Заметка «Нужна ли сила воли пожилому человеку»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 26
Читатели: 95 +3
Дата:
Заметка «Нужна ли сила воли пожилому человеку» самая оцениваемая(13) работа за сутки
12.11.2024
Заметка «Нужна ли сила воли пожилому человеку» самая читаемая(25) работа за сутки
12.11.2024
Заметка «Нужна ли сила воли пожилому человеку» самая комментируемая(20) работа за сутки
12.11.2024

Нужна ли сила воли пожилому человеку

Вчера я опубликовала заметку с советами, полученными в ChatGPT, как укреплять силу воли. И в одном из комментариев говорится: 
И вообще: на фига нужна воля  пожилому человеку? Его задача насладиться всем возможным на финальном отрезке пути. Радость от того, что утром открылись глазки!  Радость что есть солнышко или нет его.  Радость, что свободно дышишь,  можешь съесть, что хочется или что есть, радость, пардон, что пописял и покакал. 
Это не смешно.  Часто люди начинают понимать свое счастье тогда, когда лишаются чего-то. 
 Поэтому учимся радоваться!

У меня есть хорошая подруга, которая всегда говорит мне, что я пенсионерка и должна "наслаждаться жизнью" и ничего не требовать от себя. И под наслаждением жизнью она понимает ничегонеделание, есть, спать, сидеть, лежать или полулежать в кресле с ногами на пуфике. И к чему привела её такая установка? Ей сейчас 57 лет, а она ходит с палочкой - боится потерять равновесие, и это уже лет пять. До этого я её всё время звала на фитнес - тогда можно было раз в неделю приводить с собой позаниматься бесплатно подругу (фитнес для женщин). Подруга отказывалась, говорила, что не может видеть своё отражение в зеркале, а там везде зеркала. Потом я начала было ходить на занятия физкультурой специально для равновесия, мне эти занятия не понравились - слишком лёгкие, а для неё были бы в самый раз, и зеркал там не было, но она отказывалась, я уже не помню, почему. В результате - проблемы со здоровьем, как снежный ком, и катастрофическое снижение качества жизни. 
 
Пару недель назад я рассказывала в одном чате, как хочу бороться со своей усталостью, и моя собеседница заметила на это, что в нашем возрасте усталость - это понятное и даже закономерное явление ("Лет-то нам сколько?"). Тогда я вспомнила про Кастанеду и написала о том, что

я одно время, лет двадцать-тридцать назад или даже раньше, но долго и всерьёз, увлекалась Кастанедой. Он называл усталость последним из четырёх врагов (Страх, Ясность, Сила - иллюзии ясности и силы, и Усталость).
И наконец, после прохождения трех врагов, его настигает четвертый, последний. Без всякого предупреждения. И это — Старость, или по-другому — Время.

“Это самый жестокий враг, которого нельзя победить, можно лишь оттянуть свое поражение. Это пора, когда человек избавился от страхов, от безудержной и ненасытной ясности, пора, когда вся его сила в его распоряжении, но и пора, когда им овладевает неодолимое желание отдохнуть, лечь, забыться. Если он даст ему волю, если он убаюкает себя усталостью, то упустит свою последнюю схватку, и подкравшийся враг сразит его, превратив в старое ничтожное существо. Желание отступить затмит его ясность, перечеркнет всю его силу и все его знания. Но если человек стряхнет усталость и проживет свою судьбу до конца, тогда его в самом деле можно назвать человеком знания, пусть ненадолго, пусть лишь на тот краткий миг, когда ему удастся отогнать последнего и непобедимого врага. Одного этого мгновения ясности, силы и знания уже достаточно”.

Карлос Кастанеда

Вот мне и кажется, что жизнь, ограниченная тем, чтобы "насладиться всем возможным на финальном отрезке пути. Радость от того, что утром открылись глазки!  Радость что есть солнышко или нет его.  Радость, что свободно дышишь,  можешь съесть, что хочется или что есть, радость, пардон, что пописял и покакал", - это жизнь человека, превратившегося в "старое ничтожное существо". То есть можно радоваться всему этому, но стремиться к такой радости, да и вообще стремиться к получению наслаждений мне кажется недостойным. 

И "неконструктивным". 

Стремление к получению наслаждений (главным образом к получению наслаждений) ведёт к разрушению, к саморазрушению и к разрушению отношений с окружающими людьми. Это моя гипотеза такая, она подкреплена моим жизненным опытом, но подробно расписывать её здесь я не готова.

Вместо этого процитирую Станиславского (как раз читаю его "Работу актёра над собой", надеюсь, что начну, начитавшись, познавать и свою собственную душу-талант))).
В 1933 году (в 70 лет) Станиславский написал артистке МХАТ Н. В. Тихомировой: «Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет. Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести, был молод. Состарился. Скоро надо умирать.
Теперь спросите меня: в чем счастье на земле?
В познавании. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу-талант.
Выше этого счастья нет».

