Заметка «Вольфсбург - бывший барачный город» (страница 1 из 3)
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 14
Читатели: 113 +1
Дата:

Вольфсбург - бывший барачный город

Вольфсбург основан в 1938 году, за год до начала Второй мировой войны. Сейчас это один из крупнейших городов Германии, а территория завода "Фольксваген" в Вольфсбурге - сама большая в мире заводская территория. 

Раньше Вольфсбург назывался "Город автомобиля KdF".

Заинтересовалась я историей Вольфсбурга после разговора с моей знакомой, Керстин (https://fabulae.ru/prose_b.php?id=151973 - здесь очерк о том, что рассказала Керстин о своей семье).

После войны родители Керстин с её старшими братьями и сёстрами жили в Вольфсбурге в бараке. Я всегда думала, что по-немецки барак (Baracke) означает казарму, обычно каменную, и совсем не похож на тот барак, в котором я жила до десяти лет. Спросила Керстин, что такое Baracke, и она сказала, что это Laube (деревянный садовый домик, беседка). Я рассказала, что барак, в котором жила я, был тоже деревянный, но длинный и разделённый на отдельные квартиры. Тогда Керстин вспомнила, что на фотографии, где её старший брат ребёнком стоял перед бараком, барак длинней, чем беседка. 

Нашла я в интернете фотографии немецких бараков, они и как садовые домики, и длинные.

 






- это в Вольфсбурге, если верить интернету. 


Больничные бараки. Вольфсбург, улица Райзингер-Штрассе.

Я рассказала Керстин, что в начале войны в Красноярск был эвакуирован завод и для рабочих были быстро построены бараки как временное жилище. Керстин воскликнула, что и в Вольфсбурге, должно быть, бараки были построены как временное жилище на месте разбомбленных домов.

Но это совсем не так. В статье, которую я также нашла в интернете и скопировала ниже, говорится, что жилые дома в Вольфсбурге не бомбили, по той причине, что их не было. С самого начала люди жили в бараках. 

В статье послевоенный Вольфсбург сравнивается с Клондайком, потому что в Клондайке люди тоже жили в быстро построенных бараках и потому что в Клондайке тоже не было местного, коренного населения. Фотографии Клондайка из интернета:


Лагерь в Клондайке. 1898


Клондайк, 1900, полиция



- фотографии Клондайка, раз уж он упоминается в "барачном контексте". Я знала "Клондайк" только как источник быстрого обогащения.


Статья https://www.bpb.de/themen/deutschlandarchiv/riederer20130319/ 
Ниже копия бинговского машинного перевода с немецкого языка, я не стала его редактировать. 


Архив Германии

Вольфсбург и его лагеря после 1945 года

Гюнтер Ридерер

19.03.2013 / 16 минут на чтение

Гюнтер Ридерер рассматривает начало развития города Вольфсбурга от проекта национал-социалистической модели до послевоенных лет и говорит: «История города в первые дни его развития в значительной степени является историей его лагерей.




Урбанизация через плотность населения - Вольфсбургский район Детмероде на аэрофотоснимке 1968 года
"Урбанизация через плотность" - Вольфсбургский район Детмероде на аэрофотоснимке 1968 года (© Вольфганг Мутезиус)



Общий план развития города автомобиля KdF, под руководством Генерального строительного инспектора имперской столицы, спроектированный архитектором Петером Коллером; Масштаб 1:30 000, создан весной 1938 года в Лайтбоксе
Общий план развития «Город автомобиля KdF, под руководством Генерального строительного инспектора имперской столицы, спроектированный архитектором Петером Коллером»; Масштаб 1:30 000, создан весной 1938 года (© город Вольфсбург, Институт современной истории и презентация города)

Летом 1950 года тогда еще молодой новостной журнал «Der Spiegel» опубликовал серию из нескольких частей под названием «Porsche von Fallersleben. История автомобиля». В ней рассказывалось о стремительном взлете завода Volkswagen и его особой истории как национал-социалистического престижного проекта массовой автомобилизации. Пятая и последняя часть цикла статей была подробно посвящена условиям жизни в городе, отведенном на работу. На типичном для «Шпигеля» жаргоне Вольфсбург зловеще называли «городом Клондайка, неудавшейся человеческой плантацией, политической Гоморрой Второй республики».

