После победы Трампа на выборах мир озаботился вопросом: сможет ли он потушить пожар на Украине? Вопрос, конечно, животрепещущий, но хочется спросить в ответ: А надо ли было доводить дело до состояния, когда требуется вмешательство дяди для наведения порядка в песочнице? Почему своего ума не хватает?
Правда, отдельными наблюдателями отмечено поглупление белой расы. В политическом смысле, а не в бытовом. Одни относят это за счет падения пассионарности (и что это означает?), другие за счет других факторов. Хотя, что тут гадать, берите историю древнего Рима времен надлома, или поздней Византии – там найдете все про современное общество. Техника меняется (лошадей сменили на автомобиль), но не природа людей и не закономерности жизнедеятельности социумов.
Примеры. В СССР поглупление правящего класса началось при позднем Брежневе, затем оно распространилось на само общество. В итоге гибель государства и саморазгром промышленности и науки. На Западе же вдруг победила точка зрения, что материальное производство устарело и его надо вынести в Третий мир, а себе оставить «экономику услуг». Ибо некие индивидуумы вопросили: если раньше были сфера производства и подчиненная ей сфера обращения, то почему бы не сделать первое последним, а второе первым, а то и вообще убрать бывшее «первое»? Сильные мира сего ответили: гениально! Долой грязные спецовки! Да здравствуют белые воротнички. Новаторы получили нобелевские премии, и - завертелось. И хотя отдельные экономисты пытались возражать, что рост числа парикмахеров, риэлтеров, юристов, финансовых консультантов и т.д. не ведет к развитию, им веско отвечали: работники сферы услуг будут платить налоги и зарплаты своим работникам, делать заказы, наращивая тем самым объем денежного вала, что приведет к росту ВВП. Так и случилось. Валовая стоимость произведенных услуг росла, а вместе с ней почему-то рос госдолг и перестал расти уровень жизни среднего класса. Странность ситуации усугублялась быстрым экономическим взлетом государств, сосредоточенных на материальном производстве – Китай, Малайзия, Тайвань, Ю. Корея… Видные экономисты Запада никак не могли понять эту взаимосвязь, пока к власти не пришел Трамп и не заявил: хватит валять дурака и обогащать Китай за наш счет, нам нужно возвращать материальное производство в США. Это заявление было сродни землетрясению. Как так: значит, стилисты по стрижке собак и тренеры (извиняюсь, коучи) по фитнесу не обогащают страну? Вот те на…
Аналогичное потрясение основ пережила и Россия. Долгое время шло планомерное свертывание материального производства в пользу формирования «великой энергетической державы». Однако по мере роста экспорта сырья и наращивания импорта готовых изделий темпы прироста ВВП почему-то стали стремиться к нулю. И лишь когда были введены санкции, то выяснилось, что развивать материальное производство не просто необходимо, а жизненно важно. И выгодно! Это был тяжелый удар по либералам от экономической науки, вроде декана экономического факультета МГУ и члена Президентского Совета Аузана, обучившего толпы соответствующих экономистов, и других адептов «экономики услуг» и импорта качественных товаров вместо возни со своими.
А все Трамп… На этом дело не кончилось. Он же вдруг объявил, что безудержная миграция с Юга опасна для страны, что крайне удивило тех же либералов – сторонников максимальных свобод везде и всюду, невзирая на последствия. Трампа объявили фашистом, но… дурной пример заразителен. В Европе стали возникать (правда, некоторые и до него) «партии тревоги», которые бубнили то же самое, что и Трамп. Мол, если оставить все как есть, то миграционные волны из Африки и Азии смоют классическую Европу с ее тысячелетней цивилизацией. Их обозвали нацистами. Но Трамп! Авторитет США портил всю работу по их дискредитации.
Получилось, что для замшелых консерваторов, не желающих идти в ногу в новый дивный мир толерантности с ее «концом истории» (и наступлением «темных веков», добавим мы от себя), Трамп стал - говоря современным языком - триггером для поползновений в старую эру «поумнения».
Напрасны, конечно, те надежды. Не может Трамп не наглупить где-нибудь (и наглупит! Время такое.) Но вдруг?
Вот такие дела. Пардон. Вот такой кейс (надо же выглядеть умным).
|