Стихотворение «Первая гроза»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Пейзажная лирика
Автор:
Оценка редколлегии: 8.3
Баллы: 36
Читатели: 529 +2
Дата:

Первая гроза

Совсем немного не дождавшись мая,
Гремя напропалую и сверкая,
Явилась ночью первая гроза;
И все живое было только за,
Озон и свежесть теплую вдыхая.

И я, проснувшись, встала у окна,
Где сгорбленный фонарь, вися над лужей,
Смотрелся в рябь овального пятна;
А рядом липа, глядя в лужу ту же
В ней видела его печальный свет,
Который с нею обок много лет
Он зажигал, прекрасно понимая,
Что светом, по природе неживым,
Он не сравним с живым дыханьем мая
Для свежести молоденькой листвы.

И вспомнилось к чему-то бабье лето,
Где с липы, во все желтое одетой,
Природному поддавшись естеству,
Сверкавший ливень обрывал листву.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     17:24 27.08.2018 (1)
Стихотворение мне понравилось. Образные сравнения и поэтические тонкие маски.
Особенно:

И вспомнилось к чему-то бабье лето,
Где с липы, во все желтое одетой,
Природному поддавшись естеству,
Сверкавший ливень обрывал листву.

А вот эта строчка... ну, мягко говоря, требует доработки.  

"Который обок с нею много лет"

Слово "обок" - я бы заменила на "много-много" или другое, боле звучное, не выбивающееся из общего ряда гармонии.

Ну и хоть за вами осталось последнее слово, но позиция Александра Красилова мне ближе и более доходчива в выражениях своей правоты.

С теплом,
ТАМ
     17:52 27.08.2018
Спасибо, но мне нравится "обок". Оно точно выражает то, что мне хотелось сказать.)
     22:09 06.06.2018 (1)
1
с живым дыхньем мая



И лучше поменять местами:
о бок с нею на с нею о бок.
     22:33 06.06.2018 (1)
1
Спасибо, Александр, может Вы и правы. Но этот стих, побывав в ТМ на одном сайте, приобрел еще один вариант, где Ваше пожелание уже учтено, хотя я до сих пор не знаю, а стоило ли? )

Совсем немного не дождавшись мая,
Гремя напропалую и сверкая,
Явилась ночью первая гроза;
И все живое было только "за",
Озон и свежесть теплую вдыхая.

И я, проснушись, встала у окна;
В нем сгорбленный фонарь, вися над лужей,
Смотрелся в рябь овального пятна,
А липа, что взглянула в лужу ту же,
Увидела его печальный свет,
Который с нею о бок много лет
Он зажигал, прекрасно понимая,
Насколько все лучи его мертвы
В сравнении с живым дыханьем мая
Для молодой, блистающей листвы.

И вспомнилось к чему-то бабье лето,
Где с липы, во все желтое одетой,
Природному поддавшись естеству,
Сверкавший ливень обрывал листву.


Какой вариант на Ваш взгляд лучше?
     22:47 06.06.2018 (2)
2
Мне кажется, что лучше всегда тот вариант, который естественнее.
Я всегда с трудом понимаю позицию автора, когда вместо естественного, напрашивающегося, подсказываемого речевой практикой слОва, оборота он выбирает какие-то редкие варианты. Зачем? - каждый раз задаюсь я вопросом. Разве богатство словаря этим демонстрируется? Да и нужно ли его демонстрировать? Понятно, если к тому толкает автора исповедуемая им эстетическая система. Но когда наличие таковой системы не является побудительным мотивом?
Что о бок, что рядом - нет никакой разницы. Абсолютно. Ни оттеночной ни какой-либо смысловой. И конечно, лучше всего так и написать: который с нею рядом. Вообще, когда я встречаю подобные случаи в стихах (то есть когда совершенно прозрачно видно, насколько искусственно вписано то или иное слово в текст), я каждый раз представляю картину: сидит, значит, автор и думает: "Нет, это слово слишком просто! Придумаю что-нибудь... этакое!" А зачем? Чтобы читатель вот эту картину с автором представил?
     22:56 06.06.2018 (1)
1
Ошибаетесь, это моя естественная речь, ничего не придумывалось. Да и что сложного представить о бок? Мне в этом видится что-то более одушевленное, а рядом - это слишком общо.
Не зря же говорят: они прожили бок о бок, а не рядом.) Но от прямого ответа Вы, как всегда, ушли. Нет бы сказать: такой-то вариант хуже.)
     23:05 06.06.2018 (2)
1
Почему ушёл?
Оба хуже - я же, по-моему, ясно написал.
Но правильный из этих худых тот, когда, во-первых, нет стыка согласных (как в обокснею), а, во-вторых, метрическое ударение не расходится с грамматическим. Поэтому я и написал, что о бок с нею нужно поменять на с нею о бок.
     23:27 06.06.2018 (1)
1

во-вторых, метрическое ударение не расходится с грамматическим. Поэтому я и написал, что о бок с нею нужно поменять на с нею о бок.




Стык согласных есть, но где расхождение?
Который о бок с нею много лет
Здесь же энклитика, мы же не говорим о бок.
     23:29 06.06.2018 (2)
2
Ну, говорим мы всяко-разно, но пишем: обок (вообще-то)
Уж это-то всё равно придётся исправить.
     00:32 07.06.2018 (1)
1

Уж это-то всё равно придётся исправить


"о бок" - это эллипс от "бок о бок".  Так что можно и раздельно.)
     00:36 07.06.2018 (1)
1
Нельзя.
Это никакой не эллипс.
Это - наречие.
     14:13 07.06.2018 (1)
1

ЭЛЛИПС, эллипсис (греч.  — выпадение, опущение), — лингвистический термин, пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося. Э. — явление, широко распространенное в бытовой и поэтической речи. Примеры Э. в русской поэзии:

Не тут то (было). Море не горит.
                  (И. Крылов)

У меня тоже:  Который (бок) о бок с нею много лет.
     14:21 07.06.2018 (1)
1
Эль Эф... Вы всё время ошибаетесь.
Берёте умные термины, не понимая их значения.
Вчитайтесь сами в то, что Вы привели в качестве определения:
ЭЛЛИПС, эллипсис (греч.  — выпадение, опущение), — лингвистический термин, пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.
Во фразе. Не в слове или в устойчивом словосочетании.
Точь-в - отнюдь не эллипсис от "точь-в-точь", а день ото отнюдь не усечение день ото дня.
     15:19 07.06.2018
1
А "не тут то было" не устойчивое словосочетание, обозначающее бесполезно?
Тип и синтаксические свойства сочетания

не тут-то бы-ло

Устойчивое сочетание.

ссылка
Так и "бок о бок" обозначает рядом. Все это надо рассматривать в контексте.
Для этого фраза и должна быть устойчивой, чтобы можно было догадаться, какое слово пропущено.
     23:34 06.06.2018
1
Придется. Странно, что раньше никто не заметил.)
     23:14 06.06.2018 (1)
1
Нет, мне совершенно не ясно.) Что еще, кроме "о бок", на Ваш взгляд, "искусственно вписано... в текст" Хотя про "о бок" было пояснение. Сравните: прожили бок о бок и прожили рядом. Разницу не чувствуете?

     23:19 06.06.2018 (1)
1
Так ведь бок о бок и о бок - это очень большая разница!
     23:30 06.06.2018
1
А здесь это употреблено в этом смысле.
     22:56 06.06.2018 (1)

Вообще, когда я встречаю подобные случаи в стихах (то есть когда совершенно прозрачно видно, насколько искусственно вписано то или иное слово в текст), я каждый раз представляю картину: сидит, значит, автор и думает: "Нет, это слово слишком просто! Придумаю что-нибудь... этакое!"


     23:26 06.06.2018 (2)
2
Трудно писать просто.
(Понимать это выражение можно и так, и эдак).
Не так, как быть богом, конечно, но всё же... "что-то героическое в этом есть"
Гость      15:56 07.06.2018 (2)
Комментарий удален
     15:59 07.06.2018
Сделать нечто простыми средствами - пилотаж.

Вот. И Вас тоже эллипс получился.)
     15:57 07.06.2018
Лента бесед получается уже очень большая.
     23:36 06.06.2018 (1)
1
Простота должна быть глубокой.)
     23:43 06.06.2018 (1)
1
Простота - это объективная характеристика (текста), а глубина - характеристика глубоко субъективная.
"На улице идёт дождь" - простым это найдёт и первоклассник, и доктор наук. Правда, второй может отыскать здесь и глубину, и перевести это в категорию "засентябрило за окном, засентябрило..." Любите ли Вы эту песню Ротару?
     00:27 07.06.2018 (1)
1
Простота может быть примитивной, а может быть глубокой, не спорьте.)
Нет.
     00:37 07.06.2018 (1)
1
И напрасно не любите.
     14:09 07.06.2018 (1)
1
А Вы прямо любите. Слова попроще не могли употребить? Есть же слово нравится.)
     14:24 07.06.2018 (1)
1
Не понял комментарий.
     15:28 07.06.2018 (1)
1
Вы все время употребляете слово любите. Я считаю, что это превосходная степень чего-то. Вот и спрашиваю Вас:а сами Вы любите "засетябрило"?)
     15:45 07.06.2018 (1)
А я посчитал, что глагол любите находится в повелительном наклонении и поэтому не понял, что означает "любить прямо".

По поводу же употребления глаголов любить и нравиться... Тут я исхожу из притчи о цветке.
     15:53 07.06.2018 (1)
А я исхожу из того, что не надо обесценивать слово любовь.)
     15:56 07.06.2018 (1)
А я о котлетах и какао и не говорю, что я их люблю.
     16:02 07.06.2018
Как Вы далеки от народа.)
     04:57 06.06.2018 (1)
Замечательно!
     18:00 06.06.2018
Спасибо, Мария!
     19:44 01.05.2018 (1)
Красота-то какая...

     19:53 01.05.2018 (1)
Спасибо за такую оценку, Юрий!
     19:55 01.05.2018 (1)
Люблю такие стихи. Жаль, сам не умею...
     20:02 01.05.2018 (1)
Ой лукавите. У Вас есть не хуже, а может, и лучше.)
     20:05 01.05.2018
Ну, мне-то виднее...
Мне пейзажная лирика нравится больше других жанров,
поэтому и более придирчиво отношусь к своим экзерсисам.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама