Заметка «Два стихотворения о том, что всё будет хорошо»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Темы: литературапоэзия
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 10
Читатели: 351 +1
Дата:
Предисловие:
Небольшое, но важное пояснение


Должен объяснить мои принципы цитирования стихов в заметках о поэзии. Я решил всегда приводить стихотворение, о котором взялся писать, целиком и полностью. Это не очень правильно относительно принятых норм оформления научных работ, так как доля цитируемого текста становиться значительно больше, чем могла бы быть. Но, конечно, мои работы и не являются научными, и не предлагаются к публикации в каких-то сверх-серьёзных научных журналах. Напротив, я бы хотел, даже так - я мечтаю о том, что эти мои заметки прочтёт такой же, как и я, любящий поэзию человек, или же, что эти работы попадутся на глаза читателю, который не слишком-то и интересовался поэзией, а, вот, прочтёт нечаянно мой текст - и заинтересуется. Именно в интересах этих мало заинтересованных людей я и привожу стихотворение или законченный выделенный фрагмент полностью, чтобы им не нужно было рыться в книгах или в интернете, чтобы даже малейшей заинтересованности хватило, дабы полностью увидеть произведение.

Два стихотворения о том, что всё будет хорошо


Есть на свете два особенных стихотворения. Одно самостоятельное и цельное от рождения, а второе – часть поэмы, но внутренне целая и, на мой взгляд, самодостаточная часть. В одном наше недалёкое, в общем-то, будущее предсказано провидчески строго и логически точно, во втором – достоверно на уровне эмоциональном и узнаваемо на уровне образном. И в обоих случаях выстроенная цельная картина – в первом случае провидчески-логичная, а во втором эмоционально-образная – разрушается двумя и одной строчками.

Настоящие стихи всегда написаны зачем-то и для кого-то. И я совершенно уверен, когда поэт пишет такое стихотворение – он чувствует, что это делается зачем-то и для кого-то. Ибо глупо и бессмысленно писать стихи «для себя» или «просто так», или «на злобу дня».

Зачем же и для кого были написаны стихи, о которых я говорю? Для меня и для моей дочери, и для таких как мы – незнатных, небогатых, небольших русских людей. Ведь мало просто уверять себя самого и маленького русского человека, мол, мы непременно выстоим, победа будет за нами – что бы ни случилось. Необходимо нечто ещё, правоту чего невозможно не признать. Эти стихи, как раз, и есть именно то, чью правоту не признать невозможно.

Первое стихотворение написал Виктор Иванович Кочетков – великий русский поэт, величие которого обходится ныне умолчанием по понятной без лишних пояснений причине.


Спор

Ты нам восторгов наших не прощал,
Суровый скептик, живший в Сталинграде.
Как пифия дельфийская вещал,
На несогласных отрешенно глядя.

С каким-то странным присвистом дыша,
Седеющие волосы ероша,
Ты говорил: «Славянская душа
Отпела, как есенинская роща.

Предчувствие подсказывает мне:
Настал предел сарматской нашей шири.
Мы, русские, сгорим не на войне,
Как соль в крови, мы растворимся в мире.

Все убывая в силе и числе,
Исчезнем мы, как некогда этруски,
И вместо русских будут на земле
Народы, говорящие по-русски.

Мы сами рушим тоненький мосток,
Что нас связал с историей всесветной.
Пока мы спорим с Западом,
Восток к рукам нас прибирает незаметно.

И там, где с Богом спорил Аввакум,
Где Сергий ждал от Бога благостыни,
Поселится кочевник тугодум,
Сменив на холод пыльный зной пустыни.

И будет он ученостью блистать,
Национальной памятью не мучим.
В оригинале Пушкина читать
С восточным выпеванием тягучим.

И глянет он на каменную вязь
Загадочных крестов у раздорожья,
Как мы смотрели некогда, дивясь
На идолов степного Запорожья».

Ты говорил: «Я утверждать берусь,
Растаем мы, как в синем небе стая,
И даже слово солнечное «Русь»
Загадкой для языковедов станет.

Кто ты таков? Кто он? Кто я таков? –
Ты спрашивал и сам давал ответы –
– Материал строительный веков,
Щебенка жизни, милые поэты».

Мы спорили тогда до хрипоты,
А за окном поблескивала Волга.
И звук гудка, придя из темноты,
Ходил по закоулкам долго-долго.

Пока мы выясняли кто-кого
Пока мы наши доводы острили,
О вечности народа моего
Руины Сталинграда говорили.

Твердило всё об участи иной
И отвергало притязанья смерти,
Весь этот мир, испытанный войной,
Дорогу отыскавший в круговерти.

И лунным светом залитая даль
С тысячелетней русскою судьбою,
И эта журавлиная печаль,
Напомнившая детство нам с тобою.

И Волга, и над Волгой тополя
В послевоенном заводском посёлке,
И порохом пропахшая земля,
Где озимь пробивалась сквозь осколки.

И сам курган со шрамами траншей,
Где возвестив победное начало,
На ста языках Родины моей
Гвардейской воли клятва прозвучала.

И было всё: война и недород,
Но цепь времён не источила звенья.
Молчи пророк! Я знаю свой народ,
Ему не стать добычею забвенья!

Он и за новым перевалом лет,
В живом союзе с правдой и мечтою,
Еще протянет свой державный след,
Еще изронит слово золотое.

Рассвет теснил за город темноту.
Ходил сарыч над Волгою кругами.
И отвело твою неправоту
Молчание Мамаева кургана.

Виктор Иванович Кочетков, 70-е годы.


Как можно противостоять вроде бы очевидной логике истории, мол, всякому народу приходит время родиться и время исчезнуть? Как оспорить нечто понятное на уровне даже обычной маленькой жизни – появление представителей разных народов там, где ещё сто лет назад донской казак выглядел диковинно и непривычно? Этому плавному, но неодолимому движению времени никакие клятвы и никакие уверенности в своей правоте не смогут воспрепятствовать, ведь и сама Великая Отечественная война в тысячелетней истории Руси – только одна из многих и многих страниц.

Какие точные образы – настоящая поэзия в чистейшем виде: «Славянская душа//Отпела, как есенинская роща», «Мы, русские, сгорим не на войне,//Как соль в крови, мы растворимся в мире», «Растаем мы, как в синем небе стая». Какое длительное и мучительно достоверное прорицание, какие запальчивые, мальчишеские возражения, похожие на плакатные вставки – про гвардейскую клятву, про озимь сквозь осколки, державный след и золотое слово.

И вдруг юный спорщик умолкает, выпадает из спора и постепенно входит в большую историю, словно в глубокую реку, – через прибрежное мелководье истории собственной – через памятные с детства крики журавлей, наступающий рассвет, кружение сарыча. И тогда, в молчании, герою, а за ним и читателю внезапно открывается сокровенная суть истории – единственная и непреодолимая истина, её бессмысленно высказывать в споре, и она снимает стройную логику пророка словно наваждение: «И отвело твою неправоту//Молчание Мамаева кургана». Это нелогично, это не серьёзно, в конце-то концов. И это точно, исчерпывающе, а потому – молчи, пророк, не быть русскому народу добычей забвенья.

Второе стихотворение, вообще говоря, не есть самостоятельное стихотворение. Это частица от части поэмы Андрея Вознесенского «Мастера». Поэма и вся хороша, да и финал её – «Реквием» – тоже хорош во всей полноте. Но есть в «Реквиеме» небольшой фрагмент – как бы целое в целом. Он виден в тексте, как главный знак в сложном гербе, в котором много разных эмблем и символов. И этот знак несёт смысл сам по себе, вне контекста данного герба, но и весь герб немыслим без своего главного знака. Хочется привести именно этот цельный элемент, поскольку его смысл выше и глубже смысла самой поэмы.


Реквием

Вам сваи не бить, не гулять по лугам.
Не быть, не быть, не быть городам!

Узорчатым башням в тумане не плыть.
Ни солнцу, ни пашням, ни соснам – не быть!

Ни белым, ни синим – не быть, не бывать.
И выйдет насильник губить-убивать.

И женщины будут в оврагах рожать,
и кони без всадников – мчаться и ржать.

Сквозь белый фундамент трава прорастёт.
И мрак, словно мамонт, на землю сойдёт.

Растерзанным бабам на площади выть.
Ни белым, ни синим, ни прочим – не быть!

Ни в снах, ни воочию – нигде, никогда…
Врёте,
сволочи,
будут города!

Андрей Андреевич Вознесенский, 1959 год.


Ещё один мучительный и неопровержимый образный ряд. От картины дивного города будущего с узорчатыми башнями, плывущими в утренней дымке. Города и удобного, и разумного, и возвышенного. Через многократное отрицание этого образа – город будущего отменяется, уничтожается, стирается простым нагромождением многократных отрицаний. Через картины чудовищной войны и разрухи, когда женщины вынуждены рожать детей в оврагах, когда мужчины истреблены, и лошади, потерявшие всадников, носятся по полю боя. И вплоть до воя «растерзанных баб» на площадях – то есть, вплоть до уродливого, окончательного женского горя, после которого жизнь уже невозможна. К полной безысходности и следующей за ней погибели, исчезновению, возвращению первобытного неразумного, лишённого смысла бытия, сходящего на убитую Русь, словно мамонт. Нет надежды. Нет спасения. Ничего нет.

Здесь, как и в стихотворении Кочеткова, делается переход от большой эпической картины к маленькой истории одного человека. От окончательного поражения не просто в войне, а в самой истории, ведь понятие «цивилизация» происходит от латинского слова, означающего «город», ведь и Русь когда-то иноземцы называли «страна городов» – переход к личному плану, к тому, что герой видит собственными глазами. Герой – мальчик, слишком маленький, чтобы уйти на войну и погибнуть вместе со всеми мужчинами, ему, наверное, лет семь, сколько было и самому Андрею Вознесенскому в 1941 году. Это мальчик видит, как его мать воет вместе с другими женщинами на площади, это ему говорят, что больше никаких городов не будет никогда. Не будет. Никогда. И тогда он постигает сокровенную суть истории – выраженную не в форме некой истины, а в решении. Непобедимом твёрдом решении, его вместе с героем стихотворения немедленно принимает и читатель.


Врёте.

Сволочи.

Будут.

Города.

                                       
Ярослав Зацаринный,

г. Ростов-на-Дону, Сентябрь 2013-19гг.

Обсуждение
17:07 18.05.2025(1)
Александр Кинунен
Коренной вопрос, он встал перед Россией, США и Европой в прошлом веке: почему уменьшилось количество семей и детей в семьях?
Уже за критическое для воспроизводства.
Вот и заполняется пространство мигрантами, в семьях которых ещё много детей, но уже и там уменьшается.
Ответить могут только учёные, а вот практику как изменить?
18:29 18.05.2025
Ярослав Зацаринный
Есть некоторое количество вариантов вполне приемлемой организации трудовой миграции. Особенность положения дел в современной России в том, что у нас проблема не с миграцией, а с идеологией замещения коренного населения приезжими. Это не проблема русских или кавказцев, это проблема современного Российского Государства. Отдельный вопрос - а кто же это сделал (с), кто же это такой умный придумал вот это вот всё? Но на этот вопрос, я надеюсь, найдут ответ ФСБ и СК.
Если будет государственная воля прекратить замещение, наказать виновных и внедрить другую систему привлечения действительно нужных специалистов - то всё вполне возможно вернуть в рамки здравого смысла. Это, разумеется, всего лишь моё мнение, оно основано на некоторой погружённости в проблему, но, разумеется, вполне себе дилетантское. На мой взгляд, надо начинать с ответа на вопрос: кто нам реально необходим для развития нашей родной страны + а что мы можем сделать сами для решения других проблем. И тут, на мой личный взгляд, надо развивать автоматизацию (её немного фантастически называют роботизацией).
Относительно небольшое количество населения не во всех случаях глухой минус. Другое дело, что его "естественное" убывание надо прекращать, это реальная угроза. Но, как верно заметил один известный антрополог и кандидат наук - больше жилой площади на семью надо. С этого бы и надо начинать, собственно, с этого и начинают, так как тот же пресловутый материнский капитал (вот за отцов немного обидно сейчас стало, да-да, ибо аз есмь и сам отец) в первую очередь предлагался как дополнительная возможность для улучшения жилищных условий. Собственно, современный большой город - это и есть основная сила, которая уменьшает и количество семей, и количество детей, и вообще количество вменяемых людей. Это, опять же, чисто моё субъективное дилетантское мнение. Маленькие города, большие квартиры или собственные дома, хотя бы слабая и робкая уверенность, что государство тебя не предаст в очередной раз (оно вовсе не обязано это делать, это даже ему невыгодно, на самом-то деле, но печальный опыт куда девать?)

Ну, в общем, я слишком назойливо и подробно ответил на Ваш комментарий. Статья не об этом, просто совпало так. Когда я её писал в 2013 году вопрос с агрессивной замещающей миграции так остро ещё не стоял. Поэтому и в 2019, когда я закончил уточнять формулировки, я даже и не думал в эту сторону, однако в 2025-м при слове "кочевник-тугодум" слишком уж конкретный образ возникает перед глазами. При этом, ещё раз подчеркну, проблема с мигрантами вообще никак не связана с национальными вопросами - это проблема именно злонамеренной вражеской идеологии агрессивного замещения коренного населения.
07:56 15.05.2025(2)
Likin M
Предчувствие подсказывает мне:
Настал предел сарматской нашей шири.
Мы, русские, сгорим не на войне,
Как соль в крови, мы растворимся в мире.

Все убывая в силе и числе,
Исчезнем мы, как некогда этруски,
И вместо русских будут на земле
Народы, говорящие по-русски.

Мы сами рушим тоненький мосток,
Что нас связал с историей всесветной.
Пока мы спорим с Западом,
Восток к рукам нас прибирает незаметно.

И там, где с Богом спорил Аввакум,
Где Сергий ждал от Бога благостыни,
Поселится кочевник тугодум,
Сменив на холод пыльный зной пустыни... 

Гениально! 
В семидесятых годах прошлого века, человек предвидел то, что происходит сегодня. Истинно, настоящие поэты - провидцы, в некотором роде. 

20:46 15.05.2025(1)
Pan Kowalski
Я бы сосредоточился на мысли:
И вместо русских будут на земле
Народы, говорящие по-русски.

Всякое может случиться, и даже если генетически это будут другие люди, то русская культура, заложенная в языке, пойдёт дальше, и её влияние на мировую цивилизацию продолжится. В своё время варвары восприняли язык и культуру Рима. Правда, им понадобилась 1000 лет на то, чтобы выйти на рубежи, достигнутые Римской цивилизацией.
03:11 16.05.2025(1)
Likin M
Иными словами, русская культура сохранится, но на ином генетическом материале? Это то же, что сказать, что мол похищенный автомобиль будет верой и правдой служить новому хозяину. Для природы, сохранение генетического кода важнее, я полагаю. А сохранение его вкупе с культурными ценностями - особенно. Это уже аспект социальный. 
10:35 16.05.2025(1)
Pan Kowalski
Никто не знает, как оно будет. Но при нынешних демографических тенденциях, такой вариант не исключён. Тем более, что в истории такое уже было.
12:26 16.05.2025(1)
Likin M
Именно, что было. Ничто не ново, так сказать ) 
12:56 16.05.2025(1)
Pan Kowalski
Множество империй возникали, процветали и исчезали. Но каждая что-то после себя оставляла.
15:30 16.05.2025(1)
Likin M
Ага. Хотя бы удобрение ) 
19:09 16.05.2025(1)
Pan Kowalski
Ну, зачем же так сразу. Китайская стена, пирамиды, колизей и многое другое.
19:52 16.05.2025
Likin M
Вот не хотелось бы об этом. Стена - в Китае, Пирамиды - в Египте и Мексике, Колизей - понятно. В том же Крыму, бывшеей греческой коллонии, где ни копни - сплошной культурный слой. А от Европы до Тихого океана весь культурный слой - не позднее монголо-татарского периода. Ниже - только останки мамонта. Я это к тому веду, что были цивилизации либо оставившие по себе память материальную, либо культурную и материальную. А вот тех, что оставили только культурную, нету. Зато бывали всякие атлантиды, о которых известно лишь то, что они были. 
08:33 15.05.2025(1)
Ярослав Зацаринный
Впервые я эти стихи услышал в начале 80-х, услышал, простите, по телевизору:-) Не сначала:-) Мы с отцом просто застыли от возмущения, слушая "слова пророка". Сидим и смотрим друг на друга. 

С тех пор я эти стихи особенно люблю.
12:05 15.05.2025(2)
1
Likin M
Пророк прав абсолютно в своём пророчестве. Россия вымирает. Сейчас особенно ускоренными темпами. Русский народ замещается инородцами. Растворяется кровь, подменяется культура.
Сравните по площади РФ, Пакистан и Индонезию. Население каждой из этих небольших стран мало что не в двое превышает население Российской Федерации.
Многожды уже говорил я: Россию не победить извне. Она сама себя уничтожит. И не кознями "скрытых врагов", но собственным глубочайшим непониманием себя и своего места в мире. 
12:28 15.05.2025(1)
Ярослав Зацаринный
Собственно, мне остаётся процитировать оригинал:

Молчи пророк! Я знаю свой народ,
Ему не стать добычею забвенья!


:-)


Посмотрим, конечно, как оно пойдёт
14:53 15.05.2025(1)
Likin M
Два важных, для понимания, нюанса. 
Первый. Во времена написания стихотворения разглядеть тенденцию размывания русской нации ещё умудриться надо было. Это сегодня она очевидна.
Второй. Автор стихотворения применяет известный с античности ещё технический приём, где как бы спорит сам с собой. И голос пророка в его устах звучит куда убедительнее. Доводы же "победившего" в споре оптимиста ничтожны.
Гениальное стихотворение. Поэт предупреждает будущие поколения о том, что случится, с напрасной надеждой на то, что те найдут какой-то выход. Увы. 
15:38 15.05.2025(1)
Ярослав Зацаринный
Всю эту заметку я написал именно потому, что "отвело твою неправоту молчание Мамаева кургана" на мой личный взгляд именно разрушает стройную логику "пророка". Но это всего лишь мой взгляд. 

По тем данным, которые я вижу - русский народ может и вымереть, а может и не вымереть. Какой-то жёсткой предопределённости, на мой взгляд, нет. Ну и в любом случае я не собираюсь заворачиваться в простыню и ползти на кладбище:-)
Плюс, есть различные гипотезы - как и что будет с планетой и с человечеством в ближайшие 100-150 лет. Вот, например, судя по тому, что пишут сами наши заклятые партнёры, они вообще пытаются реализовать совершенно людоедский образ будущего, в котором людей всего миллиард, причём элита, собственники мира, отличается биологически от всех остальных. То есть, создать как минимум два вида человека, это именно то, чего прямо сейчас нет - сейчас на планете живёт единственный вид человека. По крайней мере - такова современная научная картина, насколько я понял.
16:08 15.05.2025(1)
Likin M
Нет единой "научной картины". Разумеется, человечество сейчас другое. Помните древнюю мудрость "мы то, что мы едим". А едим мы генномодифицированные продукты, следовательно... Сколько всяких лекарств употребляем в течении жизни... Мутации выстрелят однажды. Куда попадут? Кто их знает ) 
16:49 15.05.2025
Ярослав Зацаринный
Мы, похоже, каждый о своём говорим. Ладно, так или иначе Ваша точка зрения мне понятна, хотя и представляется мне глубоко неверной. Но это маловажно.
12:23 15.05.2025(1)
 Нечем Вам возразить.

 Самое страшное, когда у народа массово изменяется сознание женщин. Женщина -  оплот консерватизма в социуме. И уж если бабы стали  орать военные лозунги и  требовать победить там, где победа невозможна даже теоретически, то плохи дела....

 КАК поэт Кочетков увидел этот вектор пол  века назад? Значит есть какой-то коренной слом?
15:09 15.05.2025(1)
Likin M
Зато, я возражу. Современные женщины - плоды эмансипации. Они "прокачали" свой мозг, приобрели нужные скилы, почувствовали силу и независимость, а следовательно... во многом стали рассуждать как мужчины, то есть цинично-прагматически, находя для себя плюсы в той или иной ситуации. Жизнь, ведь, штуковина сложная. Оценивать её линейно - большое заблуждение. У всякого действия имеется мотив, явный или не слишком. 
15:29 15.05.2025(1)
    Инстинкты, по идее, должны превалировать над мотивацией "прокачанного" мозга.
 Нет никаких мотивов для призывов к войне у  рядовой(!) женщины. Если еще можно понять резвость молодых и нерожавших, то как объяснить   требования бабушек воевать до победы? Маразмом?  
Эт чо тогда - эпидемия?  
15:41 15.05.2025(1)
Likin M
Ну, старушек наоборт понять проще. Возрастные изменения физиологии, так сказать, весьма способствуют сужению мировоззрения до минимально возможных пределов. В данном случае - до телевизора.
Опять же, старушки мало мобильны в основной массе своей. Молодёжь с ними общаться не хочет. Вот и черпают знания о мире в единственно доступном им источнике.
Вообще, к старым людям снисходительнее нужно быть. 
16:21 15.05.2025(1)
 Тык...  я... того... тоже  в последнем приступе молодости... после 95-ти наступит зрелость.... может быть...
 Не мне старушков осуждать, сама такая... 

Но почему у бабок первыми инстинкты отказывают - не пойму? Пальцы ведь еще шевелятся? По клавишам попадают? А мозги мхом пещерным поросли!
16:40 15.05.2025(1)
Likin M
Что же с того, что пальцы по клавиатуре попадают, курица без головы тоже какое-то время бегает ) 
17:17 15.05.2025
 Но наши куры без голов "бегают" годами! 
 И   петухов  в супы энергично  загоняют! 
07:52 15.05.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Кочетков и Вознесенский — две разные поэтические стилистики, два подхода к теме «народ и история». Их сопоставление по принципу от эпического масштаба к личному открытию не только удачно, но и концептуально выстроено: оба текста действительно «пронзают» в финале — именно решением, не объяснением.
08:35 15.05.2025
Ярослав Зацаринный
Да! 

Благодарю Вас, Алёна!!!
08:22 15.05.2025(1)
1
Александр Красилов
Узнал, что известный советский актёр Афанасий Кочетков был, оказывается, родным братом Виктора Кочеткова.  
08:31 15.05.2025
Ярослав Зацаринный
Ух, ты, старшина Смолярчук - пограничник из "Над Тисой"! Не знал, спасибо! Какая хорошая семья.