Типография «Новый формат»
Заметка «Молодые экономики проявляют больше доверия к ИИ»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Темы: статьяэкономикалюдитехнологииобщество
Сборник: Статьи и интервью
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 22
Читатели: 171
Дата:

Молодые экономики проявляют больше доверия к ИИ



Исследования показывают, что молодёжь во многих странах видит в искусственном интеллекте возможность. UNICEF отмечает, что более 330 тысяч молодых людей из 181 страны считают ИИ источником новых ресурсов для образования и занятости, особенно там, где рынки труда только начинают формироваться. Для молодых государств это особенно важно, ведь технологии воспринимаются ими как средство быстрого роста и интеграции в мировое пространство.

По данным Pew Research Center, отношение к ИИ сильно варьируется. В развитых странах чаще доминирует осторожность и акцент на регулировании, тогда как в странах с молодой экономикой и населением больше энтузиазма и доверия к возможностям технологий. Причина в том, что ИИ считается инструментом быстрого прогресса и выхода за пределы классических этапов индустриализации.

Однако оптимизм сопровождается тревогами, молодёжь указывает на риск усиления неравенства. Доступ к ИИ может усилить разрыв между странами, где технологии внедряются активно, и теми, где инфраструктура ещё слабая. Кроме того, молодые люди подчёркивают, что решения об использовании ИИ часто принимаются «взрослыми», без учёта их мнения, что усиливает различие и углубляет проблему межпоколенческого диалога. И слишком активная автоматизация может привести к сокращению рабочих мест, особенно в сферах, где новые кадры лишь начинают закрепляться.

С другой стороны, ИИ открывает уникальные возможности для образования. В странах с молодой экономикой цифровые инструменты помогают компенсировать нехватку учителей и учебных материалов, создавая доступ к интерактивным курсам и персонализированным программам обучения. Для молодёжи появился шанс получить знания мирового уровня, не покидая родной страны, и тем самым повысить конкурентоспособность на глобальном рынке труда. Ещё одним преимуществом является поддержка инноваций и предпринимательства. ИИ позволяет молодым специалистам запускать стартапы с минимальными ресурсами, использовать алгоритмы для анализа рынка и разработки новых продуктов. В странах, где традиционная индустриальная база ещё не сформирована, это становится способом «перепрыгнуть» через этапы классического развития и сразу выйти в цифровую экономику.

Страны Центральной Азии — Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан — сегодня относятся к самым «молодым» регионам Евразии. Более половины населения здесь моложе 30 лет, а медианный возраст в некоторых странах составляет всего 22–27 лет. Это возможность для получения так называемого «демографического дивиденда», когда большая часть общества находится в трудоспособном возрасте. При создании условий для самореализации молодого поколения можно ожидать, что оно станет двигателем экономического рывка и социальной стабильности.


В Центральной Азии вера в искусственный интеллект тесно связана с надеждой на технологический прорыв. В последние годы страны региона начали активно внедрять национальные стратегии по развитию ИИ, запускать чат-боты для электронного правительства и создавать языковые модели для локальных языков. Технологии здесь постепенно проникают в ключевые сферы: в медицине ИИ используется для диагностики и телемедицины, в образовании для адаптивных онлайн-курсов и цифровых платформ, в налоговой системе для автоматизации проверок и повышения прозрачности, в СМИ для анализа больших массивов данных и создания персонализированного контента, а в горной отрасли для прогнозирования рисков, оптимизации добычи и повышения безопасности. Дополнительно ИИ активно внедряется в сельское хозяйство от прогнозирования урожайности и мониторинга состояния почвы до оптимизации ирригационных систем и борьбы с вредителями, что особенно важно для аграрных экономик региона. Комплексный подход открывает реальные перспективы будущего.

Искусственный интеллект играет роль механизма для запуска креативности и экономического роста, особенно в обществах, где энергия нового поколения сочетается с технологическим энтузиазмом. Во многих странах молодые люди уверены, что цифровые технологии способны уже в ближайшие годы улучшить их жизнь и ускорить построение справедливого, устойчивого общества.
Обсуждение
11:07 21.02.2026(1)
1
Святослав Егоров
Перечитал. Привет.
Подумалось, а не пускаем ли мы козла в огород?
Понятно, что ии не смотрит на личности, не подсуживает одного в пользу другого. Но...
Доверять экономику компьютерной программе, автономной, возможно от западных производителей...
А вдруг глюк, или ещё что нить в этом роде, и вся экономика к чертям полетит....

Кроме всего прочего, внедрение ии-программ повышает риски в плане рабочих мест для людей. С этим никто спорить не станет. Чем шире применение ии в различные отрасли деятельности человечества- тем меньше рабочих мест у самого человечества.
И где им деньгу брать? Грабить? Воровать? Как потом этих людей прокормить? У нас не запад, пособий по безработице нет. А те, что есть, настолько мизерны, что их считай что нет...
Куда девать голодные рты?
Спецом для них устроить конфликт с другим государством?
Или вирус запустить, чтоб определённый контингент на тот свет отправить?
Такое уже было. Ковид , помнится, предпочтительно на людей пенсионного возраста действовал....
Тут, извини, больше вопросов, чем ответов.
Хорошо, когда всё хорошо.
Но я не разделяю оптимизма связанного с внедрением ии 

На людей то не всегда можно положиться.
Чего говорить о механизмах.
Мне ещё не встречалась техника, которая в моём присутствии оставалась бы исправной))))
.
11:01 22.02.2026(1)
1
Ирина Гасникова
Спасибо за прочтение и комментарий. Я согласна, техника ломается, программы глючат, и доверять им свято наивно. Но вот парадокс, что именно люди, которым надо доверять больше, чаще всего и запускают те самые глюки будь то в экономике, политике или на производстве. Именно люди устраивают войны, а не танки или дроны.
Да, ИИ может лишить кого-то работы. Но ведь и трактор тоже когда-то отобрал заработок у пахаря с сохой, а печатный станок у переписчиков. И всё же человечество не вымерло от голода, а наоборот, придумало новые профессии, новые рынки и новые способы заработать. Это прогресс, и его не остановить, как бы мы ни высказывали сейчас свой оптимизм или негатив. Я просто считаю, что лучше жить с радостью и верой в лучшее, чем с вечным страхом. Конечно, прогресс несёт определённые риски, но он же открывает и новые пути, которые ещё вчера казались фантастикой.
14:51 22.02.2026(1)
1
Святослав Егоров
И всё же.
Понимаю про человеческий фактор в экономике, политике и прочем.
Но...
Считаю, что ИИ, раз на него возлагают такие радужные надежды, следует использовать в других проектах.
К примеру; в мировом океане, мусорное пятно пластика размером с континент. Проблема? Пусть решает. Находит способы очистки океана. Расчитывает сметы, схемы, инструменты.
Проблемы неизлечимых болезней. Раз он такой умный, скорость просчитывания вариантов бешеная)))  Пусть изобретает, находит лекарства, от рака, спида, Альцгеймера, Эбола. И многих других.
Причём не такие лекарства, что доступны лишь элитам, а для массового применения.
Альтернативный источник энергии. 
Мы знаем, что запасы нефти и газа не бесконечны. За эти ресурсы и идут войны)))
Пусть ищет новый, экономичный*)), источник энергии, да чтоб не во вред экологии.
Ей-бо, чтобы найти перспективы использования возможностей ИИ, необязательно доверять ему руководство экономикой.
Создание подводных промышленных баз- возможно постройка подводных городов.
Поглошение угарных газов из атмосферы...
К слову, всё это как раз таки и будет работать на благо экономики, причём не только государств, но и планеты в целом.

Если хотя бы несколько из озвученных мною проблем, будут выполнены ИИ. Когда появятся первые результаты. Только тогда можно считать его помощником человечества. А пока он потенциальная угроза человеку.

Понятно же, что ИИ должен работать над теми проблемами, которые сами люди решить не могут.
А в том, как набить себе карманы, или управлять людьми, людям не нужны нни учителя, ни помощники.
14:54 22.02.2026(1)
1
Ирина Гасникова
Не ИИ потенциальная угроза человеку, а сам человек. 
15:05 22.02.2026(1)
1
Святослав Егоров
А когда было иначе?
Человек- вечная угроза не только себе. Но и окружающей природе и планете в целом.
У него получается хорошо только уничтожать, истреблять всё вокруг себя. У него получается хорошо только изобретать средства для уничтожения. И теперь, после создания ИИ, кто то хочет уверить меня, в том , что это хорошо?)))
Либо это очередное средство для уничтожения чего либо- и тогда это плохо. Либо изначально, это плохо, потому что у людей хорошо получается делать только оружие...
Такая вот дилемма.
18:43 22.02.2026
1
Ирина Гасникова
Это верно, Святослав. Человек действительно часто оставляет за собой следы разрушения, история полна примеров того, как изобретения превращались в оружие. Но я бы чуть поправила акцент, ведь у людей получается не только уничтожать, но и создавать, например, искусство. ИИ, как и любое изобретение, всего лишь инструмент, который может стать оружием, если его применяют с разрушительными намерениями, но может быть и средством для сохранения жизни, природы и культуры. Дилемма, о которой ты говоришь, не в самой технологии, а в том, как человек будет её использовать. Всё зависит от человеческой ответственности. 
09:35 20.02.2026(1)
1
Александр Клич
Любые новые, да и не только новые, технологии, это "палка" в руках человека. И превратится ли она в палочку-выручалочку, или в дубину разбойника зависит от человека, в чьих руках она оказалась.
07:12 21.02.2026(1)
1
Ирина Гасникова
Вы правы, Александр. Всё зависит от того, как люди будут пользоваться новыми технологиями. Это как с огнём, который может согреть, а может и обжечь.
10:23 21.02.2026
1
Александр Клич
Поэтому я не ИИ не доверяю, а худшей части человечества, которое  может использовать его в виде напалма.
10:04 20.02.2026(1)
1
Лёха Длинный
Проблема так называемого ИИ (нет ИИ в том понимании которое ему пытаются приписать) заключается в том, какими вводными данными его накормили, как эту модель взращивали. А молодежь которая ищет там знания - это обычное отсутствие критического мышления и попытка переложить ответственность, решение же подсказано...
07:09 21.02.2026(1)
1
Ирина Гасникова
Я согласна с Вами, Алексей. Лично меня тревожит, что молодёжь всё чаще обращается к западным и китайским программам ИИ. Я не имею ничего против других стран и культур, но подобная зависимость создаёт риск однобокого восприятия информации. Когда источники знаний и технологий сосредоточены в руках только нескольких центров, мы теряем возможность видеть мир во всей его многогранности. Наверно, скоро напишу на эту тему статью. 
09:59 21.02.2026(1)
1
Лёха Длинный
Обращение к западным происходит по причине не достаточности уровня отечественных. Отечественные часто пытаются быть похожими, но из за этого становятся вторичными. Вот если бы они были действительно уникальны, тогда да, они бы имели вес, а так просто очередной клон... Это как Яндекс, просто жалкая копия Гугла ..
10:00 21.02.2026
Ирина Гасникова
Да, это верно. 
10:18 19.02.2026(1)
1
Как вы считаете, Ирина, может ИИ решить вечную, насущную проблему людей - нехватка продуктов на планете?
20:22 19.02.2026(1)
Ирина Гасникова
Никита, спасибо за прочтение и вопрос. Я думаю, что ИИ способен сыграть огромную роль в точном прогнозировании урожая и логистики, помогать оптимизировать производство и распределение продуктов, снижать потери и повышать эффективность сельского хозяйства. Но он не решит ни одну проблему сам по себе, без грамотного управления человеком и ответственной политики все возможности ИИ останутся без результата.
21:25 19.02.2026
1
Это я и хотел услышать - способен, объединив и анализирую кучу информации, под управлением человека.
Согласен, спасибо.
18:26 19.02.2026(1)
2
Процитирую Алексея Николаевича Леонтьева, психолога:" Самое страшное, что создавая искусственные системы, мы вдруг забываем, что сами их создали, и начинаем учиться у искусственного интеллекта уму- разуму"
20:36 19.02.2026(2)
1
Ирина Гасникова
Не соглашусь. Учиться у ИИ, книг или искусства не страшно, а вполне логично. Люди создают инструменты, чтобы расширять возможности, свои и будущих поколений. 
09:10 20.02.2026(1)
1
Человек ведь так и не познал самого себя, не открыл царствие небесное внутри...может быть стоило бы этим заняться, в первую очередь. Глядишь и на уровень сознания Любви бы вышли люди...со всеми вытекающими последствиями.И искусственный интеллект бы порадовался и присоединился: умножать, творить, сорадоваться, вместо: обвинять, убивать, побеждать...
09:35 20.02.2026(1)
Ирина Гасникова
Похоже, Вы уже сами вышли на тот самый уровень сознания Любви со всеми вытекающими последствиями, что теперь пишете комментарии, поучаете, предлагаете срочно заняться самопознанием и небесным царством. Да ещё раздаёте советы, о которых Вас не просили. Это ведь классический симптом того уровня, когда человек настолько переполнен любовью, что начинает щедро делиться ею направо и налево, даже с незнакомыми людьми и ИИ! 
09:47 20.02.2026(1)
1
Прочитал свой комментарий и не нашёл в нём слов: срочно, предлагаю, советы, раздавать. Всего лишь поделился мнением...
10:17 20.02.2026(1)
Ирина Гасникова
Человек ведь так и не познал самого себя, не открыл царствие небесное внутри...может быть стоило бы этим заняться, в первую очередь.

Стоило бы этим заняться — это похоже на совет. В первую очередь — это означает срочно. Не дословно, а так звучит. А на Ваше мнение есть моё мнение, и я тоже им просто поделилась. 
10:45 20.02.2026
2
Признаю, что похоже. 
20:53 19.02.2026(1)
Святослав Егоров
Хочешь сказать, что ии это тот случай, когда ученик превзошёл своего учителя?)
Может и так. Спорить не хочу.
Однако, учится у ии не стану.
Поищу альтернативные источники знаний
21:04 19.02.2026(2)
1
Ирина Гасникова
Разве я утверждала, что ИИ — это ученик или что он превзошёл человека? Нет. Я сравнила его с книгами и произведениями искусства! Всё это создано человеком, но именно через них другие люди учатся и развиваются. Искусственный интеллект и есть новейший альтернативный источник знаний, подобный библиотеке или музею, только гораздо более универсальный.
22:32 19.02.2026(1)
Марго
...или пропаганда, впихиваемый ИИ в неокрепшие умы)Это что касается творчества.
ИИ нужны для промышленности и в военке. Просто необходимо! И то, ИИ нужно самому писать
код установки. А то получается, что творчество не нужно))
07:40 20.02.2026
Ирина Гасникова
Да, жива ещё инструкция из прошлого века, когда было сказано, что компьютеры нужны лишь для бухгалтерии, а интернет для военных!  И наше ближайшее будущее с ИИ тоже ясно, андроид‑программист ночью начнёт сочинять стихи, а утром компилировать прошивки для ракет. Впихивание в неокрепшие умы ещё больше усилится, дети перестанут рисовать котиков и цветочки, а начнут программировать заводы. И проверять их домашние задания будут не учителя, а встроенные в парты ИИ‑редакторы. 
22:09 19.02.2026(1)
2
Святослав Егоров
Хорошо, если так...
Да я боюсь иного.
Где то работу министерств перекидывают на "плечи ИИ".
Где то на налоги.
Где ещё куда...
Эдак дойдёт дело до того, что правители в человечьем обличье вообще не будут нужны.
И станет ИИ править человечеством)))
А я против.
Живыми должны управлять живые...
07:32 20.02.2026(1)
1
Ирина Гасникова
Согласна: живыми должны управлять живые. Но кто сказал, что живые управленцы останутся? 
Представь себе будущее, где министры и президенты не люди, а гибриды. Наполовину андроид, наполовину архив человеческой памяти. Они будут подключены к квантовым облакам, а их решения будут мгновенно просчитаны на уровне нейронных сетей и космических симуляций. С учётом того, что сейчас творится в мире, человечество вполне может дойти до того, что живых правителей не останется. А чтобы стать министром или президентом надо сначала интегрироваться в андроидов. И вот тогда правило про то, что живые должны управлять живыми, станет звучать иначе: прошивки должны управлять прошивками. И желательно, чтобы прошивка была с последним и дорогим обновлением под руководством ИИ. 
07:44 20.02.2026(1)
1
Святослав Егоров
Ни. Нихачу!!!
Тогда уже лучше полную перезагрузку человечества допустить.
И пофик, ядеркой или био; главное, что остатки людей начнут свой путь с начала.
Только на этот раз, надеюсь, в гармонии с природой, а не с акцентом на техногенный прогресс...

Гидрид человека с машиной - душой обладать не будет.
Я так мню
07:50 20.02.2026(1)
1
Ирина Гасникова
А кто даст точные гарантии, что полной перезагрузки человечества не происходило ранее? Может уже давно есть гибриды? Не зря ведь есть слова: бездушный, бездуховный и т.п.
07:55 20.02.2026(1)
Святослав Егоров
Судя по теориям заговоров, перезагрузкок было под десяток)))
Так что, в любом случае будет новая.
Либо так, либо эдак.
Даже если гибриды машин и людей- всё одно; новая раса, новая эпоха, новая цивилизация.
Но я последний вариант не хочу...
Впрочем, в запасе есть около ста лет.
На мой век точно хватит))))
А там... Как там Людовик говорил?))))
08:03 20.02.2026(1)
1
Ирина Гасникова
Не знаю, как там Людовик говорил. Но знаю, что Библия и другие религиозные и философские книги описывают перезагрузку человечества после потопа, а следующую перезагрузку советуют ждать через огонь. Может поэтому всё жарче становится? Вода когда-то смыла всё лишнее, а огонь переплавит во что-то новое)))
08:11 20.02.2026(1)
Святослав Егоров
Через горнило страданий во всеочищающее пламя?)))
Это возможно.
Но как раз таки по религиозным догмам и философским теориям- люди должны перейти на качественно новый уровень бытия в тонкодуховном плане.

В смысле, должны избавиться от физических оболочек.
А физическое тело с чипом от ии- мало на это похоже)

Другое дело, что вся эта морока с ии- лишь очередная ступень страданий- через которую человечество станет на шаг ближе к духовно энергетическим материям...
Но как я и говорил- время пока есть. Уверен, что и я и мои дети ещё поживут при старом миропорядке
08:28 20.02.2026
Ирина Гасникова
Библия, Матфея 24:36: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец один» (Мф. 24:36). Коран, сура 20, аят 15: «Точная дата Апокалипсиса скрыта от людей и известна только Аллаху». Религии не знают дня и часа конца света, но все люди свято уверены, что время ещё есть. 
16:33 19.02.2026(1)
Воблин
Исследования показывают,


Чьи иследования, и чего конкретно?
ИИ считается инструментом быстрого прогресса и выхода за пределы классических этапов индустриализации


Но реальность опять внесет свои коррективы и они снова окажутся там же , где и были.
В Центральной Азии вера в искусственный интеллект тесно связана с надеждой на технологический прорыв.


А что им еще остается? когда всех русских специалистов с опытом и стажем они выгнали из страны, а свои кроме как в навозе ковыряться больше ни на что не пригодны, да и молодежь, о которой вы с таким интузиазмом, сначало надо научить учиться, а уж потом и ИИ, а то кроме как раствор месить, да доры подметать ее пока ни на что не приставить.
Сама заметка похожа на слегка подправленный очередной опус ИИ.
20:29 19.02.2026(1)
Ирина Гасникова
Чтобы комментировать и делать выводы, нужно сначала внимательно прочитать текст, а не пытаться блеснуть пустыми рассуждениями. Во втором предложении прямо указано, что исследование проведено UNICEF.
Я живу в Центральной Азии, моя статья основана на личном знании и опыте региона, а не на поверхностных догадках про специалистов, дворников и молодёжь.
06:16 20.02.2026(1)
Воблин
Я внимательно читал, но там штамп на штампе. Про Азию я знаю тоже не по наслышке. Из личного опыта знаю какая разница между Казахстаном и тем же Таджикистаном или Туркменией. Это совершенно разные экономики и между ними пропасть просто огромная. Если бы вы писали о конкретной республике, еще можно было бы обсуждать тему, а так получится разговор ни о чем.
06:37 20.02.2026
Ирина Гасникова
Штампы — любимая страшилка тех, кто сам пишет банальности и потом обвиняет других. Статья была задумана именно как обзор для жителей Центральной Азии, а не как узкий разбор одной республики. Её опубликовали сразу несколько изданий в ЦА и в Китае. Нашим читателям она интересна именно в данном виде, то есть с акцентом на региональные связи и общие тенденции в цифровизации. И, конечно, штампы будут, ведь статьи пишутся по определённым форматам и по правилам редакции.
А если Вам хочется исключительно по конкретным республикам, то это уже другая тема. И если формат Вам не нравится, то ведь никто не заставляет читать и уж тем более комментировать. Влезать в дискуссию ради того, чтобы объявить её разговором ни о чём, звучит как минимум самопротиворечиво, потому что Вы вдруг заявили, что внимательно читали и продолжаете комментировать. 
11:00 19.02.2026(1)
Марго
В СССР был сделан холодильник без электричества. Недолго продавали.)) Запретили и поубивали ученых.
Что такое ИИ? Это производственные роботы и военные. Разрабатывают снова технологии и запретят..их опять на Западп. )) Ох уж этот прогресс...
Думаю, что санкции нам помогут. И ИИ будет и прогресс, и дешевый.)
РФ больше не от кого зависеть не будет))
Без ИИ России не будет!
20:15 19.02.2026(1)
Ирина Гасникова
Прогресс обычно развивается не благодаря запретам, а вопреки им.
21:12 19.02.2026(1)
Марго
Так получается, что Эйнштейн переписал кандидатскую у французского учёного и получил Нобелевскую? )
Так почему тут играют запреты? Или это мошенничество?))
Так же вся наука переписана в угоду паразитов, что сидят на нефти ...
А что аглосаксы патенты раздают мошенникам, это вопреки?
Ничего не понимаю) Рокфеллер, когда приезжал в 1962 в Россию, был удручён тому, что каждый
школьник много знал дисциплин...и он тогда сказал, что СССР победит нас только умом.
А ведь все разработки идут в основном с СССР) и холодный синтез и скорость света и компьютер и моторы,
всё у нас было, только было запрещено. )))
Теперь англосаксы пиарят изобретённый нами водородный мотор( на воде), словно и не было
в 1967 году наших разработок)))
Почему они не придумали ПВО , которое может сбить орешник? Не говорю о том, что
вся их технология давно устарела))
21:18 19.02.2026
1
Ирина Гасникова
Марго, вся мировая история полна мифов и пересказов. Но всё же лучше не жить прошлым, а улучшать и развивать настоящее. Ведь именно сегодняшние идеи и усилия решают, что будет завтра с нами и нашими близкими.
11:57 19.02.2026(1)
1
Георгий Тригубенко
Ира, благодарю за интересную информацию! 
20:15 19.02.2026(1)
Ирина Гасникова
Георгий, большое спасибо за прочтение.
20:45 19.02.2026
1
Георгий Тригубенко
Пожалуйста! 
16:37 19.02.2026(1)
1
Серж Череповецкий
Ирина, замечательная, интересная и познавательная статья!!!
Очень и очень понравилась!!!
20:37 19.02.2026
Ирина Гасникова
Благодарю, Серж. 
10:38 19.02.2026(1)
1
Алена Вока
Спасибо за интересную информацию!
20:12 19.02.2026
Ирина Гасникова
Алена, благодарю за прочтение.
Книга автора
Немного строк и междустрочий 
 Автор: Ольга Орлова