Заметка «Музыка, которая вдохновляет. Андре Жоливе — «Песнь Линоса»»
Тип: Заметка
Раздел: О культуре
Автор:
Читатели: 26 +3
Дата:

Музыка, которая вдохновляет. Андре Жоливе — «Песнь Линоса»

И снова Жоливе, и снова сердце насквозь, только теперь совсем новое для меня, буквально позавчера услышанное произведение — «Песнь Линоса». Погребальный плач, скорбные восклицания и… танец. Оригинальные траурные процессии были у этих ваших греков, чей миф лег в основу произведения.

Линос, Лин — по одной версии, сын Аполлона, который вызвал отца на музыкальное состязание, за что и был им убит; по другой — обучал музыке Геракла, который однажды в гневе нанес ему смертельный удар кифарой. Третья же версия сообщает, что Лин первым сочинил погребальные плачи — трены.

«Плач и крики, два пути принятия смерти, дважды сменяют друг друга в «Песне Линоса» перед появлением последней образной сферы, вакхического танца. Раздел Allegro, вместе с тем, по своим масштабам превосходит все предыдущие, что позволяет некоторым исследователям считать его центральным. Безудержное движение шестнадцатыми в духе perpetuum mobile противопоставлено как первому, плачевому, образу, так и преувеличенно выразительным возгласам второго раздела.
Контрастные эпизоды плача, криков и танцев связывает меж собой единый античный колорит. Свободная метрика, импровизационные пассажи, линеарность, монодийность флейтовых мелодий также играют объединяющую роль в композиции.
Несмотря на атрибуцию «Песни Линоса» как погребального плача, пьеса, совершенно в духе античного искусства, лишена всякой трагической аффектации. Синкретичность древнегреческого обряда, включающего как плачевые, так и танцевальные разделы, позволяет размышлять о смерти в философско-отвлеченном ключе. Вместе с Жоливе мы исследуем конец земного пути человека в его неотъемлемой связи с самой жизнью и всеобщим порядком мироздания».

Из статьи Надежды Карпун о «Песни Линоса» Жоливе


Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама