Заметка «Александр Иванович Герцен»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 102
Дата:

Александр Иванович Герцен

Александр Иванович Герцен готовился к смерти, как всегда, тщательно и аргументированно. И вдруг, вспомнилось ему: юные годы,Шиллер.Трагедия "Разбойники", главный герой Карл Моор...
Решил я, Герцен Александр Иванович, оставить потомкам "отрывки моей памяти", чтобы "не домысливали за меня"...Вот они:
...Просматривая на смертном одре свои убеждения, мысли, умозаключения, действия, бездействия, любови, не любови, я прихожу к следующему выводу: "Я всегда колебался между решениями- "остаться с мёртвыми и хоронить своих мертвецов", или "следовать за Иисусом". Мне кажется, я выбрал некий серединный путь, а именно, сам стал прокладывать "дорогу к счастью" и звать за собой. Звал я, в отличии от спасителя, обижаясь, злясь, топоча ногами, обвиняя, критикуя. Теперь я понимаю, что я придумал концепцию, за которой нет истины(как и за всеми искусственными придумками человека), а есть лишь моя правда, за которую я держусь и боюсь потерять её. Ибо тогда исчезну и я. Я бы сложил жизнь иначе, если бы мог: ушёл бы  в монастырь, не для того, чтобы выйти за пределы имени и формы, не для того, чтобы соединиться с ,Господом, а скорее, чтобы "жить в себе, в своей правде безопасно". Трусость ли это,- спросите вы...Нет, воскликну я громко...и обману вас...
"Ты сложный человек",- говорили мне мои возлюбленные и ...продолжали любить за это...
"С тобой невозможно спорить", - говорили мне мои оппоненты и...продолжали спорить...
"Мы восхищаемся тобой",-- уверяли меня мои друзья, поклонники и...уезжали...
Да, я такой, хотите принимайте, хотите нет. Я многое чего сделал такого, за что мне стыдно перед самим собой и другими...Но пусть это останется между мной и Господом...
Хочу сказать, вам, потомки, перестаньте провозглашать меня "борцом за освобождение народных масс". Я не был им.Я освобождал себя самого от себя самого...народные массы не имеют к этому процессу никакого отношения...
И, напоследок, о хорошем,- я умираю в Париже...
Обсуждение
09:39 10.07.2025(3)
Александр Красилов
"Просматривая на смертном одре..."
Вот что самое поразительное!..
Как же мало по нынешним меркам они прожили!..
Даже убелённый сединами Тургенев умер всего 64-х лет!
А Герцен в 57 лет уже готовится к смерти.
Кстати, я периодически забываю, что Гоголь умер вообще совсем молодым. То есть, даты жизни-то его я помню прекрасно: 1809-1852. Но иногда застревает в памяти вот только это конечное число - 52. И думается, что он умер в 52 года. Забываешь, что из числа нужно ещё вычесть предшествующую девятку. И тогда остаётся 43 (точнее, 42, потому как до 43-го дня рождения Гоголь не дожил). Т.е. умер Гоголь в возрасте Высоцкого. Меж тем как на портретах Гоголь выглядел старше. Поэтому иногда и возникает такая аберрация, что прожил он пятьдесят с небольшим...
Но сколько они всего успели - и Тургенев, и Герцен, и Гоголь.... Не говоря уж о Пушкине, Некрасове с Белинским, Писаревым и Добролюбовым... А Лермонтов!..  Тут вообще что-то сверхъестественное.
17:03 10.07.2025(2)
1
Likin M
Можно ли здесь не вспомнить Ницше с его вечным: "рождение одного гения оправдывает сотни лет рождения сплошных придурков". Интерпретация, понятное дело, вольная. Скажете, де и сейчас они есть. Пусть, не такого плана, иного, но есть же. А вот тут тонкость. Мало родиться гению. Надо родиться тем, кто способен этот гений оценить. Какой смысл играть сложнейшие композиции для людей, лишённых музыкального слуха? Значит не прав Ницше, и гений не может появиться там, где его не ждут, где нет почвы для его появления... Пушкин, Лермонтов, Фет..., а ещё ранее Державин, Крылов... появились потому, что в обществе был запрос на них. На что запрос у общества, современного нам, лучше промолчать. Вот, гениальных негодяев развелось - хоть в банки закатывай. Каков запрос - такие и геньи )
А кроме, база была. В школе нам утверждали, что Пушкина няня всему научила, "привив любовь к русской природе и народу". Когда бы так, то вышел бы яркий провинциальный самородок-частушечник. Нетушки. Пушкин обучался у лучших мастеров словесности, своих современников и тех ещё, у кого памятник упёр нерукотворный )
Будь у Миши Ликина такие учителя, кто его ещё знает. Да-с ) 
18:28 10.07.2025(1)
А может быть, не у общества был запрос на них. Общество, в массе своей, было невежественным и далёким от "возвышенного".Возможно,они пришли для просвещения и тем самым- лечения...
18:49 10.07.2025(1)
Likin M
У части общества. У той части, что в семнадцатом потянулась к вокзалам и портам, забрав самое необходимое, оставляя за спиной зону безвременья. Сколько таких исходов было с тех пор. Пусть и не столь трагически масштабных. Вот и сейчас... Гении? Они не нужны сегодня. Не их время. 
18:55 10.07.2025(1)
Согласен полностью...самое время для второго пришествия
19:14 10.07.2025
Likin M
В христианские страны - наверное. В мусульманские - точно. У буддистов всё путём ) 
17:24 10.07.2025(1)
Александр Красилов
Какой смысл играть сложнейшие композиции для людей, лишённых музыкального слуха?

Вот.
Вот коренная и вечная ошибка!..
Есть, есть смысл.
Играют (как и пишут) музыку не для людей.
Есть слушатель, нет слушателя, имеет он музыкальный слух, не имеет - абсолютно неважно.
Именно к такому выводу пришёл (в определённом возрасте) Гленн Гульд. И... перестал давать концерты. Перешёл только на студийные записи.
Предвижу возражение: а в студии-то он, что, не для потенциального слушателя записывался?..  Отвечу так: как знать, как знать...

Возможно, и Баху (особенно в период создания "Искусства фуги", т.е. в конце жизни) было уже абсолютно безразлично, надо это слушателю или нет.
Слушатель и\или заказчик ему был нужен, исходя из чисто утилитарных целей - деньги платили, семью надо было содержать. А как дети выросли и разлетелись из отцовского гнезда, вопрос этот перестал его сильно волновать. Нет, можно, конечно, преполагать, что он уже был осведомлён о Мендельсоне, который родится через сто лет и вновь откроет его музыку изумлённому человечеству. Но, как бы то ни было, слушатель и степень его музыкальности - это в музыкальном искусстве отнюдь не главное.

Кстати, Гленн Гульд умер ровно в пятьдесят.
19:00 10.07.2025
Likin M
Никто и не подвергает сомнению, что некто Х может написать гениальные строки, музыку, полотна... И что? Ежели современники его не оценят, то потомки о нём не узнают и ни какие будущие Мендельсоны не откроют его вновь. Кто были читатели толстовских Анны Карениной, Войны и Мира, удивительных пьесс Островского, пушкинского Евгения Онегина, од Крылова...? Специально подготовленная публика. Для народа были сказки, басни, и т.п. Родись сегодня новый Пушкин, ведь не признают. Почему? Признавалка не выросла. Вот почему ) 
10:13 10.07.2025
1
Да, такое складывается впечатление, что они уже пришли с готовой "котомкой творческих решений", быстренько вывернули её, поняли, что значит "быть человеком не быта в быту" и отправились обратно, " в родные пенаты, в небесные выси"...
09:59 10.07.2025
Анатолий Комогоров
Это потому что в интернете не сидели...