Заметка «Михаил Булгаков»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 10
Читатели: 215
Дата:

Михаил Булгаков

Михаил Афанасьевич Булгаков работал врачом: венерологом, неврологом, хирургом.Работу свою любил, проявлял в ней незаурядное мастерство.Когда стало "тесно" в профессии, занялся плотно писательством...А, может быть, всё было и не так...
Михаил Афанасьевич Булгаков с сызмальства любил писать всякое. К юношескому возрасту не мыслил себя без писательства. Однако, параллельный интерес к медицине и понимание, что стабильного финансового дохода от писательства может и не быть, привели, вначале, к профессиональной врачебной деятельности...Вопрос из зала:
"Могло ли употребление морфия привести к творческим всплескам, доселе невиданным..."
Ответ будет следующим:
"Употребление морфия приводит к переходу на "другой уровень сознания"- более низкий или более высокий(вплоть до безусловной любви). Зависит это , в первую очередь, от склада личности употребляющего и от его эмоционального состояния перед принятием вещества ,  от его базового уровня сознания или духовного уровня, от интеллектуального ;  во вторую, от механизма действия самого препарата.На первом, раннем этапе, могло. По мере формирования зависимости творческие "всплески" прекращаются..."
Зная это и чувствуя на себе, писатель отказался "следовать за психоактивным веществом в неведомое, но стабильно разрушающее"...
И творчество пошло, двинулось, захлестнуло, оформилось в нечто удивительное и прекрасное. Что вызвало "откат",-  в виде темного, осуждающего, обесценивающего...Вот письмо Булгакова:
..."Многоуважаемый Иосиф Виссарионович! Около полутора лет прошло с тех пор, как я замолк.Теперь, когда я чувствую себя очень тяжело больным, мне хочется просить Вас стать моим первым читателем...". Письмо на этом обрывается...В письме к, Вере, звучит:"творчество моё разделяется резко на две части: подлинное и вымученное, вымученное порой идёт с успехом, а подлинное застревает в комиссиях..."
Хочется сказать:" К счастью, подлинное давно ушло в народ, разобрано на цитаты, востребовано, оценено по достоинству"...Спасибо, вам, Михаил Афанасьевич, что смогли, выдюжили, стали одним из бессмертных...

Обсуждение
00:18 18.07.2025(1)
Панин
 разобрано на цитаты...

Наверное самая известная. -  "рукописи не горят". По сути это другими словами интерпретация легенды о Пигмалионе, как и сам роман.
На одном немецком литсайте я процитировал это, добавив кое-что, учитывая сегодняшние реалии:
Manuskripte brennen nicht, аber heutzutage können gelöscht werden.

К сожалению, юмор пришлось объяснить не по причине двух значений глагола "löschen", (тушить огонь в прямом смысле, и "стереть в современном, компьютерном), a в связи неизвестностью цитаты (да и вообще творчества Булгакова для местной публики. Хотя Мастер и Маргарита давно и прекрасно переведены на немецкий.
15:07 18.08.2025(1)
Ержан Урманбаев-Габдуллин
 Эту цитату в романе произносит сатана, поэтому понимать её надо лицемерием ...
23:10 18.08.2025(1)
Панин
Не понял. Объясните пожалуйста. Что означает "понимать лицемерием"?
06:40 19.08.2025(1)
Ержан Урманбаев-Габдуллин
 Сатана сам жжет не только рукописи, но и самих людей, заодно с вековыми храмами и всем, что можно разрушить, сжечь, уничтожить, как ему полагается по определению зла, которым он и является. То есть Воланд издевается над мастером, доставая его конфискованное уцелевшее творение из-под зада кота Бегемота, где сокровища литературы России  находятся в качестве мусора.
 М.А.Булгаков с содраганием и печалью пишет про гибель великих рукописей в СССР.
09:04 19.08.2025(1)
Панин
Воланд у  Булгакова вовсе не воплощение Зла.
Вообще в литературе Дьявол - это не примитивная библейская  страшилка. Вот и у Гёте Мефистофель - фигура довольно загадочная. Великим писателям нужен этот персонаж для других целей. Но, возвращаясь к этой фразе, не соглашусь с Вашим мнением.
Это действительно интерпретация идеи какого-то очень древнего грека, автора Пигмалиона - произведение художника начинает жить своей собственной жизнью, независимой от автора. И в романе это как раз очевидно. Это вообще его главная идея. А сатира на тогдашнюю власть - всего лишь фон происходящего.

Интересно, а что скажет по этому поводу автор этой заметки, которую оживили наши с Вами реплики, Ержан?
08:22 14.09.2025
Ержан Урманбаев-Габдуллин
 Здравствуйте!
 При желании, пользуясь текстами творений Булгакова (по большей части романом МиМ), можно воспроизвести представления М.А.Булгакова.
 1. М.А.Булгаков в образе сатаны Воланда отобразил Сталина. Доказательств бесчисленно. Можно всё списать на случайные совпадения, но я как-то не верю в подобные случайности, так как кирпич сам по себе никому на голову не свалится. Кирпич на голову Вам уронит очевидно чекист по приказу вождя. Это утверждал автор, вчитайтесь.
 Продолжим.
 Если Сталин реальное воплощение дьявола, то все его дела по сути материализация Зла, то есть всего того, что противно разуму и понятиям нравственности человечества, рожденной веками истории.
 Был ли ещё кто-то в СССР, кто бы прямо обличил советскую власть нашествием нечисти на Россию?
 Но автор описал Воланда так, что сам Сталин воспринимал его по Фаусту частью той силы, что злом творит добро или восстанавливает справедливость. Впрочем в психологии россиян, как у туземных язычников, по сей день существует умиление нечистью, которой по их мнению рулит сам господь, то есть Иисус. Очевидно, что если Иисус правит нечистью, то значит он не спаситель, а каратель, то есть Сатана. Но россияне этого не понимают. Они путаются в различиях между Добром и Злом, даже тогда, когда писатель называет всё прямо и откровенно.
 Мефистофель у Гёте также воплощает соблазны, которые человек должен превозмочь, чтобы вознестись. Какие другие цели Вы имеете ввиду мне не доступно.
 2. Булгаков несомненно взывал к Всевышнему, когда просил его словами сатаны "рукописи не горят" спасти хотя бы то, что ещё оставалось сохранным в архивах НКВД или под задом кота Бегемота. Но он еще констатировал (обвинял) факт уничтожения советской властью гениальных творений российских гениев - храмов, реликвий, святых мощей, ... вместе с их потенциальными создателями.

 Ваша упрощенная трактовка творчества Булгакова создана им сознательно для невежественных варваров, узурпировавших власть в Росссии, для того, чтобы они объявили роман МиМ своим Евангелием. И если бы пьесу "Батум" удалось поставить на сцене МХАТ-а, то так бы и случилось. Вот только подозрительность Сталина не позволила осуществиться этой идее.
 Хотите верьте, хотите нет. Впрочем, у меня только логика и никакой религии.
15:14 18.08.2025
Ержан Урманбаев-Габдуллин
 Морфинизм Булгакова стал мифом, которому способствовал его рассказ с тем же названием, а также распространяла его первая жена ради корыстного желания приобщиться к славе писателя, ну и мистифицировала третья жена. В реальности настоящая наркомания не лечится. Потребность в ней с возрастом лишь нарастает. Значит морфинизм Булгакова по большей части просто удобная всем легенда, добавляющая его образу некие запретные страсти. Любили Гоголь и Булгаков распространять про себя всякие басни, мистические и фантастические ...
20:29 15.07.2025(2)
Александр Красилов
Не очень просто сообразить, к какой Вере письмо.
Тем более, что она идёт сразу после Сталина.
Сестёр у Булгакова было изрядно. Старшая из них - Вера.
Но это так, к слову.

