Типография «Новый формат»
Заметка «Что такое авторская песня?»
Тип: Заметка
Раздел: О культуре
Темы: авторская песнятворчество
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 10
Читатели: 197 +2
Дата:

Что такое авторская песня?

Авторская песня (или бардовская песня) — это жанр, где автор сам пишет текст и музыку, а также сам исполняет песню, чаще всего под гитарное сопровождение. Сейчас очень многие авторы создают новые песни с помощью искуственного интеллекта. Всё бы ничего, но эти же самые авторы ставят свои произведения в раздел "авторская песня" или вообще пишут прямым текстом, что песня является авторской. Уважаемые авторы, это является обычным невежеством. Пожалуйста, не вводите в заблуждение пользователей, читающих и слушающих ваши совместные с ИИ творения. Когда человек, сам создавший песню, сам её и поёт, вот тогда появляется авторская песня.
Обсуждение
01:36 01.04.2026(1)
Александр Ок
Насколько я понимаю "авторскую песню", это не совсем так.

Например, "Домбайский вальс", "Солнышко лесное" Ю. Визбора - это отличные образцы авторской песни. Независимо от того, кто их исполняет или не исполняет.

По поводу авторства в песнях:
(имеются ввиду авторы, не исполняющие песни)

1. Авторов и стихов, и музыки одновременно правомерно называют "авторами песни".
2. Авторов музыки на чужие стихи тоже называют "авторами песни". Но в отличие от первой категории обязательно указывают на чьи стихи.
3. Авторов стихов, использованных каким-либо композитором для создания песни, авторами этой песни не называют. Они просто поэты.

Песня становится песней лишь после того, как только чьи-либо стихи будут положены на музыку. Отсюда таких композиторов и считают авторами песен. А поэтов, увы, – нет. ("справедливо-несправедливо", но это так).

Кого называют бардами или бардами-исполнителями:
(имеются ввиду исполнители песен, как правило, под гитару (не не обязательно))

1. Самодеятельного исполнителя, который поёт песни на свою музыку и свои стихи, называют "бардом" или с лёгким юмором "полным бардом" (вне зависимости от комплекции).
2. Самодеятельного исполнителя, который поёт песни на свою музыку и чужие стихи или на свои стихи и чужую музыку, тоже называют "бардом", но не "полным" :). "Бардом", поскольку в исполняемых песнях наличествует авторский компонент (музыка или стихи).
3. Самодеятельного исполнителя, который поёт песни на чужую музыку и чужие стихи, называют просто "исполнителем". Изредка таковых тоже зовут "бардами", но это не совсем корректно.

Кстати, обычных поэтов, читающих свои стихи, тоже иногда зовут бардами. По средневековой традиции. Но это не те барды, которых мы относим к авторской, самодеятельной, бардовской песне. И здесь понятие "бард" выступает скорее "омонимом", хотя происхождение слов от единого начала.
04:45 01.04.2026
Колоколов Антон
Всё подробно. Не спорю. 
10:04 04.01.2026(2)
Иванка
Некоторые и созданные ИИ стихи за свои выдают ))

00:01 05.01.2026
потому что человек сам по себе безпредельно алчный!!!
10:06 04.01.2026(2)
Колоколов Антон
Нужно всегда ставить пометку около стихов, написанных с помощью ИИ.
14:11 04.01.2026(1)
1
Иванка
Какую пометку, если стихи созданы НЕ автором.
Такого добра каждый желающий может сам себе сколько угодно создать, не заглядывая на литературный сайт.

14:14 04.01.2026(2)
Колоколов Антон
Там всегда не так, как хотелось бы. Есть ошибки, огрехи, которые следовало бы исправить.
15:29 04.01.2026(1)
Кого править? Машину для написания стихов? Что Вы говорите? Эдак и поэт автомехаником станет.))
Увольте от таких стихов и таких " поэтов".
15:33 04.01.2026
Колоколов Антон
Не машину для написания стихов, а строчки, которые программа выдаёт. Причём тут машина?
15:21 04.01.2026(1)
Иванка
Так и в песнях ИИ не всё сразу получается.

То есть, Вы считаете, что стихи, созданные ИИ, можно под своим именем публиковать?

15:29 04.01.2026(1)
Колоколов Антон
Пока позволяет законодательство, это возможно. Не нам решать проблему авторских прав при использовании генератора рифм.
16:31 04.01.2026(2)
Иванка
Почему же тогда песни ИИ нельзя авторскими называть? Это то же самое.

Гость23:37 04.01.2026
Потому что авторская песня — это такой жанр.
С таким же успехом можно песню от ИИ арией назвать или романсом.
17:07 04.01.2026(1)
Колоколов Антон
Когда человек, сам создавший песню, сам её и поёт, вот тогда появляется авторская песня, т.е.  единство автора-исполнителя: один человек создает слова, музыку и исполнение.
18:11 04.01.2026(3)
Иванка
А почему стихи, созданные ИИ, Вы читаете возможным объявлять авторскими?

Когда человек, сам создавший стих, сам придумал сюжет/идею, подобрал слова и рифмы, образы и художественные приёмы, вот тогда  и появляется авторский стих.

Уж не ИИ ли создал тот стих про польта, что мы тут всем миром Вам корректировали?


Гость02:54 05.01.2026
тогда  и появляется авторский стих

Нет такого авторского стиха. Есть: баллада, элегия, сонет, ода и т.д.
Гость23:37 04.01.2026
тогда  и появляется авторский стих

Нет такого жпнраив поэзии. Есть: ода, баллада, сонет, элегия...
19:31 04.01.2026(1)
Колоколов Антон
Вы путаете понятия и меня хотите запутать. Применительно к песням слово "авторская" обозначает жанр. Бывают песни: поп, рок, народные, авторские, романсы. Когда мы говорим авторское стихотворение, мы подразумеваем, что оно создано автором, на него распространяются авторские права, и это уже не жанр. Моя заметка о жанре "авторская песня". Дискуссия почему-то пошла в другое русло - стихи. У меня есть одно стихотворение, которое я написал напополам с ИИ. Если в стихе про польта добрые люди (возможно гости, которые не представились) предоставили строчки от ИИ, о чём я не знаю, тогда да.
22:45 04.01.2026(1)
Иванка
Нет, я не путаю ничего и никого.
Жанр "авторская песня", да, а стихи авторскими изначально всегда должны быть. Потому что мы тут все  называемся авторами, и сайт даёт возможность публиковать СВОИ стихи.
Поэтому всё, созданное ИИ или с его помощью, не является авторским.
С этим же согласны и другие комментаторы.
А у Вас какие-то двойные стандарты.

Я всё сказала, дальше думайте, как хотите. Отвечать не буду.

05:39 05.01.2026(1)
Колоколов Антон
Я понимаю Вас и Ваше желание изменить ситуацию, но ничего сделать не могу. В пользовательском соглашении нейросети указывают условия использования. Например, "Администрация предоставляет Пользователю доступ к Сервису для генерации Композиций и возможность получения исключительных прав на сгенерированные Композиции при условии оплаты соответствующего вознаграждения, установленного Администрацией, а также иной функционал Сервиса, определённый настоящим Соглашением".
Гость11:56 05.01.2026(1)
Мне кажется, он просто делает вид, что не понимает тебя, Иванка.
Все просто: то, что написано ИИ, - НЕАВТОРСКОЕ, ни стихи, ни песни.
13:26 05.01.2026
Колоколов Антон
Моя заметка касается вопроса авторской песни. Поэтому нужно обсуждать по теме заметки, а не решать сложные вопросы, касающиеся стихов и авторства. Пусть решением этих вопросов занимаются специалисты.
11:22 04.01.2026(1)
Александр Джуга
Тогда следовало бы ставить и такую пометку: использовался генератор рифм. 
Как считаете? 
13:06 04.01.2026(1)
Колоколов Антон
Конечно, надо ставить.
15:33 04.01.2026(1)
Моё мнение, вычислять таких горе авторов надо и гнать с позором с Фабулы! Они сродни плагиата.
15:34 04.01.2026(1)
Колоколов Антон
Действуйте.
15:55 04.01.2026(2)
Поймите, Антон,  поэзия - это состояние души. Поэзия - она либо есть, либо нет и ИИ тут вряд ли поможет. И в тоже время ИИ так научился писать стихи ( быстро учится у людей) что бывает трудно распознать. И это страшно. Когда- нибудь он полностью выдавит людей при нашем таком потакании. Сейчас уже фильмы создают с помощью ИИ_ где артисты не нужны, равно как и режиссёр, правильно заложил тему направление и готово. Не за горами время, когда нас ИИ людей воспитывать будет.
Плохо это всё, если не ужасно.
23:53 04.01.2026(1)
Никакого искусственного интеллекта нет и не будет!
То что вы называете искусственным интеллектом, всего лишь компьютерная программа умного программиста. И от ума программиста зависит и ценность так называемого искусственного интеллекта. И как вы уже понимаете, появится огромное количество некоего Машинного Продукта. И этот продукт будет разного качества. Также как До него выдавали Разную продукцию разные люди. В целом процент будет напоминать сделку по обмену Шила на мыло.
Вот сейчас я пишу свой пост привлекая прототип искусственного интеллекта запись текста с помощью вложенного программного обеспечения в мой iPhone – запись буквами моего голосового сопровождения. И вы без труда можете увидеть некоторые грамматические, а порой и смысловые абракадабры. Это не я без грамотный. Нет. Это так воспринимает меня, живого человека компьютеризированная железяка. И любой поэт на сайте, а тем более филолог поставил бы мне кол и выставил бы на посмешище. Вот тоже будет происходить с пресловутым ИИ. Железяка не думает, а она просто перебирает из множества слов наиболее подходящее по смыслу заложенной программы.
Так что посты нте немножко.
Но все те кто будет подсмеиваться надо мной и ехидничать в своих парусах, у них будет возможность убедиться в правоте моих слов через некоторое недалёкое времечко.
06:03 05.01.2026
Колоколов Антон
Вы правы. Просто программистам какой-то новой программы показалось удачным название, и оно закрепилось. И теперь это название пугает и будоражит умы людей.
16:06 04.01.2026(1)
Колоколов Антон
Вы думаете, что когда-нибудь появится "самые мои любимые стихи - ИИ" или "самая моя любимая песня - ИИ"? А вдруг Вы уже ненароком проочпонили что-нибудь этакое? 
16:10 04.01.2026(1)
А Вы себе задайте этот вопрос.
16:11 04.01.2026
Колоколов Антон
А я откуда знаю?
Гость11:58 05.01.2026(1)
Для знатоков!
Песня, в которой певец исполняет стихи другого автора, может называться авторской, но с некоторыми оговорками. [color=rgba(0, 0, 0, 0.6)]ksp-msk.ru
Обычно авторская песня (бардовская, поэтическая) предполагает, что автор музыки, текста и исполнитель — одно лицо. Однако есть исключения: некоторые песни, в которых автор музыки и автор стихов — разные люди, всё равно воспринимаются как авторские. [color=rgba(0, 0, 0, 0.6)]ru.wikipedia.org*[color=rgba(0, 0, 0, 0.6)]nsportal.ru[color=rgba(0, 0, 0, 0.6)]ksp-msk.ru
Это объясняется тем, что в таких произведениях доминантная роль отведена поэтическому тексту, а музыкально-исполнительская сторона также может быть определяющим показателем принадлежности к жанру авторской песни
13:21 05.01.2026
Колоколов Антон
Согласитесь, что раздел "авторская песня" этого сайта переполнен произведениями, которыми не являются авторской песней.
18:51 04.01.2026(1)
Афанасий Сальери
Вот если я исполню песню, к примеру, "Ёжик резиновый", который насвистывал, то она уже получается не авторская?
 
19:10 04.01.2026(1)
Колоколов Антон
Есть чёткое определение авторской песни. Если это определение не подходит этой песне, то она не авторская.
19:45 04.01.2026(1)
Афанасий Сальери
Кстати, в Избе-читальне есть раздел Авторская песня  и там стоит отметка: не ИИ! 
Я вот и не знал что теперь ставят такие. Автоматом при чем. 
05:48 05.01.2026
Колоколов Антон
Правильно.
10:12 04.01.2026(1)
Алена Вока
Спасибо за информацию!
10:15 04.01.2026
Комментарий удален автором комментария
Книга автора
Немного строк и междустрочий 
 Автор: Ольга Орлова