Типография «Новый формат»
Заметка «Почему мы так говорим»
Тип: Заметка
Раздел: О культуре
Автор:
Оценка: 4.3
Баллы: 14
Читатели: 87 +1
Дата:

Почему мы так говорим

Знаете, почему в советское время слово «колхозник» имело некий нарицательно-недоброжелательный смысл?
Мы говорили о человеке, одетом не по моде, что одет как колхозник, о человеке, плохо владеющем ремеслом, что работает как колхозник, и вообще всё, что нам не нравилось, было колхозным.
Появилось это слово в период коллективизации, когда у крестьян, которых юдокоммунистическая власть называла зажиточными: скотину, фураж, урожай и даже единственное жильё и отдавала во владение крестьян, которые не смогли построить преуспевающее хозяйство, проще говоря, людей, не пригодных к эффективному труду.
Новое антинародное правительство доверило по сути хозяйство на селе людям не от большого ума.
Понятно, что ничего у этих людей не ладилось в работе и выглядели они неприглядно из-за своей бестолковости, но были колхозниками.
Вот и повелось с той поры всё, что не нравилось, называть колхозным.
Обсуждение
Гость13:47 21.04.2026(1)
Комментарий удален
14:41 21.04.2026
Анатолий Комогоров

потому что вы себя противопоставляете сельскому населению

Неправильно. Это очередная клевета и на русский народ, отпетым русофобом...
Противопоставляли себя сельские жители своим односельчанам, которые вошли в колхозы.
10:34 18.04.2026(1)
2
НИНА  НИК.
Обзывалка, конечно, обидная и не всегда справедливая. Это выражение брезгливости со стороны городского человека, никогда не нюхавшего запаха навоза, земли, не растившего хлеб, который жрёт и любит, не умеющего доить корову, но любящего сметану и сливочное масло.
    Я выросла в колхозе им. Ильича, знаю всю подноготную советской деревни, но горжусь, что "колхозница" получила высшее образование, горжусь своими корнями и ужасно страдаю, что моя деревенька изжила себя, поля ржаные заросли лесом, пруды высохли....Но без хлебушка и молочка на гамбургерах не прожить, колхозники стали фермерами и от них  также пахнет навозом.
    Наши внуки-правнуки уже и не поймут смысла обзывалки "колхозник".🤪
11:19 18.04.2026(1)
Анатолий Комогоров
Так и мы его не понимали.
Под плохостью в слове «колхозник» понимался не вид деятельности, а принадлежность к виду подневольного труда на юдо-коммунистическую власть.
Эту дразнилку придумали именно те крестьяне, которые сами работали в поле и на ферме.
А городские уже позже у деревенских переняли эту обзывалку, не ведая о её сути.
Вы меня не поняли.
Спасибо.
16:33 18.04.2026(2)
1
НИНА  НИК.
Анатолий, колхозник - это член колхоза, коллективного хозяйства, в котором был председатель, поля, фермы, где выращивались животные, выращивались пшеница, хлеб и кое-как эту работу выполнять плохо было нельзя. В колхозе были агроном и ветеринар, специалисты, конюхи отвечали за лошадей. Не было слово колхозник плохим. Мой отец с фронта вернулся инвалидом, сын бывшего кулака, окончил учебное заведение,потом стал агрономом и ветеринаром, долгое время был председателем колхоза, выращивал своих рысаков, было много грамот и дипломов за победы на гонках, сам принимал роды у коров, кастрировал поросят, прививал новые сорта в саду яблонь. Уважаемый был колхозник, а когда их, людей от земли,сменили на "тридцатитысячников"с производства по партийной путёвке райкомов, стал учителем ботаники и труда в сельской средней школе. 
Так что назвать моего отца бестолковым колхозником я бы Вам не позволила. А вот внешний вид у деревенских, конечно, был намного скромнее городских ,- фуфайка, брюки-галифе послевоенное, китель - это председатель, а колхозники в штопаных одеждах, но не грязные.
Бани у нас были почти в каждом дворе, где был мужик, хотя после войны из мало вернулось живыми.
  Вы, видимо, городской и тоже навоза не нюхали? Колхозник - труженик великий! Без его трудов городские бы все передохли, железки жрать не станешь, хотя те, кто добывает эти железки, тоже герои.
У нас на сайте есть пародист Николай Отпущения, так он меня называет "бабкой" колхозницей, так как после ухода на пенсию переехала с семьёй на Кубань в станицу - земля-кормилица позвала. Но тут своя быль о жизни бывших членов бывшего совхоза..

03:58 19.04.2026(1)
Александр Кинунен
Какая станица? Я родом из Кущёвки, сначала с 4-го отделения Степнянского зерносовхоза.
13:28 19.04.2026(1)
НИНА  НИК.
Алексеевская, Тихорецкого
15:47 19.04.2026(1)
Александр Кинунен
Ясно. Привет Кубани, землячка! Может быть, в 27 году приеду к семье брата в Кущёвку на неделю.
15:51 19.04.2026
НИНА  НИК.
Здоровья и удачи ❗❤️
18:12 18.04.2026(1)
Анатолий Комогоров
Я написал в своей заметке о том, что слово «колхозник» стало нарицательно-отрицательным в годы коллективизации.
А вы мне пишете о годах советского времени, когда о коллективизации, о частном сельском хозяйстве и думать забыли.
Не сельский тружик воспринимался отрицательно, а колхозник.
Почитайте, как создавались колхозы, и поймете, что многие люди не хотели в них идти, туда людей палкой загоняли.
И вот именно те, кто не хотел идти в колхозы, такие же деревенские люди, которые коров пасли и свиней растили и жито жали, придали людям, которые были из их же среды, но вошедшие в колхоз, отрицательное значение.
Горожане к этому никакого отношения не имели. Город в создании колхозов не участвовал.
В городе фабрики и заводы рабочим передавали.
Для примера, слово «крестьянин» не имеет такого же нарицательно-отрицательного значения, хотя и колхозник, и крестьянин занимались одним и тем же сельскохозяйственным трудом.
Я лично ничего против колхозников не имею.
18:41 18.04.2026(1)
НИНА  НИК.
В годы коллективизации были ещё коммуны. Я сейчас живу на улице с названием "Смело за дело". Это название коммуны, которая  находилась на этой территории. Это - история нашей страны и бывшие колхозники очень любовно вспоминают свою молодость в колхозе, как дружно жили, как "миром" строили хаты, как уважительно относились к родителям и старшим по возрасту. Не всё было так плохо, как представляют те, кто употребляет слово колхозник,  как ругательство.
   Вы задали вопрос, "почему мы так говорим"? А я возражаю: неправильно говорите!🤪
18:58 18.04.2026(1)
Анатолий Комогоров
Я согласен с тем, что слово «колхозник» в том значении, которое ему придали на заре коллективизации, потеряло свой отрицательный смысл. Но мы до сих пор так говорим, хотя и сами колхозы и колхозники давно перестали существовать.
Именно поэтому я и написал эту заметку.
Чтобы люди понимали, что у слова «колхозник» имеется скрытый отрицательный смысл, который никакого отношения к сельскохозяйственным рабочим, крестьянам отношения не имеет.
Есть даже музыка колхозная, называется «кантри».
03:59 19.04.2026(1)
Александр Кинунен
Кантри - это сельская музыка ковбоев США. Читайте матчасть.
09:59 19.04.2026
Анатолий Комогоров
Плохо у вас с юмором, Александр . (Это я о кантри мьюзик)
Вообще странно, что можно не понять, о чем я так подробно написал и потом ещё разжевал каждое слово написанного в комментариях.
Приведу вам  пример.
Сейчас есть такое ругательное слово «либерал».
Хотя либеральная идея в том числе и у коммунистов основополагающая, но у нас именно те, кто в большей степени верит в коммунизм, ненавидит либералов.
Я-то не в курсе, что там произошло, но читал, что либералами себя называли российские политические деятели, которые украли государственные миллиарды и смылись с ними за границу.
И у граждан России именно эти воры и лжецы ассоциируются с либералами.
А у крестьян периода коллективизации в СССР колхозники ассоциировались с предателями.
Вы, например, знаете такую вещь, что кулаками на той части Руси, которая была аннексирована польско-литовским государством, называли евреев-управляющих, назначенных польскими панами?
А сталинская пропаганда в кулаков переименовала добросовестных и трудолюбивых российских крестьян. Ещё применив к ним термин "миро еды", которым называли евреев дававших крестьянам деньги в долг под проценты.
03:44 19.04.2026(2)
Александр Кинунен
Анатолий, я соглашусь с мнением Нины Ник, потому что сам вырос в сельской местности, в совхозе, и знаю жизнь села изнутри, а потому унижения этих людей не приемлю.
Заодно объясните, что Вы понимаете под употребляемым Вами ненаучным термином "юдо-коммунизм"?
Вы вроде не позиционируете себя националистом (последнее я тоже не приемлю). Есть Википедия - Вы читали?
10:28 19.04.2026
Анатолий Комогоров
Про юдокоммунизм — отдельно.
Карл Маркс, автор теории коммунизма, еврей. Госпереворот 1917 года в Российской империи произошёл под руководством представителей еврейской национальности и на деньги еврейских банкиров западного мира.
Дальнейшее руководство СССР осуществлялось представителями еврейской диаспоры, методы, которыми пользовалось руководство СССР, в точности совпадают с методами еврейских оккупационных войск в древнем мире: это физическое уничтожение элиты нации от верхов до самого низкого сословия. Даже бандитов своих в Россию привезли.
Разделение единого государства на национальные окраины, выделение определённой части населения в привилегированное и т. д.
Коммунизм в СССР был исключительно нацменьшинский — юдокоммунистический.
А не пишу я еврейско-коммунистический, потому что идея коммунизма на Руси не принадлежит еврейскому народу, а только тем представителям еврейского народа, которые находятся у власти.
Наверняка вам известно, что и евреи в СССР подвергались преследованию. Именно те, кто принял за чистую монету то, что в СССР строят светлое будущее.
10:07 19.04.2026
Анатолий Комогоров
Уже к другому вашему комментарию написал, почему слово «колхозник», а не «крестьянин» имеет нарицательно-отрицательный смысл, повторюсь, потому что первые колхозники считались своими соотечественниками-крестьянами предателями.
Пришли комиссары, отобрали у крестьян скотину, сельскохозяйственные орудия труда, а у некоторых и дом отобрали, церковь разграбили и заколотили... А из бывших батраков набрали бригаду штрейкбрехеров-колхозников.
И с чем, по-вашему, должно это новое слово «колхозник» ассоциироваться у ограбленных крестьян?
Обратите внимание, что ни крестьянин, ни пастух, ни земледелец такого отрицательного значения, как колхозник, не имели. Значит, отрицательное значение слова «колхозник» связано не с родом деятельности, а с переходом на сторону комиссаров-вредителей.
18:39 18.04.2026(1)
2
АЛЛА ВОЛОНТЫРЁВА.
А я Вас поняла. Действительно, кто одет не по моде, без вкуса, несуразно, того и обзывали колхозником. Но я думаю одевались деревенские люди в то, что было, ну некогда им было следить за модой. Целыми днями в поле, на ферме, а потом дома надо было в огороде порядок навести, еды наготовить, хлеб испечь... Вот и одевались во что придётся. Лишь бы чистая одежда была. Это уже потом появилась пресса, журналы "Крестьянка", "Работница" где можно было увидеть современный наряд, и даже скопировать выкройку. Мама моя (светлая ей память) шила на машинке "ЗИНГЕР" Нам двум дочкам все наряды шила сама. И мы были модными девушками среди сельской молодёжи. Сейчас тоже можно услышать "колхозник", но больше с долей юмора, чем  с долей унижения.

Анатолий, с днём рождения!!! Вдохновения и новых творческих работ!!!
01:15 19.04.2026
Анатолий Комогоров
Благодарю сердечно!
И вам всего наилучшего.
23:51 18.04.2026(1)
1
Александр Красилов
Наблюдение верное, но, мне представляется, не совсем полное.
В отличие от слов колхозный, колхозник и т.п. слова крестьянский, крестьянин никогда не имели, и в дальнейшем, т.е. уже при советской власти, не получили отрицательного оттенка. Тот же Твардовский называл себя "крестьянским сыном" и ничуть не стеснялся этого. 
00:08 19.04.2026
Анатолий Комогоров
Колхозник в понимании его соотечественников крестьян был предателем.
Мне это потом в комментариях пришлось НИНЕ НИК. объяснять.
Я стараюсь писать коротко, только основную идею, потому что сам не могу читать тексты, в которых авторы объясняют, что вода мокрая, огонь горячий и т. д.
Вы всё правильно написали.
Спасибо.
Книга автора
По следам Пушкина 
 Автор: Виктор Владимирович Королев