Булгаков - фигура интереснейшая. "Неоднозначная", если использовать это популярное некоторое время назад слово.
Замечание В.Свидерского о Платонове, сделанное к Вашей одноименной заметке, о том, что тот, дескать, "репрессиям не подвергался и умер в своей постели" меня возмутило, но возражать я не стал. Посчитал бесполезным.
Так вот, если сравнить этих двух писателей - Булгакова и Платонова - то судьба Булгакова представляется не только удачной, но прямо-таки завидной. В самом деле - детей у него не арестовывали и не умирали они у него на руках, будучи двадцати лет от роду, да, по-моему, Булгаков к детопроизводству и не стремился. Драматургом он был номер один в СССР. В определённое время, конечно. И это уже его самолюбие тому причиной, что, когда с этого места его потеснили (дарвинизм!), у него возникла жгучая обида.
Жён у Булгакова было три. И одна лучше другой. Ни он, ни Елена Сергеевна в своём "Дневнике" не оставили свидетельств (как Хармс, например) о том, что им приходится голодать. Напротив. Даже в период, когда театры отвернулись от Михаила Афанасьевича, Елена Сергеевна периодически отмечает в дневнике, что, вот, сегодня ужинали севрюжатиной, а вчера - была икра, а сегодня - "решаем, идти на приём к английскому послу или не идти..."
Вообще, мне кажется, человеческую суть Булгакова довольно точно характеризует вот этот самый (пусть и шутливый) известный его фотопортрет с моноклем в глазу. Конечно, Булгаков был не просто самолюбив, но из разряда тех мужчин, которые требуют поклонения себе. Потому и с Любовью Евгеньевной развёлся. И нашёл свою служительницу культа. Его культа. Пиар-менеджером Елена Сергеевна, конечно, была выдающимся.
Если сравнивать Булгакова и Платонова с современными им композиторами, то Булгаков - это Шостакович, Платонов - Мясковский. У Булгакова и Шостаковича даже и биографические сходства есть - по три жены (последовательно, разумеется, а не одномоментно) было и у того, и у другого, при том, что последние были их преданными служительницами (Ирина Антоновна Шостакович жива, слава богу, и до сих пор). На вершине известности находились и тот, и другой. Булгакову только орденов не давали, но тут уж причина, что дожить он до них не успел...  
15:05 18.08.2025
Ержан Урманбаев-Габдуллин
 Платонов не просто подвергался репрессиям. Он даже харчевался на службе у Шолохова рядовым литературным рабом.
 Булгаков был под покровительством самого Сталина, поэтому все рассуждения про его страдания выдуманы, как им самим, так и его последней женой.
 Прямые сравнения так называемых мытарств М.А.Булгакова с судьбами тысяч литераторов, интеллигенции, дворян, военнослужащих Российской Империи демонстрирует абсолютное благополучие, если не сказать процветание.
 Булгаков вырос в абсолютно христианской среде, среди её заповедей, но был вынужден в молодости делать самостоятельно аборты своей первой жене. Это  отвратило его от порождения потомков раз и навсегда.
08:17 16.07.2025(1)
Интересная параллель... и сравнение с композиторами очень даже...что касается сути человеческой, то тут сложнее...Она ведь не статична, раскрыться может, в зависимости от обстоятельств, и "от внутреннего наполнения на данный момент времени" неожиданно совершенно и не так вовсе, как предполагает даже сам человек...Пути Господни неисповедимы и в человеке тоже...Кто его знает, каким был Булгаков...Главное: он остался у нас, осел и продолжает говорить, сказывать...А мы ...откликаться, переживать, проживать, рассуждать...
08:24 16.07.2025
Александр Красилов
Вчера перечитывал "Дневник" Елены Сергеевны. Открылся на 1938-м годе.
15:03 15.07.2025(2)
Борис Костинский
А Вы слыхали о версии, которая ходит в Интернете, что знаменитая дилогия Ильфа и Петрова об Остапе Бендере написана не ими, а Булгаковым? Сейчас найду это видео.

                     
14:54 18.08.2025
Ержан Урманбаев-Габдуллин
Чушь полная от некой Амлински. Фантазии и домыслы на свободную тему.
15:13 15.07.2025(3)
Да, слышал. Была ещё версия, что дилогию написал Валентин Катаев...
14:55 18.08.2025
Ержан Урманбаев-Габдуллин
 Смешно. Видать кто-то спутал Петрова с его старшим братом ...
20:02 15.07.2025
1
Валерий Свидерский
Достаточно почитать дневники и записные книжки Ильфа,где целые золотые россыпи юмора дадут понять, кто написал и кто только и мог так написать! Это  несомненно Ильф, Петров к сожалению таких подробных записей не оставил. поэтому сказать о нем так уверенно не могу,но они оба утверждали что написали вместе, и нет оснований им не доверять.
15:16 15.07.2025(1)
Борис Костинский
Я смотрел это видео, где Катаев рассказывает, что участвовал каким-то образом в работе над романами о Бендере. Оно и не мудрено - Катаев был братом Евгения Петрова. 





11:38 18.07.2025(1)
Валерий Свидерский
Катаев "крышевал" авторов по административной линии,при продвижении в печать, за что они подарили ему золотые часы на цепочке,а он милостиво разрешил им не ставить свое имя на облжке книге о чем ранее была договоренность. В таком варианте я об этиом слышал.
14:51 18.07.2025
Борис Костинский
Катаев был тот ещё хитрован!  У него было лицо хищное. 
13:33 15.07.2025(1)
Татьяна Лоза
Зависит это , в первую очередь, от склада личности употребляющего и от его эмоционального состояния перед принятием вещества

интеллектуального и духовного уровня тоже. Человеку с пустой головой и серым образным рядом, употреби он хоть что,
не придут мысли и видения на библейскую тему (я, если что, против дури).
Но наркотическая зависимость и выход из неё сыграли огромную роль в творчестве автора, думаю.
Провокатор собственной судьбы, испытывающий Бога на терпение и милосердие.
Жаль, что умер рано, что "Мастера и Маргариту" много редактировала его последняя жена.
А может и к лучшему. Сцена в финале:  по лунной дорожке идут Иешуа и Пилат
и спорят (мой вольный пересказ). И этот спор вечен, как, впрочем, и споры о самом романе.
Вот, Вы опять дали повод поговорить о настоящем)


15:01 15.07.2025
1
Вы правы, насчёт интеллектуального и духовного уровня,- спасибо, добавил это в текст