Заметка «О распухшем просторе и крови зове»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 18
Читатели: 79
Дата:
Предисловие:
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Равнина напряглась и - "Ап!"
Распух простор!
Мы оказались среди Альп.
Нет лучше гор!

Где имя края, как река
Журчит: Тироль.
Где в позабытые века
Жил-был король...

Необычайный красоты,
Умён, как бес!
-"Но он-то был король, а ты -
Куда полез?"

-Куда?
А может крови зов?
Веков привет!
Среди Суворовских орлов
Мог быть пра-дед.

Шли днём, но - верно! - было там
И кроме дня.
И кровь поёт, что по горам -
Одна родня!

Это стих.
А это мой комментарий к нему.
[quote]Распух простор!


Это вы о выросших горах так?
А может крови зов?


Говорят, инверсии редко бывают удачными,
здесь, нмв, и есть этот нередкий случай.
Мог быть пра-дЕд.


Дефис не спасает от коверканья слова прАдед.

Смысл последней строфы, как туман в горах.
Одна родня - это о жертвах похода Суворова?[/quote]

О распухшем просторе и крови зове

Предваряя возможные вопросы: зачем?/почему? написана эта заметка,
отвечаю: по качану, ой, то есть потому, что это литературный сайт,
а чем еще на таком заниматься, как не обсуждением стихов и прозы?
С этим разобрались, перейдем, собственно, к самому обсуждению:

Равнина напряглась и - "Ап!"
Распух простор!
Мы оказались среди Альп.
Нет лучше гор!


Что мы здесь видим из текста: кто-то(мы) на равнине, которая напряглась,
и вдруг(ап) распух простор перед/вокруг этими/их кто-то, т.е. кто-то оказался в горах.
На мой вопрос о распухшем просторе автор отвечает дословно следующее:
Когда едешь в Линдерхов от Нойщванштайна (Лебединого Озера) дорога идёт
по почти ущелью. Альпы всё-таки

После такого вразумительного ответа не остается ничего более,
как спросить: извините, а где хоть намек на все это в стихе, каким образом читателю 
выудить рыбку мысль о том, что скорее всего, но не точно, простор распухает при выезде из ущелья.
И почему тогда равнина напряглась, чтобы он распух, если это просто горы расслабились?
В общем, одни вопросы, беда с этими горе-путешественниками, загоняющими
себя в рамки короткой строки, чтобы потом получалось 2 пишем, 7 на ум пошло и не вернулось.
То же и с финалом

Среди Суворовских орлов
Мог быть пра-дед.

Шли днём, но - верно! - было там
И кроме дня.
И кровь поёт, что по горам -
Одна родня!

На мой вопрос о родне автор отвечает, цитирую:
Странно, что Ваше заведомое неприятие мешает понять даже далеко не бином Исаака - последние строки.
Дело в том, что Швейцария за три века до Суворовских походов отчаянно боролась с соседней Баварией
и между собой - тоже не очень дружили. И мужчин у них было... примерно как у нас сейчас.
И ЭТО ФАКТ - до трети российских войск, в частности все увечные и раненые были разобраны
местными швейцарками.

Опять те же 2 пишем 7 на ум пошло.
Остается посоветовать автору писать, как на Фабуле многие уже делают,
прозаические предисловия, где поясняют, о чем они будут писать дальше
в рифму. Ну, или научиться давать соответствующими строками
жирные намеки или прямые указания на то, что у него пошло на ум.

Насчет двух других замечаний ( об инверсии и сдвинутом ударении) автор не обмолвился ни 
словом.

Хочется узнать: может, это только у меня так не развито воображение, что мне не удалось
докопаться до 7 на уме автора?
Обсуждение
22:25 16.10.2025(2)
1
Панин
Насчёт "прадед" - меня заданный размер заставил прочитать с ударением на втором слове и я сразу понял, что не отец деда имеется в виду, а поколений на пять-шесть старше. В смысле "праязык" и ТД...
А вот Тироль - это Австрия, а не Швейцария. Пару сотен километров восточнее.
Ну и беременная равнина, разродившаяся Альпами - интересная метафора.
04:52 19.10.2025(1)
Марсианский Хроник
Да, там именно так.
За Мюнхеном на Зальцбург - постепенно как бы набухает равнина, чтобы к повороту на Инсбурк, Давос и Италию именно вспухнуть!
11:46 19.10.2025(1)
Панин
Тироль так Тироль. По российским масштабам что Австрия, что Швейцария. А вот насчёт крови - да. Много её, своей прежде всего, в Швейцарии пролили суворовцы. Потери колоссальные. И целей жандармских своих не достигли. Так что эта кровь, понапрасну пролитая, "поет"? А если о родне - то лучше переход Ганнибала через Альпы упомянуть. Пор Баварцев северные немцы рассказывают:
" Когда Ганнибал назад в Италию возвращался, он калек и раненых севернее Альп оставил. От них и произошли баварцы". Тогда и приставка "пра-" больше подходит. Аж в Античность уводит.
А почему "хроник" а не хронист? В смысле "хронический марсианин"?
13:11 19.10.2025(1)
Марсианский Хроник
Ну, тогда Вы должны и Лоренца Хогенауэра знать - мецената семьи Моцарта и Андреаса Хофера...
Про Суворовских орлов - я не с потолка. Наша история сложна и кровава, но почему-то не принято делать акцент на том, что "у них" - покруче на порядки бывало.
Швейцарки были лишены политических пристрастий - мужиков местных-то как свинья языком и Бог не помог. Вот и разбирали раненых - в драку. В хозяйстве без мужика - совсем никак.
Не надо упражняться в китчевом остроумии - есть специально обученные умельцы,
Хроник - от Бредбери.
Откуда ещё?
Помните марсианина его?
А про суворовцев - ещё часто говнюки непризнанные любят рассказывать про польских младенцев, на штыках в Варшавской Праге.
А про разрешение Папой многожёнства в Европе послечумы и 30-летней войны - не проходили? Или болели в это время.
Не люблю плюющих в свою историю. Посмотрел бы я на Вас...
Сами-то - небось из Рюриковичей? Не иначе!
Хотя, мне-то как чингизиду наплевать...
Мне как-то ближе позиция дона Руматы... 

Ну, на худой конец - кровавого барона Унгерна из фильмы про потомка Чингиз-Хана:
"Если ещё и остались настоящие русские, то это мы - Ост-Зейские немцы!"
Тут где-то ещё Светлану Аликсеевич кто-то упомянул - дерьмократку великую. Помню-помню, как - когда платили за это - клялась сына привезти целовать следы железного Феликса.

Не Моцартовский Зальцбург

На улице дождь без надежды на лучик
Напомнил мне к Зальцбургу льнущие тучи,
Собора величье, летящую крепость...
И вот получилась такая нелепость:

Чудесный Зальцбург. Мне приятен он.
Почётный Гражданин Санкт-Петербурга
Любил частенько на аукцион*
Сюда летать, когда был демиургом

О, да! Была то славная эпоха!
Немного, правда, отжигала Ксюша,
Но отдых с Габсбургами - право же не плохо
Для демократа в Бога, мать и душу.
Но, ладно - раз не хочется - не слушай...

Вот Лоренц Хогенауэр, масон,
Что покровительствовал папе Амадея,
Почётным гражданином был и он
Большим торговым домом здесь владея.

И без него взошла бы вряд ли, да,
Блистательная Волфганга звезда.
А что Вы думаете, господа -
Тогда была бесплатною еда?

Восторг премьер, балы и вернисаж,
Приёмов блеск, аудиенций грация...
Но был ещё торговый шпионаж
И пересылка ценной информации.

Настройщик же органов для соборов
И сын - блистательнейший вундеркинд
Давали шанс попасть в закрытый город
В любой из тех, что для других закрыт.

И, параллельно музыке великой,
Аккордов Глубине неподражаемой,
Стекалась информация о рынках,
Цена на соль и вид на урожаи.

Милан, Неаполь, Вена - при дворах
Рождалась музыка, берущая нас за душу,
И Лоренц Хогенауэра прах
Лежит на видном месте в местной Ратуше.

И мы, с трудом буравя гущу лет,
Клянём на свет взлетающие прайсы
Но вот шесть лет, как премия "Поэт"
Даётся нам товарищем Чубайсом!

И Вы не говорите мне про лесть,
Омара съевши.
Правду жгу с плеча:
(Поэту тоже хочется поесть)
"Свети, сияй же, лампа Ильича!"(фальцетом)
И Анатолий-свет-Борисы-ы-ыча (басом)

* - знаменитый августовский Зальцбургский аукцион антиквариата.
Анатолий Александрович много чего там выставлял. Не иначе, как из бабушкина сундучка.
02.06.2010
20:51 20.10.2025(1)
Панин
  
Хроник - от Бредбери.
Откуда ещё?

Ну это только совсем не читавший ничего не поймет. Получается, Вы дальше пошли изобретателей множественного числа для слова "риск". Они риску с риском в русском языке поженили и её множественное число ему отдали. А вы слово "хроники" расшифровали - оказывается они живые -  существа обеих полов. Он - хроник, она - хроника. И множественное число есть - хроники. Вы один из них - Хроник Марсианский.  

Насчёт дефицита мужиков в Швейцарии в 18 веке слышу впервые. Почему-то не сильно верю. Знаю о  "Schwabenkinder" - про швейцарцев, которые нам, немцам (швабам и баварцам) детей продавали на сезонные работы. Это из той же оперы? А вообще Вы все в кучу - Австрию, Швейцарию, Баварию и чингизидов с балтийцами в кучу свалили. Зря по-моему.

А Я потомственный дезертир из немцев,  выросший в окружении чингизидов, если что. Упомянутые Вами места посещаю минимум раз в год в последние 30 лет. А кровавые походы в любом исполнении не приветствую.
12:21 21.10.2025
Pan Kowalski
Оставлять раненых на попечение местных в те годы возможно было распространённой практикой. В Потсдаме после суворовского похода образовалась "Русская деревня". Этот квартал до сих пор существует. Я даже видел его. И после парижского похода 1814 года много наших осталось во Франции. Об этом как-то не принято было говорить в СССР. Но и пленных французов тоже некоторое количество в России осталось. Так что, военные походы и генетику освежали.
А насчёт швейцарцев, продающих детей, то гуцулы так делали до самой Второй мировой. Вообще у всех горцев есть что-то общее, продиктованное условиями существования. На фото конца 19 века швейцарские женщины босыми ходили по камням, меня сначала это очень удивило. Но учитывая, что сельские районы были невозможно бедные, вполне. Это только к концу 19 века в горы пришел транспорт: железные дороги, зубчатые узкоколейки, фуникулёры. Тогда жизнь как-то стала налаживаться.
22:35 16.10.2025(1)
Эль Эф
Какой праязык, если автор поясняет, что русские солдаты времен похода Суворова,
оставляли свое потомство, будучи пригреты швейцарками, т.к. своих мужиков
не хватало.
Трактовку, что равнина разродилась горами, автор, судя по его комментарию,
отверг. Но даже при такой трактовке, глагол распух не лезет ни в какие ворота
сюда не подходит. Это равнина должна распухнуть, потом напрячься,
и ап! - вылезли/выросли горы.)

04:29 19.10.2025(2)
Марсианский Хроник
Найдите автора - Pan Kowalski  - он сам, похоже, почти оттуда. По крайней мере не раз и не два бывал там. Он сразу понял. Это же надо пропустить через СЕБЯ!
Мы - плоскатики, у нас в степях и на болотах горизонт - это 6-7 км с коня! А в горах (не буду Вас дразнить Альпами)  - в хорошую погоду до 70 км видимость. И там другое пространство - Три Дэ. Там даже не надо думать - само собой очевидно, что мир выпукл.
Я прекрасно же вижу, что простое упоминание места, где было написано стихотворение у некоторых вызывает просто животное отторжение и острое желание - "срезать!" гада. Не надо завидовать. И Вам никто не мешает попробовать. Хотя, если Вы не наследник "слуг народа" или примкнувших к ним, то сладко Вам вряд ли покажется. Поверьте.  Хотя - и проверить можете. Любимая многими Собчачка потому и такая борзая, что бывала принята в детстве в оставленных Австрией охотничьих угодьях Габсбургов под Зальцбургом, пока её папаня с Гусевым резвились на знаменитом Зальцбургском аукционе антиквариата. Это же всё очень индивидуально - одному надо по-Гучче, по-Дольччче, по-Версаччче, а Стендаль просто не выдержал и упал в обморок, оказавшись под сводами Санта-Кроче во Флоренции.
Короче - ноги в руки и  - "от бедра!"
Гость22:41 19.10.2025
Я прекрасно же вижу, что простое упоминание места, где было написано стихотворение у некоторых вызывает просто животное отторжение и острое желание - "срезать!" гада

"Бред сивой кобылы."
Э.Э.
14:10 19.10.2025(1)
Pan Kowalski
У меня тут случилось занятное наблюдение. 2 года назад я выложил с небольшим интервалом 2 стишка по результатам своих путешествий про маленькие провинциальные городки Козельск и Ротенбург. И заметил, что Козельск оценивали и комментировали гораздо больше, хотя посещений было приблизительно столько же. Подумал: неужели так неинтересно получилось? А потом закралось подозрение: а вдруг народ сторонится от чего-то иностранного от зависти, или из опасения, что заподозрят в нелояльности? Не какие-то спецслужбы, а свои "патриотически" настроенные коллеги по перу. Отвернутся, лайкать перестанут. И точно, под Вашим комментом в стихах заглянул тролль, которого не звали, с патриотическим подшерстком. Но основной мех, скорее всего, зависть. Пришлось удалить в ЧС.

14:33 19.10.2025(1)
1
Марсианский Хроник
В Козельске - увы! - не был, хотя история у него была. Это тот самый - "Злой город"?
А Роттенбург - он только за стеной не очень большой. А там же и ЗА стеной есть намножко. Аква-центр их типичный. Можно приятно совместить.
Здесь не место, но что-то сломалось в мире...
Впрочем, если Вы там не гость, то и сами всё видите.

Ост-Зейское⁠⁠

Ну, что, Барон, похоже, нам везёт!
Я чувствую - петля сползает с шеи!
Ещё один - последний переход
И мы уже - за Зеею - в Ост-Зее!

А там - рукой подать! - Владивосток...
Балтийский чай и опиума нега...
Продать погоны долларов за сто
И на Сиам! Где никакого снега!

Вольно смеяться, Князь! Аж зло берёт!
Россия гибнет. Вы же - зубы скалить!
Нас первый встречный пустит здесь в расход
И даже крестик не возьмёт на память!

Но мы ещё вернёмся! Что молчишь?
Мне тоже, князь, до смерти надоело...
Что Петербург меняем на Париж...
Но не краснеть же, раз родился белым!

Кончайте, ротмистр, полно в горячке бредить!
Какой Париж! За нами - Уссури.
Здесь нас услышат разве что - медведи,
А им - что говори - не говори...

Портянки здесь важнее, чем знамёна...
Народу наплевать какая власть.
Хоть чёрт - пока не кончились патроны!
А кончились - изволь! - из князей в грязь!

Здесь Азия - в чести кинжал, не шпага.
Что нам Париж?! Прорваться бы в Харбин!
Всё в прошлом - Император, Честь, Присяга...
Чу! Кажется... Проверьте карабин!

Спирт -не замёрз? Барон, извольте флягу.
Принять на посошок, мой друг, пора...
Похоже, к нам... Ну, что ж - назад ни шагу!
И - Вуаля, мон шер, Ah! С;a ira !
15:00 19.10.2025
Pan Kowalski
Когда-то слышал выражение:  Если вы видели один маленький немецкий городок, считайте, что вы видели их все. Чем мне они нравятся? тем, что всё, что стоит посмотреть, как правило сосредоточено в альтштадте, на маленьком историческом пятачке. Хотя есть и исключения.
11:52 17.10.2025(1)
Моряна (Галина Димитрова)
Заметка по делу. Странная реакция автора, который пишет так же своё мнение (не всегда лицеприятное) о работах других авторов.
18:47 17.10.2025(1)
Эль Эф
Вот это и удивляет, сам на критику горазд, а за критику в свой адрес обижается
вплоть до ЧС.)
04:56 19.10.2025(1)
Марсианский Хроник
Так Вы же первая и влепили!
А я - что? Любой каприз за Ваши деньги!
Гость22:41 19.10.2025(1)
Так Вы же первая и влепили!

Что, ЧС? 
А каким образом вы мне пишете? 
Мой ЧС был и остается девственно чист. 
Э.Э.
00:40 20.10.2025(1)
Марсианский Хроник
Вы же мне пишете!
Я просто попытался освободить Вас от неприятной возможности.
И - при заходе на Вашу страницу вывешивается: "Автор запретил... не помню что, типа смотреть"
Почему мы видим друг друга в комментах - не знаю. Местные заморочки.
Гость19:35 20.10.2025(2)
И - при заходе на Вашу страницу вывешивается: "Автор запретил... не помню что, типа смотреть"

Вранье!
И не стыдно. Отгородились ЧС, имейте смелость в этом признаться. 
Я пишу гостем, т.е. без авторизации, есть такая функция на этом сайте,
но все такие комментарии подвергаются премодерации.
Э.Э.
20:33 20.10.2025(1)
1
Марсианский Хроник
Ну, и ещё для ясности.
Я ищу не повод для ругани, а стихи - для онемения.
Чтобы пять раз не повторять - приведу пример:

Амазонки... Татьяна Пешкова
"Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу..."
Ю.Друниина

...так, это же родимая кривая вывозит на заветный пятачок, сегодня здесь не льют, а наливают, ты разницы не чуешь, дурачок?.. листвой укрыта грязная поляна, в столице - сей минут - курантов бой, и мне уже кричат: сюда, Татьяна!.. а это, что, Иванушка с тобой?.. копейка есть?.. тогда пускай и платит!.. да, ладно, языком не полощи, скажи ему: снимать не надо лапти, поскольку мы сварить забыли щи, хотя, конечно, если стянет брюки и будет сущность мужества видна... и так хохочут!.. ну, вы, девки, суки!.. да, ты, Танча, не справишься одна... а каждая из нас готова к чуду, в комплекте из надежды и вины... они - подруги, я душа-приблуда, пишу о них, вернувшихся с войны... согласие получено в июне, но я пока ещё торчу в дверях... три женщины: Наташа, Стелла, Дуня - и белый свет, как пёс, в поводырях... исписаны - бесчисленно - страницы, где честность заградительный флажок... три горлицы, три ведьмы, три слепицы, в который раз отметят свой прыжок из ада в настоящую реальность - с собой неся проклятье темноты - где ты стране не нужен, не банальность, а факт - знакомый всем до тошноты... шумит вдали дорога кольцевая, мы пьём за то, что нету меньших зол... ой, девочки, Вано вас поснимает... ну, вот и пригодился наш глагол... гуляет ветер, тучи ходят низко... красиво, только мы не видим, бл@ть!.. девчонки, я, бесспорно, пацифистка, но как же мне вас хочется понять!.. ещё бы, и простить, заметит Стелла, когда тебя не слушают - молчи... ну, я вослед за мужем полетела, мы оба с ним военные врачи... налёт в то утро был уже четвёртым, мы резали и шили, матерясь... мне Бог не дал увидеть Мишу мёртвым, ему меня ослепшей... вот и связь, с которой разлетелась счастья глыба на тьму осколков в Божеском дому, твердили: ты должна сказать спасибо, наверно, но за что, да и кому?.. Наташа говорит: удачи берег всегда от нас за сотню е@еней, ну, я пошла, конкретно, из-за денег, больная мама, двое сыновей, граничат ли слова "хорош" и "мало"?.. да только воевать - тяжёлый труд,
ты спросишь: убивала?.. убивала, перчаток белых там не выдают... однажды случай злой всерьёз наехал, я думала, ну, всё - пи@дец мне, нах, попала в плен к таким идейным "чехам": от их безумства плакал сам Аллах... насиловали, били, но не слишком... в психушке трактовали - мягко - роль... а выколол глаза - совсем мальчишка, горбатый и хромой, несчастный тролль... на старом, заскорузлом одеяле, судьба моя в страданьях шла ко дну, но - вдруг - меня на тётку поменяли, шестую командирскую жену... и сколько бы мы бед ни схоронили, они растут - кривые этажи... меня сынки считают героиней, и в мире нет спасительнее лжи... и скажет Дуня: явишь сердцу милость, и будешь одиночеством богат, Таню, ты не поверишь, я влюбилась, и звался мой Ромео - Азамат, внутри - дрожало, длилось песней эхо от слов его в пустынной голове, он всё шептал, что я должна приехать, и там, в горах, назло худой молве мы сможем стать счастливыми навеки, неважно, полумесяц ли, кресты... могла ли я в любимом человеке достоинства считать враньём пустым?.. и вот я на разрушенном вокзале, и надо в часть, а хочется домой... солдатики - свои - в углу зажали, и если бы не Лёшка... Боже мой... до крохотных деталей помню встречу, девица Евдокия - полный нуль, его могли бы сильно покалечить, но я орала и пришёл патруль... а с Лёшкой будто целый век знакомы, смеялся - ты красивей, чем Джоли... ответила: прости, верна другому... а он всерьёз: в любом конце Земли я буду рядом и без перерыва, а вдруг решишь: годится враль такой... а ровно через час погиб от взрыва, обняв меня оторванной рукой, от смерти защитил душой и телом, ничуть не пожалев последних сил... за то, что я его не разглядела, Господь, возможно, зрения лишил...
...осенний день среди небесных линий искал другие - чётче и прямей, и вышло: три военные богини одних со мной - гражданскою - кровей, пролитых там, где вечность стоит мига, пусть я кричу войне: пошла ты на!.. но даже ненаписанная книга любовью заполняет имена...
============================================================
Как-то так-то...


21:01 20.10.2025
1
Александр Джуга
Как-то так-то...
=========================

Круто!
20:03 20.10.2025
Марсианский Хроник
Я могу ошибаться, но стараюсь не врать даже нечаянно.
Висело - "Автор запретил заходить..." что-то такое.
Извините - но искать не буду, а оправдываться мне не в чем.
Я здесь не для лечить кого бы то ни было.
И меряться ни с кем ничем мне совершенно незачем.
А то, что у большинства текстов здесь уровень - так сказать - стенгазетный, не филфака, так опять же - какое мне дело?
Я не Гумидёв Николай Степанович, который из года в год вёл еженедельный разбор и оценку текучки...
У меня даже против Вас ничего нет. Просто времени жалко.
04:44 19.10.2025(2)
-1
Марсианский Хроник
И не стесняйтесь Вы, ради всего святого!
Стоило чуть высказать СВОЁ видение того, что есть Поэзия, а что - не очень, сразу косяком пошли сплошь анонимные читатели.
Клянусь - я никого не учу и не лечу. Все сертификаты мои просрочены, а где новые берут - не знаю.
Не кусаюсь.  И вообще - "Я пришёл дать Вам в волю!"
Но кто не хочет - тот свободен!
Кстати, пытался развить это противопоставление Воли и Свободы... Интересная тема. Пока только вот наросло:

Про Свободу и Волю

Огородившись заломом от Поля,
В прОсветы Елей жалея о Воле,
Власть принимая от Бога любую
Гоним пинками Свободу чужую.

Что позабыла Она в нашей чаще?
В нашем застывшем навек настоящем?
В наших кострищах и пепелищах
Здесь Она родственных душ не отыщет!

Тихо сидим. Не дадим Ей ответа!
Пусть Она красит чужие рассветы!
В них переходят наши закаты.
Чем, а уж кровью-то мы, брат, богаты!

Лиха отмеряно щедро - по фунту!
Стиснуты бинтом, раны от бунта.
Зимним рассветом светится рана.
Что там опять нанесло к нам туманом?...

Эхом звенит, но глухим - отдалённым,
В каждом полку где-то по батальону
Где-то поменьше, где-то побольше
Выменяли на Швейцарию с Польшей

Вышедшие из кромешной картечи
Новой Европы наши предтечи
Те, что в Италии дрались, как львы
Но не в Россию вернулись, увы!

Генералиссимуса егеря
Чтобы не сгинуть в России за зря
Крови славянской влили не мало
В то, что Европою новою стало.
===========================
Короче -

Наяривай.
Бекон нагуливай!
Пока лучок да перчик зреют.
В хлеву тепло и вволю курева,
А шашлыки?
Да, кто в них верит!
Какой загон?
У нас по записи!
Кто с улицы - иди-ка выкуси!
И кружева, и рюши-занавеси!
И крест и - даже флаг - висит...

Так и живем - все в кайф, не ропщем
За общим тыном с личным дрыном.
А общего?
Вон - рынок общий!
Да Он -
Как говорят -
Единый.
22:48 19.10.2025
Андрей Пермяков
Алексей, приветствую.

Знаете, обращаться к человеку, предварительно заткнув ему рот чёрным списком-- дурной тон.
Вы либо освободите Эль, либо не пишите ей.
Оччень некрасиво поступаете...
Гость22:41 19.10.2025
1
И не стесняйтесь Вы, ради всего святого!
Стоило чуть высказать СВОЁ видение того, что есть Поэзия, а что - не очень, сразу косяком пошли сплошь анонимные читатели.

И что? у меня тоже большинство анонимных.
Заметка-то не анонимная. 
Конспирология и ЧС после первого же критического комментария в адрес вашего стиха 
вас не красят ни как человека, ни как поэта.
Э.Э.
Гость15:19 19.10.2025(1)
Согласен, стишок так себе. И вы правильно о нём написали.
Но намек автора на то, что у него есть родственники в Швейцарии, понятен и без объяснений.
Ещё в Германии есть родственники, в Польше, в Венгрии, Словакии, Чехии, Болгарии, Румынии...
Слышал, что и «в общественном парижском туалете есть надписи на русском языке!»
17:27 19.10.2025(1)
Эль Эф
Дело не в намеке, а в неумении донести до читателя идею/замысел.
Гость19:54 19.10.2025
Разумеется. 
17:25 19.10.2025
Эль Эф




Марсианский Хроник 04:29(1)



Автор запретил Вам чтение своих комментариев



И вот как быть с этими марсианами, им русским межгалактическим языком говоришь,
что писать из-под мало того, что глупо, так еще и некрасиво, а они пишуть и пишуть? 
10:39 17.10.2025(1)
Валерий Свидерский
Распух простор-неудачное выражение ad hoc
Распухнуть может нечто имеющее  форму,а простор есть нечто отрицающее форму,как таковую.Простор-пространство.
Переход из тесноты гор в пространство долины есть.но его можно  и надо выразить по другому,с учетом в т.ч. и ассоциативной  связи образов.
Примерил к себе.могло ли получиться,имея в виду некоторую рериховатость.И вот что вышло

Дорога вниз пошла. Исчезла напряженность
Открылась вдруг простора протяженность
И над горой взошедшая заря .
Явила абрис прабогатыря.
Примерно так.
 
14:59 17.10.2025(4)
2
NataliVerse
Вот вы интересный человек.
Критиковать других - тут вы первый!
А чуть вас затронешь, так вы всех посылаете идти разбираться в поэзии.)

Тут все отлично. Надо просто уметь разбираться в поэзии и метафорах.
"Распух простор!" - это вершина поэтического мастерства!
Пространство, вместо того чтобы быть статичным, становится живым, дышащим, отекшим!
Простор не растягивается, он "распухает", то есть приобретает объем, силу, значимость.
Эти строки заставляют читателя почувствовать внезапную, мощную экспансию мира.

Неужели вы этого не прочувствовали?
Гость15:20 19.10.2025
Распахнуть может то, что мы видим снаружи, — живот у обжоры. Распухает что-то от заболевания. Распухание — слово, несущее в себе отрицательное значение.
В данном случае не простор распух, а горы разверзлись.
04:11 19.10.2025
Марсианский Хроник
Ну, слава Богу! Есть жизнь и на Сникерсе! Не только на Марсе!
Надеюсь, что не разочаруете!
Приятно. Совпасть размерности пространства!
18:42 17.10.2025
Эль Эф
Читатель мог бы что-то почувствовать, если бы ему до этого до этого дали понять,
что он где-то в сжатом пространстве, но автор первой строкой его помещает на равнину.
16:19 17.10.2025(1)
Валерий Свидерский
Я же объяснил.что не имеющее фОРМЫ и менять ее не может. Тем более в таком болезненном направлении как пухнуть. Палец пухнет,нога ушибленная пухнет,больной живот пухнет.А простору  какую опухоль придумаете чтоб распух?
еще скажите, что распучило простор!Впрочем, если вы типа поклонник Кафки то можно.Чем безобразнее-тем лучше. 
14:34 19.10.2025
Марсианский Хроник
   Ничего не скажу.
Всё уже сказано Шуриком:

- Когда Вы говорите, Иван Васильевич, впечатление такое, что Вы бредите.
- А что, вас уже выпустили из сумасшедшего дома?
- Если бы Вы были моей женой, я бы… повесился!
22:14 16.10.2025(2)
1
Иванка
    Равнина напряглась и - "Ап!"
Распух простор!

гениально! 

Стих - эталон правильной грамматики и изысканной образности!

У Вас, кстати, в скрытом тексте эта строфа отсутствует.

04:32 19.10.2025
Марсианский Хроник
Ну, это, конечно, авансище, хотя и приятно.
Пойду-ка Вас тоже похвалю! (шутка).


Человек человеку - вдруг!..
А потом - только долгое эхо.
И, куда бы ты не уехал,
Кто бы не был - с тобой, вокруг...
Что бы раньше ни дакал, некал...
Ничего уже не случится.
Тихо пискнет в руках синица,
Вдруг. И всё.
"Человек - человеку..."
22:22 16.10.2025
Эль Эф
У Вас, кстати, в скрытом тексте эта строфа отсутствует.

Странно, сейчас поправлю.
Спасибо.
23:02 16.10.2025(2)
1
Татьяна Лоза
Атмосферное стихотворение, на фоне того, что публикует большинство - ничем не хуже.
Местами даже и лучше.
Но Вы правы на 100%, пояснять смысл написанного отдельными комментариями и даже предисловиями и послесловиями, и картинками - лишнее.
04:04 19.10.2025
1
Марсианский Хроник
Спасибо, Татьяна!
Это действительно - бесполезно объяснять. Есть такая интересная книга - Малышев, Виктор Николаевич. Пространство мысли. Истоки национального характера / Виктор Малышев, 2009. - 407, [1] с. -
всем рекомендую и даже в старой книге я дважды покупал. Почти даром - чуть ли не по 200 р.Первую подарил в Страссбурге девчонке-переводчице из Бишкека, которая подрабатывала гидом у нас.
Ну, вот как объяснишь не читавшим Густава Майринка почему часы РАЗ-матывают время и что за менора мерцает в доме у фонаря в Пражском Граде? Кто такой Брунцвик, любимая фигура Марины Цветаевой на Карловом мосту?
Ну, не Ваш это стих, дорогая моя Эль Эф! Пока не Ваш или совсем не Ваш - не знаю и знать не хочу, как и не хочу слушать Ваши сетования на недоразжёванное в моём стихе.
Выплюньте! Здесь столько мягкого и текучего - наслаждайтесь!
Вот стишок о Праге, про который я упомянул:

Пражские тени

Парит над Прагой тень свечи
И свету рядом с тенью тесно.
А тень колеблется в ночи
"Непостижимая, как бездна..."

Спит  Город. Беззаботно спит,
Укрытый складками столетий.
Спи. Тень надёжно сохранит
Всё, что востребует Храм третий.

Неслышно отгорит заря
И, вот - когда-нибудь - не скоро
В том Доме, что У Фонаря
Опять в окне блеснёт менора...

Со-прикасаются миры
Со-существующие рядом
И Гур Арье и Мир Горы
И лев в скале под Вышеградом.

Не удивляясь, промолчи -
Столетий невесомо бремя.
На Ратуше в тени Свечи
Часы разматывают время.

..................................
Извините, за отсутствие примечаний. 09.08.2009
18:50 17.10.2025
1
Эль Эф
Никто и не говорит, что хуже, но работать есть над чем.
Слишком многое осталось за кадром без возможности
это рассмотреть.
03:45 19.10.2025
Марсианский Хроник
О! Зря я Вас в ЧС зпнёс - Вы прекрасный литературный рекламный агент!
Мерси и рахмат!
Или... Вы - не блондинка, случайно?