Заметка ««Другому как понять тебя?» »
Тип: Заметка
Раздел: О людях
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 14
Читатели: 250 +7
Дата:
Предисловие:
Всем читающим привет!

«Другому как понять тебя?»

Сегодня дождались, когда вода прогреется, пришли к морю 🌊 и искупались.
Сидим на берегу. Договариваемся.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
 

Такими вопросами задавался Фёдор Тютчев. Его слова – о невозможности полностью раскрыть самое важное (а иногда и второстепенное, но тоже важное) и в ответ получить понимание от другого человека. Особенная сложность возникает из-за слов. Они, как обычно, не те и не о том, приблизительные и далеко не всегда передают мысли и чувства точно.
Разумеется, о волнении моря в ноль баллов или температуре воздуха можно сказать объективно.
Другой возражать не будет и сразу меня поймет.

***
Тем не менее, мы снова можем начать спорить:
– Как сегодня жарко!
– Не сказала бы. Тепло, приятно, но нисколько не жарко.
– Да ты что?!? Жара невыносимая, ни ветерка... Неужели не чувствуешь?
– Мне – норм...

***
Однако вернëмся к герою фильма «Доживëм до понедельника».
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Чем-то, возможно, своей мрачной печалью и ростом Генка Шестопал напомнил мне Михаила Юрьевича Лермонтова. Что интересно, он и стихи пишет. Может, не такие гениальные, но всё же...

Это не вранье, не небылицы.
Видели другие, видел я,
Как в ручную глупую синицу
Превратить пытались журавля.

Чтоб ему не видеть синей дали
И не отрываться от земли,
Грубо журавля окольцевали
И в журнал отметку занесли.

Спрятали в шкафу, связали крылья
Белой птице счастья моего,
Чтоб она дышала теплой пылью
И не замечала ничего.

Но недаром птица в небе крепла –
Дураки остались в дураках.
Сломанная клетка, кучка пепла,
А журавлик снова в облаках.


Вот такой супер-ответ тому, кто не мог понять важность мечты, кто обесценил то, чем поделился человек с другим в тщетной надежде на то, что тот его поймет и поддержит, что не осудит и не скажет: если ты думаешь не так, как я, то ты не имеешь права так думать!

– Пожалуй, пойду искупаюсь!
– Иди, конечно! Водичка – прелесть, теплая, как парное молоко...
Обсуждение
15:44 31.08.2025(2)
1
Александр Красилов
А Юрий Лермонтов - это кто?
17:04 31.08.2025(1)
Марта Матвеева
Ой, опечатка. Исправила. 
А кто такой Фройд? 
Гость19:38 31.08.2025(1)
Я у него уже спрашивал, но ответа не дождался. Интересно, ответит ли он вам.
09:25 07.09.2025(2)
Марта Матвеева
А я сразу, ещё тогда, погуглила. 
Фрейдом он начал себя записывать потому, что считал себя настоящим немцем, а не евреем. Фройд - это еврейская фамилия. 

Больше никого не нашлось с такой фамилией. 
А вообще, знания лучше добывать самому. Учитель (фасилитатор) только подсказывает. И думается лучше самостоятельно. 
А вот если хочется подловить другого, то это ведь уже не про Фройда, правда? 
Гость12:08 08.09.2025
Хочется подловить другого...

Но ведь Красилов прав. Я, гость не Красилов. Александр, что же Вы так скромно не отстаивание свою правильную точку зрения?

  Произношение фамилии Freud
Гость10:11 08.09.2025(1)
  Фрейдом он начал себя записывать потому, что считал себя настоящим немцем, а не евреем. Фройд - это еврейская фамилия

Интересно. Но откуда эти сведения? Что еврей правильно. Но фамилия всегда была Freud. Никогда не менялась. Дело в том, что он не русский. Поэтому фамилия всегда писалась латинскими буквами. Другое дело - транслитерация. А с этим делом труба в России. Правильнее произносить Фройд.
Буквосочетание eu в немецком "ой" произносится. Но бывают немцы, например берлинцы, что скажут "эй". Они не говорят про обе ноги литературно :"байде байне" а "бэйде бэйне". (Beide Beine). И здесь тот же случай. Тот кто впервые написал эту фамилию бывал неправ. Но кто ж его поправит из русских филолухов!

 Правильнее Фройд, а не Фрейд.
Это кстати - огромная, нерешенная проблема русского языка - транслитерация. Насладитесь только вот этой фразой:

  Единица мощности Ватт названа в честь шотландского изобретателя Уатта!  Так кто он был , этот шотландец? Уатт или Ватт? Вильям наш Шекспир или Уильям?

То ли ещё будет. Уже латинскую "Н" (соответствующего звука нет в русском) стали "трансплатирировать" русской "Х" вместо классической "Г".  Гитлера скоро переименуют в Хитлера.
23:00 16.09.2025(1)
Марта Матвеева
Сразу вспомнила Геллерау (Хеллерау). Тоже сомневалась, когда пришлось писать о ритмистах. В итоге в одном месте написала так, в другом – этак. 
Проблема с транслитерацией, действительно, существует. И, главное, все понимают, о чём/о ком идёт речь, но вопрос а как  будет правильно? остаëтся. 
Гость00:15 17.09.2025(2)
  Как правильно? Для этого должны поработать начальники русского языка. А они пустили это дело на самотёк. Кто первый запишет кириллицей немецкую или ирландскую фамилию - тот и прав. Насчёт Г или Х - раньше, до исторического материализма, грамотные люди понимали, что звука h в русском языке нет. Поэтому пользовались украинской Г без апострофа, которая наиболее близко передает этот звук. 

  Буква ⟨ґ⟩ была официально исключена из украинского алфавита в ходе советских орфографических реформ 1933 года, чтобы приблизить украинский язык к русскому , ее функция была подчинена функции буквы ⟨г⟩, которая в украинском языке произносится как [ɦ].

 А сегодняшние "грамотеи" стали втыкать Х - которая абсолютно непригодна для этого. Но Генриха Гейне Слава богу пока не переименовали. А вот не так давно перевели на русский поэта ирландца Patrick Cavanaugh как Патрик Каванах. Безударная а в русском читается как безударная о, а г часто как в. В итоге получили "Патрик ково нах." А ведь произносится его фамилия совсем не так. Разогнать давно пора институт имени Пушкина. Бездельники. 
Гость07:01 17.09.2025(1)
F topku davno pora etu kolodku- kirillizu otpravit', i fse problemy transliteracii sami soboj otpadut. 
09:09 17.09.2025
Марта Матвеева
Топка не выдержит – это же целый культурный слой! 
00:28 17.09.2025(1)
Марта Матвеева
Наверное, самым лучшим подходом (или выходом из патовой ситуации) будет изучение истории этого вопроса. Возможно, мое суждение окажется поверхностным, но существовала некая "мода" на произношение иностранных слов. А мода💄💋👠👝💍изменчива. Вчера – Уильям, а сегодня – Вильям. 
А вообще, тема интересная. Можно и углубиться. 
Гость10:12 17.09.2025
  
мода" на произношение иностранных слов


Такое тоже наверняка было. Например мода на французский язык. Её жертвой стали Шекспир и Ньютон, которых "ударили" на последнем слоге, по-французски, а не по-английски.  Но главная причина - бездействие русских филологов (или лингвистов?) вопящих на каждом углу лишь о "великом и могучем", но не работающих над развитием языка. Даже китайцы имеют свою систему транслитерации. Придумали для этой цели сотню-другую специероглифов. Работал в Китае в 90-е. Получил пропуск в аэропорт. На нем моя фамилия по-китайски из восьми иероглифов. Фамилия моя - пять букв. Спрашиваю переводчика почему так много? Отвечает - первый иероглиф - лошадь по-китайски для первых двух букв твоей фамилии. Второй - рис по-китайски для следующих двух букв.Остальные 6 значков - искусственные, специально придуманные для передачи несуществующего у нас звука. Придумали это сочетание в 40-е годы, чтобы правильно произносить фамилию Сталин. Во какие трудолюбивые!
16:51 31.08.2025(2)
1
Likin M
Ну, у автора сказано выше же, что
Особенная сложность возникает из-за слов. Они, как обычно, не те и не о том, приблизительные и далеко не всегда передают мысли и чувства точно.

