 21.06.2024 (1)
Сейчас спорить не буду, пока не посмотрю ещё раз эту империю.
     18:12 21.06.2024
«Империя Кёсем» — это вот: https://domashniy.ru/serials/velikolepnyy_vek_imperiya_kesem
     15:55 21.06.2024 (1)
При мысли о женитьбе на любимой женщине он так гневается, что аж отправляет ее в ссылку... 

Нет, не поэтому. Он дал ей свободу. И когда привычно пришёл в её покои, чтобы остаться на ночь, Хюррем закрыла перед ним дверь, заявив, что теперь, будучи свободной женщиной, тем более мусульманкой - - она не имеет право оказывать султану сексуальные услуги. Ибо грех. Вот с женой можно:) Сулеймана взбесило то, как она использует религию ради собственных интересов.

Красота исполнительницы главной роли запоминается: наполовину турчанка, наполовину немка. Смешение Востока и Запада. То же самое можно сказать о сериале. Именно поэтому понятен всем. 
     16:03 21.06.2024 (1)
1
Спасибо за уточнение) Я, конечно, отчасти иронизирую, отчасти действительно неточно помню этот эпизод, но это не отменяет того, что хороши они там оба)

Мерьем Узерли действительно очень красива, да и вообще там много красивых актрис, причем так хорошо подобраны, что без труда угадывается происхождение героини: даже если бы не знала заранее, точно предположила бы, что Махидевран черкешенка, Нигяр откуда-то с берегов Дуная, а Нурбану венецианка. А смешение востока и запада очень заметно в одежде.
     16:55 21.06.2024
1
Не только в одежде, конечно. То, как женщины свободно перемещаются, общаются, одеваются в сериале - - само их поведение понятно современному зрителю. Об этом говорили создатели сериала. Например, если исходить из исторических реалий, наложницы в первую ночь должны были ползти на коленях к султану, причём приличное расстояние. Сценаристы выкручивались, как могли. Добавляя "западное" приседание, разбавляя "восточным" целованием края султанского халата. Уже не так обидно:)

Фильм стал классикой жанра. Породив феномен "великолепного века". 

Вспоминаю ещё один сериал, похожий. Забыла название. Из жизни Анны Болейн, точнее, Генриха  VIII. 
     16:17 21.06.2024 (1)
1
А меня в этом сериале поразило то, как прониклись актёры той эпохой. Их эти вечные поклоны, взгляды и полувзгляды, как они пятятся назад и ловко управляются с одеждой, и т п., вызывают ощущение, будто они всю жизнь этим занимаются, как будто они сами из того времени.
Единственное, на мой взгляд, Михримах не очень вписалась, я всё равно видела, что это современная девушка.
Кстати, Вы не считаете Михримах положительной героиней? Она, вроде, никому там зла не делала. Даже наоборот, была жертвой, жертвой матери. Несмотря на то, что в детстве Хюррем говорила дочери, мол, тебя ждёт счастье в жизни, потому что ты уже рождена свободной, не то, что я. И вот на тебе - свобода  ))

А мотив колыбельной, один в один "Нэсе Галя воду"  ))

Да, и маловато восточных танцев, уж могли бы тут и разгуляться

     16:47 21.06.2024
Михримах выдают брови, они чересчур идеальны))) Но мне понравилась эта актриса, внешность приятная и видно славянское происхождение героини)

Михримах не делала зла? Она сыграла весомую роль в казни Мустафы, украв его печать, чтобы создать поддельное письмо. Чуть не покалечила кузину, влюбленную в Бали-бея. Приказала убить служанку женщины, с которой подзагулял столь постылый ей супруг — в порядке «предупреждения». С матушкой на пару интриговала во все поля. Одобрила убийство Рустема-паши — ладно, он тоже был подарочек, но все ж таки… Ну, за финальную подлянку Нурбану в виде наложницы, подаренной ее сыну, я Михримах даже не осуждаю: Нурбану мне неприятна до крайности. А так зла не делала, да, очень добрая девушка…
Очень несчастная она, это да.

Мотив колыбельной все же лишь отдаленно напоминает «Несе Галя воду», там и темп, и ноты другие. Но в целом в украинском фольклоре довольно много схожих мелодий)

