По сути, это период торжества православия на Руси: политическая элита крещена, крупные центральные города приняли новую веру, священники имеют огромное влияние на все слои населения, построены соборы, а храмы и часовни, имевшиеся на Руси еще при Святославе, теперь стоят практически в каждой деревне. И казалось бы - вот именно в этот период должно произойти наибольшее расширение и процветание государства... Напомню, это период феодальной раздробленности, междоусобных войн и интервенций.
Рюриковичи изрядно расплодились, и каждому князю был положен свой удел, что вело к постоянным перекроям территорий. Многие были недовольны получаемым, полагая, что заслуживают большего. Территории крупных владельцев уменьшались. Недовольство выплескивалось в полноценные войны, ведшие к разорению земль, застою в сельском хозяйстве и ремеслах, к гибели городов, сокращению населения. Центральная власть исчезла и появлялась лишь в недолгие периоды, когда один сильный князь приводил к соглашению хотя бы самых влиятельных своих родственников, будь оно силой оружия или политическими торгами. Киев перестал быть центром государства, став просто переходящим престижным призом для самого нахрапистого князька. Братоубиийства, ослепления, заключение в тюрьму родни конкурента-родственника, изнасилование его жены, уничтожение подданых ему городов и горожан - все это стало практически обыденностью. Для сведения счетов приглашались иностранные "союзники" - из европейских государств и от половцев. И эти княжьи союзники вели себя на Руси, как на вражеской территории, при том, что подданым приглащающего Рюриковича приходилось этих "гостей" еще и содержать. (28). Новгородские земли сразу откололись в XII веке, создав Новгородскую республику с независимой политикой и ограниченной властью приглашенных князей.
Лишь в последнее десятилетие до монголо-татарского нашествия усобицы прекратились, а русские земли собрались в четыре крупных объединения, которые могли стать новыми русскими государствами. Нашествие Батыя перечеркнуло эти планы.(29)
Вот период двух с половиной веков "процветания" свежеприобретнного Русью православия. Как-то не очень стыкуется с речевками современных клерикалов и верующих.
А если чуть более детально... Кроме робких "сказаний" и "слов", содержащих мягкие укоры, почти не встречается древних источников, которые бы указывали, что Православная Церковь активно препятствовала междоусобицам, а православное мировоззрение как-то мешало бы им. Или хотя бы, чтобы это мировоззрение препятствовало расправам над семьями и ближниками родичей-конкурентов. Зато хватает источников, сидетельствующих, как православная церковь активно участвовала в междоусобицах . В предшествующей главе я приводил эти примеры в контексте влияния византийской политики, как например о том, что киевская, черниговская и переяславская митрополии, благославляли в междоусобицах каждая действия своего князя. (30). Бой за православную веру нередко становился причиной и поводом для очередной войны, как в случае походя князя Глеба на Муром (31). Клятва на кресте, с призывом Бога в свидетели, считалась наиболее святой и нерушимой, но именно она, будучи нарушенной, открывала ворота города (32), принадлежавшего конкуренту-родственнику или позволяла пленить доверившегося князя, чтобы отобрать его владения (33).
Ничтожно мало примеров того, как священники, подобно епископу Черниговскому Порфирию, добивались примирения враждующих сторон (34), и эти примеры просто напросто тонут в море рясоносного предательства.
Как можете судить, период самой жестокой русской междоусобицы пришелся именно на два с половиной века после повсеместного принятия православия, а Церковь не только не пыталась всему этому помешать, но и активно поощряла, православное же мировоззрение не являлось сдерживающим фактором для самых гнусных преступлений.
-----
28) Кратко и достаточно подробно можно ознакомиться с историей феодальной раздробленности по источнику Творогов О.В. Древняя Русь. События и люди. - СПб., Наука, 2001 г
29) Хрусталев Д.Г. Русь от нашествия до ига. - СПб, Евразия, 2008 г
30) Щапов Я Н. «Государство и церковь Древней Руси X—XIII вв, и Институт философии АН СССР. Введение христианства на Руси (отв. редактор - Сухов А.Н.) - М.: Мысль, 1987 год
31) святитель Дмитрий Ростовский. Память святого благоверного князя Константина и чад его: Михаила и Феодора, муромских чудотворцев
32) Чернигов 1164 год. Источник - Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви Том 1.
33) Эта практика встречается еще в XIV веке. Князь Димтрий Иванович и митрополит Алексей захватили так князя Михаила. Источник: Борисов Н. С. Димтрий Донской - М.: Молодая Гвардия, 2014 г.
---------
Примеры ложного крестоцелования:
Пример первый: в 1446 году игумен Кирилло-Белозерского монастыря Трифон освободил Василия Темного от клятвы с целованием креста на верность Дмитрию Шемяке. Всю тяжесть княжеского греха Трифон взял на себя и свою братию. Избавленный от духовных тенет Василий возобновил борьбу с Шемякой и вскоре вернул себе московский трон. А Трифон после этого сделал хорошую карьеру, став настоятелем одного из придворных монастырей, а затем и ростовским владыкой.
Пример второй: "Того же лета князь великии Дмитрие Иванович да Олексеи митрополит позвали князя великаго Михаила Александровича на Москву по целованию любовию, а съдумав на него съвет зол. Князь же великии Михаило, положа упование на бога и на крестное целование, приехав к ним на Москву и они черес целование яша и да дръжали в ыстоме и Городок отьняли и чясть отчины княжи Семеновы. А что были боколо его, тех всех поимали и разно разведоша, и быша вси в нятьи и дръжаша их в истоме» - говорит Рогожская летопись.
Пример третий: в Чернигове в 1164 г. епископ Антоний ложным крестоцелованием ввел в заблуждение княгиню и городские верхи и помог передать город Святославу Всеволодовичу Что говорят хроники? "се же створи княгини, сгадавши… с пискупомъ и с мужи князя своего с передними, и целоваша Святаго Спаса на томъ, яко не послатися къ Всеволодичю …". Антоний первым целовал крест, несмотря на возражения черниговского тысяцкого Юрия, говорившего, будто "намъ было не лепо дати пискупу целовати Святаго Спаса, занеже святитель есть, а намъ ся о нь не блазнити, занеже князии свои любилъ". Летопись приводит развернутую ответную речь епископа: "Того деля извещаюся передъ вами, да Богъ ми будеть…" Однако, поцеловав крест, Антоний тут же "створи злое преступление и списавъ грамоту и посла къ Всеволодичю, река тако: "Стрыи ти умерлъ, а по Олга ти послали, а дружина ти по городомъ далече, а княгини седить въ изуменьи с детьми, а товара множество у нея, а поеди вборзе… а по своеи воли въземше радъ с нимъ"- пишет Карташов
Пример четвертый: "А у града того остаста два воеводѣ, Чьгырканъ и Тешюканъ, на Мьстислава и на зять его на Ондрѣа и на Олександра Дубровичскаго: бѣста бо два князя съ Мьстиславомъ. Ту же и бродници с Татары быша, и воевода их Плоскыня, и тъ оканныи воевода цѣлова крестъ честныи къ Мьстиславу и ко обоимъ княземь, како их не избити, нь пустити их на искупъ, и солгавъ оканныи: сице связавъ, предаст их Татаром своимъ; а город взяша, а люди иссѣкоша, и ту костью падоша; а двоих князеи яша, и издавиша их, подкладше под доскы, а самѣ верху сѣдоша обѣдати, и тако живот ихъ конца".
| Помогли сайту Праздники |