Стихотворение «Жертвы иронии»
Тип: Стихотворение
Раздел: Юмор
Тематика: Пародии в стихах
Автор:
Оценка: 4.9
Оценка рецензентов: 8
Баллы: 28
Читатели: 492 +2
Дата:
Предисловие:
А изысканная ирония
Не помощница в поисках сути.
Были близкими. Посторонними
Стали где-то на пятой минуте.

                           Неждана Н.

Жертвы иронии

Как чревата порой ирония
Про супружеские долги:
Через пять минут – посторонние,
Через десять – уже враги.

Полоснула жгуче по венам
Обоюдоострая ложь.
Мы схватились одновременно
Я за вилку, а ты за нож.

Чувства листьями облетели,
Превратившись мгновенно в прах…
Раньше спали в одной постели –
Спим теперь в соседних гробах…
                               29.10.15
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Жертвы иронии

Как чревата порой ирония
Про супружеские долги:
Через пять минут – посторонние,
Через десять – уже враги.

Полоснула жгуче по венам
Обоюдоострая ложь.
Мы схватились одновременно
Я за вилку, а ты за нож.

Чувства листьями облетели,
Превратившись мгновенно в прах…
Раньше спали в одной постели –
Спим теперь в соседних гробах…
__________


Автор предложил на рассмотрение очень интересное стихотворение: краткое, лаконичное, ироничное.

Как чревата порой ирония
Про супружеские долги:
Через пять минут – посторонние,
Через десять – уже враги.

Как часто не требуется большого повода, чтобы расстаться..., расстаться недругами. А уж когда семейная жизнь не любви, но лишь долга ради - обстановка становится взрывоопасной. Есть поговорка: "хочешь поссориться с другом - одолжи ему денег". Весьма жизненная ситуация. Очевидно, супружеские долги ничем не лучше, над чем и иронизирует автор. Однако, не всё так обыденно - автор лихо закручивает сюжет.

Полоснула жгуче по венам
Обоюдоострая ложь.
Мы схватились одновременно
Я за вилку, а ты за нож.

Автор мастерски пользуется словом.
В конце каждой строфы характерная деталь: один пассаж следует за вторым.

Через пять минут – посторонние  =>  Через десять – уже враги.
Я за вилку  =>  ты за нож.

Не отстает от этой традиции финал:

Чувства листьями облетели,
Превратившись мгновенно в прах…
Раньше спали в одной постели –
Спим теперь в соседних гробах…

Раньше спали в одной постели  =>  Спим теперь в соседних гробах…

В каждой строке стихотворения наличествует "перебой ритма", иначе говоря, вводится цезура, подчеркивающая концовку. Зачетно! Автор как бы чеканит каждую строку. Перед каждой цезурой словно возникает микро-вопрос, на который после цезуры автор на него отвечает. В кратких и емких "микро-ответах" сила строк и/или ирония.

Рассмотрим под "лупой":

Как чревата порой  [цезура]  ирония
Про супружеские  [цезура]  долги:
Через пять минут –  [цезура]  посторонние,
Через десять –  [цезура]  уже враги.

Полоснула жгуче  [цезура]  по венам
Обоюдоострая  [цезура]  ложь.
Мы схватились  [цезура]  одновременно
Я за вилку, а ты  [цезура]  за нож.

Чувства листьями  [цезура]  облетели,
Превратившись мгновенно  [цезура]  в прах…
Раньше спали в одной  [цезура]  постели –
Спим теперь  [цезура]  в соседних гробах…

"Микроответы" после цезур краткие, буквально из одного слова (предлоги не в счет).

В юмористическом или ироническом стихотворении очень важна концовка. Идеально, когда в последней строке произведения, а, возможно, даже в последнем его слове, сосредотачивается вся соль и строки, и строфы, и всего творения.
И как раз здесь, в концовке, автор на мгновение, на шажок отступает от характерного, заданного им же правила. Перенеси он последнюю цезуру на слово вперед и сложился бы близкий к идеалам стих. Это как в процессе рассказа анекдота: запнулся на лишнюю секунду с развязкой - и смазал юмор ..., может, не весь, но потерял его часть.

"В соседних гробах" - слишком длинное окончание из двух слов в пику хлестким окончаниям в одно слово в предыдущих строках. Это не только понижает эффект юмора/иронии, но и сбивает ритм, выстроенный цезурами в предыдущих строках. И это, в свою очередь, сказывается на эффекте.

В любом случае, факт того, что герои оказались в "гробах" много существенней для стихотворения и его финала, чем знание: в соседних гробах или в гробах на удалении друг от друга. Я бы рекомендовал автору изменить последнюю строку. Например:

Чувства листьями  [ц]  облетели,
Превратившись мгновенно  [ц]  в прах…
Раньше спали в одной -  [ц]  постели,
А теперь рядом спим -  [ц]  в гробах.

Удачные произведения без шероховатостей от местных авторов соответствуют 9 баллам по моей системе оценок, поэтому 8 баллов за данное стихотворение является солидной, высокой оценкой.
Стихотворение не только рекомендуется мной к прочтению, но и в качестве образца, на который следует равняться молодым юмористам и не только.

__________________________________________________________________________

Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов     ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
                           (оценка зарезервирована под неординарный случай)
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________



Оценка произведения: 8
Александр О. 02.10.2017
     13:19 26.05.2018
Читаю комментарии...
Ребятки вы о чём? Пародия. Ирония...
     17:30 23.09.2017 (1)
Жестко...
     20:46 23.09.2017
А за 5 мин. при посредстве иронии стать из близких посторонними - это вообще беспредел))
Реклама