"Христианство есть платонизм для "народа"
Ницше спустя более ...дцати лет добровольного чтения- изучения (не без приятности), - приятно открывается по-новому.
Ныне философов не читают добровольно, их читают от "интеллектуальной пресности/бедности", что есть само по себе принуждение "пустого ума-желудка", от пресности понятий и - до тошноты - переполненности оными, от отсутствия личного - различного и глубокого - опыта, по велению моды (скажем, вконтактик и иже тому очевидный пример), по глупости, от жадности ("съесть не могу, а оставить жаль"), из духа отрицания/лжескепсиса, из желания найти подтверждение своим до-мыслам (не мыслям)... От чего угодно, но почти всегда - неправильно. От "чистого" поиска (без дурно пахнущей примеси самомнения и самолюбия), в поиске - читает мало кто. А тем более - в удовольствие. Это уже роскошь.
----------------------
.... самым худшим, самым томительным и самым опасным из всех заблуждений было до сих пор заблуждение догматиков, именно, выдумка Платона о чистом духе и о добре самом по себе. Но теперь, когда оно побеждено, когда Европа освободилась от этого кошмара и по крайней мере может наслаждаться более здоровым... сном, мы, чью задачу составляет само бдение, являемся наследниками всей той силы, которую взрастила борьба с этим заблуждением. Говорить так о духе и добре, как говорил Платон, - это значит, без сомнения, ставить истину вверх ногами и отрицать саму перспективность, т. е. основное условие всяческой жизни; можно даже спросить, подобно врачу: "откуда такая болезнь у этого прекраснейшего отпрыска древности, у Платона? уж не испортил ли его злой Сократ? уж не был ли Сократ губителем юношества? и не заслужил ли он своей цикуты?" - Но борьба с Платоном, или, говоря понятнее и для "народа", борьба с христианско-церковным гнетом тысячелетий - ибо христианство есть платонизм для "народа", - породила в Европе роскошное напряжение духа, какого еще не было на земле: из такого туго натянутого лука можно стрелять теперь по самым далеким целям. Конечно, европеец ощущает это напряжение как состояние тягостное; и уже дважды делались великие попытки ослабить тетиву, раз посредством иезуитизма, другой посредством демократического просвещения - последнее при помощи свободы прессы и чтения газет в самом деле может достигнуть того, что дух перестанет быть "в тягость" самому себе! (Немцы изобрели порох - с чем их поздравляю! но они снова расквитались за это - они изобрели прессу.) Мы же, не будучи ни иезуитами, ни демократами, ни даже в достаточной степени немцами, мы, добрые европейцы и свободные, очень свободные умы, - мы ощущаем еще и всю тягость духа и все напряжение его лука! а может быть, и стрелу, задачу, кто знает? цель...
Сильс-Мария, Верхний Энгадин, июнь 1885 "По ту сторону добра и зла" Фридрих Ницше
|