Что касается танцев — а пожалуй, и не могли бы. Сериал и так осудили за то, что госпожи все поголовно с открытым декольте перед мужчинами разгуливают. Да к тому же то, что мы подразумеваем под восточными танцами, порождение современности, а в Османской империи XVI века всё было куда скромнее…
     13:37 21.06.2024 (1)
Ну да, когда то тоже смотрела. Жестокость зашкаливает. Но в средние века это было нормой)
     13:40 21.06.2024 (1)
Понимаю, что норма, еще и похлеще бывало, но смотреть все равно тяжеловато. Читать сухие исторические сводки всегда легче)
     13:45 21.06.2024 (1)
Да, я хотела понять, что такое гаремы....Для меня это дико.
Но и сегодня так же имеют гаремы и мне противно всё это)
     13:53 21.06.2024 (1)
А где сейчас имеют гаремы? Если вы об исламском многоженстве, то это немного другое…
     13:59 21.06.2024 (1)
Чтобы вы не имели ввиду, это всё равно попахивает средними веками))
Конечно религия меняется, значит, остаются только её правила.
Мусульманства теперь разные. Но гаремы существуют. Узаконенное ..... и
педерастия. Не скажу, что женщине легче...скорее труднее.
Как то не вписывается в нынешнюю цивилизацию.
     14:01 21.06.2024 (1)
Исправьте, пожалуйста, комментарий, я не одобряю матерных слов на своей странице.
     14:04 21.06.2024 (1)
Да, я вообще стёрла...Главное таки последствие, а не слово))
     14:06 21.06.2024
Ну, о явлениях и последствиях я не берусь судить, не имея достаточной и правдивой информации под рукой) Но и погружаться в эту тему не хочу, сериала мне было вполне достаточно.
     12:38 21.06.2024 (1)
Зачем смотрела? Во имя красивых платюшек и красивой музыки, ну и несколько расширить кругозор — да, я гуглила всех более-менее выдающихся персонажей и разбиралась, как же оно там всё было на самом деле) Ах да, и еще нахватала некоторое количество красивых балканских народных песен)

Помогает?
     13:00 21.06.2024 (1)
Смотря от чего)
     13:03 21.06.2024 (1)
От нелюбви/пустоты.

Что суть одно и то же.

Мы ведь все тут и не тут этим занимаемся. Нет разве?
     13:04 21.06.2024 (1)
Думаю, что нет, не все и не этим) В сериале, конечно, нелюбви и пустоты предостаточно, но ко мне это точно не относится)
     13:08 21.06.2024 (1)
Я бы не стала ограничивать любовь темой м/ж. Человек создан для любви. Всё этим, от этого, для того.

Много, много интереснее люди, кто уже осознал, понял и принял, что пуст. Лично мне. И вам рекомендую. Гиперпонты множеством интересов у меня вот в прошлом.

В чьем исполнении вы любите песню Эдерлези? Посоветуйте - я никак определиться не могу.
     13:20 21.06.2024 (1)
Вот, наверное, последнее, что я делаю в этой жизни — это ограничиваю любовь темой м/ж) ибо свято уверена, что любовь — основа бытия. И да, во мне и вокруг меня ее предостаточно.

Что касается пустоты, я воспринимаю ее как некое необходимое пространство для того, чтобы упорядочить мысли, формы и идеи. Но пустота, как наполненность, должна быть дозированной и занимать строго отведенный ей объем.

Фразу о гиперпонтах вообще не особо поняла — к чему она относится?

Рекомендаций я, уж простите, не просила) Но рада, что вам так комфортно.

Любимого исполнения «Эдерлези» у меня нет, в чьем попадается в плейлисте — в том и слушаю. Ну разве что версию Игоря Варвара могу отметить с особой нежностью, но лишь потому, что Игорь мой хороший знакомый и я трепетно люблю звучание колесной лиры.



     13:29 21.06.2024 (1)
Хорошо. Я больше ничего вам рекомендовать не буду, раз неприятно вам.

Гипрепонты множеством интересов присущи людям, имеющим интересы. Но если вам неприятна и эта тема - не будем.

Я уважаю вашу нежность к Игорю, но на мой взгляд, он испортил, и сильно.

Кустурица он такой Кустурица - его выбор лучший пока, кмк.

Вам нравится Кустурица? Почему?

Осознаваемая пустота - се не баг, а фича)))

И также нелюбовь.
     13:38 21.06.2024 (1)
Ну вот я имею интересы, но явно не для того, чтобы ими понтоваться)

Кустурицу не смотрела. Песню в версии из фильма слышала — согласна, хорошо.

Об осознаваемой пустоте я говорю то же самое, что и вы. Но тогда почему вы спросили, помогает ли мне сериал от пустоты? Как будто это что-то плохое, с чем надо бороться?
     13:44 21.06.2024 (1)
Да. Это плохое, с чем надо бороться. Но это и есть процесс. Потому и фича.

Я просто ВВ не смотрела.

А почему вы не смотрели Кустурицу? Разве можно смотреть ВВ и не смотреть его? Но я вам тут завидую. У вас все впереди.

Знаете, лет 10 назад я сказала одному знакомому: Кустурица такой позитивный! А он: странно. Я когда его смотрю, вижу, как люди мучаются.

Помните начало фильма "Раба любви"? В кинотеатре показывают сцену измены. В зале рядом две женщины. Одна смеется. Другая плачет.
     13:52 21.06.2024 (1)
Да, можно смотреть ВВ и не смотреть Кустурицу. И наоборот тоже можно. Вообще всё можно)

Не смотрела, потому что не хочу. И вообще редко смотрю кино.

Но иллюстрация разницы в восприятии хороша)
     13:53 21.06.2024
Конечно можно. Вопрос был риторический и иллюстрировал просто мое восприятие Кустурицы.

Я, надо же, тоже кино не люблю в основном.
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама