Заметка «Частное размышление об образовании.»
Тип: Заметка
Раздел: О людях
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 183
Дата:

Частное размышление об образовании.

 
Частное размышление об образовании: строим будущее через осознанное развитие
В современном мире, где информация льется нескончаемым потоком, а темп жизни ускоряется с каждым днем, роль образования становится как никогда важной. Это не просто передача знаний, а формирование личности, способной мыслить критически, творить и адаптироваться к меняющимся реалиям. Мои размышления об образовании, основанные на личном опыте и наблюдениях, сводятся к нескольким ключевым аспектам, которые, на мой взгляд, могут стать фундаментом для построения более эффективной и гуманной системы.
Семья – первая школа жизни:
Все начинается с малого. С первых лет жизни ребенка, чтение сказок должно стать не просто ритуалом, а совместным путешествием в мир фантазии и смыслов. Важно не просто прочитать текст, а вовлечь ребенка в диалог: обсудить сюжет, мотивы поступков героев, их характеры. Пусть ребенок учится формировать собственное мнение, высказывать его, даже если оно отличается от общепринятого. Если речь идет о мультфильмах, то и здесь важно не пассивное потребление, а активное осмысление увиденного. Поощрение самостоятельного додумывания сценария, зарисовки персонажей и сюжетов – это первые шаги к развитию креативности и самостоятельности мышления.
Школа – центр притяжения для творчества и развития:
Школа должна стать настоящим центром притяжения для юных талантов, местом, где творчество расцветает. Для этого необходимо переосмыслить роль учителя. Предметники, чья основная задача – глубокое погружение в свой предмет и передача знаний, должны быть освобождены от рутинной писанины и классного руководства. Эти функции, требующие специфических навыков и времени, могли бы быть возложены на штат психологов и социальных педагогов. Психологи, методисты, как и сами учителя, должны стать постоянными участниками образовательного процесса, присутствуя на уроках, наблюдая за динамикой класса и индивидуальным развитием учеников. Такой тандем позволит сделать работу на местах гораздо продуктивнее, сместив акцент с бюрократических отчетов на реальное взаимодействие с детьми.
Учитель – профессия, достойная уважения:
Учителей необходимо возвести в ранг государственных служащих, с соответствующим уровнем заработной платы, поощрений и регалий. Это не только повысит престиж профессии, но и привлечет в нее наиболее талантливых и мотивированных специалистов. Возможно, стоит рассмотреть введение форменной одежды для учителей, разработанной отечественными дизайнерами на конкурсной основе. Такая форма, несомненно, должна быть современной, удобной и соответствующей статусу, но ни в коем случае не напоминать военную.
Педагогическое образование – отбор по призванию:
Прием в педагогические вузы должен осуществляться по принципу отбора на профессиональную пригодность, как это принято в творческих вузах. Важно оценивать не только знания предмета, но и коммуникативные навыки, умение говорить, владение голосом. Фальшивый, срывающийся голос, ранящий слух, не может быть признаком хорошего педагога. Важно, чтобы будущий учитель обладал харизмой, умел увлечь и вдохновить.
Школа как единый центр развития:
Школа должна стать не просто местом получения знаний, но и полноценным центром воспитания и развития личности. Дополнительное образование – спортивные секции, театральные, художественные и музыкальные студии – должно быть интегрировано в школьную жизнь, доступно в одном месте, а не разбросано по разным районам. Двухразовое питание, медицинское обслуживание, включая профосмотры, должны быть организованы на базе школы. Выполнение домашних заданий в рамках продлёнки также снимет часть нагрузки с родителей и обеспечит ученикам необходимую помощь.
Инвестиции в будущее: Современная инфраструктура:
Для того чтобы школа могла выполнять все эти функции, необходимы соответствующие условия. Научные и лабораторные классы, оснащенные современным оборудованием, спортивные залы и площадки, технические классы с доступом к новым технологиям – всё это станет не просто местом для изучения теории, но и площадкой для практического применения знаний, для живого, наглядного обучения. Это позволит молодежи увидеть реальную пользу от учебы, понять, как знания могут быть применены в жизни, и, как следствие, снизит вероятность вовлечения в деструктивное поведение, такое как хулиганство или вандализм.
Долгосрочная перспектива:
Все эти изменения требуют времени и инвестиций. Работа в долгую не всегда приносит немедленные результаты, но именно сейчас, как никогда актуально, бросить зерно для будущего. Создание системы образования, которая ставит во главу угла личность ребенка, его творческий потенциал и всестороннее развитие, – это инвестиция в здоровое, образованное и ответственное общество. Это путь к тому, чтобы молодое поколение было готово к вызовам будущего, способно созидать, а не разрушать, и находило свое место в жизни, реализуя свой потенциал.
Обсуждение
18:26 01.08.2025(2)
Анатолий Комогоров
Мысли хорошие, но реализовать их не удастся никогда. В России это уж точно.
06:58 02.08.2025(2)
Анатолий, не стоит сомневаться! Ведь украинца можно было за короткий срок превратить в злобно скачущего «хохлофашиста». Так почему же мы не можем воспитать порядочного, образованного человека, который любит свою страну и знает её историю? Тем более, что уже есть некоторые успехи. Конечно, потребуется больше сил. Сейчас проводятся уроки патриотизма, создан единый учебник истории, разработана единая программа. Конечно, ещё не всё сделано, но мы движемся в правильном направлении.
10:44 02.08.2025(1)
Анатолий Комогоров
Вы употребили два названия гражданина Украины: уважительное «украинец» и неуважительное «хохлофашист».
При этом вы спрашиваете:
почему же мы не можем воспитать порядочного, образованного человека, который любит свою страну и знает её историю?

