ЖЕНЩИНЫ «НЕБОЖИТЕЛЯ».
© В.В.Луговский
Не будем трогать этого небожителя.
И.В. Сталин
Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других,
Как бы им в даренье.
Б.Л. Пастернак
Фото 1. Ольга Ивинская и Борис Пастернак. ГРАФИКА в t.me/wlugovsky
Борис Пастернак – поэтический гений 20-го века, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958 г.), автор романа «Доктор Живаго» (получившего всемирную известность). Премия была присуждена Пастернаку «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Однако, советская власть сделало много усилий, чтобы связать награду с «антисоветским» романом, который был использован западными спецслужбами в политической борьбе против СССР. Непродуманное, неумное поведение руководства страны в то время нанесло вред советской власти, а крупнейший поэт был исключён из Союза писателей и затравлен до конца жизни. Безусловно, происходила трагедия Пастернака как личности, так и трагедия власти, идущей к своей деградации семимильными шагами. И сейчас многие граждане связывают Нобелевскую премию Бориса Пастернака со скандальным романом, забывая или не зная, что поэт выдвигался на неё с 1946 по 1950 годы, также в 1957 году (до выхода романа). Поэтому премия, конечно, является заслуженной - это была вторая Нобелевская премия русскому литератору (первая присуждена И.Бунину в 1933 году). Весьма гадко проявили в этой истории многие граждане («сам я романа не читал, но осуждаю»), особенно советские писатели, но это уже своя история, в том числе о том, как не любят писатели своих коллег, пока коллеги ещё живы. Мы, как всегда, поговорим о музах в жизни поэта в рамках биоритмической модели совместимости, которая пусть не абсолютно, но всё же объясняет многое в его поведении с любимыми женщинами. Недостатком такого, несколько технократического подхода является сама попытка объяснить сложные вещи судьбы какими-то цифрами – хотя сейчас на дворе у нас сплошная цифровизация. Похоже, от неё нам уже не отвертеться. Достоинство – возможность с помощью данной методики, опираясь на известные примеры, разобраться в своей личной жизни. Далёкая цель наших исследований – осознанность, она является такой же важной целью развития человека, как безусловная любовь. Для более ясного понимания материала рекомендую читателю изучить статью «Введение в Дао биоритмов».
Действующими лицами рассматриваемой истории являются: поэт и писатель Борис Пастернак, художница Евгения Лурье, пианистка Зинаида Нейгауз, сотрудница журнала «Новый мир» Ольга Ивинская, пианист Генрих Нейгауз.
В 1922 году поэт Борис Пастернак женился на талантливой художнице Евгении Лурье. Пастернак говорил позднее, что женился почти случайно – к этому шло и так было надо. Он не любил Женю Лурье одержимо. Она была утончённо красивая, умная и честолюбивая женщина, в значительной степени разделявшая идеалы Пастернака.
Фото 2. Борис Пастернак с Евгенией Лурье и сыном Женей.
Но Евгения была также властной и независимой, стремилась подчинить мужа, ревновала Бориса Леонидовича ….более всего к успеху, её не устраивала перспектива стать просто приложением к нему. Ревновала также к Марине Цветаевой, с которой Пастернак вёл длительную переписку. Характер у Евгении был тяжёлый. Жена прилюдно спорила с поэтом, одергивала во время общения с друзьями. Вряд ли такая женщина подходила Пастернаку. Она недооценивала поэта и переоценивала себя как художницу. Возможно, ревность и властность привели её к разрыву с мужем. Тем не менее, первая жена послужила прототипом главной героини «Детство Люверс» Жени Люверс, а также в некоторой степени прототипом Лары в романе «Доктор Живаго». В полной мере Лару составят две жены и любовница Ольга Ивинская. Этот роман является автобиографическим. И если факты не совпадают, то эмоции – они реально пережиты писателем, а герои сформированы из вполне конкретных личностей, точнее из их «фрагментов», сведённых в личность героя. Для писателя это обычное дело, для читателя всё непонятно – он ищет простоту картины.
Последнее время брака Пастернак находился в тяжёлом кризисе, который надо было как-то разрешить. Смотрим картину совместимости на рис.1.
Рис.1. Биоритмическая совместимость Бориса Пастернака и первой жены Евгении Лурье.
Делаем печальные выводы о совместимости: скорее всего, на первом этапе помимо красоты женщины, сработала физиология (100%) и полярные каналы (творческий и высший эмоциональный). Там, где в картине совместимости должен быть максимум – провал. Как я неоднократно указывал, полярность притягивает, вызывает кратковременную страсть, но потом работает на разрыв. Идеалы совпадают более чем на половину. Особенно тяжело переживается полярность по творческому биоритму и отсутствие сердечной совместимости. Творческий (горловой) канал связан с проявлением воли, характера, стиля – отсюда желание подчинить, а также тяжёлый кризис от накопленной усталости противостояния. Пастернак нуждался в обожании, вместо этого критическое отношение со стороны жены к его характеру и таланту, соперничество – одно из проялений полярности творческих биоритмов. При этом Евгения находилась в психологической и материальной зависимости от мужа. В итоге мы опять приходим к выводу, что напряжение полярностей, отсутствие сердечной и творческой совместимости (особенно для творческих людей) лишают отношения перспективы. В сорок лет у Пастернака была семья, сын, но «любовная лодка разбилась о быт» - поэт жил подобно студенту: «неприкаянно, неуютно, тесно». Вина женщины в этом может быть значительной. И что же делать было поэту?
Конечно он опять влюбился… Зинаида Николаевна - жена пианиста Генриха Нейгауза, приятеля Пастернака. Они познакомились с поэтом в 1928 году и начали общаться. Зинаида была красавицей, но отличалась «земной» простотой поведения в общении. Пастернака впечатляло, что от рояля она может легко перейти к кастрюлям, «которые дышат у неё настоящей поэзией». Она хорошо вписывалась в советскую действительность, жила настоящим, могла легко устроить быт и быть домашней женщиной – этого и не хватало Пастернаку. Именно это он не мог ранее найти среди женщин своего круга. Это про неё написал поэт…
Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — небольшая хитрость.
Мне хорошо понятны чувства Пастернака по отношению к Зинаиде, к её земной простоте, домашности. Когда-то, уставший от сложности, амбиций и меркантильности учёных дам, я нечаянно встретил молоденькую деревенскую девчонку, был поражён, сражён её теплотой, заботой, умением устроить быт. Её ослепительной красотой и простотой в общении. В ней было столько женского, и она была умна не по годам. Это была готовая жена для будущего исследователя жизни. Однако вернёмся к нашей истории….
Фото 3. Зинаида Нейгауз.
Дело дошло до того, что зимой 1930 года поэт пришёл к Генриху Нейгаузу и заявил – полюбил его жену, это чувство никогда не пройдёт. Ну, а что же с совместимостью в созревшем романе?
Рис.2. Биоритмическая совместимость Бориса Пастернака и Зинаиды Нейгауз.
Как видим интеллектуальная, сердечная и творческая совместимости весьма значительны – картина прямо противоположная совместимости с женой. Единственно, что «портит» - это полярность по эмоциональному биоритму. Ольга Ивинская в своей книге пишет, что Б.Л. ненавидел семейные сцены, потому что до неё вдосталь хлебнул их. Этот же биоритмический фактор вполне объясняет прохладное впечатление и даже злость при первых встречах Зинаиды Николаевны с Пастернаком. Но далее… Далее включились иные каналы.
Заметим, что совместимость Зинаиды с мужем Генрихом Нейгаузом была проблемной – те же полярности по эмоциональному,интеллектуальному, сердечному биоритмам при очень низкой творческой совместимости. Полярности притягивают, но тенденция всё же к разрыву. Зинаида была ученицей выдающегося пианиста, быстро вышла за него замуж и родила двух детей. И теперь вот…. Я не привожу соответствующую диаграмму – их и так много.
Были бурные объяснения Зинаиды с Генрихом, уходы, возвращения и новые уходы – с обеими мужчинами у ней эмоциональная полярность. Пастернак даже пытался отравиться, у Генриха Нейгауза были психические срывы – эмоциональная полярность с женщиной может и до этого довести. Эмоциональная совместимость у нуля – потенциальная смерть мужчины! И если читатель думает, что мы здесь что-то преувеличиваем (чего ради?), то это не так. Поэту и писателю надо мучаться, быть на грани –чем хуже, тем лучше. И всё для того, чтобы писать…. Напомню, что счастливые люди не пишут романов…. Шутка, наверно. Вместе с тем у любовников была интеллектуальная, сердечная и творческая совместимость, что позволило увести чужую жену силой любви и интеллекта, чему Генрих Нейгауз противостоять не мог. Он считал Пастернака гением.
Продолжались метания любовников между их семьями, а жить им было негде. При этом между Нейгаузом и Пастернаком вражды не возникло. В дальнейшем бывший муж будет посещать счастливую парочку в Переделкино, и они будут сидеть втроём за столом. Во главе стола сидела Зина, по правую руку от неё - Пастернак, по левую – Нейгауз. Все трое имели высокую высшую эмоциональную совместимость (безусловная любовь, дружба). Перепетии этой мелодараматической истории затем вошли в «Доктор Живаго». Из-за естественных ограничений статьи мы не можем описать все подробности – отсылаю читателя к двум книгам: Борис Соколов «Кто вы доктор Живаго?» и иноагент Дмитрий Быков «Борис Пастернак». Обе книги полезно и интересно прочитать.
В совместной жизни Зина окружила поэта заботой, вкусными обедами и идеальным порядком. Жизнь стала удобной для работы, что он никогда не знал раньше.
«Я совершенно счастлив с Зиною. Она очень простой, горячо привязывающийся и страшно родной мне человек и чудесная, незаслуженно естественная, природно сужденная мне —
Помогли сайту Праздники |