Предисловие: Как вы считаете, есть у нас у человечества возможность познать этот мир? Я считаю, что нет. Неприятно, но куда деваться. Мы так сделаны, потому что курицу, сколько ты её не обучай языку, уж я не говорю о более высокой философии, всё равно ничего не выйдет. У неё вот какой есть мозг, такой и есть. Вы можете лучших профессоров Земли созвать, она не может. Воробей не может увидеть того, что мы с вами видим. Мы не можем увидеть того, что видит создатель. Это невозможно. Мы иначе сделаны. Неприятно, но а что себе это врать? Я считаю, что нет.
Из интервью нейролингвиста Татьяны Черниговской
Мы все носим шапки с 55 по 65
Цапнула меня её мысль, и мой мозг начал её думать.
А что, если на всей эволюционной прямой сумма знаний гипотетического человека примерно равна одной гипотетической единице. Просто меняется информационное наполнение — интерпретация мира в проживаемом времени, способы хранения и обработки данных.
Представим человека до возникновения письма.
У человека без письменности память была пространством, где хранился весь им познанный и накопленный его предками мир. Все знания он носил в себе, передавал из уст в уста. Самыми важными были навыки выживания, понимание природы, связь с ней. Мы даже не можем представить глубину этих знаний — «природа–человек», «человек–природа».
Наше сегодняшнее: «Зевс мечет молнии» — мы снисходительно фыркаем: «тьфу, мифы».
А если задуматься — да за этим же целая вселенная! Просто она для нас потеряна.
Предки не дураки были, они видели иначе. В молнии — не просто разряд, а дар, конец засухи, азот для почвы, послание небес. А мы этот кадр прокрутили и забыли.
Теперь у нас жахнул вдали «закон электростатики», и если что не так жахнуло списываем в раздел «незначительные погрешности».
Потом люди научились письму, и орган выживания стал наружным.
Человек перестал быть контейнером знаний. Он стал чтецом.
Стал ли он знать больше неписучего?
Фиг знает. Думаю, что нет.
Структура знаний стала более поверхностна: ведь можно не вырубать топором, а написать тонкой китайской кисточкой. И лишь самое нужное заучить — как таблицу умножения, Большую Медведицу и формулу водки. Остальное всегда можно подсмотреть.
Часть дохристианских знаний о природе переработали и встроили в новую интерпретацию мира, часть потеряли, часть ушла в подполье.
Структура знаний в головах людей расслаивается. Появляется специализация.
Но кто скажет, что знания философа, размышляющего о бытии, «больше», чем знание крестьянина, выращивающего хлеб? Или матери, растящей десяток детей? Или бабки-повитухи?
Они разные, но всё те же крутятся вокруг гипотетической единицы. Как сосуды: объём один, наклонение разное.
Книгопечатание ещё сильнее сдвинуло акцент: не запомнить, а найти и быстро обработать.
Книг стало много, знаний — ещё больше, а сосуд никто не расширял.
Шапки как носили 55–65 размера, так и носим.
И у нас появились теории — «А всё-таки она вертится», «архимедовы штаны во все стороны равны», «яблоко упало» (да, я знаю, что это раньше книгопечатания, но именно с ним это стало частью массовых знаний).
Компьютер, интернет, ИИ окончательно оторвали нас от накопления.
Главное теперь — связность мышления, умение сориентироваться в потоке, вычленить смысл, отсортировать мусор от золота знаний и применить их мгновенно.
Мы стали клипово мыслить. Единица потока информации в минуту стала огромной. Но мозг не всесилен. Он включает защиту и превращает почти всё в белый шум. Даже нужное.
Если всё «по-серьёзке» влить в наш сосуд — он лопнет. Поэтому в нём просверлили дырочки. В одну большую вливается, из многих маленьких выливается.
Знаний много — о чём угодно. Но всё обрывисто и поверхностно.
Мы можем говорить о политике, истории, ковиде, психологии — и не можем ни о чём.
А оставь нас в лесу, на самовыживании?
Да мы же не сможем. Разве что потом вспомним, что записано в ДНК, но сначала — поголодаем, стряхнём всё ненужное, пройдем через катарсис.
Да, в нас есть глубокие знания, но они точечные и узкоспециализированные.
Даже врачи, леча одни органы, не учитывают последствия для других органов, потому что на глазах шоры.
И вот главный вопрос: став узкоспециализированными флешками, стали ли мы ближе к познанию мира, к замыслу Творца? Что-то я сомневаюсь.
Мне кажется, что мы вообще интерпретируем мир ровно так, каким боком нам его сегодня показывают.
Какой диафильм у Создателя вставлен в проектор для каждого из нас — тот и принимаем за базис.
У меня всё!
Вот это меня сегодня торкнуло. =)
Кто читал, я не виновата, это в вашем диафильме сегодня такой сюжет!
=)
|
но автор тему не раскрыла, а дала просто наводку. да и способных раскрыть тему я как-то на горизонте фабулы и не замечаю.
может вам повезёт из бесчисленного количества поэтов фабулы отыщется некто, кто может что-то вразумительное сказать по теме. Будем надеяться.
буду ждать с нетерпением.