Вернёмся к истории государства российского.
Территория нынешней Украины кем была заселена в средние века?
Мы не знаем, но название этой территории было Русь, крестили её ещё как Русь.
А если исходить из того, что нация зовётся по названию государства, надо полагать, что на Руси жили русы (русские люди).
А кто же такие тогда украинцы? А украинцы — это переселенцы на территорию Руси из соседних государств, которыми эта территория была аннексирована. Жили эти переселенцы на окраине Европы, в самом центре средневекового русского государства.
Галиция вплоть до 1918 года была под австрийцами. А австрийцы — те же немцы. И УПА была организована бывшими австрийскими офицерами.
А хохол — это шуточное название наших, русских людей, которые 200 лет были под поляками, литовцами и австрийцами во времена Речи Посполитой. И к фашизму они никакого отношения не имеют. Вообще, о какой связи по отношению к территории Украины может идти речь?
На территории Украины ещё со времен аннексии Австрии культивировался нацизм по отношению к местному православному населению. Русинов, как американских индейцев, в гетто сгоняли! Физически уничтожали коренное русское население.
Доподлинно происхождение слова хохол неизвестно. Говорят, что происходит оно от того, что на юго-западе России была в моде такая причёска. А бородатых северян звали кацапами. Но эти знаменитые чубы носили казаки, а они-то точно не могли иметь никакого отношения к украинцам.
Хотя пословица: «паны дерутся, а у холопов чубы трещат» имеет южнорусское происхождение, паны — это поляки, а холопы — русичи.
К чему я это всё. Вы говорите о том, что историю надо знать, и тут же путаете правидное с грешным.
Нам ещё голову забили тем, что немцы во время Великой Отечественной войны были фашистами, а они были нацистами (национал-социалистами). Теперь-то это всё знаю, но упорно продолжают называть их фашистами!?
Почему?
Нацисты — это нацисты, а фашисты — фашисты.
Украинцы — переселенцы из стран Восточной Европы, одни из авторов раздела русского государства на части, открытые враги России, претендующие на исконно русские территории юго-запада России, сторонники нацистской Германии во время Великой Отечественной войны. И т. д. и т. п.
Тогда и как коренное население территории Украины — русские люди.
10:50 02.08.2025(1)
Да всё уже сказано до оскомины. Уже нет слов. Потому есть - дело. 
11:10 02.08.2025
Анатолий Комогоров
Если всё сказано, почему от вас я слышу прямо противоположное?
Гость10:11 02.08.2025(2)
Сейчас проводятся уроки патриотизма...

Не помню ни одного "урока патриотизма" за все время моего школьного обучения. Да, понятие такое существовало. Но, к счастью, в нем отсутствовали насаждение, агрессия и истеричность. И удивительное дело - при этом подавляющее большинство граждан СССР были настоящими, а не демонстративными патриотами. А то, что нам навязывают сейчас, у нормального, психически и морально здорового человека нередко вызывает отвращение и отторжение.
14:39 02.08.2025
Анатолий Комогоров
Так вы ничего по существу и не ответили.
А я изучал психологию, и очень внимательно, и знаю, что отвращение и отторжение у нормального, психически и морально здорового человека ничто не вызывает. Потому что всё, что существует, существует независимо от наших принципов, идеалов и настроений. Психически здоровый человек всё принимает как должное.
В период юдо-коммунистической диктатуры вся наша жизнь была пронизана этой отвратительной ложью. И ничего, не отторгалась и не отвращалась. Люди делали вид, что всё нормально, потому что надо было как-то выживать.
Я когда в институте учился, там всякие политические и занятия были, помимо того, что марксистко-ленинскую ахинею изучали. И на одном таком занятии куратор спрашивает: «Как вы думаете, зачем мы с вами здесь собираемся?»
Все притихли, а я говорю: «Чтобы от скуки не помереть!»
«Нет, — говорит куратор, — чтобы сделать из вас красных инженеров».
А вы говорите, царь, царь... А им ещё молоко за вредность давать надо.

Я не знаю, что там вам навязывают теперь. О какой агрессии и истеричности вы пишете, ума не приложу. Телевизор я не каждый день, но смотрю, с людьми общаюсь, о том, что вы пишете, слышу впервые.

И именно патриотов в СССР я не встречал. Разве что комсомольских активистов. У нас был такой на ЧАЭС, который дал указания в отдел кадров меня на работу не принимать, а когда 4-й блок взорвался, первым из Припяти рванул на своих «Жигулях». Но его на посту остановили и в газете о его патриотизме написали.
10:22 02.08.2025(1)
И я об этом, что эти пробелы восстанавливаются. У нормального человека, героизм, патриотизм, любовь к Родине, не может вызвать отвращения.
Гость10:46 02.08.2025(2)
Комментарий удален
11:09 02.08.2025(1)
Анатолий Комогоров
А вы в каком классе учитесь? Расскажите, что же это за жуткие методы насаждения любви к Родине сейчас в школе.
Может быть, вас порют, как Сидорову козу?
Гость12:21 02.08.2025(1)

А вы в каком классе учитесь? Расскажите, что же это за жуткие методы насаждения любви к Родине сейчас в школе.