09:32 07.09.2025(1)
Марта Матвеева
Михаил, точно. Сама себя запрограммировала 
09:57 07.09.2025(1)
1
Likin M
Кстати, к самопрограммированию нельзя относиться спустя рукава. Таковая тема очень даже имеет место быть ) 
10:02 07.09.2025(2)
1
Марта Матвеева
Да, верно подмечено. 
Подсознание, как я понимаю, – это наш внутренний поэт, говорящий с нами метафорами. И к нему подступиться бывает так же трудно, как к другому человеку. 
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
На эту тему резко и довольно спорно высказывается психолог Татьяна Черниговская. 

10:49 07.09.2025(1)
1
 Черниговская не психолог. Психолингвист - это другая наука на стыке психологии и лингвистики.
12:15 07.09.2025
Марта Матвеева
Галина, думаю, вы меня поняли  в отношении Черниговской. Она занимается исследованиями на стыке наук. Что особенно ценно. 
10:15 07.09.2025(1)
1
Likin M
Я имею собственные наблюдения на сей счёт, коие и анализирую, по мере скромных способностей моих. Полагаю, что психология тут не играет основной роли. Имеет место быть информационное поле, к которому мы порой подключаемся. Но, не прямо, а опосредованно. Упоминание о метафоричности сигнала здесь весьма уместно ) 
12:20 07.09.2025
1
Марта Матвеева
Михаил, 1000%! 
17:05 31.08.2025(1)
Марта Матвеева
Да, точно, ошибка по Фройду))) 
17:42 31.08.2025(1)
1
Likin M
Не по-Фройду а по-Фродо ) 
09:34 07.09.2025(1)
1
Марта Матвеева
Фродо... Это из "Властелина колец"? 
09:54 07.09.2025
1
Likin M
Из него самого ) 
10:14 01.09.2025(1)
1
Татьяна Лоза
Здравствуйте,  Марта. У меня у Вам два вопроса. Какое у Вас там море? 
Второй - то, как человек видит и понимает мир, влияет на его роль в социуме, поступки, решения?
09:10 07.09.2025(1)
1
Марта Матвеева
Здравствуйте, Татьяна! 
Какое у нас там море? 
Море Воображения 
Влияет ли восприятие на реакцию? 
Думаю, нет. Там прошивка: бей, беги, замри. 
Роль в социуме... 
Наверное, влияет на выбор профессии. 
Поступки? 
Тоже мимо. В этом случае больше работают нравственные качества (или их отсутствие) и черты характера (поведенческие паттерны) 

Восприятие – это познавательный психический процесс, носит субъективный характер, основан на ощущениях, но опирается на предшествующий опыт. 
Как-то так, если обобщить. 

А вообще, в последнее время склоняюсь к тому, что человек – сложное создание природы, Бога (не знаю, как тут сказать). 
 
