30 сентября 2024 года я отметила свои именины и очень хочу поведать Вам историю праздника святых мучениц Веры, Надежды, Любови (лат. Fides, Spes et Caritas или греч. Πίστις, Ἐλπίς, Ἀγάπη/Пистис, Элпис и Агапэ) и их матери Софии/Софьи (лат. Sapientia или греч. Σοφία). Про них у меня есть аж две церковные книги: одна вкратце повествует о судьбе этих девочек и их матери, другая — более развёрнуто. И сейчас я поведаю вам сюжет жития этих святых. А также предлагаю Вам немного другую точку зрения, которая расходится с преданием, но имеет место быть в истории Церкви. Может, некоторых это смутит, но повторюсь, что это научный подход, который нельзя игнорировать. Безусловно, все источники жития этих святых сходятся только в одном, что женщина София(ее имя в переводе с греческого означает «премудрость») была знатного происхождения и родом из Милана, рано овдовела (имя мужа, если он вообще был, в житии не сообщается) и перебралась в Рим. Там она воспитывала своих дочерей в христианской вере и дала им имена в честь добродетелей — Вера, Надежда и Любовь. Имя Софии отсылало также к библейской цитате: «Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов»(Иак.3:17)». Согласно легенде, София была знакома с апостольскими посланиями: чтение писаний апостолов составляло неотъемлемую часть раннехристианской литургии. К тому же, будучи обеспеченной римлянкой, она вполне могла иметь списки Священного Писания дома. А сами добродетели, в честь которых София назвала своих дочек, в Новом Завете Библии неоднократно упоминает апостол Павел, подчеркивая их неразрывную связь друг с другом: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше»(1 Кор. 13:13), «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения»(1 Фес. 5:8). По сюжету жития, девочки жили себе с матерью в Риме (современная страна — Италия), никого не трогали, учились чтению, письму и базовым навыкам математики, читали священные Писания и молитвы, но в один прекрасный день кто-то донёс на их семью императору. Точнее — София остановилась у некой женщины по имени Фессамния, а та и накатала кляузу на неё с детьми самому кесарю.
И тут источники информации разнятся по поводу имени римского правителя. Одни относят историю жизни девочек во времена Диоклетиана, правившего в 3-4 веке нашей эры, с 284 по 305 годы, другие указывают имя Адриана, который правил во 2 веке, с 117 по 138 годы. Мы не будем углубляться в политику и хронологию событий, просто стоит сказать, что Адриан как раз-таки всё пытался сделать в рамках законов, не допускал клеветы и проявил к христианам большую снисходительность. А вот самым ярым гонителем христиан в истории называют именно Диоклетиана. То есть во 2 веке, как принято считать, эти дамы жить ну никак не могли. Далее упоминается в тексте жития и «начальник области Антиох», который пожелал их видеть. Если углубиться в историю, то мы узнаем, что Антиох — реальный политический деятель Рима, осуществлял свою деятельность только в V веке нашей эры, и ни с Адрианом, ни с Диоклетианом пересечься никак не мог! Далее по тексту нам сообщается, что София и её дочери прибыли во дворец к императору (цезарю) и у входа во дворец помолились и перекрестились. Они отличались необыкновенным спокойствием, словно их позвали на пир. Император подробно расспросил, кто они и откуда, и София сама рассказала историю своей семьи и не гнушалась в открытую исповедовать христианство. Это происходило в те времена, когда община пряталась по катакомбам, римляне казнили публично и преследовали последователей христианства (причем явно не на пустом месте и не только на религиозной почве), икон тогда ещё не писали, и изображать даже Иисуса Христа было строго запрещено, зато ранние христиане использовали особые символы — рыбу, павлина и др. Интересна также реакция самой Софии на происходящее: она не стала собирать пожитки и уезжать из страны, просить епископа об убежище, не надеялась на милость властей Рима к ее вдовьему положению и наличию трех детей, двое из которых по меркам той эпохи были вовсе несовершеннолетние. София продолжала в открытую (!) исповедовать христианство, прекрасно зная, что в любой момент ее семью может подстерегать опасность, хотя даже сам апостол Матфей в «Постановлениях апостольских» завещал не искать специально мученической смерти и молиться о том, чтоб не подвергнуться искушению! Все богослужения и обряды по понятным причинам совершались втайне, а исповедовать веру в Христа без робости и страха можно было лишь в крайнем случае.
Христиане того времени должны были действовать, как партизаны во время Второй мировой войны, ставшие позже национальными героями. Но вот София избрала иной путь, явно не оправдывая значение своего имени... Антиох выследил ее с дочерьми, проверил подлинность доноса и уже доложил о том самому императору! Но София, как местная «мать года», боялась не потерять своих дочерей, а сохранить твёрдость в вере в Иисуса Христа на практике, так сказать. Конечно, она могла умолять власти Рима о пощаде, уверять, что доносчики ошиблись и солгали, спрятать религиозную литературу подальше, тем самым спасти себя и дочерей от преследования. Однако, вместо этого, как пишет автор жития, «уразумев, с какою целью зовет их царь, обратились к Богу (Иисусу Христу, прим. ред.) с такою молитвою:
— Всесильный Боже, сотвори с нами по Твоей святой воле; не оставь нас, но пошли нам Твою святую помощь, чтобы сердце наше не устрашилось гордого мучителя, чтобы не убоялись мы страшных его мучений и не пришли в ужас от смерти; пусть ничто не отторгнет нас от Тебя, Бога нашего. «Аве, цезарь!» — сказали девочки и их мать кесарю, когда их представили римскому правителю. Но и тогда София не выдала ничем своего волнения, продолжала в открытую исповедовать христианство, то ли по наивности своей, то ли по глупости убеждая римлян поверить ей на слово и принять учение Иисуса. Император (не будем называть его имени, ибо в любом случае оно будет исторически недостоверным в этом рассказе) подивился на чудо-семейство и велел одной знатной женщине — Палладии — наблюдать за Софией и ее дочерьми, а уж потом те предстали пред судом. Три дня пробыли девочки с матерью у Палладии. Роскошь ее дома призвана была наглядно продемонстрировать значимость того, от чего христиане того времени обычно отказывались. В одной из версий жития, когда Палладия напрямую обратилась с вопросом, что же Софии нравится в Риме, та ответила:
Трудно дышать воздухом этого мира. Когда-то иудеи, не приемля учения Христа, собрались толпой перед представителями Римского государства. Они кричали, «метали одежды и бросали пыль на воздух». И пыль эта носится в воздухе до сих пор...
Во фразе Софии была отсылка к цитате из Деян. 22: 23–23, где выражение «метали одежды и бросали пыль на воздух» было метафорой, обозначающей лютую ненависть, дикий фанатизм и ярость против апостола Павла, возбужденные до высшей степени. Иудеи метали одежды, как бы готовясь побить ненавистного человека камнями (ср. прим. с Деян. 7:58); бросали пыль, как бы меча камни в него. Иными словами, София пыталась сказать, что иудеи невзлюбили Иисуса Христа и не приняли его как Мессию, а Его учение сочли глупостью и отдали на растерзание римлянам. И всё это в конечном итоге и привело к казни Иисуса на кресте... Ставшим среди христиан позже Животворящим. И по легенде, описанной в книге святителя Дмитрия Ростовского «Страдание святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии», просветлённая Богом София стала давать дочерям наставления, которые в нашем современном мире показались бы скорее безумными, чем мудрыми:
«Дорогие мои дочери, пришло время нашего подвига! В соответствии со своими прекрасными именами вы должны проявлять твердую веру, непоколебимую надежду и нелицемерную любовь. Настал час вашего торжества, когда вы увенчаете себя мученическим венцом. Из-за этой вести не жалейте молодых тел ваших, не жалейте красоты вашей ради Христа Бога! Не скорбите, что вы лишены временной жизни ради вечной, Христос Спаситель – вечное здоровье, неописуемая красота, бессмертная, вечная жизнь! Дорогие мои дочери, не поддавайтесь искушениям врага! Император осыплет вас милостями и пообещает великие дары, славу, богатство и почет. Знайте же – все это исчезает, как дым, как пыль, которую ветер смывает с лица земли! Веруйте в Бога моего Христа, что Он не оставит вас в страданиях во имя Его! Он всегда будет с вами. И в награду приготовит для вас нетленный венец! О, мои милые дочери, вспомните мои муки при вашем рождении и мои труды, которыми я вас воспитала! Так утешьте же свою мать мужественным исповеданием веры во Христа, Сына Божия! Это будет для меня праздник, это будет радость, если я заслужу звание матери мучениц, если вы умрете за Господа с ревностью!»
Иными словами, «святая» и «мудрая» София буквально заставляет своих драгоценных дочек, которых сама растила и воспитывала, так вот легко и непринужденно лишиться жизни ради веры в Христа, чтобы потешить ее самолюбие, которое тоже считается грехом! Да ни один христианин в жизни на такое не пойдёт! И главный смысл мученичества во имя Христа заключался не в том, чтобы сознательно отправить себя на эшафот, терпеть чудовищные пытки и погибнуть, а в том, чтобы твердо свидетельствовать о Царстве Божием, которое в оригинале было не эпитетом небесного рая, а своего рода