Комогоров, это вы, типа, сострили? Ну-ну...
Скажите, вы пели в школе про "дядю Леню-молодца" (Брежнева)? А про дядю Вову сейчас поют. А "уроки о важном" у вас были? И вы не видите, что в подавляющем большинстве случаев у нас  патриотизм = армия и война?
Не "стройки века" "не поворот рек на юг", не "поднятие целины", не пресловутый БАМ, не развитие науки и технологий, а разрушение и уничтожение других!
Вот, что говорят многие учителя:  «Я не уверен, что могу и хочу работать в школе после того, как система образования превратилась в систему агитации. Мне совесть не позволяет работать в школе с “разговорами о важном”, детьми в форме, маршами и песнями о вожде».
Еще вопросы остались?
15:48 02.08.2025
Анатолий Комогоров
Мы не про дядю Лёню пели, а про дедушку Ленина.
Вы меня удивляете, вывеску СССР на РФ сменили, но электорат-то прежний остался, полагаете, надо полностью менять систему оболванивания населения? Как оболванивали, так оболванивать и будут.
Но западная публика оболванена в разы по сравнению с российской.
Все войны начинались европейцами, даже в Южной Африке.
Россия никуда своих солдат по собственной инициативе не направляла. (Разве что Афганистан. Но это, скорее всего, была операция, подготовленная спецслужбами Запада, чтобы СССР дискредитировать. Простофилю Брежнева.)
Патриотизм = армия, у нас так было. Даже приводился пример, почему советская армия дружелюбная, а империалистическая враждебная. Или там было, что в Советской армии служить почётно, а в Империалистической позорно.
У меня и не было к вам вопросов, потому что вы на них ответов не знаете.
Вы враждебный российскому обществу элемент. Что вы можете мне сказать, чего я не знаю?
10:54 02.08.2025
У меня нет желания посвящать, а у вас не будет желания знакомится с методикой. Я уже всем говорю, что "Слово" уже было, а сейчас "Дело".
06:18 02.08.2025(1)
А реализовать надобно. И проблем тоже хватает. Реальность современного образования, к сожалению, далека от идеала. И это не просто абстрактные рассуждения, а крик души человека, прочувствовавшего ситуацию изнутри, не понаслышке. Педагог, стремясь обеспечить себе хотя бы средний уровень жизни, зачастую вынужден работать на две ставки. Но, как известно, за вторую ставку платят лишь половину, ведь формально законодательство не позволяет полноценно оплачивать двойную нагрузку.
До работы в образовании я трудился в сфере искусства. Я видел, что происходит с артистом после четырех часов выступления – он выжат как лимон. А теперь представьте себе учителя, который провел восемь часов в классе, отдавая себя детям, объясняя, направляя, вдохновляя. И при этом, уровень доходов артиста и педагога несопоставим. А ведь завтра учителю снова в "бой", снова к доске, снова к детям.
Не все выдерживают такой ритм. Особенно те, кто действительно "горит" на работе, кто трудится с полной отдачей. А те, кто выдерживает, неизбежно сталкиваются с проблемой качества преподавания. Как можно оставаться внимательным, энергичным и вдохновленным после восьми часов напряженной работы? Как можно эффективно доносить знания, когда сам находишься на грани истощения?
Именно поэтому к вопросу образования необходимо подходить не формально, не ограничиваясь красивыми лозунгами и отчетами. Здесь речь идет о стратегическом смысле, о будущем нашего поколения и, как следствие, о будущем нашей страны. Если мы действительно хотим видеть образованных, компетентных и успешных граждан, мы должны создать условия для того, чтобы педагоги могли полноценно выполнять свою работу, не жертвуя своим здоровьем и благополучием. Так, что это стратегические инвестиции, скупится на них не стоит. а уж тем более замалчивать и отвергать.
11:06 02.08.2025(1)
Анатолий Комогоров
Мы должны создать условия для того, чтобы педагоги могли полноценно выполнять свою работу.
Наверное, не мы должны условия создавать, а нам должны создавать условия те, кого мы выбираем нами руководить. Вы на выборы ходите, за Путина голосуете? Если голосуете, обратитесь к нему с этим вопросом. Если не голосуете за Путина, обращайтесь к Трампу — заграница нам поможет.
11:43 02.08.2025
"Мы" - тут всё. Всё со своей стороны. В любом его проявлении. Не можешь идти на фронт, помоги в тылу. Нечем помочь в тылу, так сиди, не гадь. 
13:06 24.07.2025(1)
Вы верите в то, что написали?
13:11 24.07.2025(1)
Мне очень бы этого хотелось.
13:48 24.07.2025(1)
Кто же против) , но очень уж романтичный сценарий. Пока кары взрастишь или найдешь. 
Идеально уже было-домашнее обучение в давние времена и результат был. Обучать всех неспособных к обучению, действительно, нерентабельно, но подтягивать надо.
Гуманитарии у нас ослабели-кругозора никакого..Бедствие просто. Умалишенных -эпидемия просто, нашествие. Это видно по содержанию ..везде. Здоровых бы найти, а не то-поназначать детей воспитывать. Допуск некому давать.
-
Ненавижу школу-убивают любой росток способностей, стрика всех под ноль. Лучше-дополнительное развивать, мамки сами приведут туда умненьких чад, лучше матери никто ребенка не разглядит.  Так всегда было-не более пяти детишек в классах с мозгами-остальным был путь хороший в ПТУ. 
-
Ах, да. Вуз-принимать отроков уже с готовыми кандидатскими, промежуточные какие-то ступени подготовки с опытом уже. Готовить баранов, которые никогда не станут врачами, учителями и инженерами? Даже средняя школа по вашему проекту не даст ничего-училища нужны для младшего звена. Всё нужно, но материально продумано на результат.А так..прожектёрство без базы.
14:01 24.07.2025(1)
Романтично? Наверное, иначе и быть не может. Я ведь из мира искусства в педагогику пришёл. Сначала это было вынужденным решением. Но и здесь я не хотел работать спустя рукава.

А мамы действительно приходили, и сами, даже занимались. А вот рабочие — это уже другой вопрос. Сейчас нужны высококвалифицированные специалисты. Не каждый инженер может их заменить. И социум всё же необходим, ведь классовости в обществе уже нет.
18:28 01.08.2025
Анатолий Комогоров
Это и плохо, что нет классовости.