Рецензия К. Кривчикова
Бессюжетный рассказ.
Тема «разговор за жисть». Не знающий жизни горожанин учится житейской премудрости у старого деревенского жителя, завзятого рыбака.
Сюжетная коллизия слабо выражена, конфликт отсутствует, история держится на характере Рыбака.
Характер ходульный, построен на одних клише. Если ветеран войны, значит – орденоносец, храбрец, мудрец и вообще – правильный со всех сторон, от мыслей до поступков. Курит, естественно, папиросы. Удивило, что не самосад.
Все слишком правильно и позитивно, а потому – скучно и предсказуемо до зевоты, нет драматического нерва. Таких персонажей любили показывать по советскому телевидению – наденут на человека китель с орденами и делают нарезку из «правильных» фраз. Хотя бы матюкнулся, что ли, разок ради колоритности и разнообразия. Вот где, примеру, дети у этого праведника? Может, он с ними разругался и теперь учит жизни тупых горожан? Найдите у персонажа скелет в шкафу, и история сразу станет многомерной. А персонаж превратится в человека. Сейчас этот Спиноза – набор штампов.
Изложение – грамотное, относительно ровное, без особых языковых помарок. Стилистических особенностей нет, если не считать того, что сильно смахивает на газетные очерки советских времен.
Убила последняя фраза «Новый день рождался». Фальшиво и вычурно, в стиле зарисовки для районной газеты.
Я бы посоветовал автору расширить и углубить характеры персонажей, создав между ними конфликт, тогда и история наполнится подтекстами. А сегодня она больше смахивает на пропагандистский лубок. Горожанин – взрослый мужик, у него должна быть своя правда. А он заглядывает в рот Спинозе, как малый ребенок. Не надо, чтобы они били друг другу морды, но надо, чтобы они имели и отстаивали свои позиции – тогда получится драма. Это называется принцип поляризации. А когда один персонаж заглядывает в рот другому – это скучно и бессодержательно, какие бы правильные слова при этом не звучали.
Рецензия В. Луговцева
Главный герой рассказа сельский житель, участник войны, вдовец, как сообщает о себе: всю жизнь провел у родной реки. Он скуп на слова, но они всегда обдуманны и точны. Деревенские его прозвали «Спинозой».
Автор не просто симпатизирует своему герою, он восхищается его житейской мудростью. А философия местного «Спинозы» проста: прожить так, чтобы быть нужным людям.
Духовная крепость чувствуется в этом человеке. Автор рассказа создает весьма скупыми средствами зримый образ настоящего русского человека, который не жалуется на тяготы судьбы, несмотря на то, что в жизни ему пришлось испытать немало. Ни о каких геройских поступках Спиноза (Петрович) не рассказывает своему новому знакомому и, рассматривая старую фронтовую фотографию, медаль «За отвагу» на своей гимнастерке старшины считает высшей наградой.
Диалоги – основа рассказа и они написаны точно, ничего лишнего. Через немногословные ответы героя раскрывается его характер, характер русского человека с крепким внутренним стержнем, который не могут сломать ни какие жизненные невзгоды. Создать образ положительного героя всегда труднее, чем отрицательного. Зачастую положительные герои выходят какими-то безликими. В этом рассказе автору удалось показать положительного героя без глянца, реальным, живым. Светлый, оптимистический рассказ, редкий на фоне многочисленно изображаемой чернухи.
Какой несуетный, спокойный, уверенный в своих словах старик. По мнению ЛГ сельский житель отличается от городского ответственностью. Петрович и домашнюю живность держит «для порядку». «Живность дисциплинирует: ее кормить, поить, убирать за ней надо...».
Он рационалист, прагматик. Когда жива была жена, держали корову и коз, а сейчас ему это без надобности. Траву, которой зарос приусадебный участок, он отдает на покос соседке, а та взамен – молоко. Но по натуре он не скряга, не скопидом Когда автор спрашивает у него, куда он девает пойманную рыбу, когда ее много, Спиноза отвечает: соседям отдаю. И на вопрос – «бесплатно?» – не отвечает и только зло смотрит на спрашивающего.
А на сакраментальный вопрос – что такое счастье он отвечает: «Быть нужным людям, работать, детей растить. Чтоб рядом был надежный родной человек, половинка значит... Но и совесть должна быть, ответственность за слова, поступки».
И чувствуется правота в его словах и честность в поступках. Честно воевал, честно жил и живет на земле, на которой родился и вырос. Автор скуп на внешнюю портретную характеристику героя: но в этом нет необходимости, главное – раскрыть внутренний мир ЛГ. Только изображение на послевоенной фотографии можно отнести к внешнему описанию героя.
«Молодой чернобровый старшина с иконостасом орденов и медалей, среди наград три Ордена Славы, в правом нижнем углу надпись: "Июнь 1945"».
Вот такой он положительный герой, созданный автором рассказа «Спиноза». Образ удался, ему веришь,
Он выхвачен из реальной жизни и под умелым пером автора предстает перед читателем человеком честным, немногословным и умудренным житейским опытом. Не даром односельчане дали ему кличку «Спиноза».
Он человек не только слова, но и поступка. Когда на Девицу приехали порыбачить с бреднем районные начальники в сопровождении крупного милицейского чина, Петрович рыбачил на своем месте и, увидев это безобразие, сходил домой, надел свой парадный костюм с орденами, вернулся на реку и порезал ножом их бредень. «Никто не возразил ему: молча, собрались и уехали». А другой бы промолчал, но не таков Петрович: закон должен быть для всех одинаков. Не испугался он местных царьков. А они его испугались. Испугались его правды, его правоты.
«Спиноза» – не злая кличка односельчан, а уважительное отношение к его житейской мудрости и практичному уму. Он не философствующий Диоген, живущий в бочке.
«Рубленный, добротный дом, обитый по моде сорокалетней давности досками, с резными наличниками на окнах. Колодец во дворе. Множество сараев и сарайчиков по периметру двора, теперь не востребованных, стояли с распахнутыми настежь дверями. В дальнем углу просторного двора небольшая, словно игрушечная, банька. Все вокруг говорило: хозяин дома деловой, энергичный мужик».
Такую краткую, но ёмкую характеристику дает автор, раскрывая деловые качества Петровича. Вот такие люди и победили в войне и после, в трудные годы не требовали себе льгот и привилегий, своими руками налаживали порушенную войной жизнь.
Удачно созданный образ не отпускает автора и он намерен написать цикл рассказов с этим литературным героем.
Пожелаем ему удачи.