Типография «Новый формат»
Заметка «О русском языке в Кыргызстане ( Взгляд без ретуши)»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5 +5
Баллы: 20 +20
Читатели: 53 +53
Дата:

О русском языке в Кыргызстане ( Взгляд без ретуши)



Совсем недавно в столице Кыргыстана состоялся международный турнир по хоккею с шайбой. Он носил название «Кубок Победы» и был посвящён 80-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне. Под сводами величественной «Бишкек Арены» клюшки скрестили команды из Казахстана, России и Кыргызстана. Что примечательно: спортсмены, болельщики и арбитры общались друг с другом на русском языке – и никому это никаких неудобств не доставляло.

Такое положение дел не удивляет – в постсоветских республиках русский язык продолжает оставаться главным инструментом межнациональной коммуникации. Разве это плохо, когда граждане разных стран с полуслова понимают друг друга? Но, как выясняется, есть и те, кто знание русского языка готов приравнять чуть ли не к государственной измене. Причём эти люди нередко занимают высокие должности. Возьмём, к примеру, депутатов парламента Кыргызстана Табылды Муратбекова и Кундузбека Сулайманова. Забыв о важной роли России в экономическом и культурном взаимодействии с их страной, народные избранники повели атаку на русский язык. Господин Муратбеков, несмотря на молодость (30 лет), не стесняется делать громкие провокационные заявления об «излишне высокой популярности» в республике русского языка. Если проследить за выступлениями юного политика, то можно сделать вывод, что его больше волнует популяризация в Кыргызтане турецкого языка. Но разве граждане республики едут на заработки в Анкару или Стамбул? Нет, они, как правило, выбирают Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск – отсюда и их стремление свободно говорить по-русски. Впрочем, откуда это знать господину Муратбекову, ни дня не проработавшему в сфере реального производства? Свою карьеру данный господин сделал исключительно в роли «помощника», «советника» или «консультанта».

Что касается Кундузбека Сулайманова, то и он не прочь хайпануть на теме противопоставления русского и киргизского языков. На этой почве депутат набросился с уничижительными обвинениями на главу Фонда поддержки развития туризма Елену Калашникову, а затем в парламенте пламенно призывал к настоящему геноциду – требовал увольнять госслужащих по языковому принципу. Его выступления были столь артистичными и эмоциональными, что присутствовавшие невольно вспомнили о том, что господин Сулайманов на заре своей трудовой деятельности руководил художественной самодеятельностью.

Соответствуют ли подобные русофобские выходки тому вектору, по которому сегодня развивается Кыргызская Республика? Едва ли. Напомним депутатам Муратбекову и Сулайманову о недавнем визите Президента РФ Владимира Путина в Бишкек. Так вот, по итогам двухчасовых переговоров Президент КР Садыр Жапаров заявил, что отношения двух стран носят не только партнёрский, но и дружественный характер.


– Отношения России и Кыргызстана обусловлены вековой дружбой и общим историческим наследием. Бишкек привержен укреплению партнёрства с Москвой. Сегодня мы в традиционно доверительной атмосфере рассмотрели широкий комплекс вопросов и отметили поступательное продвижение вперёд,
– подчеркнул господин Жапаров в правительственной резиденции «Ынтымак ордо» в Бишкеке.

А тем персонажам, кто хочет видеть во всём русском только негатив, посоветуем заглянуть в Конституцию КР, в которой указано, что русский, наряду с киргизским, носит статус государственного языка.
Обсуждение
11:58(2)
Likin M
русский, наряду с киргизским, носит статус государственного языка.


Скорее всего подрастает смена молодых, горячих политиков, считающих зазорной формальную зависимость страны от соседа. Не удивлюсь, если готовится смена статуса русского языка в Кыргызстане, известном почему-то в РФ, как Киргизия. 
17:56(2)
Александр Красилов
в Кыргызстане, известном почему-то в РФ, как Киргизия.

А вот тут я не согласен. С Вами, и с теми, кто придерживается этой (на мой взгляд, уж чрезмерно политкорректной) точки зрения.
Почему мы должны менять исторически сложившиеся в русском языке названия стран при трансформациях этих названий в их языках? Называть Молдавию - Молдовой, Белоруссию - Беларусью, Киргизию - Кыргызстаном?.. Аналогично Прибалтику - странами Балтии?.. Где дак мы великие-превеликие, а где - так сразу виляем хвостиком.
Не называем же мы Германию - Дойчландом, Великобританию - Грейт Бритэйн... и т.п.
18:20(1)
Likin M
Тут просто. Если мы с вами беседуем, то Киргизия. Но если я беседую с гражданином страны, то лучше будет использовать оригинальное название.
Говоря, к примеру с русскоговорящим о Камбодже, я и называю её Камбоджа. Говоря с иностранцами, называю по-английски Кэмбодиа, но кхмеры часто поправляют - Кампучиа. Им приятнее родное название. Думаю, и каждому тоже. 
18:23(2)
Нурия Шагапова
Да, назовите хоть горшком, да в печь не сажайте. Главное понятие о чести, порядочности и корректности не по отношению ко мне, а отношению МОЕЙ страны.
19:14(1)
Likin M
Не хотелось вновь начинать этот разговор, просто ответил Александру, но складывается стойкое впечатление, что ВАШЕЙ страной вы считаете отнюдь не Кыргызстан. 
19:40(2)
Нурия Шагапова
Я родилась и живу в Кыргызстане. До поры до времени пока не тронули Кыргызстан я молча публиковала и продолжаю публиковать свои стихи на литературном сайте Фабула. Сайт международный, насколько мне известно. Член Национального союза писателей Кыргыстана, отличник культуры республики, журналист с 30-летним стажем, имею право.  Если пишу на русском языке, то совковая я. Родилась в СССР и идеология, впитывалась, в наше время, молоком матери. Я ни слово ни сказала, не говорю и не буду высказываться в адрес России и ни о какой другой страны в частности.  Не трогайте меня и страну, в которой я живу вот и всё. Что тут плохого, если я выставила ссылку, что к россиянам относятся хорошо? Где криминал? Что напали на меня со всех сторон? Нет бы, чисто по-человечески порадоваться, так нет же, надо укусить, найти подвох, и растоптать, наплевав на человеческий фактор. Что же вы за люди такие?
20:48(1)
Likin M
Попрошу конкретизировать претензии сылками на те места в моих комментариях, где я
а) Потрогал вашу страну;
б) Вас;
в) Укусил;
г) Растоптал;
д) Наплевал на человеческий фактор. 
Развели, простите, истерику на пустом месте. И не стыдно вам. 
20:51
Нурия Шагапова
Мне не стыдно, стыдно должно быть вам нападать на ровном месте. И вместо простой благодарности договориться до того, что я уже и не гражданка Кыргызстана. С чего такие мысли и вообще?
20:23(1)
Анна Леонидовна
Что же вы за люди такие?

Удивительно, что за столько лет на этом сайте вы не заметили как здесь сформировалась антироссийская оппозиция. Наверное, даже организованная, потому как уже который день ее участники пишут о бензине, дружно так. В остальное время их задача найти что-то хорошее о России и подправить его, в антироссийский уклон, любой, лишь бы антироссийский.
20:41
Нурия Шагапова
Нет, Анна, ничего я не заметила. Пишу свои стишата и рассказики, читаю у других, что нравится. На сайте с 2017 года, но вроде бы всегда все дружелюбно относились, пока не появилась некорректная статья о Кыргызстане. Вот тут и началось. Я решила сделать доброе дело и опубликовала ссылку, которую Вы можете видеть, что у нас дружественная страна и к русским относятся очень хорошо и два языка у нас официальных - русский и кыргызский. Вот порадовались бы, что хоть где-то кому хорошо, так что здесь есть, сами видите. Найти подвох, втоптать в грязь - стало целью. Сайт, который стал моим миром, которым я живу. Почему так? И что не так со мной или людьми? Про бензин впервые слышу. Когда меняешь 8 десяток, вся география ограничивается четырьмя стенами квартиры, бензин остаётся где-то за пределами бесконечности. Спасибо за поддержку, Анна. Стало легче, что хоть кому-то небезразлично.  С уважением, Нурия.
18:32(1)
Нурия Шагапова
Кстати, на официальной встрече в Бишкеке, Владимир Владимирович говорил Киргизия, а наш Жапаров - Кыргызстан. Документы были подписаны, главы государств пожали руки и довольные разошлись. Наша пресса на этот "сверхаховый нюанс", на ваш взгляд, даже не обратила внимания. Всё воспринималось в порядке вещей.
20:30(1)
Александр Красилов
Владимир Владимирович

В смысле?..
Это Вы о Путине, что ли?...
А это:

наш Жапаров

о Вашем Президенте?
20:49
Нурия Шагапова
Ну, конечно, президенты РФ и КР встречались официально в Бишкеке.  Статью внимательно почитайте. Вы меня уже дважды умудрились удивить своими вопросами.
18:17
Нурия Шагапова
А Вы не пробовали г-н Красилов, задать этот вопрос правительствам Германии, Великобритании, Кыргызстану и другим? Киргизия для русских так и осталась Киргизией. Даже в официальных документах РФ пишет Киргизия. А с нашей стороны подписываются Кыргызская Республика? Для простых обывателей это намного важнее, чем взаимоотношения людей? Я не говорю о других странах. Я говорю только за свою страну.
12:30(1)
Нурия Шагапова
Мыслить и фантазировать ещё никто не запрещал. Развлекайся.
12:46(1)
Likin M
И ты )
13:01(1)
Нурия Шагапова
Я тоже. Ты в своей стране о своей, я в своей и тоже о своей.
13:32(1)
Likin M
То, о чём я написал в первом своём комментарии, только вопрос времени. И это не зависит от моего на то желания или нежелания. Не зависит и от моего к этому отношения. Такова общая тенденция. Новые политики всегда выезжают на старом национализме. Это проще, а главное дешевле, чем изобретать новое. И действует безотказно.
14:10(1)
Нурия Шагапова
Я глубоко аполитична. Но опубликовывая ссылку, я хотела показать, что в настоящее время к русскоязычному населению у нас в стране относятся дружелюбно, что у нас два официальных языка, одиночные личности, входящие в состав оппозиции есть в любой стране.  Перспектива? А будет ли она? Если будет какой и кто её увидит? В силу своего возраста я - нет. Поэтому и говорю о настоящем и всей душой, желаю, чтобы пока всё так и оставалось.
15:58(1)
Likin M
Ещё несколько лет назад, я тоже мог со всей прямотой заявить, что глубоко аполитичен. Но, это была аполитичность почти абсолютная. Я даже не знал, как называются две партии США, а из всей верхушки РФ точно мог бы определить, не перепутав, не более десяка особ. И то, только потому, что те постоянно на слуху. 
И это просто замечательно. Когда в стране всё относительно хорошо, простому обывателю политика и нафик не сдалась. Но, когда всё уже настолько пошло по плану, не начать разбираться в политике стало равносильно тому, что не уметь пользоваться стиральной машиной. Хошь - не хошь, пришлось осиливать этот ликбез. И не за тем, чтобы, как Данко, носиться с обнажённым сердцем и пасть под сапожищами неблагодарной толпы. Нет и нет. Исключительно, ради себя, любимого и других любимых. Я и сейчас в политике не силён. Только в тех пределах что необходимы для аналитики. 
16:04(1)
Нурия Шагапова
В личке могу пообщаться с Вами, если есть желание. Признаться в посыле, почему я решила опубликовать эту ссылку. Если уж заниматься аналитикой, определённой страны, то необходимо знать, хотя бы верхушку истории. Она тоже в белых и чёрных пятнах, но где этих "снежных барсов" нет?)))
16:16(1)
Likin M
У меня нет недостатка в общении, скорее наоборот. И страны и события в отдельности я не рассматриваю. Только общие тенденции, анализ которых, позволяет делать самые общие же прогнозы. Ну а те могут нравиться или нет. Никому ничего не навязываю, в том числе и своё общество ) 
16:19
Нурия Шагапова
15:12(1)
1
Анатолий Комогоров
У моего друга казаха сестра родилась, и подошло время ей начинать разговаривать, и друг мне однажды говорит: «Сестра разговаривает только на русском!» А в этой семье родители дома с детьми разговаривали только на казахском, и вот эта девочка, зная казахский, отвечает на русском, когда с ней на казахском разговаривают.
А я вспомнил своего деда (я думал, что он дед, а на самом деле он прадед), он из Харьковской губернии и разговаривал соответственно. Я думал, что он разговаривает так, потому что старый, типа на старорусском языке (шучу).
Мне не нравилось разговаривать так, как дед разговаривал, и я думаю, что сестре моего друга тоже казалось, что родители говорят на каком-то языке для стариков, она родилась достаточно поздно, разница со старшим братом чуть ли не в двадцать лет была. Конечно, ей родители не казались молодыми людьми.
Люди, которые с пеленок двумя языками владеют, просто счастливчики. У них же мозги лучше работают.
Я бы счёл это за благо.
И мне кажется странными люди, которые выступают не просто против русского языка, но и ещё в этом винят русский народ, таких людей, например, как я...
Смотрел тут футбол из Мексики, и там на поле какой-то инцидент произошел, а комментатор и говорит: «Но они там в Латинской Америке легко друг друга понимают, потому что вся Латинская Америка разговаривает на испанском!»
А Северная Америка — на английском!
И русофобов фабулы почему-то это никак не задевает.
А все европейские языки имеют некоторое отношение к латинскому, но отдельным товарищам именно русский язык покою не дает... Запретить его и баста.
15:59(1)
1
Нурия Шагапова
Спасибо, Анатолий за отзыв. Признаться, ждала его от Вас, знала, что не останетесь равнодушными. У меня кыргызская семья, я татарка  мне легко, а вот дети и внуки не знают кыргызского, мы говорим на русском. Внучка учится в универе в Стамбуле. Там турецкий - предметный и там она его учит, понимает и уже говорит на турецком. Сейчас приехала на каникулы, общается с друзьями на кыргызском, потому все тюркские языки похожи, есть нюансы, но понимаемые. В настоящее время здесь русских стало даже больше чем при Союзе. Кстати, и из Узбекистана и Казахстана едут сюда. Никто никого не гнобит и не возмущается, кроме единичных личностей, но таких везде хватает, где не любят азиатов. Кыргызский язык в школах - предметный. Певица из "группы 312"Светлана Назаренко из Токмока, свободно говорит на кыргызском и песни кыргызские поёт. Сейчас живёт в Москве, но встречают её здесь, как королеву. Мне хотелось рассказать о дружбе, гостеприимстве кыргызского народа, но как оказалось большинство авторов уже негативно настроены. Жаль, очень жаль. Чтобы узнать кыргызов и Кыргызстан нужно хотя бы на  один день приехать сюда. ещё раз благодарю Анатолий, за отклик.
16:25(1)
Анатолий Комогоров
Больше чем уверен, что всё, что связано с ненавистью и неприязнью по национальному признаку на территории стран, входивших в СССР, — это идеологическая провокация западных спецслужб через вот таких фабулянских русобов.
На мой взгляд, любому нормальному человеку интересна культура других народов, при том, что культура она потому и культура, что никогда не может кому-то помешать.
А вот бескультурье, которое так и прет от этих россияненавистников через край, мешает всем.
И вам спасибо.
16:34
1
Нурия Шагапова
Многие поражаются нашей улыбчивости, желанию помочь, ищут подвох, не понимая, что у нас свой, восточный менталитет.
08:08(2)
1
Александр Паршин
Классная заметка! Такая простая и правильная!
10:26
Нурия Шагапова
09:05
Нурия Шагапова
10:13(1)
1
 Людмила Рогочая
Очень нужная заметка.
10:26
Нурия Шагапова
08:18(1)
1
АЛЛА ВОЛОНТЫРЁВА.
Нурия, спасибо за позицию. Всё правильно!
09:05
Нурия Шагапова
Книга автора
Самый страшный день войны 
 Автор: Виктор Владимирович Королев