Заметка «Мариуполь. Март 2022 г. Выезд первый» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: О политике
Автор:
Оценка: 4.4
Баллы: 10
Читатели: 252
Дата:
«4 противотанки из машины»

Мариуполь. Март 2022 г. Выезд первый

  Выезд журналистов из Донецка происходит довольно организованно. Вечером подаёшь заявку, утром приходишь к зданию пресс службы ДНР на Университетскую 7, и выезжаешь. Журналистов собирают в группы, не более пяти машин, чтоб не создавать больших и заметных колон, прикрепляют к каждой группе старшего (вооружённого бойца от пресс службы). Разбившись по машинам, мы выезжаем. Этим утром получилось две колоны. Мы поехали на Мариуполь, вторая группа под Ясиноватую. Всего журналистов набралось человек 20-30. Точно сказать трудно. В основном, конечно, наши, отечественные, плюс два француза, два индуса, итальянец и американец. Может кто-то ещё, точно не знаю, но эти точно. С нами поехали французы и итальянец, остальные на Ясиноватую. С машинами история такая, у некоторых есть свои собственные, некоторые нанимают местных водителей вместе с машиной. У кого нет никаких машин ни своих, ни наёмных распределяются по свободным местам. Журналисты – народ достаточно дружный, и в плане помощи отзывчивый. У кого есть свободные места предлагают, так что безлошадными никто не остаётся.

  Нашего сопровождающего зовут Костя. Хороший парень. Его задача сберечь группу, чтоб не дай бог, потери или ранения. При входе в Мариуполь сразу предупреждает основная опасность снайперы и мины. Журналисты – как дети, стараются старшего не слушать, норовят разбежаться кто куда. Он терпеливо всех одёргивает, опять собирает вместе в одном направлении. А мы, как тараканы, опять разбегаемся.      
         
  Я вхожу в группу на Мариуполь и в машину с Дарьей Асламовой из «Царьграда» и Никитой Цицаги из «news.ru». Здесь, когда знакомятся так и представляются – именем и газетой. Я теперь Иван Материк. Даша – журналист опытный, в журналистике с начала девяностых. Прошла все возможные горячие точки – Чечня, Югославия, Ирак, Сирия, теперь здесь. На вопрос сравнения Мариуполя с Багдадом отвечает, что вещи совершенно разные. Из Багдада мирные сразу разбежались, их никто не держал, да и по вооружению и по подготовке бойцов Багдад с Мариуполем рядом не стоял. Там было в основном стрелковое - наши «калаши» и пулемёты, а из тяжёлого тоже старая советская артиллерия, да и не такая уж и тяжёлая, как здесь, ни «градов», ни «буков», ни «точек М». И брали американцы Багдад полтора месяца. Сначала утюжили издалека и вошли в уже почти пустой, сдавшийся город.

   Наши чистят квартал за кварталом. Конечно, и авиация долбит, и артиллерия, но всё же стараются, чтоб меньше жертв среди мирных. Когда я читаю сообщения от своих знакомых на западе, или на Украине, то там у всех есть одна, сильно прокачанная их СМИ мысль – наши военные выполняют приказ командования убивать мирных жителей. То есть гибель мирных жителей – это следствие прямого указа Путина. И ты хоть кол на голове теши, они от этого не откажутся. Я им пытаюсь донести, что именно наши потери и есть следствие приказа Путина беречь, по возможности, мирных, не допустить массовых жертв.  Но они есть, конечно, есть невозможно без этого. Это больно, это страшно и это неотвратимо. Я говорил с выжившими и последний вопрос был: «Обида есть?», некоторые отворачивались, но многие говорили: «Какая обида? Слава богу выжили». Спрашивали – откуда я, когда узнавали, что из Краснодара, многие начинали вспоминать, как ездили с друзьями на море ещё в советское время. Те, кто выходит криком кричат – нас там убивали, нас расстреливали из танков и пулемётов. Всегда спрашиваю: «Кто именно расстреливал?» и все отвечают – нацики, «Азов», «Айдар». Одна женщина из беженцев, ещё в Донецке, в тридцать первой школе кричала: «Когда вам говорят, что русские стреляют не верьте, это укропы нас стреляют…». Здесь то же самое. Посмотрите записи на пропускном пункте комендатуры. Я ничего не меняю, ничего не подтасовываю, как снял, так и выкладываю. Отчасти и в силу своей компьютерной тупости. Не умею я работать с видео файлами. Не осилил ещё эти программы.