Для познавания, может быть, не нужна сила воли, а для работы нужна. Да и для здоровья, особенно в пожилом возрасте, нужна сила воли. И для того, чтобы жить, несмотря на старость и болезни, тоже нужна сила воли.
___________________________


Ниже ответ, данный мне чатом с ИИ ChatGPT на мой вопрос "Что писал Кастанеда о врагах Воина?"

Карлос Кастанеда в своих трудах, в частности в книге «Учение дона Хуана: путь познания яки», описал четырех символических «врагов» воина, каждый из которых представляет этапы роста и проблемы, возникающие с обретением силы и мудрости. Это не буквальные враги, а скорее препятствия, которые нужно преодолеть на пути к духовному мастерству. Вот краткое описание каждого врага:

Страх: первый враг появляется, когда человек начинает путь познания. Это страх перед неизвестным, перед сильными переживаниями и ответственностью путешествия. Страх может парализовать или заставить отказаться от пути. Чтобы преодолеть его, воин должен упорно учиться, несмотря на дискомфорт, и в конечном итоге сделать страх своим союзником, а не хозяином.

Ясность: Как только страх побежден, следующим врагом становится ясность. Ясность - это чувство знания и проницательности, которое человек приобретает благодаря опыту и успеху, и которое может сделать воина слишком самоуверенным. Ясность может ослепить воина и привести к высокомерию или самодовольству. Чтобы победить этого врага, воин должен помнить, что знания никогда не бывают полными, и оставаться смиренным и бдительным.

Сила: Сила следует за ясностью, поскольку воин обретает больший контроль над своими действиями и чувство владения своей реальностью. Однако сила может развратить, если она соблазнит воина, заставив его поверить, что он может управлять всем по своему желанию. Настоящий вызов заключается в том, чтобы пользоваться силой ответственно и без привязанности, используя ее на благо путешествия, а не для личной выгоды или доминирования.

Старость (или усталость): Последний враг - усталость, искушение отдохнуть и оставить путь после целой жизни сражений. Путь долог и может вымотать даже самых дисциплинированных воинов. Чтобы преодолеть этого последнего врага, воин должен помнить о своей цели и приверженности, находя в себе силы продолжать поиски знаний, даже старея.

По мнению Кастанеды, эти враги противостоят каждому искателю знаний, и победа над ними позволяет продвигаться по пути большей осознанности и самообладания. Воин» здесь - это духовный искатель, который понимает, что рост предполагает постоянную борьбу внутри себя.


Переведено с помощью DeepL.com (бесплатная версия)
___________________________

И вот что ответил мне  ChatGPT на вопрос "Что писал Кастанеда об усталости и старости?"

Карлос Кастанеда, мистик и антрополог, известный своими трудами по шаманизму и учению дона Хуана Матуса, часто говорил о проблемах старения, усталости и энергии с духовной и философской точки зрения. Вот несколько цитат, которые отражают его мысли на эти темы:

«Воин признает свою боль, но не потакает ей. Настроение воина требует, чтобы он действовал, а не говорил о своем несварении желудка».
Эта цитата подчеркивает необходимость стойкости, особенно когда старение приносит физические проблемы. Кастанеда верил в то, что нужно справляться с трудностями, не поддаваясь жалости к себе.

«Старение воина изящно. Его смерть - не поражение, а вызов».
Здесь Кастанеда говорит о достоинстве, которое он видел в старении. Вместо того чтобы воспринимать возраст как бремя, он считал, что он представляет собой мощный последний вызов, который должен принять воин.

«Человек идет к знаниям так же, как на войну: бодрым, со страхом, уважением и абсолютной уверенностью. Идти к знаниям или на войну любым другим способом - ошибка, и тот, кто ее совершит, будет жить и жалеть о своих шагах».
Хотя эта цитата не относится непосредственно к старению, она отражает мнение Кастанеды о том, что к каждому этапу жизни, даже к старости, следует подходить с позиции воина - бдительно, уважительно и решительно.

«Только как воин можно выдержать путь познания. Воин не может ни на что жаловаться или сожалеть. Его жизнь - это бесконечный вызов, а вызовы не могут быть хорошими или плохими. Вызовы - это просто вызовы».
Кастанеда считает, что старение - это просто еще один вызов для воина. Жаловаться или чувствовать себя изможденным - не часть пути воина; скорее, цель состоит в том, чтобы встретить старение как часть жизненного пути без осуждения.

«Мы почти не осознаем, что можем вычеркнуть из своей жизни все, что угодно, в любой момент, в одно мгновение».
Эта цитата передает веру Кастанеды в силу выбора. Он подразумевает, что даже в процессе старения воин может отказаться от вредных привычек или образа мыслей, в том числе тех, которые способствуют ощущению старости или усталости.

«Вся хитрость в том, на чем акцентировать внимание. Мы либо делаем себя несчастными, либо делаем себя сильными. Объем работы один и тот же».
Кастанеда верил, что энергию можно направлять сознательно. Даже в пожилом возрасте образ мышления воина определяет его отношение к усталости и изнеможению.

Вам нужны более конкретные толкования или примеры?

Переведено с помощью DeepL.com (бесплатная версия)
Реклама
Обсуждение
     21:54 11.11.2024 (1)
Нужна и сила и воля!
     22:05 11.11.2024
     21:34 11.11.2024 (1)
1
Ещё как нужна ...  сила воли !
     21:36 11.11.2024
1
 
     19:36 11.11.2024 (1)
2
   Сила воли в пожилом возрасте еще больше необходима, чем в юном. Если пожилые люди перестают преодолевать себя, то они этим самым сокращают себе время дожития. Наслаждения бездействиями опасно, губительно. А результаты преодолений и жизнь продлевают, и доставляют дополнительные наслаждения от маленьких (или больших) побед. 
     19:53 11.11.2024
1
Да, согласна!
     11:45 11.11.2024 (1)
Так и доберемся до образа Рахметова, а дальше, сами знаете, что может получиться...................
Это не модно и давно забыто, но мне всегда были симпатичны хиппи. О них разное говорили, ругали, а все потому, что приучали к другому - волю мы тогда тренировали, помните? Нас и тренировали, боже, как мы от всего этого уставали.
А может, лучше о свободе напишите, как она вам видится? Я считаю, что внутренняя свобода идет во благо человек, а не сила воли. Ее, кстати, именно свобода поощряет иногда, кем быть и каким - полезным себе или бесполезным.
     12:24 11.11.2024 (1)
1
Я считаю, что внутренняя свобода идет во благо человек, а не сила воли. 

А я считаю, что внутренняя свобода невозможна без силы воли. Без силы воли человек становится рабом своей физиологии, как это показано в цитируемом мной комментарии.
     14:34 11.11.2024
По любому, мне нравится ход ваших мыслей - "невозможно без силы воли".
Кстати, только не о рабстве, если можно - надумано и придумано все, была обычная для тех лет "оригинальная" форма отношений работодателя и исполнителя. Но это уже другое...........................
Я вам так скажу, если не вдаваться в систему штампов: каждый чел скульптор своей свободы, а там и воли. Желания - основной двигатель, а если его нет от природы, тренировать можно не только волю, но и крокодилов воспитывать. Только ничего не изменится.
Важно всегда задавать себе вопрос, хотя бы раз в год: чего я хочу? И там найдете все ответы и причины, если они даже с вами не связаны.
Чего про Рахметова написал? Проходили уже - нищета на развивает волю, как и здоровье. Только упорный труд для достижения..... поставленной цели. Любой труд! Лишь бы понимать, что дальше будет.................
Воля - не собака, она либо есть в человеке, либо ее нет, хоть головой о стенку. Она, как здоровая печень и зубы, а нет ее - тогда к Рахметову, на гвоздях дурака повалять. 
Я и спросил вас ранее, нельзя ли вкратце написать - на ваш взгляд, чтоб не 15 пунктов перечислять?
А делов-то, спросить себя, чего хош и готов ли к работе над собой? Не готов - тогда к книгам по психологии, а готов - вперед, "заре на встречу, товарищи в борьбе"! Там было и про картечь...........
     09:47 11.11.2024 (1)
 Это мой ответ. Получился большой. 
https://fabulae.ru/note.php?id=74787
     12:11 11.11.2024 (1)
Это не ответ. Или ответ, но не мне, не на эту заметку. 
Я не готова спорить с Кастанедой. Не потому, что он велик,  а я "маленькая". )

 Оккультизм и мистика - ну, это не серьезно... опять шапочки из фольги? 

Шапочки из фольги - это уж точно не ко мне. И не к Кастанеде, кстати, тоже. Это относится к Вашим фантазиям. 
С чего Вы взяли, что наслаждение жизнью - это лежание и ничегонеделание? )

В самом начале этой заметки говорится, с чего я это взяла. В самом начале заметки я цитирую Ваш комментарий, где Вы даёте примеры того, чем может или должен наслаждаться пожилой человек.
     12:47 11.11.2024
 Судя по всему, Вы -  здоровая дама. И дай Вам Бог! Но  люди оказываются в положении, когда просто дышать - тяжело. Когда  не могут или не хотят есть и это нездорово. Когда случаются проблемы с мочеполовой системой и пописять - больно.  И никуда от физиологии не уйти, как ни читай Кастанеду:  покакать - тоже может быть большой проблемой.
 И только в этом случае человек осознает, чего он лишился. Часто - навсегда. И не понимал:  это и была простая человеческая радость!

 Поэтому я и пишу:  простые человеческие отправления тоже должны для умного пожилого человека стать радостью.

  Я призываю ЦЕНИТЬ каждое мгновение жизни. Меня поймут те, кто оказался за гранью жизни и остался жив.
  Зачем испытывать трагедии? Умный человек учится на примере других, а не обязательно после  удара в лоб.

 
В самом начале заметки я цитирую Ваш комментарий, где Вы даёте примеры того, чем может или должен наслаждаться пожилой человек.


 Человек, в принципе, НИЧЕГО не должен, если речь идет о его эмоциональной сфере. Хочешь быть брюзгой - будь. Хочешь быть заполошенной  своими целями и задачами - будь! Хочешь быть философом и наслаждаться  жизнью -  твоя воля!

Отрицать физиологию, считать физиологические радости низкими и воспарять к "высотам" Кастанеды?  Можно. Пока жареный петух не клюнет в задницу. Тогда  Кастанеда забудется, как морок. Останутся физиологические проблемы и понимание:   эх, балда!  Не радовался хорошему! )

После профессионального  общения с  очень многими взрослыми и пожилыми людьми  вижу  возрастные проблемы и способы   если не решения. то хотя бы сглаживания.
 Повторю тысячу раз -  пожилой возраст дан  умным людям для радости и доступных наслаждений.

 А Кастанеда - мистик и оккультист.  Руководствоваться его философией -  это для любителей и, скажем, .... нет, лучше промолчим. )

 Если Вы не увидели связи между этим моим текстом  и Вашим, ну что я могу сказать? 

 

 
     10:40 11.11.2024 (1)
2
Сила воли нужна в любом возрасте!
     12:15 11.11.2024
     10:29 11.11.2024 (1)
1
Правильные, проверенные временем мысли. Особенно мне понравилась цитата в конце: "Вся хитрость в том, на чем акцентировать внимание. Мы либо делаем себя несчастными, либо делаем себя сильными. Объем работы один и тот же».
     12:14 11.11.2024
Спасибо, Тося! 
     11:26 11.11.2024
"Вся хитрость в том, на чем акцентировать внимание. Мы либо делаем себя несчастными, либо делаем себя сильными. Объем работы один и тот же».  Золотые слова.
     01:45 11.11.2024 (1)
1
Очень занятно, что Станиславский в 70 лет написал: "Состарился. Скоро надо умирать." Вы живёте в ФРГ, а я - в США, поэтому мы с Вами знаем, что в среде эмигрантов никто не скажет в 70 лет то, что сказал Станиславский. В Америке, когда хоронят эмигранта, скажем, 80-ти лет, то все говорят: "Эх, мог бы ещё пожить!" Отлично помню моё детство в 60-х годах прошлого века - тогда действительно тех, кто дожил до 70-ти лет, считали реальными стариками. А уж 80-ти летних записывали в старожилы. А теперь глянем на ютьюбовские видео со свежайших концертов британской рок-группы The Rolling Stones - солисту Мику Джаггеру 81 год и он дико мечется по сцене и при этом отменно поёт! 
В наше время 80-т лет вполне ещё не жуткий возраст. Моему отцу 89-ть и он вполне достойно обслуживает и себя, и мою маму, которой 87-мь. Постоянная медицинская помощь, процедуры и лекарства позволяют очень многим в США жить долго и качественно. Те, кто не курят, не обжираются, не принимают внутрь алкоголь или наркотики, умеренно занимаются физкультурой вполне могут дожить до очень солидных лет. 
Пишут, что в обозримом будущем, благодаря успехам генной инженерии и появлению возможности клонировать собственные органы, средний возраст жителей стран "золотого миллиарда" может дойти до 120-ти лет. Но! Что делать с тем, что подавляющее большинство общества будут составлять люди 70+? Остаётся уповать на Искусственный Интеллект, который полностью возьмёт на себя необходимость обеспечивать доходами миллионы пенсионеров. С другой стороны, куда девать миллионы ещё не пенсионеров, работы для которых почти не будет?..






     02:00 11.11.2024 (1)
1
Да, в самом деле. 

Здоровья и долгих лет жизни Вашим родителям, Борис!
     02:06 11.11.2024
1
Благодарю, Алёна! Здесь выступление Роллингов в Чикаго 30 июня 2024-го года. Вот с кого нужно брать всем нам пример! Какой драйв, какой класс! А ведь вся троица - древние старики по меркам моего советского детства!

                               






Книга автора
История обретения любви. Трилогия 
 Автор: Ашер Нонин
Реклама