Автор описал предварительный облик города запоминающимися словами: в начале 1940-х годов из-за войны жилищное строительство в значительной степени прекратилось, а район поселения Вольфсбурга, пересеченный огромными бетонными улицами, напоминал человеческое туловище без головы, рук и ног. Между этим «голым ландшафтом» лежат «трущобы 11 000 иностранных рабочих из Италии, Польши, Франции и Югославии». После их освобождения и депортации бараки лагерей теперь населяют своеобразная смесь рассеянных людей - беженцев с Востока, перемещенных лиц (ДП - депортированные лица) и бывших военнопленных вермахта. Его мрачное существование навело автора статьи на широко распространенные в то время опасения по поводу социально подрывного характера данного типа жилья. И намекая на моральное пренебрежение и моральную дикость, которые якобы влекла за собой лагерная жизнь, абзац заканчивается печальным замечанием: «В Вольфсбурге у любви нет крыши над головой».

С поразительной ясностью эти высказывания обрисовывают реальность жизни и повседневный горизонт опыта жителей Вольфсбурга того времени. Грубо говоря, история города в первые дни его развития в значительной степени является историей его лагерей. Несмотря на стремительно развивающееся экономическое чудо, лагерная жизнь в Вольфсбурге была частью широко распространенного образа жизни. Даже после окончания Второй мировой войны и начала фактического развития города, Вольфсбург поначалу оставался трущобами.

   Планируется создание национал-социалистического образцового города

По состоянию на 31 декабря 1937 года, на территории двух сельских общин Хеслинген и Ротехоф-Ротенфельде, проживало ровно 857 жителей, которые впоследствии стали Вольфсбургом.] Тем не менее, население малонаселенных сельскохозяйственных угодий на холмистой местности на канале Миттельланд, который плавно спускается в Северо-Германскую низменность, должно было быстро расти: в связи с поиском подходящего места для строительства крупного автомобильного завода, с помощью которого национал-социалисты хотели добиться массовой автомобилизации немецкого «Volksgemeinschaft», проектировщики наткнулись на район сегодняшнего Вольфсбурга. Выгодное с точки зрения транспорта расположение обеспечило хорошие условия для такого предприятия, которое планировалось в прямом смысле этого слова на площадке «с нуля».

Согласно воле градостроителей, на месте автозавода не должен быть построен заводской поселок как простое продолжение или придаток завода Volkswagen. Основанный 1 июля 1938 года указом лорда-президента провинции Ганновер, «Город KdF Car недалеко от Фаллерслебена» был задуман как муниципалитет среднего размера, рассчитанный на 90 000 жителей со всеми удобствами, необходимыми для функционирования городской инфраструктуры. Уже на первом генеральном плане застройки, составленном архитектором Петером Коллером весной 1938 года, ясно видно пространственное разделение, которое преобладает и сегодня: к северу от железнодорожной линии и канала Миттеланд находятся залы завода Volkswagen, к югу от них – город в форме кольца с так называемой городской короной на холме в центре, который предназначался для размещения монументальных зданий для вечеринок.

Однако, поскольку этот промышленный фундамент находился на периферии вдали от крупных промышленных агломераций, было также ясно, что рабочая сила для строительства завода и города не могла приходить из непосредственной близости, а скорее должна была поставляться извне. Таким образом, размещение сотрудников компаний, участвовавших в строительстве города и завода, в центрально расположенном «общественном лагере» не было чем-то необычным и было вызвано чистой необходимостью из-за отсутствия конструкционного материала.

Нехватка рабочих рук возникла на раннем этапе. В сентябре 1938 года недостающие мощности были первоначально заполнены рабочими, предоставленными фашистской итальянской сестринской организацией Германского трудового фронта (DAF), «Confederazione Fascista dei Lavoratori dell'Industria (CFLI)», которые также были размещены в бараках «общественного лагеря».

    Город как туловище без головы, рук и ног

Начало Второй мировой войны и последующая интеграция завода Volkswagen в военную промышленность привели к появлению на предприятии системы принудительного труда. Польские женщины, военнопленные, советские военнопленные и узники концлагерей подвергались дискриминационным условиям труда и быта.

В результате бараки начали разрастаться, а имидж развивающегося города формировался за счет большого количества различных лагерей с различными функциями. Ядром барачного городка был уже упомянутый «общинный лагерь», который был напрямую связан с железнодорожной линией Берлин-Ганновер и каналом Миттельланд на юге. Первоначально здесь размещались немецкие и итальянские рабочие, которые помогали строить завод и город. Позже эта территория также была занята французскими, голландскими и бельгийскими гражданскими рабочими или военнопленными. Кроме того, существовал строго охраняемый «Восточный лагерь», огороженный высокими заборами из колючей проволоки, в котором размещались подневольные работники из Восточной Европы. Центральные учреждения городского управления, а также различные школы также временно размещались в бараках.

Были и другие жилые лагеря, разбросанные по всему городу, такие как лагерь Рейслинген, в котором жили немецкие рабочие и их семьи, или лагерь Хоэнштайн, где размещались эсэсовцы для обучения. Лагерь Лаагберг, расположенный за пределами центра города, имел особое значение в этом лагерном ландшафте, в котором с мая 1944 года в нечеловеческих условиях содержались 800 узников концентрационного лагеря Нойенгамме.

Грандиозные планы национал-социалистического образцового поселения с площадями, комфортабельными домами и современно оборудованными городскими квартирами были реализованы только в плохом начале. Каменные постройки были в основном ограничены лесным поселком Штаймкер Берг, который планировался и строился для руководителей завода, район Шиллертайх и район Веллекамп. Из 24 000 запланированных жилых единиц к концу 1944 года было завершено строительство чуть менее 3 000 квартир. «Город KdF Car близ Фаллерслебена» представлял собой — в дополнение к своему предварительному названию — уродливый комплекс барачных лагерей, в которых в конце войны проживало около 15 000 человек.

   Жизнь в «лагерном городе» после 1945 года




Карта города части города автомобилестроения KdF, по состоянию на октябрь 1941 года, масштаб 1:10 000, с районами Веллекамп, Шиллертайх и Штаймкер Берг, а также барачными лагерями
"Карта города части

Реклама
Обсуждение
     11:29 14.08.2024 (2)
1
Во многих немецких городах была, но вот об этом даже не слышала.
Их бараки как-то веселее наших смотрятся.
Сейчас посмотрела современные фото города - день и ночь.
Алёна, а Вольфсбургский замок имеет какое-то отношение к городу?
     11:49 14.08.2024 (1)
Галя, а ты и в Вольфсбургском замке была? 
     13:05 14.08.2024
К сожалению, нет. Просто решила посмотреть фото современного города и наткнулась на фото замка.
     11:48 14.08.2024
Да, город Вольфсбург назвали по имени замка. Замок был включен в город, когда город разросся, в 1961 году.
     21:16 11.08.2024 (1)
1
Интересная  информация !
     21:44 11.08.2024
1
Спасибо, Вера! 
     14:06 11.08.2024 (1)
1
В городе Ковров, где я живу, есть завод, который начали строить в начале прошлого века как акционерное общество. Рядом со строительной площадкой построили одноэтажные бревенчатые домики на три-четыре квартиры (в народе у нас их тоже бараками называют). После революции завод перешёл в государственную собственность. В 1920-х для рабочих строили уже двухэтажные бревенчатые дома на 8 квартир. Так в нашем городе появился микрорайон Черёмушки.
Производство увеличивалось.
В 1930-х построили три пятиэтажных кирпичных барака с канализацией и отоплением. Сейчас два из них готовят к капитальному ремонту.

После войны выросли новые микрорайоны для рабочих этого завода пр. Ленина, Социалистический, "Пятёрка", "Больничный комплекс", "Лимончики", пр. Мира.
Это всё в нашем провинциальном городке, где есть ещё и другие микрорайоны с другими предприятиями. 
Это всё заставляет меня сомневаться в высказывании

территория завода "Фольксваген" в Вольфсбурге - сама большая в мире заводская территория.

В Евросоюсе, возможно, территория "Фольксваген" самая большая, но не в мире, потому что в России есть много предприятий, которые в разы больше, чем наш ковровский завод.
     14:38 11.08.2024 (1)
Это высказывание из немецкоязычной википедии. Завод "Фольксваген" в Вольфсбурге занимает 6,5 кв. км.
     14:55 11.08.2024 (1)
В русскоязычной википедии тоже много всякого пишут)
Площадь нашего городка 54, 6 кв. км
Завод, о котором рассказала, занимает примерно одну седьмую часть всей территории. На заводе делают мотоциклы и много разного ширпотреба
     15:29 11.08.2024 (1)
Да, похоже, что информация о "Фольксвагене" в Вольфсбурге устарела, или же они считают только чисто производственные площади. 

ИИ мне выдал инфу:

Самый большой завод в мире по площади — это Boeing Everett Factory в штате Вашингтон, США. Этот завод занимает площадь около 400 тысяч квадратных метров и используется для сборки самолетов Boeing1.

Другие крупные заводы включают:

Jean-Luc Lagardère Plant в Тулузе, Франция, который используется для сборки Airbus A380 и занимает площадь 122 500 квадратных метров2.
Target Import Warehouse в Саванне, США, который является крупнейшим складом сети Target и занимает площадь 185 800 квадратных метров2.
Belvidere Assembly Plant в Иллинойсе, США, принадлежащий компании Chrysler, с площадью 330 000 квадратных метров2.


И другая инфа:

Своими размерами славится и "Уралвагонзавод". Он даже отмечен в Книге рекордов Гиннеса, как самый большой. Находится он в Нижнем Тагиле Свердловской области. Научно-производственная корпорация занимается разработкой и производством военной техники, железнодорожных вагонов, дорожно-строительных машин. "Уралвагонзавод" основан в 1936 году В корпорацию входят конструкторское бюро, производственные предприятия и научно-исследовательские институты. Все сто процентов акций принадлежат государству. Площадь предприятия – 827 тысяч квадратных метров.

https://uznayvse.ru/interesting-facts/samyie-bolshie-zavodyi-v-mire.html
     15:38 11.08.2024 (1)
Ну вот, получается, что Фольксваген самый большой завод в Германии)
     15:46 11.08.2024 (1)
У Фольксвагена несколько заводов. Здесь говорится только об одном заводе - в Вольфсбурге. 

Может быть, это самый большой завод в мире, взятый сам по себе, без филиалов, без административных зданий. Площадь, занимаемая не всей корпорацией, а только площадь одного-единственного завода.
     15:50 11.08.2024
Не знаю...
Всякое может быть - это уже кадастровый план надо смотреть
     11:06 11.08.2024 (1)
1
Очень познавательная и потому нужная работа, Алëна! 
И написано превосходно! 
     11:19 11.08.2024 (1)
О, спасибо, Лёша!
     11:21 11.08.2024 (1)
1
     11:27 11.08.2024
     05:35 11.08.2024 (1)
1
Очень интересно!
Спасибо, Алёна!
     07:20 11.08.2024
Спасибо, Юрий!
Книга автора
Ноотропы 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама