Заметка «Критика конструктивная и неконструктивная»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: Пишу себе: как быть писателем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 46
Читатели: 132 +1
Дата:
Заметка «Критика конструктивная и неконструктивная» самая оцениваемая(8) работа за сутки
04.01.2025

Другие значения: 
03.01.2025 (значение 14)
2
Заметка «Критика конструктивная и неконструктивная» самая читаемая(23) работа за сутки
03.01.2025

Критика конструктивная и неконструктивная

Думаю, что многим из нас, и мне самой в первую очередь, нужно учиться конструктивной критике.
Конструктивная критика — это форма обратной связи, направленная на улучшение работы, поведения или идей, предоставляемая в уважительной и доброжелательной манере.


Главная цель конструктивной критики — помочь адресату понять, что можно улучшить, и предложить пути для этого, избегая обид и унижений.

Признаки конструктивной критики

Четкость и конкретность: Указывается, что именно требует улучшения. Например, вместо «сюжет скучный» лучше сказать: «Начало кажется слишком медленным из-за обилия описаний, возможно, стоит начать с более динамичного события».

Обоснованность: Критика подкреплена аргументами. Например, комментатор объясняет, почему он считает какое-то решение автора неудачным, ссылаясь на общие принципы или примеры.

Баланс позитивного и негативного: Упоминаются не только недостатки, но и достоинства работы. Это мотивирует автора и делает замечания легче воспринимаемыми.

Предложения по улучшению: Критикующий предлагает, как можно исправить выявленные недостатки, а не просто указывает на них.

Уважительность и доброжелательность: Критика выражена тактично, без унизительных выражений, сарказма или насмешек. Она направлена на работу, а не на личность автора.

Конструктивность, а не разрушительность: Критика сосредоточена на будущем — на том, как сделать лучше, а не на обвинениях в прошлом.

Фокус на цели: Критикующий понимает цели автора и оценивает работу, исходя из того, насколько она соответствует этим целям.


Как может быть воспринята критика

Елена Саульченко:
Рассказы так или иначе отражают внутренний мир автора, его взгляды, переживания и опыт. Поэтому психологи считают,  что даже конструктивная публичная критика может восприниматься как личная атака, даже если она направлена исключительно на текст, вызвать дискомфорт, обиду и даже стресс и гнев.

Человек способен скрыть свою истинную реакцию, но тот, кто критиковал (пусть даже по-доброму), может отныне стать его врагом. Такое происходит чаще всего при  публичной критике.

Алёна Шаламина:
Согласна, что тексты действительно отражают внутренний мир автора, его опыт и взгляды. Однако я думаю, что конструктивная критика, будучи направленной на текст, а не на личность, не затрагивает этот внутренний мир. Она фокусируется на том, чтобы помочь автору улучшить своё произведение, выявляя конкретные аспекты, которые можно доработать: например, логика сюжета, язык или структура. 

И я согласна с тобой, что критика может быть публичной главным образом в том случае, если автор запрашивает критику в форме оценки или рецензии. 

С другой стороны, существует такое явление как "авторская слепота". Она возникает из-за того, что автор слишком хорошо знает свой текст: он помнит, что хотел сказать, и мозг автоматически "дополняет" недостающую информацию, игнорируя смысловые и грамматические ошибки или опечатки. И в таком случае, мне кажется, этично указать на эти ошибки даже без запроса. 

И что касается распространённых ошибок, таких как тавтология. Указание на них, мне кажется, поможет и другим, начинающим, авторам.

Неконструктивная критика

Неконструктивная критика — это критика, которая не приносит пользы, не помогает исправить ошибки или достичь улучшений. Она чаще направлена на демотивацию, выражение эмоций или личных интересов критикующего, причём  чаще всего лишь вызывает негативные эмоции, снижает мотивацию и самооценку.


Виды неконструктивной критики

Личная критика
Направлена на личность, а не на действия или результаты.

Деструктивная критика
Цель — унизить или подорвать уверенность человека.

Саркастическая критика
Критика скрыта за сарказмом или иронией.

Генерализация (обобщение)
Опирается на общие утверждения, без конкретики.

Излишняя категоричность
Критика выражается жёстко, без попытки понять суть.

Пассивно-агрессивная критика
Замечание сделано как будто бы с заботой, но имеет скрытый негативный подтекст.

Эмоциональная критика
Критикующий выплёскивает свои эмоции, не давая конструктивных предложений.

Непоследовательная критика
Основана на противоречивых замечаниях, часто меняющихся в зависимости от настроения критикующего.

Критика на основе предвзятости
Происходит из-за личных предпочтений или предубеждений, а не объективных причин.
Пример: «Я не люблю такие стили, значит, это плохо».

Манипулятивная критика
Используется для достижения собственных целей, например, контроля над человеком.

Критика ради критики
Выражается без реальной причины, просто из желания высказать негатив.

Критика "для галочки"
Замечания делаются поверхностно, без вникания в суть.


Мотивы неконструктивной критики

Самоутверждение
Критикующий хочет повысить свою значимость за счёт унижения другого.

Эмоциональная разрядка
Человек высказывает критику, чтобы выплеснуть раздражение, гнев или обиду.

Зависть
Критикующий пытается обесценить успехи или достижения другого человека.

Контроль и манипуляция
Используется как инструмент для подчинения или удержания власти.

Непонимание
Человек не способен объективно оценить работу или действия из-за недостатка знаний или предвзятости.

Неуверенность критикующего
Человек сам боится быть осуждённым, поэтому нападает первым.

Личное недовольство
Критика вызвана неприязнью к человеку, а не объективными причинами.

Перенос негативных эмоций
Критикующий может быть недоволен собой или своей жизнью и переносит это на окружающих.

Социальные или культурные нормы
Иногда критика вызвана убеждениями, что жесткость — это эффективный способ обучения.

Желание навязать свои взгляды
Критикующий считает, что его мнение единственно верное.

Отсутствие навыков конструктивной обратной связи
Люди не всегда умеют выражать свои мысли в корректной форме.  Некоторые люди хотят помочь, но их комментарии звучат резко или уничижительно из-за отсутствия навыков конструктивного общения.


Как распознать неконструктивную критику?

Общая направленность: Личность, а не действия или результаты.
Эмоциональный фон: Агрессия, сарказм или раздражение.
Отсутствие конкретики: Нечёткие или обобщённые замечания.
Отсутствие предложений: Никаких советов по исправлению.
Реклама
Обсуждение
02:42 02.01.2025(2)
1
Наши недокритики уже договариваются до того, что рифмы обнаруживают - и их это заводит, сарказм включается... А мозг - нет.
Всё по делу в заметке, Алёна.
Вообще-то первый вопрос, который должен задавать критик самому себе - это вопрос - почему. Почему автор ТАК написал. А не так, как критику захотелось.
04:04 05.01.2025(1)
Уместная, конструктивная критика с целью помочь, а не унизить автора, действительно является мотиватором дальнейшего развития.
Но я не знаю у нас таких кто мог бы это тактично делать, не нарушая при этом чужих границ и не внося психологический дискомфорт. Шаламина кстати, тоже не умеет, хотя и пишет об этом.
Как правило, всё скатывается к банальному критиканству и насмешкам, автора бьют по рукам... 
Так что подобные обсуждения равно как и эта заметка " в пользу бедных ", то есть абсолютно бесполезные вещи. Увы.
22:40 05.01.2025(1)
1
Даже я таких знаю. Тактичных, умных и профессионально состоятельных. Наверное, такие критики ведут себя скромно - потому и не устраивают шума из ничего) Они скорее союзники поэтов, и не противопоставляют себя ему. Цель - не покритиковать, а помочь. И не навязывать своё мнение, которое часто бывает ошибочным. Разница большая. 
22:49 05.01.2025(1)
Может быть, не буду спорить. Просто лично я таких не знаю.
00:18 06.01.2025(1)
Да полно, Юля. Наташа Фройнд, Бродяга (Петрович, Юрий Старухин), Слово Автора, Актер. Лена Бородина, Николай Нидвораев,  Пан Ковальский, Юра Роктайм... Вы просто не обращали внимания. Благодаря Наташе Фройнд, например,  я текст в "Балагане" исправил, залил по ошибке черновой вариант, да еще что-то там задвоилось. А так пошло бы в литературный альманах в ущербном виде - и уже не переделаешь в официальном издании) Таким людям можно только благодарными быть.
04:15 07.01.2025
Не знаю, мне никто из них никогда не помогал.
Я всё сама делаю.
07:09 02.01.2025(1)
Да, 
Фокус на цели: Критикующий понимает цели автора и оценивает работу, исходя из того, насколько она соответствует этим целям.

02:59 05.01.2025(1)
1
Для этого критик должен быть умнее автора. Или хотя бы быть вровень по умственному развитию. Не обязательно талантливее - но умнее, и эрудированнее. Читатель не обязан - а критик обязан.
Чем глупее критик - тем он злее. Зоилы как правило - недалекие люди.
Другое дело, когда мастера дают советы и показывают места, которые у них вызывают эстетический дискомфорт. Как правило, это всегда на пользу стихам.
04:31 05.01.2025(1)
Для этого критик должен быть психологически устойчивым и высокоморальным. А у нас одни - агрессивные, другим - нужно самоутвердиться за чужой счёт. А авторы слишком обидчивые. Люди даже разучились по-доброму, шутить. Они априори не в состоянии провернуть такую штуку.
А вы про " места " пишете...
22:24 05.01.2025(1)
Не знаю насчет моральности-аморальности. Не вникаю. Мораль здесь ни при чем. Хороший критик - это человек, который любит людей, поэзию, стихи -  и разбирается в людях и в стихах. И если он пьющий или еще какими-то страдает пороками - это совершенно не касается никого. Профессиональный опыт - единственное что интересно в критике.

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Юля, вы называете кого-то из авторов "слишком обидчивыми" - а это чаще всего  лишь реакция на тупость и хамство. Здоровая реакция. Когда приходит кривляющееся чванливое хамло, которое в стихах ни бум-бум, но лезет "повоспитывать" публично, устроить типа "публичную порку", заручившись поддержкой таких же мерзавцев, с единственной целью   - укусить, унизить, то  у тонко организованных людей портится настроение. То есть тонкие настройки (без которых стихи не пишутся или выходят уродцами). 
Это как ломать пианисту руки и пальцы, а потом -  "ну а чо такова"? Неженка тоже мне)

Самое правильное и естественное  - дистанцироваться от тех, кто демонстрирует презрение, ненависть, в общем - всякую "публичную нелюбовь". 
Хейтеры, клакеры.

Люди толстокожие могут "не обратить внимания", таким плюй в глаза - скажут божья роса. Или устроить холивар, как это делают хабалки на фабуле. Но такие не бывают поэтами. Они могут лишь имитировать рифмовки туда-сюда.

Так что с обидой это редко связано. Скорее все проще - люди берегут душу, избегают общения с теми, кто им пытается нанести моральный, эмоциональный или информационный вред. Обида - это когда свой делает больно. А на чужих и дураков - обижаться глупо.

А еще обида иного рода есть  - когда нечто обиженное на жизнь бегает по форумам и преследует тех, кого считает виноватым в том, что это нечто - испытывает свои маленькие комплексы неполноценности. Отсюда - встревание в чужие диалоги, скандальные реплики, ехидство, хамство, обесценивание личности и ее труда,  стремление везде вставить свой пятак м привлечь к человеку негативное внимание (опозорить, пусть даже с помощью дешевого оскорбления, привлекая  падких на всякие мерзопакости подпевал, чья хата всегда с краю). В этом случае прекрасно помогает ЧС, как бы ни пищали эти хронофаги про "трусость" и "обиды". Это всего лишь стремление оградить себя от неадекватов. С этими пожирателями времени не иметь дела.

Вообще идеально, когда люди стараются обходить острые углы, не нанося друг другу вреда. Терпеть не можешь человека - не пересекайся с ним по своей инициативе. Это легко)


Ну вот, всё что знал - рассказал. Как-то так.

С ув. Ю.
22:51 05.01.2025(1)
1
Что касается морали. Надо чтобы человек понимал что такое хорошо и что такое плохо и не включал свой гадский человеческий фактор при оценивании стихов. Не переступал черту. В остальном вы правы на все 100. 
Я на дух переношу хамства, а так же мерзких попыток как-то меня унизить или нездорового сарказма и всегда даю таким двуногим жёсткий отпор. В результате они не вывозят диалог, жутко обижаются и прячутся за ЧС.
Хочешь критиковать стихи? Критикуй, но конструктивно, по-доброму. Можешь даже пошутить. Но не надо пытаться при этом укусить, уколоть, унизить. Без зубов останешься. Я считаю что таких надо давить до конца. Жалеть таких, это только их души губить. 
00:12 06.01.2025(1)
Ну, не у всех есть время на диалоги с придурками. А иногда просто не хочется - рука тяжелая, пришибить человека то можно. Только зачем... Лень, короче.
00:16 06.01.2025(1)
А я не усну если по башке такому как следует, не шибану. И у него или у неё ( наконец то! ), в голове мысли заворочаются и мне веселО. Как зарядка. 
А то тут как в стоячем болоте и протухнуть можно.
00:23 06.01.2025(1)
Я не мстительный. Я их прощаю и забываю.
00:26 06.01.2025
Я тоже. Иногда. )
00:32 04.01.2025
1
Алена, я прочитала статью и коммментарии. На эту тему мы с тобой уже немало общались. Всё ты верно написала. 
И мне тут же захотелось поделиться, как я реагирую на неконструктивную критику с учётом советов моей подруги-психолога. Сразу и написала статью. Она здесь: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=157744

19:08 03.01.2025(1)
1
Для расширения общего  кругозора  Заметка интересная, но, Алена, задайтесь вопросом -  где Вы видели, что людям нравится критика?
Хоть конструктивная  , хоть неконструктивная    ?
Одно дело добрая подсказка и просто молчание, но  "Конструктивная критика — это форма обратной связи, направленная на улучшение работы, поведения или идей, предоставляемая в уважительной и доброжелательной манере" это коммунистическая утопия.
19:38 03.01.2025(1)
1
Спасибо, Леонид!
Действительно, далеко не всем людям нравится получать обратную связь, даже если она подаётся конструктивно. Это связано с тем, что любые замечания могут восприниматься как угроза самооценке. 
А "добрая подсказка" - это не альтернатива конструктивной критике, это просто другое её название. Добрая подсказка сама является  формой обратной связи, направленной на улучшение работы, поведения или идей, предоставляемой в уважительной и доброжелательной манере.
20:08 03.01.2025
Алена, мы, работающие со словом, должны вещи называть   своими именами.
Повторюсь, убежден, что КРИТИКА никому не нравится, пусть она и будет  сладкой, уважительной, доброжелательной, "обратной"  связью  в Вашем понимании.
Кто говорит что любит конструктивную критику, лукавят или просто врут.
Подсказка, согласен, может быть обратной связью.
17:49 03.01.2025(1)
1
Алёна, большое спасибо за статью!

Мне кажется, что на лит сайтах чаще всего не критика, а просто эмоции от прочитанного. Причём, негативные эмоции тоже хорошо, так как они говорят, что читатель не остался равнодушным, то есть его произведение как-то задело. Одновременно негативные и позитивные комментарии бывают часто у неординарных произведений.


Увы, настоящей лит критики на лит сайтах практически нет. Вы, кстати, молодец, что тратите своё драгоценное время и пишите авторам рецензии, это уже настоящая лит критика.


А к чьим-то негативным эмоциям надо относиться с юмором… Конструктивную критику на лит сайтах практичеки не видела, особенно к прозе. К поэзии бывает, когда указывают, к примеру, на сбой ритма. Но не к прозе. Вообще прозу очень-очень сложно оценивать. Я просто на другом сайте судила как поэзию, так и прозу на конкурсах. Все судьи говорят, что прозу судить намного сложнее, чем поэзию… Как и писать на неё конструктивную критику. Думаю, что это могут только профессионалы-литературоведы, а их, увы, в сетературе практически нет.


