Заметка «Допустима ли поэзия без знаков препинания?»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 18
Читатели: 111 +1
Дата:
Заметка «Допустима ли поэзия без знаков препинания?» самая оцениваемая(5) работа за сутки
23.06.2024

Допустима ли поэзия без знаков препинания?



Великое множество русскоязычных молодых (и не очень) поэтов сегодня пишут, пренебрегая знаками препинания и заглавными буквами. Читать такие стихи довольно тяжело, особенно если это ещё и белый стих (без рифмы), а то и верлибр (свободный стих, где отсутствует не только рифма, но и строгая ритмика). Казалось, автору следовало бы помочь читателю, дать ему какую-то базу, хотя бы в виде привычного синтаксиса, но нет… Попробуем разобраться, почему так происходит.

Пунктуация возникла из необходимости сделать текст удобочитаемым. Изначально слова писались слитно, и читать их было непросто. Появились пробелы, разделяющие слова. Потом возникли точки, отделяющие фразы (блоки с законченной мыслью) друг от друга. Чем больше писалось (и читалось) текстов, тем важнее становилась письменная коммуникация и, соответственно, большее значение приобретала расстановка специальных знаков, исключающих неправильное прочтение. А художественная литература нашла в знаках препинания ещё и эффективный инструмент передачи самых разных оттенков эмоций.

Оборотной стороной этого процесса стал рост требований к знанию формальных правил пунктуации. Автору надо теперь было быть грамотным. А грамотность вовсе не является обязательным приложением к литературному таланту. Говорят, Гийому Аполлинеру надоели придирки корректоров и редакторов, пытающихся выправить его пунктуацию, и он, готовя сборник, вышедший в 1913 году, просто убрал все эти запятые, тире и точки из текста. Под этот жест была подведена теоретическая база: "знаки препинания бесполезны, ибо подлинная пунктуация – это ритм и паузы стиха".

Осень

Сквозь туман пробираются месят осеннюю грязь
Колченогий крестьянин и бык и не видно в тумане
Как деревни дрожат на ветру боязливо скривясь

И печальную песню тихонько мурлычет крестьянин
Стародавнюю песню о перстне о верной любви
О разлуке о сердце разбитом о черной измене

Осень осень ты лето убила и лето в крови
И маячат в осеннем тумане две серые тени

(перевод Э.Линецкой)

Большие проблемы с пунктуаций были, например, и у Владимира Маяковского. В рукописях у него нет ни одной запятой, он их ненавидел. Начиная с 1916 года запятые в его стихала расставлял Осип Брик. По легенде, запись стиха лесенкой, столь обычная для Маяковского, возникла в попытке расставить паузы в строке, минуя знаки препинания.

Аполлинер пользовался большим авторитетом в поэтической среде. И обычай писать без знаков препинания закрепился сначала во французской поэзии, а потом был воспринят и за рубежом. Этот, скажем так, стилистический прием хорошо ложился на поиски нового поэтического языка и вообще желание перевернуть или хотя бы перетряхнуть искусство, сочетаясь с авангардистскими экспериментами в живописи, архитектуре и прозе. Подобная форма записи поэтического текста теперь может рассматриваться как часть культуры Постмодернизма.

Но надо признать, что дело не только в желании снять с себя ответственность за пунктуационные ошибки или в следовании канону современного искусства. Есть и объективные причины.

В общем корпусе литературы поэзия стоит наиболее близко к устному творчеству. Стихи принято читать вслух. Это текст, который может создаваться и одновременно с этим артикулироваться. Поэзия может быть словесным потоком, который накатывает, не давая времени отвлекаться на знаки препинания. И если стих именно таков (в противовес, например, строго выстроенному сонету, где вся конструкция продумана и отточена до детали), то, пожалуй, пунктуация будет только излишней. Вот, например, стихотворение Пауля Целана (1920-1970) «Фуга смерти», написанное о трагедии евреев в гитлеровской Германии (перевод Вячеслава Куприянова):

Чёрная млечность рассвета мы пьём её на закате
мы пьём её в полдень и утром и пьём её по ночам
мы пьём и пьём
мы в небе могилу роем там тесно не будет лежать
В доме живёт человек он играет со змеями пишет
он в сумерках пишет в Германию золото волос
твоих Маргарита
он пишет и после выходит из дома и звёзды сияют
он свистом зовёт своих псов
он свистом сзывает евреев чтобы рыли могилу в земле
он велит нам теперь сыграйте для танца
Чёрная млечность рассвета мы пьём тебя ночью
мы пьём тебя утром и в полдень и пьём на закате тебя
мы пьём и пьём
В доме живёт человек он играет со змеями пишет
он в сумерках пишет в Германию золото волос
твоих Маргарита
Пепел волос твоих Суламифь мы в небе могилу роем
там тесно не будет лежать
Он кричит вы там глубже в землю а вы там играйте и пойте
он пистолетом грозит и глаза его голубые
вы там глубже лопаты а вы там дальше играйте для танца
Чёрная млечность рассвета мы пьём тебя ночью
мы пьём её в полдень и утром и пьём на закате тебя
мы пьём и пьём
В доме живёт человек золото волос твоих Маргарита
пепел волос твоих Суламифь он играет со змеями
Он кричит слаще пойте про смерть смерть немецкий маэстро
он кричит гуще скрипки вы в небо уйдёте как дым
в облаках вы найдёте могилу там тесно не будет лежать
Чёрная млечность рассвета мы пьём тебя ночью
мы пьём тебя в полдень смерть немецкий маэстро
мы пьём тебя на закате и утром мы пьём и пьём
смерть немецкий маэстро глаза его голубые
для тебя из свинца его пуля она отыщет тебя
в доме живёт человек золото волос твоих Маргарита
он травит собаками нас нам в небе могилу сулит
он играет со змеями грезит смерть немецкий маэстро
золото волос твоих Маргарита
пепел волос твоих Суламифь

Повторение, возвращение, процессуальность, всеохватность, безграничность. И всё это достигается отказом от пунктуации.

Возвращаясь от конкретики к общей теории, мы получаем следующие объективные причины записи поэтических текстов без знаков препинания.

1. Близость к устной речи. Сегодня письмо проигрывает звуку. Читают всё меньше. На первый план выходят видеосюжеты. Поэты записывают, как они читают стихи, и даже в конкурсах порой стихи участвуют уже именно в таком виде. Для подобной записи пунктуация не нужна.

2. Поточная организация. Поэзия становится выражением внутренней речи, которая – а это так и есть – монотонна и малоэмоциональна. Чем меньше ориентация на читателя (слушателя), а больше на самовыражение, тем меньше нужны знаки препинания. Стихи превращаются в аутотекст и перестают быть коммуникацией. Современная поэзия ставит одной из своих целей передачу (или имитацию) потока сознания, тут запятые излишни.

3. Отказ от однозначности. Казнить нельзя помиловать. Нам говорят: вы, что, издеваетесь? Стоит тут поставить запятую, и мы сразу попадаем в законченную ситуацию. Тогда как авторский замысел состоит в том, чтобы ситуацию «подвесить», сделать амбивалентной, заставить читателя осознать возможность разных итогов, разных комбинаций смыслов.

Безусловно, всё вышесказанное имеет место быть. Однако требует от автора большого мастерства. Во-первых, у него должно иметься, что сказать. Эти двойственные смыслы должны быть не просто игрой слов (в этом случае стих останется лишь словесной забавой), неоднозначность должна оказаться жизненно значимой. Добиться этого эффекта очень непросто и встречается он крайне редко.

Во-вторых, автор должен уметь создавать богатый поток сознания. Тогда как в реальности мы обычно генерируем пустоту или смыслы, которые интересны лишь нам самим, но не представляют интереса для стороннего разума. Мы можем забить поток словами, но они не будут нести никакой трансперсональной ценности.

В-третьих, автору не следует стремиться записывать свои стихи в виде текста. То, что прощается при устной организации, будет выглядеть неуклюже на письме. Читателю придётся продираться взглядом через неупорядоченную череду слов, что требует большого труда и снижает интерес к произведению.

Поэтому стихов, где пренебрежение пунктуацией оправданно, немного. В большинстве случаев беспунктуационная манера письма скрывает или поэтическую беспомощность, или нежелание каждый раз сдавать экзамен на синтаксис (редакторы ошибки в словах исправят, а вот пунктуацию обычно оставляют авторской, и она может вызывать споры), или простое следование моде.

В таких случаях теоретически несложно проставить «пропущенные» знаки препинания, и стихотворение от этого ничуть не пострадает. Как в этом стихотворении Феликса Чечика:




Больше хороших стихов в ТГ-канале ЕЖЕДНЕВНИК ПОЭЗИИ: https://t.me/stihydnya

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     23:24 23.06.2024 (4)
3
Когда вижу стихи без препинаков, даже не читаю.
Мне сразу на ум приходит прикол Полины Орынянской:

Взошли озимые коровы
пасутся в травах лопухи
пылятся сто забот суровых
лежат на бабах пастухи
болтают яйцами большими
несутся куры у гумна
лежит навоз по всей России
весна



     19:49 25.06.2024 (1)
Дрянь, хоть с запятыми, хоть без запятых.
     22:40 25.06.2024 (1)
2
Подумай, Саша, если правильно расставить запятые, то совсем даже не дрянь.
     08:02 26.06.2024
1
Не требуйте от человека того, Галина, что он не в состоянии сделать ) 
     17:11 25.06.2024 (3)
3
Гениально
Хочется попробовать написать что-то в таком стиле ) 
     08:40 26.06.2024 (1)
2
A woman, without her man, is nothing. A woman: without her, man is nothing. Не стих, но пример запятой как оружия феминизма)
     09:39 26.06.2024 (1)
Nice ) 
Люблю читать надписи на футболках. 
Надпись по теме (и по памяти), что-то вроде "Если ты человек, то ты феминист". Эту футболку видел на юной девушке в магазине. Ещё, для смеха. Футболка (происхождением явно из Таиланда), с надписью "Я могла бы быть твоей дочерью", украшала чумазого паренька на рынке. Один мужчина на байке ехал в футболке с текстом "Я пью пиво лишь трижды в неделю: вчера, сегодня и завтра" ))) 
     10:09 26.06.2024 (1)
Футболка - не состоявшая дочь.. Сюжет для хоррора, однако 
     10:51 26.06.2024 (1)
Здесь специфика. В Таиланде, в Паттайе очень взрослые дяди европейского типа лазают с молодыми местными девчонками. Имеется в виду то, что тот же самый дядя вполне мог пересекаться раньше с мамой этой девочки ) 
     10:57 26.06.2024 (1)
Я поняла,  но звучит жутковато. Надпись на униформе работников Хезбургера  I used to be a bottle повеселее все же
     11:10 26.06.2024
1
Видел ролик, как в одном магазине на наборном стенде, в надписи FINAL PRICE, F очень близко сдвинули с I ))) 
     22:49 25.06.2024
1
Но, как я посмотрю, не все поняли игру с препинаками.
     17:54 25.06.2024
1
Давай!)
     16:53 25.06.2024 (2)
1
Отличная шутка!)))

Стихи без знаков препинания часто могут восприниматься как неаккуратные и небрежные. Такое стихотворение может создавать впечатление недоработанности и невнимания к деталям, что снижает его эстетическую ценность для многих читателей.
А автора выставляет безграмотным лентяем,
который оправдывает свою безграмотность свободой выражением идей или возвышенным потоком сознания.

