Заметка «Рецензия на рассказ Муратова Петра "А в заплатанном салопе сходит наземь небосвод..."»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Сборник: Читательско-зрительский дневник
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 24
Читатели: 299 +1
Дата:

Рецензия на рассказ Муратова Петра "А в заплатанном салопе сходит наземь небосвод..."

Рассказ «А в заплатанном салопе сходит наземь небосвод…» — забавное, но в то же время трогательное воспоминание о школьной жизни и об отношениях между учениками и учителем на уроках литературы. Центральное событие здесь — момент, когда старшеклассница Люся осмеливается поправить учительницу по прозвищу Водолаз, настаивая на «заплатанном», а не «заштопанном» салопе в стихотворении Пастернака. Этот эпизод становится символом конфликта между искренней правдой и неприкосновенным авторитетом.
Учительница, строгая приверженка классики и соцреализма, привыкшая доминировать в классе, олицетворяет привычные устои, требующие послушания. Люся же, благодаря знанию стихов от отца, оказывается знающей правду — но тем самым непреднамеренно бросает вызов статусу учителя. Комический эффект рассказа основан на том, как тревожно классу наблюдать за этой «опасной» поправкой во время урока, что добавляет остроты и юмора.
Автор ярко иронизирует, описывая Водолаза и ее привычки, подчеркивая её роговые очки-«иллюминаторы», манеру декламировать стихи, напоминающую Ахмадуллину, и суровый стиль преподавания. Эти детали делают образ учительницы объемной фигурой, в которой сочетаются как любовь к поэзии, так и авторитарность — качества, с которыми нередко сталкивались школьники в советское время. Вводя образ Люси, автор противопоставляет этому персонажу  молодое поколение, жаждущее свободы и внутренней правды. Пастернак, обожаемый героиней, становится символом правды, подлинности и независимости от идеологии.
В финале рассказа Люся не только укрепляет свою любовь к поэту, но и достигает заслуженной пятёрки — высшего балла, подтверждающего её старания и усердие. Тем не менее, остается важное напоминание о том, что за верность истине, даже в малом, иногда приходится платить: теперь Водолаз не оставит без внимания ни одного её слова. Так через юмор и лёгкость рассказ подчеркивает важность искренности перед искусством и показывает, как обретение настоящей любви к литературе может навсегда изменить отношение к жизни.
Я бы оценила этот рассказ на 10 из 10.
Обоснование:

  1. Легкость и юмор — Рассказ мастерски передает иронию школьной жизни и отношений учеников с учителем, добавляя комичность к повседневной ситуации. Остроумное описание учительницы, ее манер и «медитаций» над стихами передает атмосферу с живостью и даже нотками ностальгии. В этом рассказ легко погружаешься, а юмор вызывает улыбку, что показывает мастерство автора.

  2. Глубокий подтекст — Несмотря на легкость, рассказ поднимает важные темы: отношения поколения к истине и искусству, влияние системы и авторитаризма на восприятие культуры, а также поиск подлинности. Эти темы добавляют рассказу многослойность и делают его значимым и для школьников, и для взрослых.

  3. Яркие образы и язык — Слова и образы подобраны так, что они моментально запоминаются: «роговые очки-иллюминаторы», учительница-«Водолаз» и её нервное «хырст-хырст-хырст» при листании книги. Эти детали создают реалистичную и живую картину.

  4. Конфликт и развязка — История строится вокруг небольшого, но важного конфликта, который выливается в поправку учителя и неожиданную победу правды. Развязка с пятёркой по литературе делает финал теплым и вдохновляющим, оставляя приятное впечатление.


Единственный небольшой минус — предсказуемость. Хотя рассказ очарователен, развязка угадывается с самого начала, и возможных неожиданных поворотов здесь немного. Но в этом и его прелесть — рассказ не претендует на высокую драматичность, а скорее, на искреннюю ностальгическую зарисовку.
Этот рассказ заслуживает высокой оценки за свое сочетание юмора, искренности и важного подтекста — он прост, но многослоен, и именно в этом его сила.

Постскриптум к рецензии
Учительница, изображённая в рассказе, явно выделяется своим темпераментом. Её горячий, взрывной, страстный характер и любовь к поэзии формируют основную линию её взаимодействия с учениками. Однако стоит отметить, что такой образ скорее исключителен, чем типичен для советской школы.
Я училась в школе с 1963 года, сменила несколько школ и видела множество учителей, но ни один из них не позволял себе взрываться и кричать визгливым голосом. В советской школе потеря самообладания учителем считалась утратой авторитета. Поэтому не думаю, что соцреализм и советская действительность оказали большое влияние на стиль преподавания "Водолаза".
Не исключено, что за этим ярким образом скрывается учительница, которая смогла пробудить в учениках интерес к литературе. Её увлечённые декламации, возможно, слушались не только из страха перед её гневом, но и из искреннего интереса. Ведь не исключено, что кто-то из учеников, притворяясь увлечённым, постепенно действительно начал увлекаться.
Примечательной деталью является пятёрка Люси по литературе. Этот знак отличия, возможно, свидетельствует о реальном интересе Люси к предмету. Интерес к литературе не может основываться на страхе. Важно учитывать, что Люся из интеллигентной, читающей семьи, где книги явно занимают важное место. Отец, напевающий строки из Пастернака, и томик Пастернака на книжной полке — яркие свидетельства атмосферы, в которой росла девочка. Но пятёрка по литературе говорит и о том, что учительница, по меньшей мере, не отбила желание Люси читать произведения по школьной программе и работать на уроках, а возможно, что и укрепила её любовь к литературе.
Таким образом, несмотря на карикатурность образа учительницы, рассказ поднимает важный вопрос: может ли учитель с таким характером привить любовь к литературе? Возможно, в этой конкретной истории ему это удалось.
Реклама
Обсуждение
Гость18:40 15.11.2024(1)
Пожалуй, расскажу унифицированную историю. Моя старшая дочь, Люда, заканчивала класс десятый. Об эту пору на уроках литературы изучали стандартные произведения Бориса Пастернака, написанные им в советском союзе.
Преподавателем была дама стандартного вида, как и многие другие женщины, работавшие учителями. Привлекательная брюнетка с белокожим лицом. Очки в чёрной оправе подчёркивали красоту её лица.
Все ученики знали, что Анна Михайловна любила русскую классическую литературу. Бывало, находясь возле классной доски, она делала несколько шагов в сторону застеклённого окна и потом в обратную сторону, одновременно громко произнося стихотворение какого-нибудь известного поэта. В эти минуты она походила на вдохновенного оратора, по этой причине школьники про себя прозвали её "Оратор".
Как-то в начале мая Анна Михайловна с порога стала по памяти декламировать стихотворение Пастернака "Снег идёт".
Моя дочь, в комбинированном костюме, в котором преобладали серые и тёмно-серые цвета, много раз слышала дома, как мой муж, рыхлый толстяк в порванной рубашке на голое тело, сидя на кресле и глядя в телевизор, издававший характерные для него звуки, напевал себе под нос:
- Снег идёт, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полёт, —
Чёрной лестницы ступени,
Перекрёстка поворот.

Анна Михайловна, добравшись до этих строк, с придыханием промолвила:
Серой лестницы ступени,
перекрёстка поворот.
Люда, моя девочка, вздрогнула от неожиданности и автоматически поправила преподавателя:
- Чёрной лестницы ступени...

"Оратор" умолкла. В наступившей тишине как будто было слышно, как стучит одно большое сердце, принадлежащее союзу учеников.
- Вы что-то сказали, Салопова? - спросила Анна Михайловна Люду Салопову, мою девочку.
Люда сказала:
- Вы сказали: "Серой лестницы ступени", а надо: "Чёрной лестницы ступени".
- Да вы что? Неужели я ошиблась? - И окутала строгим взором всех.
Подойдя к учительскому столу, она взяла в руки хрестоматию по литературе, открыла на нужной странице и прочитала:
- "Чёрной лестницы ступени,
    Перекрёстка поворот".
Анна Михайловна одобрительно воззрилась на ученицу и сказала:
- Вы правы, Салопова.
Салопова поджала губы и опустила глаза долу.
С тех самых пор моя Людочка была в фаворе у Анны Михайловны, которая не поленилась и поставила за год по литературе моей Людочке пятёрку.
//////////////////////
рассказано Алексией Зубовой
04:49 19.11.2024
Алексия  Зубова
Это я быстро набросала. Завершённый рассказ здесь: читай
19:29 15.11.2024(1)
1
Александр Красилов
Эти детали делают учительницу объемной фигурой

 Разве можно так говорить о женщине? Даже если она  - фрекен Бок...
19:31 15.11.2024(1)
1
Алёна Шаламина
19:35 15.11.2024(2)
Александр Красилов
Что Вас рассмешило?..
Собственное косноязычие?
21:10 16.11.2024(3)
2
Моряна (Галина Димитрова)
Можно просто поправить - и фигуру заменить на персонаж, образ и т.д. Только-то. Вы, Александр, конечно, очень умный, я Вас за это уважаю, но добрее к людям надо бы, добрее. Или Вы на себя примерили такой образ? Возможно, это такая своеобразная помощь автору?
17:11 17.11.2024(3)
 А может быть не всем нам следует так храбро бросаться в море рецензентов?
 Сначала свою грамотность отточить,  а уж потом примерять тогу судьи?
16:19 18.11.2024(1)
Алексей Осидак

Галина, мне кажется, что Вам не стоит ради опекаемого Вами юноши, который всë равно эмоционально глух и не сможет оценить Вашего подвижничества, топить людей, которые и прежде Вас ни раз и не два поддерживали, и могли помочь Вам ещё не раз в будущем. Могли бы....
Неравноценный выбор.
Я имею в виду, разумеется, Алëну и Галину.
17:18 18.11.2024
 Алексей, "юноша" совершенно не нуждается в моей опеке, уверяю Вас.  Скорее я - в его.  Если на  то будет его воля. )

 Вы преувеличиваете серьезность наших  дамских разногласий. Я их отношу  просто к обмену мнениями, а не к вражде с затаенной мысль: вот ужо я тебе отомщу! С Галиной у меня вообще прекрасные отношения, по моей оценке.  С Алёной -  нормальные.  В чем-то согласна.Что-то не принимаю.

  НЕ вижу смысла быть всем приятной, хотя могу это сделать на раз-два. Это моя профессия: понимать всех. На Фабуле  я свободна, как мустанг в прериях! )
 
 Помогать мне не надо.  Я ценю помощь, но никогда ее не прошу, или так: стараюсь не просить.

 Девочка я уже большая, умею бить, но и удары держу без истерик.
 Когда мне на Фабуле становилось не комфортно - уходила на годы. И как видите - осталась жива и себе неизменна! )
 
11:51 18.11.2024
Моряна (Галина Димитрова)
Галина, а что-то я не наблюдаю моря рецензентов. Смайлики на всё подряд, с чем ознакомился читатель, говорят лишь о том, что он прочитал, и не выражают ничего более. Мы тут все не профессионалы. И Алёне благодарна за то, что она вдумчиво читает наши опусы и пишет, как то или иное произведение отозвалось именно в ней. Очень интересно увидеть своё прои глазами неравнодушного читателя. С ней можно и поспорить, и порассуждать, и не согласиться - это как раз те споры, которые нужны литературному сайту. К тому же Алёна пишет грамотно, даже несмотря на то, что много лет живёт в другом языковом пространстве, в отличие от некоторых патриотов, которые правил родного языка не придерживаются. А один не очень удачный оборот погоды не делает.
17:52 17.11.2024(1)
2
Алёна Шаламина
Довольно мелкое это ваше "море рецензентов". Мало кто тратит своё время даже на простое прочтение текстов, не говоря уж о написании рецензии.
17:56 17.11.2024(1)
 Алён, ну честно!  В чем смысл "рецензий"?

 Я вижу два смысла:  пишущий рецензии, как бы , парит над авторами! Ему дано право оценивать, это греет душу.
 Второй смысл: писать хочется, а тем не хватает. Какая красота: взять чью-то писанину и   попрыгать на чужой теме. Главное - не прослыть "злым" рецензентом.   И тогда станешь душкой!
18:08 17.11.2024(1)
1
Алёна Шаламина
Право оценивать дано любому читателю.
Алён, ну честно!  В чем смысл "рецензий"?
 Я вижу два смысла:  пишущий рецензии, как бы , парит над авторами! Ему дано право оценивать, это греет душу.
 Второй смысл: писать хочется, а тем не хватает. Какая красота: взять чью-то писанину и   попрыгать на чужой теме.

Ну зачем же обесценивать тексты авторов и рецензентов? В чём смысл этого? Или это греет вашу душу?
14:04 18.11.2024
 Знаете, лучше " обесценить", как Вы пишете, чем раздувать нездоровые  надежды на "ценность" наших писулек.
 Люди часто очень доверчивы. Вы, понимашь, рецензент(!),  сообщаете автору, что его текст почти прекрасен, за исключением пары-тройки мелочей. Человек поверит Вам и отнесет последние деньги в издательство, где его тоже уверят: "Да ты чо? Да тут бы Пушкин обзавидовался! Давай тираж побольше сотворим!"

 Знаете какие деньги делают лисы Алисы на Буратинах?

 И Вы способствуете  вере авторов в  значимость их белиберды, уж простите.   Свою писанину оцениваю точно так же, белибердой, так что меня не упрекнешь в обесценивании".

 Ваши рецензии в том же самом ряду. Хотя бы потому, что Вы  мелочитесь, переходя на личность.  Не  стоит предполагать что греет или не греет чужие души. Свою берегите от неприличия.
08:41 17.11.2024
1
Алексей Осидак
Галя, я думаю, что ничего менять не стоит. Алëна выразила свою мысль правильно. 
А то, что каждый понимает в меру своей испорченности, то это проблемы не автора, а испорченности. Заметьте, я обвинил саму испорченность, а не носителя этой самой испорченности. 
Дешëвый способ понравиться толпе? 
Но даже на Петросяна не тянет, не то что на кого посерьëзнее. 
21:28 16.11.2024(3)
Александр Красилов
Шаламина живёт в Германии.
Шаламина поддерживает СВО.
Какая тут может быть доброта?..
08:44 17.11.2024
1
Алексей Осидак
Не аргументированное пустословие, не подтверждëнное ни единым фактом. 
21:31 16.11.2024(2)
1
Алёна Шаламина
Я не поддерживаю СВО. Это клевета.
21:57 16.11.2024(1)
-1
Александр Красилов
Хорошо, если не поддерживаете.
09:30 17.11.2024(3)
2
Likin M
Нехорошо получилось, Александр. 
Уместно было бы извиниться перед дамой. 
17:30 17.11.2024(1)
1
Алексей Осидак
Михаил! Вы озвучили, думаю, мысли многих. 
Оскорблять совершенно бездоказательно - это он первый, а как извиняться - не хватает мужской гендерности, мужского начала, элементарно не в достатке. 
17:38 17.11.2024
Гендерное равенство подразумевает равное обладание женщинами и мужчинами социально ценных благ, возможностей, ресурсов и вознаграждений.

 То, о чем пишете Вы, господин Осидак,
а как извиняться - не хватает мужской гендерности, мужского начала, элементарно не в достатке. 



 предполагает как раз гендерное неравенство, то есть мужчина должен(!)  уступать женщинам только потому, что они женщины!  Это отношение к женщинам, как к более низшим, более слабым существам. Это отношение не равных, а сверху вниз! )
17:12 17.11.2024(1)
 В чем извиняться?  Выражение, с которого начался разговор было? 
17:33 17.11.2024(1)
1
Алексей Осидак

Хотелось бы увидеть, каков кумир некоторого женского меньшинства в жизни. Можно посмотреть на его фото, кому тут умные и достойные люди чуть ли не поклоняются? Или мы не увидим там волевого лица человека, которому можно всë? 
17:43 17.11.2024
 Ну, Алексей! Что за детские разговоры?  Причем здесь внешность?  У Вас на аватарке тоже не пойми что, и как это соотносится с Вами? 
 зачем мне знать: волевое у Вас лицо или не так чтобы очень. 
 Понятие о волевом лице - оценочное. Нет  эталона, чтобы сравнить объективно!

 Красавец с квадратным подбородком может оказаться полной "слизью" в смысле характера и поступков. ) 
 
17:09 17.11.2024
Александр Красилов
Извиняться никогда не рано и никогда не поздно.
Но пусть это пока останется на моей совести.
А там - увидим.
21:35 16.11.2024
1
Марго
Если вы не поддерживаете  СВО России, то
вы поддерживаете нацистов, что оккупируют русский мир?
Здесь только "да" или "нет"))
21:31 16.11.2024
1
Моряна (Галина Димитрова)
Уж поверьте, Шаламина СВО не поддерживает.
19:40 15.11.2024
2
Алёна Шаламина
Нет, что Вы! Меня рассмешило Ваше остроумие.
11:34 15.11.2024(4)
1
Александр Кинунен
Не понравилась рецензия. Банальные мысли, как будто серый рассказ, который не будут перечитывать. Извините, автор заметки.
17:45 17.11.2024
 Согласна. 
21:20 16.11.2024(1)
1
Моряна (Галина Димитрова)
Александр, меня всегда интересует Ваше мнение. Но вот какая должна быть рецензия? Каждому автору интересно увидеть, как препарируют его читатели. А рецензент здесь - именно читатель. Не банальным должен быть текст, а вот к рецензии вряд ли это требование нужно. Тут Белинских нет, и вряд ли можно рассчитывать на "Луч света в тёмном царстве". И филфак не поможет, если это не спецкурс. Белинский увидел в Катерине то, о чём Островский и не думал. Алёна пишет о том, что она увидела в наших опусах. И спасибо ей за это. Уж всяк лучше одинаковых смайликов на всё, что прочитано.
17:50 17.11.2024(2)
 Рецензии даже самых выдающихся литературных критиков  всегда вызывают полярные мнения. 
 Это нормально.
 В нашем случае, не в обиду Алене, рецензии напоминают  сельскую самодеятельность, или сочинения старательной пятиклассницы с целью угодить   учительнице, в нашем случае - автору.
 
12:03 18.11.2024(1)
Моряна (Галина Димитрова)
Галина, можно про любого автора сказать и про самодеятельность, и про сочинения - это ж кто что увидит. Почему же угодить автору? Мы с Алёной в комментариях к одному рассказу много копий сломали, а автор, по-моему, только порадовался. Мне, например, понравилось, что в моём рассказе Алёна увидела ровно то, что я и хотела сказать. И я бы только рада была, если бы кто-то ещё написал рецензию, может, поспорил бы с Алёной, тот же Красилов, допустим. А от субъективности уйти нельзя, как бы ни старался.
Кстати, Джуга писал интересные рецензии, но на него тоже нападали.
14:20 18.11.2024(1)
 Знаете, лично мне вообще не нравится жанр рецензий. В нашем исполнении. Нужно иметь огромный авторитет  профессионального литературоведа,  искусствоведа, чтобы  твои рецензии становились событием в своем жанре искусства. 

 Это мое мнение. Я никогда не писала об этом. Но если зашел такой  разговор среди тех, авторов, которых я уважаю, - вот, написала. Прекрасно осознавая, что мое мнение равно любому другому авторскому мнению.

 В моем представлении Красилов НИКОГДА не станет копаться в чьих-то  текстах. Он видит какие-то нелепости, ошибки и пишет одно замечание.
 Доказать, что он не прав, пока не сумел никто, по крайней мере, я не видела.
 Люди слабы. И если не могут противостоять интеллектуально - переходят на обсуждение личности, собачатся по поводу  аватарки. Это так  неприлично, так низко.
 Я не про Вас, Вы не замечены в таких пакостях.
14:59 18.11.2024(1)
Моряна (Галина Димитрова)
Просто у нас на сайте более подробный отзыв о рассказе - это и сеть рецензия. Профессионалы пишут рецензии за деньги - это их работа.
Мы с Красиловым, бывало, спорили. Но некоторые его замечания я принимала и правила.
По поводу аватарки согласна. Мне больше нравится видеть лицо собеседника, но если собеседник этого не хочет - его право. Не нравится совсем, когда на аватарке чужое лицо - это нечестно, лучше уж вообще без аватарки.
16:13 18.11.2024
   Насчет рецензий. Все творческие люди одинаковы: если я выставила свой текст, значит считаю его завершенным. Лукавство, типа это еще черновик, - не принимаю.  Если еще черновик, так доводи до "беловика", зачем печатаешь? )
  Если автор просит рецензии, у него  две цели: найти читателя и  получить восхищение его шедевром. 
  И "рецензенты" не обманывают. В любой мути найдутся слова похвалы. За ними последуют слова преувеличенной вежливости с перечислением недостатков, по мнению "рецензента". Часто муть рецензирует муть.

 С точки зрения организатора сайта - это мощная идея.  "Детишкам" подкинута игрушка: кто-то  становится "рецензентом", при этом его собственные произведения так же далеки от  приличной литературы, как и рецензируемые ими тексты.
 Право на рецензии нужно  получить - и одно это уже поднимает рецензента в его собственных глазах. 

Кто-то просит Христа ради почитать его и  похвалить, при этом делается хорошая мина: я хочу научиться хорошо писать. ) Ага, прям щас научат и как напишешь потом! 

 Все при деле! И всё это прекрасно до тех пор, пока народ не заигрывается до того, что критику  свой адрес воспринимает, как покушение на основы.  Особенно это заметно  с редакторами. Сами знаете, любое слово критики, обоснованной и аргументированной, в адрес дамы-редактора, вызывает нескончаемые простыни с выражением по смыслу: сам дурак!

 Что мне  лично хотелось бы видеть, чего я развыступалась?  Не хватает иронии участников наших игр.  
 Серьезность зашкаливает, народ   верит в  соответствие  своих самодеятельных способностей   занимаемым постам.

 Люди разучились улыбаться. И это беда, на мой взгляд. )
17:58 17.11.2024(1)
1
Алёна Шаламина
Ну что касается "сельской самодеятельности" и "сочинений пятиклассницы" — мне приятно, что вы оценили мою старательность!
18:01 17.11.2024
 Да ладно! Не обижайтесь. Все мы здесь - самодеятельность. ПОЭТОВ и Писателей  раз-два - обчелся.
 Я тоже пишу иногда   в столбик и что? Я поэт?  )
15:32 15.11.2024
1
А мне, автору рассказа, очень понравилась
13:55 15.11.2024(1)
2
Алёна Шаламина
Уважаемый Александр, спасибо за ваш отклик! Ваше мнение важно, и я ценю, что вы нашли время поделиться им. Однако мне хотелось бы уточнить: какие именно мысли в рецензии показались вам банальными? Возможно, вы можете предложить альтернативный взгляд или добавить что-то новое и оригинальное в обсуждение.
Я всегда открыта к диалогу и стремлюсь сделать текст интереснее. Буду рада услышать ваши идеи — это обогатит не только меня, но и других читателей. Вдохновляющие, небанальные мысли приветствуются! 😊
19:20 15.11.2024(1)
Александр Кинунен
Небанальных мыслей у меня нет, потому не хочу писать очередное школьное сочинение.
И Вам советую для начала закончить филфак.
19:23 15.11.2024
1
Алёна Шаламина
Уважаемый Александр,
Спасибо за ваше продолжение дискуссии! У каждого из нас есть свои сильные стороны, и, судя по вашему комментарию, вы цените лаконичность и определённость в выражении мнения. Это достойно уважения.
Однако замечу, что критика, чтобы быть конструктивной, не обязательно должна быть подкреплена "небанальными мыслями". Иногда достаточно указать, что именно показалось неудачным, или предложить альтернативу — это было бы более продуктивно, чем просто обесценивание работы.
Что касается завершения филфака, ваш совет, безусловно, интересен, хотя у каждого автора свой путь. Иногда хорошие рецензии и тексты пишут люди с самым разным опытом и образованием. Литература открыта для всех, и в этом её сила.
Если вы вдруг передумаете и захотите всё же высказаться более детально, я с удовольствием продолжу диалог. Благодарю за ваше внимание!
С уважением,
Алёна
22:11 16.11.2024(2)
1
Алексей Осидак
Не хочу влезать в дискуссию, так как обязательно наговорю некоторым недостаточно умственно объëмным персонажам чего-нибудь непечатного. 
Так сказать, припечатаю непечатным. 
Но, Алëна, я за тебя. 
17:44 17.11.2024(1)
 Да тут никто не против!  Идет нормальное литературное обсуждение ТЕКСТОВ!
 Зачем переходить на личности?
17:48 17.11.2024(1)
1
Алёна Шаламина
Вот именно, зачем Красилову надо было переходить на личности? https://fabulae.ru/note.php?id=74832&comment_id=5486607#comment_5486607
И вы называете это нормальным литературным обсуждением?
17:52 17.11.2024(1)
 Вы передергиваете.  Первым перешел на личности  Осидак в Вашу защиту.
  Господин Красилов отвечал Алексею, а не начинал эту тему.
18:04 17.11.2024
1
Алёна Шаламина
Вы ошибаетесь. Коммент Красилова, в котором он перешёл на личности и на который я дала ссылку, был опубликован вчера в 21:28, а Алексей вступился за меня в 22:11.
01:33 17.11.2024(1)
Алёна Шаламина
Спасибо, друг!
08:55 17.11.2024
Алексей Осидак
08:52 17.11.2024(1)
1
Алексей Осидак
Хорошая рецензия на достойный рассказ. 
Конечно же в "заплатанном", даже по логике. 
Поэт имел в виду, что снежинки - как заплатки на верхней одежде небосвода. Другое дело - почему небосвод надел женский салоп, а не мужской тулуп, к примеру, но Борис Леонидович - художник и он увидел именно так. 
А истеричные училки в СССР существовали. У нас была историчка Нина Батьковна Кошкина, которая имела сильнейшее нервное расстройство и истерила не по-детски. 
Так что историчка-истеричка)))) 
12:29 17.11.2024(1)
Алёна Шаламина
Историчка-истеричка - смешно!
15:47 17.11.2024
1
Алексей Осидак
21:56 15.11.2024(1)
1
Irina Krupenina
Я не знаю, как должна выглядеть рецензия. Я бы точно не смогла её написать. Но мне данная работа очень понравилась. Спасибо, Алёна.
Хотя мне не понравилось, что учительницу всё время называют кличкой.
02:27 16.11.2024(1)
Алёна Шаламина
Спасибо, Ирина! 
Возможно, рассказе такой приём использован для подчёркивания восприятия героини глазами учеников, ведь школьная среда часто наполнена подобными прозвищами.
Я вспомнила повесть "Республика Шкид", где бывшие беспризорники дали прозвища всем учителям.  Для них это был способ выразить своё отношение к власти и порядку, иногда насмешливый, а иногда уважительный. Например, учителя латинского языка прозвали "Мама", что демонстрирует одновременно ироничное отношение и своего рода принятие.
07:58 16.11.2024(1)
1
Irina Krupenina
Действительно кличка подчеркивает отношение учеников к учителю. Но мне показалось, что уж слишком подчеркивает. История интересная. Мне кажется, что хватило бы подчеркнуть только в нескольких местах. И рассказ выглядел бы благороднее и добрее.  
15:03 16.11.2024(1)
Алёна Шаламина
Ирина, твои комментарии заставили меня задуматься над образом учительницы, и я добавила постскриптум к рецензии.
15:49 16.11.2024
1
Irina Krupenina
Я прочла. Всё правильно написано.
Алёна, я вспомнила учительницу истории в нашей школе. На наш взгляд она была очень злая. В 10 классе мы заходили в аудиторию парами. Постоянно слышали возгласы: "Встать!", "Сесть". Двоечников муштровала каждое занятие. Вызывала к доске, позорила демонстративно. Но мы учили и знали историю. А закончив школу всегда смеялись, вспоминая эти занятия. Инна Петровна (как сейчас помню) стала потом директором школы. Наверное, она могла бы и полком командовать. Но мы не жаловались, да родители нас бы и не пожалели. Нужно учить и все, а когда учишь, то и интерес появляется. 
А вот учительница по английскому была мягкая, понимающая, отпускала с уроков, не вызывала родителей, жалела учеников, никогда не ругала. Но вот иностранный язык мы не знали и не учили.
А учительницу по биологии вообще не считали за человека. Ребята заставляли её ставить пятерки в дневник. Угрожали.
Да про каждую учительницу можно по миниатюре написать. Они же все были живые люди. 
Автор явно сгущает краски на образе. Хотя если бы мне пришлось разбирать этот рассказ так подробно, то я бы обязательно прочла его раз десять. А мне не хочется читать второй раз. Так что мне врезалось в память только многократное повторение клички "Водолаз". А ведь у учительницы было имя.
Спасибо, Алёна. Интересно было побеседовать на эту тему. Надеюсь автору обязательно поможет рецензия и комментарии к ней. 
Гость17:08 15.11.2024(2)
Комментарий удален
19:16 15.11.2024(1)
Алёна Шаламина
Рецензия информирует о новом произведении, содержит его краткий анализ и оценку.