11:35 07.09.2025(2)
1
Татьяна Лоза
Приветствую, Марта.
Воображаемое море - хорошо, а настоящее - не хуже))
Думала, что на Балтийском отдыхаете.
За ответ спасибо.
В принципе, я так и думала примерно.
Но всё же, чудаковатому человеку (в хорошем смысле) бывает сложнее в школе, например, и даже в семье.
С возрастом, когда такой человек уже знает себе цену, он, как правило, выигрывает от своей чудаковатости,
но в детстве и юности?
12:09 07.09.2025(1)
1
Марта Матвеева
Вот умеете вы заметить тонкие вибрации 😘 
После ваших слов о Балтийском море сразу захотелось на Балтийское море. 
Про чудаковатость. Работаю в школе искусств. И, наверное, у нас каждый первый ребенок именно такой. 
Прежде всего, как так может быть, что ребенок сам выбирает определённый инструмент? Вот как? Откуда он знает, что ему нравится 🎻 скрипка? Или проявления синестезии, когда чувства и их выражения как бы меняются местами (лист дерева пахнет зелёным; или "арбузный гоголевский запах" снега у Арсения Тарковского; или цветной слух у композиторов). И, в силу того, что человек устроен сложно, все эти трещинки-песенки могут быть скрыты или старательно скрываются. Неслучайно же Николай Андреевич Римский-Корсаков едва не сделался настоящим морским офицером. И цветной слух не был бы ему помехой – он просто не проявлялся. Однако скрывать бывает сложно, и природа рано или поздно берёт своё. 
Что касается снега и его запаха, то, как пишет ИИ, "арбузный снег можно встретить в высокогорных районах, таких как Альпы, Кавказ, Урал, Камчатка, Сибирь и Кольский полуостров. Феномен вызван микроскопическими водорослями Chlamydomonas nivalis, которые размножаются на поверхности снега. 
Важно знать 
Хотя снег и пахнет арбузом, его не рекомендуется употреблять в пищу, так как он может обладать слабительным эффектом".
18:24 07.09.2025(1)
1
Татьяна Лоза
Знаю одного человека, он еду на соль не пробует. Он её нюхает. И никогда не ошибается - недосол или норма.
дети умнее взрослых, просто ум не осознают ещё свой, и выразить слов не хватает.
Поэтому, и выбрать свой инструмент не проблема. Если только родители не вмешались и не успели вложить в голову ребёнка свои заветные желания.
Многие дети стараются угодить родителям. Или подражают им. Но для этого есть такие педагоги (психологи) как Вы.
Снега не ела с детства. И даже если он будет пахнуть земляникой, есть не буду.

08:29 08.09.2025
1
Марта Матвеева
Татьяна, СПС (это "спасибо" по-сетевому, что-то вспомнилась аббревиатура). Соленость еще по цвету супа можно определить. 
Знаете, на "вкладывание" и "научение" родителями смотрю нормально. Кто, если не они? И тут может не быть прямого указания и требования – всë происходит опосредованно и незаметно. Дети и походят на родителей, и копируют их. Как иначе? 
В детстве я очень любила есть снег. Он в Сибири был вкусный до хрипоты))) Сейчас – нет. Только визуальное "поедание" и наслаждение. 
11:50 07.09.2025(1)
1
 Человек в детстве не осознает своей чудаковатости. Никому не  с чем сравнить свой внутренний мир. Поэтому каждый судит по своим ощущениям.
 Если среда враждебна к ребенку, то он не способен признать себя чудаковатым. Ему кажется, что его окружение неудачное. Семья - несправедлива к нему, дети вокруг - злые, учителя не любят его, потому, что он им не льстит или льстит, но неудачно.
12:33 07.09.2025(1)
Марта Матвеева
Предположу, что и взрослый человек не осознаёт, что он отличается от других. Собственно, чудаковатость и есть та самая особенность. Может, когда-то ученые будут вместе с группой крови определять степень чудаковатости. Например, 1 будет лёгкой степенью 😄 позволяющей общаться без проблем с большинством себе подобных. 
12:43 07.09.2025(1)
1
 Совершенно верно. Как правило,  не понимает. Но все же взрослый способен отрефлексировать, что он не как все. Дальше зависит от уровня интеллекта, способности к анализу, знанию основ психологии.

 Конечно, человек не станет характеризовать себя, как чудака. ) 
 Вариантов других  много, целая палитра: от неудачника, до осознания своей гениальности, как это было у Гоголя.
13:00 07.09.2025(1)
Марта Матвеева
Галина, а вот это осознание чудаковатости, оно что даёт, как вы думаете? Оно, вообще, нужно? 
Ну, осознал, отрефлексировал. А дальше? Унифицировать до общепринятого стандарта? А он есть? Или бог с ней, с чудаковатостью, "что выросло, то выросло", важнее найти себе такому применение в правильном 😁 обществе? 
13:13 07.09.2025(1)
1
 Осознание своей личности - необходимый процесс. Сначала ребенок "отделяет" себя   как   единицу, как личность. Дети почти всегда говорят о себе сначала в третьем лице: "Маша хочет  гулять" и только со временем прозвучит: "Я хочу гулять".  Затем ребенок  отделяет себя  от родителей, мамы. Это  ступенчатый процесс, есть не слишком подтвержденная теория: 3, 5, 11-12 лет.

 Осознать себя пока не удалось никому. ) 
 Возможно создать представление о себе,  весьма субъективное, которое будет постоянно "вываливаться" из реального поведения. )

 Помните изумительную Раневскую в "Золушке", когда она уезжает на бал и оставляет поручения Золушке: перебрать мешки фасоли, посадить кусты роз и последнее: "Познай самое себя!"

 Это великолепная ирония!
13:49 07.09.2025(1)
Марта Матвеева
Как хорошо вы завершили свои рассуждения! Ирония... Да, да! 
Мы себя познаем через другого, а как это можно сделать в одиночестве? 
Помните? – "красота в глазах смотрящего"... 
Так мы, Галина, пожалуй, с вами найдем ответ на такой сложный вопрос. 
14:28 07.09.2025(1)
1
 Ну! Что Вы?  Не решить нам вопрос, который не решили все философы мира. 

Человек в своих глазах всегда прав. Даже , если считает себя ужасным неудачником, виноват НЕ ОН! Виновата судьба-злодейка, родители, люди вокруг, погода,  птицы на голову нагадили! 
 
Великолепную иллюстрацию нашей мысли мы можем увидеть в словах всем известного человека:  виноваты все вокруг: обманули, надули,  изменили, не уважают нас и т.д. и т.п.

Масштаб другой, но  сценарий тот же. Потому, что  судьба страны зависит от личности. А личность - всегда права! )

08:37 08.09.2025(1)
Марта Матвеева
Открытия в гуманитарных науках совершают дилетанты. И я в нас верю! )))
Если подумать: кто человеку самый близкий? Он сам и есть! 
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Днями была у врача. Она начала с упреков моей осведомленности: вот, дескать, все такие умные, в интернетах начитанные... Что ж, это естественно – говорю, – кто на свете всех милее? так что приходится мне быть субъектом своего здоровья и принимать участие в своей судьбе))) поэтому без обид! 

09:18 08.09.2025(1)
1
 Врачи страшно ревнуют больных к покушениям на их профессию. " Не врач - не умничай!" 

 Нужно отметить, что это категория врачей, не самых умных, в смысле интеллекта. Чтобы выучиться на врача нужны две способности: каменная попа и  хорошая память. Мозги при этом особо не задействованы.
 Настоящих врачей  не обижаем, это не про них.

 С одной стороны  обижающиеся  правы, если учесть  толпы знахарей и идиотов. С другой - никогда нельзя быть уверен,  что врач  не ошибется? Ошибаются даже гении.   Стоимость ошибки врача, порой,  наша жизнь. А потому,  я так думаю, нужно иметь минимум знаний по медицине, и если  есть какая-то проблема - читать  о ней всё, только из медицинских источников, а не от придурков-знахарей.

 И вступать с врачом в диалог, спрашивать, уточнять, проверять. Ему чихать, если больной вышел из его кабинета и умер. Для него мы - работа! Даже не  моргнет, скажет: а кто не ошибается?

В общем обращаемся к классике: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих!"
22:48 16.09.2025
Марта Матвеева
Вот мудрый человек – он и в ... мудрый (Галина, не написала место вашей локации, боясь ошибиться). 
Гость21:02 09.09.2025
  Однако вернëмся к герою фильма «Доживëм до понедельника».

Вы знаете, Марта, я вернулся. Тогда, в 60- е, я любил тот фильм. Прежде всего потому, что это был фильм о моих слвременниках-школьниках. Страшно редкая тема тогда. Сейчас пересмотрел и скажу - фильм пропагандистский, причем почти открыто пропагандистский. Чего только стоят разговоры директора с "принципиальным" до откровенной жестокости и приверженности принципам (вплоть до сталинизма) учителя истории.  И это на закате оттепели! Впрочем, благодаря подобным фильмам до настоящей весны в СССР и не дошло.
19:28 31.08.2025(1)
1
Вера Арт
Полное понимание невозможно, поскольку каждый человек уникален с ему одному присущими разновидностями страстей и добродетелей. Но людям дана великая ценность - уступчивость - то, что помогает хранить между ними мир.
09:18 07.09.2025(1)
1
Марта Матвеева
Как чудесно вы сказали, дорогая Вера. 
Полное понимание невозможно, это так. Однако если бы мы во всей этой фантасмагории взглядов, мыслей другого смогли бы выделить главное, а потом не отнеслись к этому главному для другого человека критически, то вот тогда, возможно, что-то такое нам забрезжило, какая-то звезда понимания зажглась... отдалённо. В общем, не отрицать сразу. Такой какой-то способ нарисовался. 
10:52 07.09.2025(1)
1
Вера Арт
В аскетике об этом говорится примерно так: нужно учиться принимать человека со всеми его немощами и кажущимися неправильностями; учиться отделять грех человека от него самого, от его личности, и именно так поступают священники. Иначе они по идее должны возненавидеть весь человеческий род, ведь человек приходит на исповедь не со своими добрыми делами, а с содеянным злом.  Но этого не происходит, потому что есть любовь, которая покрывает множество грехов. Вот и получается, если человек будет стремиться к любви, то начнет искать понимание с ближним, и это понимание придет естественным путем. Мало кто не откликается на искренность чувств, доброту и любовное к себе отношение. Христианская любовь особая. Она отличается от всех видов любви любовью к врагам. Но, к несчастью, на практике не у всех получается "обнять, любить и плакать над тобой") Мы радуемся страданиям врагов, и это верный признак того, что мы их не простили... Дорогая Марта, очень важную обширную тему вы подняли. Возможно, кто-то задумается об этом. 
11:46 07.09.2025(1)
1
Марта Матвеева
Благодарна вам за содержательный и позитивный комментарий. Мир можно описать разными средствами. Искусство, наука и религия нам в этом помогают. И как хорошо, что вы представили свою интерпретацию и свой способ. Мне это близко, хотя, конечно, не в таких понятиях. 
В последнее время интересны проявления чувств человека. Оказывается, с ними (даже с "недостойными") можно существовать и даже их выражать. Только здесь психологи используют слово "экологично". Не совсем пока поняла, а как это? 
14:02 07.09.2025(1)
1
Вера Арт
Да разберемся поди))
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

Ответ ИИ
Экологичные отношения — это взаимное взаимодействие, основанное на уважении, поддержке и заботе друг о друге, где учитываются личные границы, интересы и чувства всех участников, что ведет к созданию доверительной и комфортной атмосферы без негативного влияния и насилия. Это построение прочных связей без скрытых мотивов, с максимальной честностью, прозрачностью и эмоциональной безопасностью для всех сторон. 


Ключевые принципы экологичных отношений:


  • Уважение к личным границам:
    Признание и защита личных пространств, времени и эмоций партнера. 

  • Честность и прозрачность:
    Открытое выражение своих мыслей и чувств без скрытых или корыстных мотивов. 

  • Эмоциональная поддержка:
    Вдохновление, обогащение и придание сил друг другу, а не разрушение или негативное воздействие. 

  • Ответственность:
    Понимание и принятие своей роли в отношениях, а также ответственности за свои действия. 

  • Безопасность:
    Создание атмосферы, в которой каждый чувствует себя в безопасности, защищенным от разрушительных воздействий. 

  • Самопринятие и развитие:
    Принятие себя и партнера со всеми достоинствами и недостатками, что способствует личностному росту. 

  • Умение слушать и слышать:
    Внимательное отношение к чувствам и потребностям другого человека. 



В противовес токсичным отношениям:


  • Экологичные отношения создают основу для долгосрочных и здоровых связей. 

  • Они помогают строить доверие и снижать количество конфликтов. 

  • В отличие от токсичного общения, которое нарушает границы и вызывает дискомфорт, экологичное общение на позитивное и поддерживающее развитие. 








08:40 08.09.2025(1)
1
Марта Матвеева
Вау! И по всë пунктам! Спасибо, Вера. 
Конечно, личные границы – дело тонкое, подвижное, но в общем и целом ИИ дал исчерпывающий ответ. 
22:29 08.09.2025
1
Вера Арт
ИИ походу скоро станет нашим учителем. А что? Раньше же пользовались Энциклопедиями, а теперь вот так. В наше скоростное время ИИ - лучший вариант. Марта, спасибо вам за эту заметку. Вроде бы и были знания, а теперь все по полочкам) Доброй осени и вдохновения!