Заметка «Кризис литературы»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 13
Читатели: 68
Дата:

Кризис литературы

С литературой что-то не так. Почему подобная мысль приходит на ум и ни у кого не вызывает особенных возражений? Потому что каждый чувствует рассогласование между образом литературы (какой она должна быть — ставящей важные вопросы, объясняющей происходящее, вдохновляющей на поступки, наполняющей сознание смыслами) и её современной реализацией. Разрыв несомненен, но в силу чего он так режет глаза? И действительно ли каждый способен его увидеть?
 
Думаю, что каждый, хоть как-то усвоивший курс литературы в школе. В этом всё дело: мы худо-бедно знаем прошлое состояние. В нас, подчас силком, запихнули образцы периода семантического господства литературы — те, что ныне определяются как классика, и теперь у нас есть база для сравнения. По сравнению с классикой в современной литературе всё не так.
 
Это хорошо понимают литераторы — они профессионально начитаны и знакомы с классикой лучше многих, но когда они пытаются писать «как надо» — по классическим лекалам, результат разочаровывает. Прежде всего, их не читают. Современную книгу, написанную «всерьёз» — поднимающую проблемы и не пытающуюся развлекать, вряд ли кто будет читать — скажут, что слишком много букв. То же самое с поэзией. Хотя многие по-прежнему пытаются писать стихи (поскольку необходимость самовыражения в слове никуда не делась), но читать чужие строки не хочется — нет ожидания внезапных открытий от игры смыслов и рифм. Нет потребности ощутить красоту слова. Вернее так: существующая потребность полностью перекрывается произведениями классиков. Зачем погружаться в поток, где на единицу художественной ценности приходится так много мусора, когда можно пользоваться культурным багажом, составленным из уже отобранных шедевров?
 
Но, как я подозреваю, истинное объяснение тут другое: нам привили особое отношение к классике. Разве это не одна из задач школьного образования — воспитать в ребёнке любовь к литературе? Конечно, пробудить любовь получается не всегда, но закрепить привычку можно во многих. Скажешь «русская проза», тебе назовут Толстого и Достоевского, даже если ни одно из произведений школьной программы так и не было прочитано до конца. Скажешь «поэзия», вместе с Пушкиным и Лермонтовым вспомнят Ахматову и Цветаеву — Серебряный век у нас считается самым поэтическим в истории отечественной литературы. И если уж придется что-либо читать, то разве не естественно обратиться к именам, которые на слуху?
 
В большинстве случаев чтение «большой» литературы происходит по принуждению. Мы должны проходить это в школе, а у некоторых и в программе высшего образования присутствуют отсылки к литературе. Тем, кто хочет быть культурным человеком, немыслимо обойтись без знания национального культурного минимума, а в него входит вся классика. В культурном поле обращаются цитаты и аллюзии, хочешь их понимать — будь любезен, загляни в книгу. Каждого получающего образование и умеющего читать всё время как бы подталкивают в сторону определённых авторов. И мы их читаем, даже если нам этого не слишком хочется. Более того, многие из нас уже свыклись с мыслью, что читать надо не потому, что хочется, а потому что надо это прочесть.
 
Однако подобное отношение — норма достаточно поздняя и раньше было не так. Стоит вспомнить, что раньше все издатели платили авторам, а деньги получали с читателей. Люди хотели читать и платили за это. Сегодня мелкие издательства живут на деньги тех, кто способен оплатить свою причуду быть напечатанным. Читатель в этой схеме избыточен. Но такой порядок сложился не потому, что читателем решили пренебречь, нет, просто он исчез, и надо было как-то выживать в его отсутствие. Исчезновение читателя — первопричина изменений.
 
За счет издателя печатается лишь то, что точно будет распродано. А это — классика, известные имена. Но, как я уже сказал, чтение классической литературы — скорее культурная обязанность, а не веление сердца. Но ведь читают и другое.
 
Что сейчас читают «для интереса»? Какую-нибудь такую литературу, которая с точки зрения критики, вскормленной кровью классики, легко может быть объявлена низкопробной, сугубо развлекательной, а то и вовсе не имеющей смысла. Отлично идёт юмор. Сарказм, ирония, пародирование культурных образцов и серьёзных, претендующих на осмысленность практик, легко находят свою, весьма массовую аудиторию. Никто не учит наизусть современную поэзию, но всякие стишки «пирожки» и «порошки» запоминаются как бы сами собой и активно цитируются. Отдельным жанром стали забавные мемы. Художественное высказывание ужалось до одной строчки, до нескольких слов. Мемы собирают, ими делятся друг с другом. Нет, наверное, такого человека со смартфоном, который бы их не видел. Также все смотрят забавные видео. 
 
Забавность эта может быть весьма специфической — иногда она строится просто на отрицании общеизвестного смысла, то есть в её основе лежит абсурд. И это весьма показательно. Мы можем зафиксировать массовый переход свободного потребления («для своего удовольствия») от серьёзной литературы к сарказму и абсурду. Именно этот тектонический сдвиг и интерпретируется обычно как кризис. Но точнее было бы говорить о смене ведущих жанров, и даже более узко — о смене доминирующей интонации. Даже в тех жанрах, которые обычно относятся к «развлекательным», вроде детектива, фантастики или фэнтези, возможна подача материала «всерьёз». Но сегодня предпочтение будет оказано тем книгам, где серьёзностью пренебрегают.
 
Не стоит, однако, представлять это изменение литературных предпочтений как свидетельство духовной деградации современного человека. Думается, дело в другом.
 
Серьёзная литература помогает организовывать свою жизнь. Она задаёт образцы решений проблем, подсказывает возможные планы. Чтобы человек мог воспользоваться этими подсказками, необходимо соблюдение определённых условий. Прежде всего, у него должна быть возможность самостоятельно определять своё будущее, а во-вторых, он должен быть уверен, что будущее стоит того, чтобы им заниматься. Строить планы осмысленно, если они ведут к лучшему состоянию.
 
Но если будущее зависит не от тебя, и в нём нет ничего хорошего, любая рациональная модель поведения обесценивается. Человек выдавливается в абсурд. У него не остаётся душевных сил для того, чтобы разговаривать с миром на равных, серьёзно обсуждая происходящее. Вместо обсуждения, он начинает пародировать и издеваться над всем, что попадается под руку. Иначе бы ему пришлось признать своё поражение.
 
Поэтому кризис серьёзных жанров литературы — это не про литературные вкусы и не про мельчание человека. Это более тревожный симптом. У современного человека нет будущего. Он больше не верит в победу добра, не чувствует в себе силы переменить обстоятельства и не видит светлых перспектив. Кризис, который мы переживаем — онтологический, а не творческий, художественный или эстетический, и, похоже, он не имеет разрешения в рамках земного плана бытия.
Обсуждение
04:31 31.10.2025(1)
Likin M
"Проблема" старая как анализы мамонта. Литература, с клинописи ещё, была, что называется, парадная и для людей. Классику хотите? Почитайте не Гомера, а Менандра с Геродом, Лисия, Лукиана Самосатского... Поближе хотите? Боккачо вам в помощь. Да мало ли... В школе про них не упоминают даже. В школе нужны посылы, типа чем я тебя породил, тем и убью и скажи-ка дядя - ведь не даром.
Изучая Пушкина по школьной программе, я его сильно невзлюбил. Всем тогда казалось, что тот писал специально для учителей литературы, чтобы они, на основе его произведений, мучали детей. Почитав же его вне программы, понял, что Пушкин - не пропахший нафталином любитель писать длинно о простом, но удивительный и редкий гений.
Скажу, что с появлением интернета, литература вышла на новый, более высокий уровень. От клубного, закрытого развлечения для избранных она стала общедоступна, как в плане потребления, так и реализации. А тут ещё и ИИ подтянулся.
В обшем и целом, литература - зеркало действительности. И с этой функцией она вполне справляется ) 
21:53 31.10.2025(1)
Девять Котов
С появлением Интернета литература превратилась в дурдом... ИИ ещё подтянулся. Для полного счастья)
Меня больше интересует музыка. Но когда я слышу Инфосучку и прочих... Да - ИИ не подтянулся, а оттянулся)
G5 Gm A7 и тд и у Инфосучек челюсть отвиснет... "Я подъезжаю к бутику и покупаю что хочу")
Литература вышла на более высокий уровень, товарищи!
03:31 01.11.2025(1)
Likin M
Не в курсе про инфосучку. Но, в соавторстве с ИИ озвучил ряд моих стихов. Рок, хэви, хард. Да да, имено эти направления в музыке были использованы. Долго менялись варианты, но получилось реально здорово. Даже не ожидал такого результата ) 
18:33 01.11.2025(1)
Девять Котов
Ты это здесь выложил?
19:20 01.11.2025
Likin M
Нет
Не выкладывал
17:34 01.11.2025
Проблема есть! Но она такая общая, как сама жизнь, как мы сами - и литераторы и читатели. Мы не можем не думать и не общаться. Поэтому в данном случае все правы - и автор, и комментаторы. И я, добавляя свой комментарий в виде коротенькой басни, которая прямо и точно в тему:

Глухарь-баснописец

Глухарь явился к Журавлю,
Тот был издателем, и говорит:
– Я басни Филина люблю
И знаю.
Но кто-то ж и сейчас творит.
Я тоже вот давно их сочиняю
И про лисиц и про ворон.
– Зачем?
Ведь всё равно, как он,
Писать ты никогда не сможешь.
– И что ж?
– Ну как ты, глупый, не поймёшь.
Он эталон,
Известный всем.
Тебя с ним рядом не положишь.
Поэтому, глухой,
Лети домой.
Один великий баснописец есть
И хватит!
----------
Кстати,
Вчера у нас в столице здесь
Кого-то памятной доской прибило.
Правда, было.

* * *
Гость01:10 01.11.2025
Как будто "Дама с собачкой" Чехова, или "Идиот" Достоевского устарели?
00:22 31.10.2025(1)
1
Александр Красилов
Опять кризис!
Да что ж это такое!..
Всё кризисы да кризисы...
21:43 31.10.2025
Девять Котов
Это Crysis 2 Remastering)
Зуб даю!
----------
Потом объясню на пальцах автору в чём он прав... а в чём - нет))
12:30 31.10.2025
1
Панин
  У современного человека нет будущего. Он больше не верит в победу добра, не чувствует в себе силы переменить обстоятельства и не видит светлых перспектив. Кризис, который мы переживаем — онтологический, а не творческий, художественный или эстетический, и, похоже, он не имеет разрешения в рамках земного плана бытия.

Припечатал насмерть!
11:10 31.10.2025
Тема конечно хороша.
Но однозначного ответа не даст никто ибо все люди - СУБЪЕКТИВНЫ!!!
Но вы не отчаивайтесь, свои 8,5% смотрящих вам в рот, вы всегда найдете. Вопрос времени и трудов. И вот эти разношерстные от природы 8,5% нужно держать в повиновении, в узде. И посему временновластьпридержащие (ВВП) этим и занимаются. В том числе и через литературу!
Как и в былые времена надо СОЗДАВАТЬ героев нашего времени. СМИ прекрасно с этим справляются, за что так много и получают. А уж среди писателей и поэтов желающих в смутное время прогнуться и заполучить почетное звание или премию всегда находилось и найдется! 
Поэтому выражение автора: "...книгу, написанную «всерьёз» — НЕ корректно!
05:41 31.10.2025
Александр Джуга
Прежде всего, их не читают. Современную книгу, написанную «всерьёз» — поднимающую проблемы и не пытающуюся развлекать, вряд ли кто будет читать — скажут, что слишком много букв. 
=======================================================
Все вы наговариваете, Андрей!
"По исследованиям международных организаций - они делают это непредвзято - сегодня Россия по количеству времени, которое граждане страны тратят на чтение, занимает второе место в мире", - сообщил президент. На первом месте - Китай, уточнил он." ("Российская газета")
Правда, зарубежные источники дают другую информацию, и по всем опросам рейтинговых агентств лидеры другие, а Россия занимает 6-7 место в мире, но эти проклятые русофобы наверняка врут!
Заметка интересная, вдумчивая, поднимающая серьезный вопрос. Но, как мне кажется, для начала надо определиться с терминологией и решить, что следует понимать под терминами литература и текст, писатель и автор, читатель и потребитель информации
03:04 31.10.2025
1
Александр Кинунен
Продуманно и по делу.
Кризис всё на продажу., всё потребляется, не задумывайся.
Открывай рот и мозг, насыплем.
Знания и ум не нужны, развлекайся.
Ты обслуга конвейера, одна операция, и потребитель его продукции.
Следствие кризиса идей образования, морали и справедливости.
Тошно, конечно.