Из Википедии

02:25 16.11.2024(1)
1
Mary the Enlightened
Спасибо, что прочитали мой комментарий. Теперь у вас есть пища для размышлений.
Основные тезисы своего комментария я вскоре изложу на своей странице в небольшой статье.
Желаю творческих успехов.
02:37 16.11.2024(1)
Алёна Шаламина
Спасибо, что прочитали мой комментарий. Теперь у вас есть пища для размышлений.
Основные тезисы своего комментария я вскоре изложу на своей странице в небольшой статье.
Желаю творческих успехов.

Уважаемая Мария,
Спасибо за пожелание творческих успехов!
Хочу отметить, что пищи для размышлений у меня всегда с избытком — в этом смысле ваш комментарий лишь добавляет оттенок к уже богатой палитре идей и вопросов, которыми я интересуюсь. Буду с любопытством следить за вашей страницей, чтобы ознакомиться с вашей статьёй.
Желаю вам вдохновения в её написании! 😊
06:02 16.11.2024
Mary the Enlightened
Спасибо. Уже написала и опубликовала. Здесь статья
18:20 15.11.2024
Алёна Шаламина
Уважаемая Мария,
Благодарю за ваш обстоятельный и критический комментарий, а также за внимание к моей рецензии. Я постараюсь ответить на ваши замечания и пояснить свою позицию.

  1. О сути рецензии.
    Вы справедливо отметили, что рецензия должна давать читателям представление о рассказе, помогая понять его содержание и основные идеи. Однако рецензия — это не только пересказ, но и анализ произведения, попытка осмыслить его значение, стилистику, настроение и влияние на аудиторию. Мне кажется, что ограничиваться лишь нейтральным пересказом — это утратить саму цель рецензии как жанра.

  2. О комплиментах и позитиве.
    Вы посчитали, что моя рецензия излишне хвалебна. Моя задача как рецензента — делиться своими ощущениями от произведения. Если я нахожу рассказ лёгким, ироничным, а язык автора мастерски передающим атмосферу, то считаю своим долгом это отметить. Эмоции рецензента, как и его анализ, неизбежно субъективны, но именно это делает рецензию не просто перечнем фактов, а живым откликом.

  3. О подходе к рассказу.
    Вы утверждаете, что в рассказе нет ничего комичного или остроумного, а также ставите под сомнение наличие глубокого подтекста. Здесь мы, безусловно, расходимся в восприятии текста. Для меня, как рецензента, важно подчеркнуть многогранность произведения, его возможности быть воспринятым на разных уровнях — от лёгкого юмора до размышлений о взаимоотношениях между учителем и учеником.

  4. О нейтральности рецензента.
    Ваше мнение о том, что рецензент должен оставаться абсолютно нейтральным, тоже заслуживает внимания. Однако литература — это область искусства, а её оценка всегда будет окрашена личным восприятием, вкусом и опытом рецензента. Я верю, что даже субъективный взгляд может быть ценным, если он аргументирован.

  5. О морали и пошлости.
    Ваше замечание о "пошлом высмеивании учителя" в рассказе вызывает у меня удивление. Лично я не вижу в тексте злой насмешки или "чёрного юмора". Наоборот, там ощущается тёплая ирония, которая не оскорбляет, а скорее подчёркивает комизм повседневных ситуаций. Это взгляд не циничного критика, а человека, умеющего замечать светлое в обыденном.



Спасибо за ваши пожелания творческих успехов. Я тоже желаю вам удачи в ваших литературных начинаниях, а также открытости к разным точкам зрения. Мы все видим мир по-разному, и именно это делает его таким интересным.
С уважением,
Алёна
16:42 14.11.2024(2)
2
Нурия Шагапова
Прекрасная рецензия, надеюсь автор рассказа тоже рад.
15:31 15.11.2024(1)
1
Нет, уязвлен до глубины души 
15:35 15.11.2024
1
Нурия Шагапова
16:44 14.11.2024(1)
1
Алёна Шаламина
Спасибо, Нурия! 
16:50 14.11.2024
1
Нурия Шагапова
22:52 14.11.2024(1)
2
Елена Саульченко
Алёна, отличная рецензия, особенно последняя фраза!
22:53 14.11.2024
1
Алёна Шаламина
Спасибо, Лена!
17:06 14.11.2024(1)
2
Рецензия очень понравилась!
17:09 14.11.2024
1
Алёна Шаламина
Спасибо, Тося!
Книга автора
Петербургские неведомости 
 Автор: Алексей В. Волокитин
Реклама