   По пути несколько раз останавливаемся. Опытная Даша удерживает, когда я хотел сходить по малой нужде в лесок на обочину. Нельзя, говорит, мину можно поймать. Нужно только на развилку, где просёлок. Идём по очереди, сначала женщины, потом мы.
 По пути множество объектов, раскрашенных в жёвтно-блокитный. Красят всё подряд, противотанковые ежи, перила на мосту, остановки. Как будто понимают, что ненадолго и само утверждаются через раскраски.

  Идём колонной, на блокпостах без задержек, видимо Костя по рации рулит. По пути огромная очередь машин в сторону Донецка. Беженцы. Почти на всех машинах надписи «Дети» и «Люди». Некоторые машины с пулевыми отверстиями. На некоторых вместо стёкол пластик. Очередь несколько километров. Рядом пункты для оказания медицинской помощи, склады с гумманитаркой. На пропускном проверяют документы, ищут нациков и ВСУшников.

   Въезжаем на окраину Мариуполя. Здесь пропускной пункт комендатуры ДНР. Костя подходит к начальнику пункта, и они согласовывают наш маршрут. Не то чтобы сильно согласовывают, просто определяются куда безопасно пройти. Дают два направления на выбор, туда («до белого бусика») около километра или туда, тоже около километра. После короткого совещания и привычного инструктажа – не разбегаться и беречься, выбираем направление к «бусику», и сразу начинаем разбегаться и не беречься. Костя, как пионервожатый, весь день стремиться придать нашей банде, хоть какую-то видимость приличного отряда. Канонада гремит постоянно, то дальше, то ближе, но к нам не прилетает. Входим в первый квартал. Ветер носит пластик, дома обгорелые разрушенные, окна выбиты, во дворе сгоревшие машины, следы костров и посуда – видно, что готовили еду. Передать это трудно, тяжело. Луше посмотреть фотографии. Хотя лучше этого никогда не видеть.

  У одного подъезда первый житель. Зовут Валера. Они здесь с женой одни на весь дом. Сначала сидели в подвале на заводе. Говорит там и вода была и еда. Держал их «Азов», сначала никуда не выпускали, а потом, дня три назад, те же «азовцы» пришли, сказали – идите куда хотите. И они ушли. Вернулись домой. Воду и еду привозят наши военные, Валера забирает и раздаёт тем немногим, что ещё есть в соседних домах. На вопрос «Обида есть?» отвечает «Да какая обида, вот она обида» разводит руки и показывает обгоревшие и разрушенные дома. Потом я говорил и с другими оставшимися жителями этого квартала. Обиды не видел, но видел, что люди потеряны. Они не понимают, как жить дальше. Они не понимают, как жить сейчас. Не объяснишь им, что идёт слом мирового порядка, что Россия вынуждена воевать, что причины войны не в нас, и даже не в купленной с потрохами Украине. Что это вековечная война Запада на окончательное уничтожение русского мира, России. У них огромное человеческое горя. И когда они говорят – «как жить дальше» это не о потере дома и имущества, хотя и это, конечно, есть. Это о смыслах. Несколько недель под взрывами, на грани смерти, многие без воды и еды, напуганные украинской пропагандой, что выходить к русским нельзя, там их сразу в лагеря, если не кончат на месте, они всё же идут, уже, как обречённые, доведённые до крайности и удивляются, что их встречают, кормят, лечат и отправляют туда где просто тепло, есть вода и еда, и где не стреляют.

   Поделился с Валерой сигаретами (надо было больше взять), идём дальше. У другого дома пожилая пара, разговорились. Спрашиваю – расскажите, как укрылись, как выжили. Мужчина улыбается и даже шутит: «Прекрасно всё, замечательно, как на курортах Крыма, в Крыму такого нет» и показывает рукой вокруг. Рядом щенок резвится, хвостиком машет. Спрашиваю – ваш, нет говорит прибился, играет всё время, а корм не ест. Показывает, набирает в руку собачий корм, который здесь же у подъезда лежит. Протягивает щенку, тот прыгает на руку, корм нюхает и отскакивает, потом опять к руке, но корм не ест. Маленький, голодный, а не ест. Спрашиваю, как зовут, мужчина говорит: «Не знаю, я Петрухой его зову». Спрашивает откуда я, отвечаю, он сразу вспоминает, как с друзьями одноклассниками отдыхали ещё при союзе на море в Краснодарском края. Как хорошо было, как дёшево и душевно. У меня нет розовых очков по поводу своей страны, и я отвечаю, что уже давно не дёшево и не душевно. И невольно думаю, а разве можно продолжать так жить, как мы живём сейчас, неужели нужно довести и свою страну до взрывов, выстрелов и убийств, чтобы понять простую вещь – так дальше жить нельзя. Во вранье и взятках. Здесь вот отлавливают нациков и конец их печален, а я бы вывел в чисто поле половину наших чиновников, судей, прокуроров и прочую, ненужную в хозяйстве утварь, куда-нибудь под Темрюком и … Нельзя даже писать, сочтут за экстремизм. Здесь, в Мариуполе, очень видно цену за продажность и предательство. Цена эта – смерть.

   Идём дальше. Вокруг страшные картины войны – неразорвавшиеся снаряды, мины, труп, прикрытый ковриком и придавленный осколками блока, бейсболка с надписью USA, брошенный на скамейке телефон и секундомер, с застывшими стрелками. Секундомер беру на память, как символ остановившегося времени. Телефон оставляю, хотя и не верю, что найдётся хозяин. Заходим в подъезд, здесь был офис соцзащиты. На столе недопитый дорогой коньяк, бутылки из-под шампанского, коробка из-под конфет. Кому война…

   Канонада усиливается и Костя начинает опять собирать наш разбежавшийся отряд, и выводить к блок посту. Туда выходят беженцы из Мариуполя. Потерянные, голодные, злые, отчаявшиеся.

   Один из первых Владимир Серпин, молодой ещё мужчина с семьёй. Не стесняясь камер, кричит от злобы и бессилия - «Мы месяц сидели в подвалах, в бомжатниках, ни поесть, ни попить. В двенадцатиэтажках сплошь снайперы, и лупят, лупят, из автоматов, пулемётов, гранатомётов. Или «Азов» или «Айдар», но скорее «Азов», там их база рядом. Идёт мужик, что-то им не понравилось – завалили и прикладом по рёбрам, по яйцам. Пацан бежит в магазин – тупо расстреливают, а там ни еды, ни воды… Люди ехали в эвакуацию на машине, их из пулемёта, водителя насмерть сразу, там ещё женщина была, непонятно убили или ранили… Если кто с флагом белым, сразу стреляют, мол, сдаются… Пешком ещё кое-как, машиной нет… Прибежали потому что здесь наши… Хотелось бы пожрать просто, попить, побриться, да просто голову в порядок привести, ведь месяц… месяц… с ума уже сходили…»