Я тоже такие стихи не читаю.)
     22:51 25.06.2024
1
Мне вчера на редакцию прислали целую книгу стихов без препинаков. Я пару стишей прочла и отказалась, возможно, и стихи неплохие, но так и хочется расставить всё, как надо. Иначе даже не знаю, что нужно редактировать.
     17:03 25.06.2024 (1)
Особенно , комментарии...где клюют их всякие отставные кумушки)
     17:08 25.06.2024
Это вы про кого?
     21:41 24.06.2024 (2)
Нельзя ставить знак равенства между отсутствием запятых и творческой неудачей. Хотя, конечно, и мусора много... Но мусора вообще много.
     17:04 25.06.2024
Да, и это видно с первого катрена. )) Далее не только не нужно искать какие то ошибки,
вообще не нужно читать))
     22:01 24.06.2024 (1)
2
В приведённом мной стишке абсолютно всё меняют знаки препинания. А уж когда проза без препинаков, вообще жуть.
     16:00 25.06.2024 (1)
1
Как раз в вашем приведённом стишке абсолютно всё меняют не знаки препинания
     22:45 25.06.2024
1
Да что Вы?
А давайте попробуем расставить. Есть разница?

Взошли озимые коровы,
пасутся в травах лопухи,
пылятся сто забот суровых,
лежат на бабах пастухи,
болтают яйцами большими,
несутся куры у гумна,
лежит навоз по всей России -
весна.


Но можно и так:
Взошли озимые, коровы
пасутся в травах, лопухи
пылятся, сто забот суровых
лежат на бабах, пастухи
болтают, яйцами большими
несутся куры, у гумна
лежит навоз, по всей России -
весна.

     10:17 26.06.2024
подлинная пунктуация – это ритм и паузы стиха".

Я с этим согласен, если писать так, что в каждой строчке будет законченная  фраза, можно писать без знаков препинания их роль будет играть то, что фраза начинается с начала строки и заканчивается в конце строки.
     17:02 25.06.2024
Допустима. К примеру верлибр или стихотворение , что пишется на одном дыхании ( непрерывно)
Знаки препинания даются для того, чтоб знать где остановится))
     10:41 22.06.2024 (1)
1
Прямо бальзам на душу - ваша статья. Иногда тоже пишу без запятых. Знаю несколько поэтов, которые пишут без запятых, но стихотворения их прекрасны...
     11:59 22.06.2024 (1)
2
Качество стихотворения не определяется наличием запятых, но все же очень редко отсутствие запятых работает на придание дополнительной ценности стиху. Очень редко.
     16:02 25.06.2024
Полностью согласна
     12:19 22.06.2024
Отсутствие знаков препинания при ясном изложении, и при должном образе, это норма в поэзии больше ста лет. Вид техники стихосложения. Хорошая статья. Как-то мне попадался интересный материал на эту тему. Если найду, вспомню - скажу. 
     11:38 22.06.2024 (1)
Военные носят форму.
И по форме и знакам различия их легко различить и правильно с ними общаться.
Никто еще не придумал распознавать воинских начальников по выражению лица или матерному строю речи.

Так и стихи.Их смысл в словах и знаках препинания. 
и если знаки есть - их должно употреблять, как военным форму.
Во избежание всеобщего хаоса и безначалия.
Что равно противопоказано и военным и стихам.имхо
     12:08 22.06.2024 (1)
1
Стихи — не парадная колонна. Даже военные не всегда носят форму. Можно представить себе разведчика, имеющего по документам звездочки, но ходящего в гражданском. Жизнь всегда сложнее схемы. А стихи — это жизнь слов, жизнь языка. Знаки препинания появляются исторически — это не конституирующий момент, а инструмент, обслуживающий коммуникацию. Облегчающий ее. Но кто сказал, что коммуникация должна быть простой? Вполне возможно, что автор не стремится к простой коммуникации…

Но в целом моя статья — не оправдание отказа от запятых в стихах, а скорей — о мере ответственности. О том, что подобный жест должен быть осмысленным, иначе он будет интерпретироваться как слабость и бегство от грамматики. Или слепая дань моде.Если в игнорировании знаков препинания нет особого смысла, если этим не добавляется к стиху некая ценность, то добросовестный автор, конечно, должен их использовать. Это вопрос чести и качества.
     12:16 22.06.2024
Я так понял, что мы рассуждаем об общих правилах, а не об исключениях типа разведчика в тылу врага.
А общее правило-надо знаки препинания в стихах и в прозе использовать! Такое мое мнение.
     11:14 22.06.2024 (1)
«Под этот жест была подведена теоретическая база: "знаки препинания бесполезны, ибо подлинная пунктуация – это ритм и паузы стиха".»

