Заметка «Мы все носим шапки с 55 по 65»
Тип: Заметка
Раздел: О людях
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 8
Читатели: 46
Дата:
Предисловие:
Как вы считаете, есть у нас у человечества возможность познать этот мир? Я считаю, что нет. Неприятно, но куда деваться. Мы так сделаны, потому что курицу, сколько ты её не обучай языку, уж я не говорю о более высокой философии, всё равно ничего не выйдет. У неё вот какой есть мозг, такой и есть. Вы можете лучших профессоров Земли созвать, она не может. Воробей не может увидеть того, что мы с вами видим. Мы не можем увидеть того, что видит создатель. Это невозможно. Мы иначе сделаны. Неприятно, но а что себе это врать? Я считаю, что нет. 
Из интервью нейролингвиста Татьяны Черниговской

Мы все носим шапки с 55 по 65


Цапнула меня её мысль, и мой мозг начал её думать.
А что, если на всей эволюционной прямой сумма знаний гипотетического человека примерно равна одной гипотетической единице. Просто меняется информационное наполнение — интерпретация мира в проживаемом времени, способы хранения и обработки данных.
Представим человека до возникновения письма.
У человека без письменности память была пространством, где хранился весь им познанный и накопленный его предками мир. Все знания он носил в себе, передавал из уст в уста. Самыми важными были навыки выживания, понимание природы, связь с ней. Мы даже не можем представить глубину этих знаний — «природа–человек», «человек–природа».

Наше сегодняшнее: «Зевс мечет молнии» — мы снисходительно фыркаем: «тьфу, мифы».
А если задуматься — да за этим же целая вселенная! Просто она для нас потеряна.
Предки не дураки были, они видели иначе. В молнии — не просто разряд, а дар, конец засухи, азот для почвы, послание небес. А мы этот кадр прокрутили и забыли.
Теперь у нас жахнул вдали «закон электростатики», и если что не так жахнуло списываем в раздел «незначительные погрешности».

Потом люди научились письму, и орган выживания стал наружным.
Человек перестал быть контейнером знаний. Он стал чтецом.
Стал ли он знать больше неписучего? 

Фиг знает. Думаю, что нет.
Структура знаний стала более поверхностна: ведь можно не вырубать топором, а написать тонкой китайской кисточкой. И лишь самое нужное заучить — как таблицу умножения, Большую Медведицу и формулу водки. Остальное всегда можно подсмотреть.

Часть дохристианских знаний о природе переработали и встроили в новую интерпретацию мира, часть потеряли, часть ушла в подполье.
Структура знаний в головах людей расслаивается. Появляется специализация.
Но кто скажет, что знания философа, размышляющего о бытии, «больше», чем знание крестьянина, выращивающего хлеб? Или матери, растящей десяток детей? Или бабки-повитухи?
Они разные, но всё те же крутятся вокруг гипотетической единицы. Как сосуды: объём один, наклонение разное.

Книгопечатание ещё сильнее сдвинуло акцент: не запомнить, а найти и быстро обработать.
Книг стало много, знаний — ещё больше, а сосуд никто не расширял.
Шапки как носили 55–65 размера, так и носим.
И у нас появились теории — «А всё-таки она вертится», «архимедовы штаны во все стороны равны», «яблоко упало» (да, я знаю, что это раньше книгопечатания, но именно с ним  это стало частью массовых знаний).

Компьютер, интернет, ИИ окончательно оторвали нас от накопления.
Главное теперь — связность мышления, умение сориентироваться в потоке, вычленить смысл, отсортировать мусор от золота знаний и применить их мгновенно.
Мы стали клипово мыслить. Единица потока информации в минуту стала огромной. Но мозг не всесилен. Он включает защиту и превращает почти всё в белый шум. Даже нужное.
Если всё «по-серьёзке» влить в наш сосуд — он лопнет. Поэтому в нём просверлили дырочки.  В одну большую вливается, из многих маленьких выливается.

Знаний много — о чём угодно. Но всё обрывисто и поверхностно.
Мы можем говорить о политике, истории, ковиде, психологии — и не можем ни о чём.

А оставь нас в лесу, на самовыживании?
Да мы же не сможем. Разве что потом вспомним, что записано в ДНК, но сначала — поголодаем, стряхнём всё ненужное, пройдем через катарсис.
Да, в нас есть глубокие знания, но они точечные и узкоспециализированные.
Даже врачи, леча одни органы, не учитывают последствия для других органов, потому что на глазах шоры.

И вот главный вопрос: став узкоспециализированными флешками, стали ли мы ближе к познанию мира, к замыслу Творца? Что-то я сомневаюсь.
Мне кажется, что мы вообще интерпретируем мир ровно так, каким боком нам его сегодня показывают.
Какой диафильм у Создателя вставлен в проектор для каждого из нас — тот и принимаем за базис.

У меня всё!
Вот это меня сегодня торкнуло. =)
Кто читал, я не виновата, это в вашем диафильме сегодня такой сюжет!
=)
Обсуждение
21:58 08.11.2025
бесспорно тема хороша.
но автор тему не раскрыла, а дала просто наводку. да и способных раскрыть тему я как-то на горизонте фабулы и не замечаю.
может вам повезёт из бесчисленного количества поэтов фабулы отыщется некто, кто может что-то вразумительное сказать по теме. Будем надеяться.
буду ждать с нетерпением.
10:51 08.11.2025(1)
  Можно ляпнуть в тему? 
  О размерах. 65-это много и диагноз-проблемы оттока ликвора. Как и 55-маловато,но получше-с притоком дефицит. Из этого следует что? Кто измерял и вёл статистику-влияет это на сам мозг по качеству, если Черниговская топит за то, что-не влияет. Оправдывает что? Вот-вот-сколько у неё,интересно.
  Второе-зачем курицу научать языкам. У неё зрение лучше человеческого и пользы природе. Есть вороны, попугаи-если надо поговорить-мало чем отличаются от людей ..по количеству активного мозга. 
Да, в нас есть глубокие знания, но они точечные и узкоспециализированные

 Интересная мысль. Из самой глубины и, главное..эээ, теряю этаж полки..Забыла начало мысли. Как курица,ей-бо..Не могу сосредоточиться. С накоплением информации всё хорошо, с обработкой, согласная-туго, ощущаю физически-не запускается процесс.
Вроде и не пью, чтобы как у пьющих гуманитариев было похоже. Размер 57-средний..Мало. Не могу подводить итоги и делать выводы, увидеть проблему-да, а от чего она-нет.
пс. а вы знали (раз уж полок много) , что диафильмы были и на производственные темы? Я нашла такое-партсобрание в одном колхозе и ..что-то там ещё про повестку,а какую..не помню. Мозги-то, вона какие..Не гуманитарные-я социал. Социалы тупые-нет образного мышления,логического (совсем худы-мы самые тупые в социуме) , а за поговорить-первое место. Запрос на подключение тех,кто может обяснить как утроен мир..тьфу, как Баженов, чес-слово..Такой вот куриный бред..ко-ко..

13:27 08.11.2025
нужно!
65-это много  - присутствует в размерном ряде, выданном мне гуглом.
Из этого следует что?  Оправдывает что? - это мое творчество, я -да, возможно оправдываю себя, что не вписываюсь в мир умных людей!=)
Черниговская топит за то что к познанию мира мы не приближаемся и не познаем его никогда, потому что нам, как курице, не научиться разговаривать, так и не научиться видеть всю целостную  картину мира, а только кусочек и в нашей текущей интерпретации.

Интересная мысль. Из самой глубины и, главное..эээ, теряю этаж полки..Забыла начало мысли. Как курица,ей-бо..Не могу сосредоточиться. С накоплением информации всё хорошо, с обработкой, согласная-туго, ощущаю физически-не запускается процесс.
- это вы сами с собой? Не буду мешать, ибо сама так иногда люблю!
У меня с накоплением плохо, с обработкой получше.
 что диафильмы были и на производственные темы?- бывали. Менделееву, говорят, крутили про какие-то таблицы.
Еще помню диафильм про любовь, помните? Показали про любовь к Родине!
Вроде бы вопросы все обработала?
Поток мысли... На то он и поток, чтобы неспешно литься.
Запрос на подключение тех,кто может объяснить как утроен мир..тьфу, как Баженов, чес-слово..-  есть люди расширяющие сознания, может к ним обратиться? Вот Аглае сейчас скучно, она может нам о мире за границами обычного мышления натрындеть, как думаете?