В сетературе я видела отличную конструктивную критику на современную поэзию только у Фрагорийского. Он, на самом деле, профи. На сайте автор.тудей еще пишут вроде рецензии. Там есть литературоведы. А вообще отсутствие конструктивной критики - это очень большая проблема сетературы. 
17:59 03.01.2025
1
Спасибо, Асия! 
Надо взять на вооружение ваш совет относиться к негативным эмоциям комментаторов с юмором. 
Аноним13:36 03.01.2025
1
Почти не встречалась на Фабуле с неконструктивной критикой. Но зато в личную почту часто от разных авторов приходили сообщения с советами по улучшению стихотворений, чем я всегда пользовалась с благодарностью. 
12:43 03.01.2025(1)
1
Вы правы Алёна, нужно отличать доброжелательную критику, помогающую автору, от критиканства с издёвками и насмешками, особенно над начинающими авторами, отбивая желание писать. Доброжелательную критику необязательно писать в личке, она может служить примером в помощь и другим авторам, читающим это произведение.
Аноним12:53 03.01.2025(1)
Есть авторы, которые в штыки принимают любую критику, и вместо благодарности начинают хамить. Если рискуешь публиковаться на литературном сайте, отговорки, что, ты, мол, начинающий, не прокатывают. Опубликовал произведение, имей смелость достойно выслушать все мнения о нём, в том числе и негативные. Любая критика позволительна, если не перехрдит на личность, а держится в обсуждении произведения.
13:01 03.01.2025(1)
Как есть люди добрые и зловредные...так есть и критика конструктиная и  лелеющая себялюбия критикана. Свой негатив критикан пусть оставляет при себе для своей желчи. Ни один автор не ответит хамством на констуктивную, доброжелательную критику. А если автор отвечает грубостью, пусть критик задаст вопрос себе, почему его замечания вызвали такую реакцию. Данный сайт Фабула и для начинающих, и не надо под маской анонима диктовать, кто и что здесь должен делать. ПОНЯЛИ?
Аноним13:10 03.01.2025(1)
Соглашусь, Светлана, но пользовались ли Вы подобными отговорками, впервые появившись на литературных сайтах? Я, мол, начинающий автор, поэтому прошу прошу писать мне только хвалебные отзывы. Это нонсенс. Дикость. Не знаю, как Вы, или другие, но я не оправдывался тем, что только начинаю писать. Любую критику, даже негативно язвительную принимал с благодарностью. Она давала мне возможность исправлять свои ошибки и стимул писать лучше. Мне вообще кажется, что конструктивная критика, это разбор произведения, без перехода на личности авторов. И если есть справедливые замечания по теме, следует принять их во внимание не взирая на тон, которым они сделаны.
13:15 03.01.2025
1
Ну тогда, Андрей, снимите маску анонима... опять забыли...Если я вдруг стала Светланой, значит Вы Андрей.Почему нет? Многие пишут и здесь, что они только начали писать, и опытные авторы, уже прошедшие школу унижения ( Слава Богу у меня такого не было...были учителя, а не критиканы), должны помогать начинающим , а не высмеивать их .
23:33 02.01.2025(1)
1
Очень, нужная  и полезная для изучения статья, Алёнушка!
И Ирина и Вы, тонко понимаете все нюансы этого вопроса.
Мы должны, просто обязаны быть деликатны с ЛЮДЬМИ,
а тем более - пишущими. Я уже поднимала этот вопрос
в своей публикации... Менторский тон вообще не имеет права БЫТЬ,
тем более не должен он исходить из уст представителей литературы! ИМХО

Моя Вам глубокая благодарность, как человека НОВОГО на сайте, как 
человека ищущего новые формы изложения, совершающего неточности,
и допускающего огрехи.
ЭТИКА поведения - не просто изучается, ОНА должна быть в крови.
Она -показатель, в каком обществе воспитывался человек.
День нынешний - это фундамент дня завтрашнего...
Мне искренне жаль тех, кто не понимает глубины этого важного вопроса.

С уважением ко всему, что выходит из под пера Вашего.

С Новым годом! Пусть он будет продуктивным!

00:10 03.01.2025
Спасибо, Наденька! С Новым годом! Пусть он будет счастливым и успешным!
22:59 02.01.2025
Всё ты правильно говоришь, Алёна. И очень жаль, когда на критические комментарии авторы реагируют негативно, не пытаются отстоять свою точку зрения, если считают, что правы, а начинают огрызаться, типа "я художник, я так вижу" и нечего мне указывать. А ведь когда отстаиваешь свою точку зрения, сам убеждаешься в правоте, или начинаешь сомневаться. А уж за правку грамматики или стилистики вообще огрызаться ни к чему. Все могут делать ошибки, и указание на них - это благо для тех, кому показали эти ошибки.
12:21 02.01.2025(1)
4
     Спасибо, Алёна. Очень хорошая и сложная тема. Согласна, что каждый автор, который пишет комментарий, должен быть очень аккуратен в своих высказываниях. Он должен очень хорошо подумать, прежде чем делать замечания, чтобы не обидеть писателя или поэта. И тем более, не дай Бог, не отбить у них желание писать. Ведь творческие люди так ранимы. 
     Когда я пришла на Фабулу, то была очень удивлена, что здесь ставят оценки и баллы. Постановка баллов часто играет на руку не очень хорошим авторам, которые имеют много друзей. Это видно на Главной страничке. Становится обидно за хороших авторов и их работы. Оценки редколлегии тоже иногда вызывают вопросы. Оценки хороши, разве что на конкурсах.
     Что касается комментариев: Общению нужно учиться. Тут я с согласна со статьей полностью. Я не хочу быть критиком ни при каких обстоятельствах. Это очень неприятная миссия. Но свои замечания или пожелания на страничках у авторов иногда оставляю. Надеюсь, необидные. Это всего лишь моё мнение и оно ни к чему автора не обязывает. И это всё при условии, что произведение мне понравилось. 
     Но есть один очень тонкий вопрос. Что делать, если произведение не понравилось вообще? Ставить двойку? ( для чего придумана эта оценка?) Проигнорировать? Прикрыться Анонимом и тихо уйти? Но ведь это только моё мнение? А если произведение написано вообще плохо и с ошибками? Что делать в таком случае?
     
     
19:23 02.01.2025(1)
Спасибо, Ирина! Это действительно очень тонкий вопрос. 
Если я замечаю опечатку, то указываю на неё в личке, и в большинстве случаев авторы благодарны. 
Если много грамматических ошибок, то указывать на них, я думаю, бесполезно - ведь человек делал ошибки не нарочно и скорее всего сам знает, что пишет не без ошибок. И если он сам до сих пор не улучшил свои знания русского языка, то и советовать ему это, скорее всего, бесполезно. 
Если произведение не понравилось вообще и я прочитала его случайно, то я обычно не ставлю никакой оценки и не пишу никаких комментариев. А если произведение отправлено на оценку редколлегии, то я, с недавнего времени, стараюсь найти в нём положительные моменты и указываю на них, так же как на отрицательные. 
Я сама на "Фабуле" получила хорошую помощь, когда мне указывали на конкретные недостатки и даже советовали, как улучшить, с примерами из моей же работы.
Так что я думаю, если чувствуешь, что твоё мнение может быть полезно автору и он открыт к замечаниям, то стоит аккуратно указать на недочёты, с конкретикой и предложениями по улучшению. 
  
21:56 02.01.2025
1
Спасибо, Алёна. Я тоже училась на Фабуле, и учусь до сих пор. Есть у кого.
20:39 02.01.2025
Это-пособие для начинающего подхалима.
Критика есть разбор недостатков и в силу этого всегда и всем неприятна.
Как тут не приплясывай! имхо
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама