Заметка «Авторский вымысел»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 4.7
Баллы: 4
Читатели: 39
Дата:

Авторский вымысел

  Хотелось бы высказать свою точку зрения на один аспект творчества любого автора: авторский вымысел, в какой степени он допустим?

  Я сам как автор пишу свои рассказы с большим процентом авторского вымысла. И вообще без этого будет не рассказ, а документальная хроника.

  Но! Я считаю, что авторский вымысел должен основываться на реальных фактах. Реальных, а не высосанных из пальца.
 
  Любой автор (да и я в том числе) может сказать: «Я художник. Я так вижу». Никто не спорит с этим. Вот только это видение должно основываться на чем-то реальном. Чистой воды фантазия уместна только в одном случае – когда она написана в жанре ненаучной фантастики. И то с оговорками.
 
  Конкурс "Мир и война" по определению стал конкурсом исторического рассказа. Что поделать, если в истории нашей страны были не одна война или военный конфликт. Но если мы пишем историческую прозу, то она обязательно должна опираться на факты. А факты должны проверяться. В нескольких источниках. Как минимум.

 Если факты взяты из головы, то это ненаучная фантастика. Но не исторический рассказ.
Обсуждение
06:52 20.12.2025(2)
2
Александр Паршин
Рассказ и очерк - это разные жанры. Правдоподобно - это очерк. Единственный критерий рассказа - интересно или нет.
09:48 20.12.2025(1)
Аристарх Палеолог
Я не против авторского вымысла. Я против не соблюдения меры в нём
10:04 20.12.2025(1)
1
Александр Паршин
Никакой меры. Пусть будет сплошной авторский вымысел, ни грамму правды, но интересно и читатели будут читать, а может быть сплошная правда, но не интересно, и никто читать не будет. Читателю не важно правда это или вымысел. Главное, чтобы было интересно.
10:08 20.12.2025(1)
Аристарх Палеолог
Ну с этим не поспоришь. Интерес должен быть. Просто надо найти золотую середину. Или писать на основе фактов, но интересно, или писать настолько интересно, чтобы фантазии и вымыслы не бросались в глаза. 
Я могу ошибаться, просто я оцениваю исторический рассказ, интересный он или нет, с точки зрения профессионального историка
10:27 20.12.2025(1)
1
Александр Паршин
Сергей, главное, что ты оцениваешь рассказ, а не реальное историческое событие. Простой читатель не отличит, Александра Первого, от Александра Второго или Третьего. Ему главное, чтобы интересно было.
Самое смешное, когда сотрудник полиции читает или смотрит полицейские романы. Он никому не даст посмотреть, там всё не так. Одакожь, все читают Агату Кристи, где совсем не понятно, что нагорожено.
12:18 20.12.2025
Аристарх Палеолог
Саш, я согласен с тобой. 
Просто я иногда бываю таким вот полицейским 
09:45 20.12.2025(1)
1
Воблин
Тут я полностью соглашусь с Александром, а Аристарху советовал бы обратить внимание на романы Дюма или Конан Дойла. Роман "Три мушкетера" писался как исторический, но автор насочинял там такого, настолько вольно обращался с фактами и историческими личностями, что просто поразительно. Да и попытка огородить художественную литературу, превратив ее в документальную прозу, бесполезное занятие. 
09:52 20.12.2025(1)
Аристарх Палеолог
Я написал Александру и потому повторюсь.. Я не против авторского вымысла, но он должен хотя бы на чем-то основываться. И превратить худлит в документалку нет у меня такой цели. Да и вообще. Эта заметка из разряда ИМХО. Ну или КМК.
14:36 20.12.2025(1)
1
Воблин
Ваше высказывание верно, только если смотреть на литературы с позиции реализма. Но в современной сетературе полно всевозможных других направлений, последователи которых будут в шоке прочитав ваше утверждение. Взять хотя бы такие направления как Бояраниме, Фэнтези, Стимпанк и многие другие, вообще не могу представить о каких реальных фактах там можно говорить. Все они могут быть написаны в конкретном историческом антураже, но при этом полностью "высосаны из пальца". Вот в качестве саморекламы предложу вам прочитать (если не затруднит) свой короткий роман "Опрокинутый мир" https://fabulae.ru/prose_b.php?id=133925 Там и конкретный исторический период (1926 год, НЭП), и конкретные исторические личности, но сама история полностью фантазия и произвол автора. Все там подано под соусом "Авторский мир" и пишу Как Мне Хочется. О каких фактах там можно говорить? 
16:58 20.12.2025
1
Аристарх Палеолог
Жанровое многообразие современной литературы вещь, конечно, хорошая. Но я ее не затрагиваю. Хотя бы потому, что не всё из перечисленного Вами я читаю. Моя мысль больше относится к классическому рассказу, еслит его можно так назвать. И повторюсь - это просто мнение, я его не навязываю, я его высказал и теперь с интересом читаю комментарии. И не отвергаю огульно мысли, высказанные в них, например Александром Паршиным. Да и Ваши тоже.
p.s. Вашу работу посмотрю обязательно )) Спасибо и за ссылку, и за Ваше мнение.
Гость12:28 20.12.2025
1
Если факты взяты из головы,
то это не факты.
Книга автора
Немного строк и междустрочий 
 Автор: Ольга Орлова