Немного о филологических ляпах
Давеча решила перечитать замечательнейший роман Брэма Стокера про легендарного трансильванского монстра (к слову, высоко оцененный в своё время Александром Блоком: "Прочел я "Вампира - графа Дракула". Читал две ночи и боялся отчаянно. Потом понял ещё и глубину этого, независимо от литературности и т.д." - из письма Евгению Иванову).
Однако речь в этой заметке пойдёт о другом. Не о Стокере и не о Блоке. А о предисловии к роману (издательство "Азбука-Классика").
Открываю 8 страницу и читаю: "Принято считать, что готический роман возник в 18 веке как отклик на "политическую травму" кровавой французской революции. В ужасе перед тем, что происходит у соседей и вполне может перекинуться на Британию (тем более прецедент уже был - первая европейская буржуазная революция 17 века в Англии подала Европе пример "цареубийства"), англичане начали усиленно культивировать этику самоконтроля , самодисциплины, кодекс "леди и джентльмена"".
Думаю: как так? Что значит готический роман возник в "18 веке как отклик на "политическую травму" кровавой французской революции"?
Даты "великой" французской революции: 1789-94гг.
Тогда как первое произведение в жанре английского готического романа датируется 1764 годом, и был это "Замок Отранто" Горация Уолпола.
И какой же тогда "отклик на политическую травму"? До травмы ещё нужно было подождать четверть века.
Составитель предисловия Татьяна Красавченко, по сведениям интернета: доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник.
Возможно, "ведущий научный сотрудник" обманулась годом издания ещё одного знакового романа в новоявленном жанре ужасов - "Удольфские тайны" Анны Радклиф (1794).
Но он был, конечно, не первый...
2022г.
|