   Потом появляется семья муж с женой и детьми, сын и дочь. Впереди толкают инвалидную коляску с бабулей. Вроде обычная здесь картина. Останавливаются у блокпоста и вдруг крик – «Мама! Господи…» и вся родня вокруг, и кричат, кричат. Бабушка умерла только что, тут прямо на блокпосту. Сразу убираю камеру… нельзя это уже снимать. Потом вдруг самый младший, лет десять-двенадцать, кричит – «Пульс есть». Гляжу, а он руку на шею положил и прямо на меня смотрит и кричит: «Подойдите, посмотрите». Подхожу, кладу руку на шею, я не медик, мне понять трудно, но то ли на самом деле чувствуется, то ли так сильно хочется, но вроде, действительно есть слабые толчки. Говорю: «Вроде есть… слабый очень», подбегает ещё военный, пробует, говорит – нет нету. Потом мальчик опять, потом я… вроде есть. Девушка на белой машине, Юля, она здесь ждёт своих и пока ждёт отвозит раненых и немощных к следующему

Обсуждение
14:06 30.07.2025
1
Александр Кинунен
Поверьте, сложно и неуютно писать комментарий тыловика к статье автора, который сам был на фронте и знает гораздо больше наших официальных данных и личных домыслов.
Очень хочу, чтобы эти статьи продолжались. Читаю все комментарии.
Моё мнение тыловой крысы такое: нормальные, образованные, думающие, не накачанные идеологией, пропагандой, высокомерием, взаимной злобой люди ни в России, ни в Украине, ни в США и Европе не хотят войны, разрухи и нищеты, они хотят жить по-соседски, ходить-ездить друг другу в гости и в отпуск, торговать, общаться, учиться, понятно.
Потому люди и проклинают это братоубийство, разруху, бегство и так относятся к бойцам противной стороны.
В первую очередь за сложившуюся тупиковую, идиотскую смертную ситуацию ответственны политики, идеологи, фанатики, наемники, деньги, стравившие нас, доведшие дело до войны, а самое отвратительное - те, кто опять делают на ней деньги.
Распутаемся ли мы все и когда, не знаю. Очень хочется верить, что одумаемся, распутаемся и скоро.
09:52 30.07.2025(2)
Валерий Свидерский
Картина фотографическая.Но от отсутствия позиции автора-проигрывает.Всего этого могло  бы  и не быть если бы Украина выполнила свои Минские обещания и предоставила ДНР и ЛНР минимальные права на самоопределение в рамках автономии в составе Украины. Из подвала,под обстрелом это не сразу видно,но понимание должно быть и людям надо объяснять.
10:59 30.07.2025(1)
Моряна (Галина Димитрова)
А если Мариуполь не хотел самоопределения? Они жили лучше нас. И говорили на русском языке. И школы русскоязычные были. Это был приятный приморский городок. Думаете им нужно было уничтожение города? Моя бывшая золовка русская, муж её - украинец, раньше они работали на "Азовстали". Всё думаю, как они сейчас, если живы...
12:38 30.07.2025(1)
1
Валерий Свидерский
Если Мариуполь не хотел самоопределения или чего другого, то Украинским властям надо было провести референдум в рамках Минских соглашений, и мариупольцы вполне могли бы выразить легально свое желание остаться в составе Украины и ничего не менять или же остаться на правах автономии с ее атрибутами.Но такой возможности укр власти населению не предоставили.Просто  грубо заткнул рот и ввели войска для АТО, чтоб не раздавалось протестных голосов.Стали постреливать по городам Донбасса из армейских пушек и устроили себе сафари,а жителям правовое гетто.Вот отсюда и произросла СВО.Ибо клятвопреступление есть грех смертный.За это ныне и терпит украинский народ. Мариуполь разрушен укронацистами
А город Мариуполь - был хорош, а местами даже очарователен. 
Уверен,что он будет восстановлен во всем своем былом очаровании.   
13:06 30.07.2025
Моряна (Галина Димитрова)
Разрушенное не восстановить таким, каким это было.
Не надо было лезть изначально, а дать пройти переходный период. И всё бы устаканилось. Мирным путём целей надо добиваться, а не с оружием. Сколько погубили уже городов, сёл, а, главное, людей.
10:20 30.07.2025
Анатолий Комогоров
Всё это было заложено в 1917 году, когда нацменьшинский переворот свершился.
Всё, что сейчас происходит, — это мина замедленного действия, заложенная юдо-коммунистами для уничтожения русского государства.
Развал СССР 70 лет готовили!
Три поколения сменилось, чтобы уже полностью память стереть, кто мы есть на самом деле.
Юдо-коммунисты всё уничтожали, что хоть какую-то память о Российской империи содержало, и в настоящее время продолжают это делать. Дело ленина живо по сей день.
Минские соглашения — это кочка под колёсами телеги, катящейся в тартарары, — они ни на что повлиять не могли, ничто остановить процесс развала России не в состоянии.
Россию уничтожат, как уничтожили цивилизацию Древних Инков, а нас будут показывать в европейских зоопарках, как показывали североамериканских аборигенов.
11:39 29.07.2025(2)
2
Моряна (Галина Димитрова)
Заинтересовал рассказ об одном из моих любимых когда-то городов. Прочитав этот репортаж о правде разрушенного Мариуполя, я пришла совсем к другим выводам, чем автор репортажа. Хотя понятно, что журналист должен делать именно такие выводы.
Недавно приехал волонтёр оттуда, рассказывал, как "не обижаются" жители потерянного города. Просила я его сходить по одному адресу, где жила кузина моей дочери с детьми. Только адреса того уже нет. И где кто, мы не знаем.
А волонтёр - хороший человек, говорит, что его поездки туда - лишь малая толика, что он может сделать.
10:03 30.07.2025(1)
Валерий Свидерский
Где вы там выводы  автора репортажа увидели?
Выводов то там и нет.имхо
10:40 30.07.2025(1)
Моряна (Галина Димитрова)
Им нужна эта ненависть. Потом у них там покажут, как они ненавидят русских. Хочется их спросить – А вы не понимаете, что это вы всё устроили? Именно вы, вместе с другими такими же. А вы не думаете, что через несколько лет ваш Париж, также бежать будет, через наши блокпосты. Но я не спрашиваю. Бесполезно – это раз. 

Я про это. И про вынужденность воевать. Но репортаж мне понравился - нет благостных картинок.
12:46 30.07.2025(1)
Валерий Свидерский
Разжигание ненависти это тренд киевских властей,не московских.
13:03 30.07.2025
Моряна (Галина Димитрова)
Вы комментарии наших не читали? Уничтожить, к стенке, до последнего украинца, пусть сдохнут и т.д. Не надо выдавать желаемое за действительность.
12:29 29.07.2025
1
Александр Кинунен
Да, именно людей жаль. Сами провокаторы и зачинщики сидят по тылам за их спинами.
Но судить некого: сами мы и они виновны: что выбирали, то и имеем.

Нормальный с виду, не подлец,
Не проходимец, не делец,
Когда война твой дом разрушит,
Что запоёшь, войны певец?
11:24 30.07.2025
Александр Кинунен
Мы прозорли́вы все с собой наедине,
В тепле и сытости, в надёжной тишине.
Молчим, мой друг: cуд тыла - суесловье,
В окопах выживший пусть скажет о войне.


Пожалуйста, пишите как можно больше правды о происходящем, данные той и той стороны: больше нам узнавать неоткуда.
10:23 29.07.2025(2)
1
 Да, сочувствую журналистам: каким нужно быть гением, чтобы объяснить жителям никому в мире неизвестного Мариуполя, что именно в их городишке  страшный ЗАПАД схлестнулся  в битве со святой Русью!

 Не нашлось другой территории, панимашь.

 Поэтому разбомбили дома мариупольцам, оставили их голыми-босыми в расчете на гуманитарную помощь, чтобы  просто выжить, а не жить, растить  детей, работать...

 Очень мило пришедшие в чужую страну спрашивают: есть ли обида на  них у потерявших  свою нормальную жизнь, своих родных. 
 Да какая обида на пришедших? Обида на тех, кто защищал свою страну.  Это они изверги! Нужно  было  сдаваться пришельцам с хлебом  и солью и гопаком вприсядку!

 Видимо украинцев неправильно воспитывали их деды и отцы, победившие в ВОВ,  и изгнавшие оккупантов из своей страны.
 Во время ВОВ тот же Запад, в лице гитлеровского союза,  нападал на СССР. Но тогда  "Запад" не был единым.  Большая его часть воевала  с Гитлером. СССР присоединился к антигитлеровской коалиции и получил возможность побеждать.

 Тогда " фашистский Запад" разгромили.

 Читаю и вспоминаю распятого мальчика. Что-то похожее видится мне....

17:32 29.07.2025(2)
-1
Алиса Деева
Распятые мальчики ухмыляются из каждого российского репортажа про Украину.
Правда про Мариуполь слишком ужасна и без идиотских репортажей.
Пристойней, наверно, просто помолчать.
10:50 30.07.2025(1)
1
Моряна (Галина Димитрова)
Алиса, а мне кажется, что надо рассказывать правду. Мариуполь - наш позор. А то недавно прочитала в комментарии: "Подумаешь, постреляли немного, все хохлы уже давно уехали. Наши довольны. А разрушенное можно заново построить".
Мне кажется, автор показал правду, может, не всю. Но трагедию выживших он показал. Далеко не все смотрели фильм про тот ужас.
И показать даже частицу того, что видел собственными глазами, рассказать о настроениях - на это надо иметь мужество.
10:54 30.07.2025(1)
Алиса Деева
Правду нельзя. Правда - иностранный агент. 
11:12 30.07.2025
1
Моряна (Галина Димитрова)
Тут хотя бы правдивое описание настроений выживших.
Для меня Мариуполь - не пустой звук. 10 лет каждый год (а то и 2 раза в год) ездили в этот город до 93. Поэтому для меня ещё и личное.
22:09 29.07.2025
 Кому тут говорить о пристойности?  Гопничество побеждает пока во всем.
 Если  глава МИДа вслух матерится, то что ждать от других?
Гость10:56 29.07.2025(1)
Мариуполь=Сектор Газа.
11:01 29.07.2025
  В мозгах душевно больного Мариуполь равен сектору Газа.  

 Как сейчас помню: на рассвете Мариуполь напал на спящих россиян в Чите,  изнасиловал и убил 1200 детей, взрослых и стариков. И еще 234 человека с грудным младенцем и детьми  угнал в заложники! Половину заложников убил или уморил голодом.

 И восстала  гневная Россия против Мариуполя!
 И снесла его с лица Земли!
Гость14:47 29.07.2025
2
Не объяснишь им, что идёт слом мирового порядка, что Россия вынуждена воевать, что причины войны не в нас... Что это вековечная война Запада на окончательное уничтожение русского мира, России. <...>  Подскочили французы-репортёры снимают. Им нужна эта ненависть. <...> Хочется их спросить – А вы не понимаете, что это вы всё устроили? Именно вы, вместе с другими такими же. А вы не думаете, что через несколько лет ваш Париж, также бежать будет, через наши блокпосты.

Бесогоны, царь-грады и даже соловьевы-симоняны могут передохнуть, перекурить. Их дело в надежных руках!
11:23 29.07.2025
1
Александр Кинунен
Спасибо, что пишете то, что видели сами!
Не прекращайте, пожалуйста, опишите все эти 3,5 года.
Хорошо бы, если бы наши военкоры были и на самой Украине, читать бы их репортажи с той стороны.
Или репортажи украинских военкоров: реально, что происходит по обе стороны.
11:08 29.07.2025
Марго
Великолепный рассказ... Много еще у нас паразитов, но с большой войной будет все яснее и яснее))
11:07 29.07.2025
-2
Марго
Да, не нашлось другой территории(Русиной), Зеля продал эту страну Англам. Всю заметь)) Теперь нет такой страны, только территория англов))