Мне стало интересно попробовать сравнить ваше чтение текста с моим без знаков препинания. Имею мнение несколько отличающееся от того, в чём обозначили подлинную пунктуацию другие. Я бы дополнила подлинность ещё одним важным моментом. Читать подлинное дано только тем, кто одарён пониманием смысла. И как бы странно сейчас не звучала моя мысль, но именно такие одарённые люди будут больше всех других заботиться о том, чтобы их правильно понимали. Потому что им не всё равно. 

К примеру, возьмём те же строки, вами предложенные: 
Я уже вижу два варианта в чтении. Какой выбираете вы?
Смысл не меняется. Поэтому автор мог свободно позволить читателю читать так, как ему будет удобно. Но ведь бывают и другие творения. Где нужно выделить эмоцию, восклицая! Или наоборот, не договаривая, как бы извиняясь перед читателем. Знаки препинания - это возможность в том, чтобы стать ближе по настроению. Возьмите, к примеру лирику Бориса Пастернака, Волошина. Разве можно будет прочесть настроение автора без знаков препинания? Мне можно и то не с первого раза. Но не все так сходу возьмут ритм, поймут настроение. Ведь счастие от чтения поэзии заключается именно в том, что читатель может погрузиться в точно такое же состояние автора. Разве Ван Гог смог бы изобразить свои подсолнухи без жёлтого цвета? Или звёзды? Всё необходимо для того, чтобы отобразить действительность в подлинном существовании. Звёзды Ван Гога действительно намного больше в реальности, чем нам дано увидеть. Он не обманывал зрителя. 

«Сквозь туман пробираются месят осеннюю грязь
Колченогий крестьянин и бык и не видно в тумане
Как деревни дрожат на ветру боязливо скривясь

И печальную песню тихонько мурлычет крестьянин
Стародавнюю песню о перстне о верной любви
О разлуке о сердце разбитом о черной измене

Осень осень ты лето убила и лето в крови
И маячат в осеннем тумане две серые тени»


Кто первый начнёт читать, со знаками препинания: вы или я? 
     11:57 22.06.2024 (1)
Согласен с тем, что как возможна поэзия, в которой отсутствие знаков препинания работает на реализацию авторского замысла, так же существует и поэзия, в которой знаки препинания являются значимым фактором, используемым автором для программирования восприятия своего текста. Более того, этот случай является более распространенным и даже типовым. 

Аполлинеровский стих, к тому же, не является примером уместности отказа от запятых. Игнорирование знаков препинания тут не часть замысла, а просто публичный жест — провокация не читателя, а критиков.
     12:05 22.06.2024
Я могу его понять. Сама не раз оказывалась на его месте. Есть такие критики, впереди которых шагает не поиск смысла, а возможность судить талант по грамматике. Я никогда не обижаюсь на таких. Я ведь не потеряла своего желания, они потеряли, потому что сами отказались чувствовать автора. Значит не будем читать с вами вслух? 
Принимаю ваш отказ. Статья интересная. Спасибо. 
     07:36 22.06.2024
Отличная статья! 


Тогда как авторский замысел состоит в том, чтобы ситуацию «подвесить», сделать амбивалентной, заставить читателя осознать возможность разных итогов, разных комбинаций смыслов.

Мой случай... 



"Фуга смерти" - читаю впервые, поэтому спасибо, Андрей, что предоставили возможность прочесть. Мощное произведение!


Взяла в избранное ваш пост!
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама