Стихотворение «Танцовщица Осень»
Тип: Стихотворение
Раздел: Музыкальная поэзия
Тематика: Авторская песня
Сборник: Песни
Автор:
Баллы: 100
Читатели: 913 +1
Дата:
«Танцовщица Осень»
Предисловие:
Сорочинской Н.В.

Танцовщица Осень

- На полупальцах, и с правой ноги!
Раз-два-три, раз-два-три, раз!...
Первые делает Осень шаги,
Вновь репетируя вальс.

Хочешь-не хочешь, а выбор такой:
Венский или бостон.
Па не даются, идут вразнобой,
Недостижим эталон...

 А хореограф-сентябрь очень строг:
Листьям не даст облететь,
Если не вызубрит Осень урок -
Вальсовую круговерть.

Лучшей никак не получится стать-
Глушит мелодию свист,
Осень бунтует, срываясь опять
На разухабистый твист...



Послесловие:
Слово Автора:

-Раз-два-три, раз-два-три - кружатся в такт,
Левая ножка - вперед,
Кружатся листья, летят и летят,
Осень уроки дает.

-Раз-два-три, раз-два-три, раз - и повтор,
Лиственный шлейф через зал,
А под ногами - цветастый ковер
Тех, кто уже станцевал.


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     15:17 21.11.2019 (1)
1

Чудесное посвящение  и послесловие !
     16:28 21.11.2019
1
Спасибо, Вера!
Стихотворение подарено подруге, занимающейся бальными танцами в группе "Гранд сеньоры", которая осуществила-таки свою мечту на пятом десятке. И, надо сказать, вполне себе удачно! Спустя два года танцует, да еще как!
     19:44 31.08.2019 (1)
1
Очень понравилось...очень!
Счастья Вам, Алиса!
     19:58 31.08.2019
Спасибо, Нина! Всегда Вам рада!
     13:53 05.11.2018 (1)
Браво, Алиса! И послесловию тоже!
     13:55 05.11.2018
Мы поём "Танцовщицу" на мотив незатейливого вальса.
Вроде бы, ничего получается. Запишу- выставлю.
Гость      19:53 27.09.2018 (1)
Комментарий удален
     20:12 27.09.2018
     12:42 23.09.2018 (1)
Ой, как мне это понравилось...
     13:03 23.09.2018
Благодарю! Я рада!
     12:05 21.09.2018 (1)
1
Ух прям пошла круговерть,
Листья за вихрем летят.
Мой помешался на этом взгляд,
Осень безумствует, а я в отпад!  "Раньше были времена, а теперь моменты" 
     12:55 21.09.2018 (1)
Танцуйте!)))
     13:50 21.09.2018
Спасибо, я как раз об этом, прям в ударе!
Гость      18:10 08.09.2018 (1)
Комментарий удален
     20:47 08.09.2018
Исчо один хореограф! )))
     14:07 08.09.2018
Очень красиво! спасибо.
     21:18 05.09.2018 (1)
1
Замечательно!
"Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!"
     21:20 05.09.2018 (1)
А потанцевать?)))
     21:23 05.09.2018 (2)
1
Ну, у Блока, в принципе, тоже можно увидеть трёхдольность. Синкопированную, правда.
     22:28 05.09.2018 (1)
трёхдольность. Синкопированную

Мне тоже недавно на ТМ про синкопу говорили.
Не могли бы Вы пояснить свой термин? Лучше на примере.)
     23:04 05.09.2018 (2)
Ну, например, вот:
Спелые яблоки
Падают с дерева  - это дактиль, трёхдольный размер, в котором первая доля - ударная (сильная). 

По отношению к нему амфибрахий, например, будет ритмом синкопированным - ударным там будет вторая доля, а не первая:

А где-то - туманы.
Бредут караваны.

Если перевести это в музыку, то представьте себе, что Вы отстукиваете ритм вальса: раз-два-три, раз-два-три. И каждый "раз" ударяете с силой. Это обычный ритм. А если Вы с силой будете ударять "два", это уже ритм будет синкопированный: раз-два-три, раз-два-три. Это уже будет больше похоже на ритм мазурки. Синкопы бывают и более сложные. Например, доля может быть разделена пополам. Часто синкопа воспринимается ухом, как нечто "подпрыгивающее". Вот, например, Дебюсси, известная пьеса у него:



 
     23:59 06.09.2018 (1)
1
Александр, позвольте с Вами не согласиться.
Синкопа в музыке - это, по сути, внесхемное ударение, то есть когда ударение падает на слабую долю такта. Например, при размере 2\4 первая доля - сильная, а вторая - слабая. Синкопа в данном случае - это ударение на вторую долю такта.
В стихах как таковых тактов нет. Если уж брать для примера дактиль, в котором ударение падает на первый слог, то синкопой будет внесхемное ударение на второй или третий слоги, не делая этот ритм амфибрахием. А, если взять Ваш пример, то так:

Спелые яблоки
Подают к ужину

Здесь "подают" - синкопа, внесхемное ударение. С которым тут все борются.

В Вашем музыкальном примере на слух не легко уследить, где там синкопа, потому что мелодия сложная. Но я сразу вспомнила, что в музыкальной школе играла отрывок вот из этого произведения, тут с 0.15 до 0.29 синкопы, ну, и дальше тоже чередуется стандартный ритм с синкопами:



     00:13 07.09.2018 (1)
1
В общем, Гаспаров так и считает, что синкопа - это внесхемное ударение.
А в "Кукольном кекуоке" - что там сложного?
Но "Краковяк" я люблю больше всех танцев из "Сусанина".
     00:19 07.09.2018 (1)
Ну, вот, а при чём тут тогда амфибрахий? У амфибрахия своя схема ударения, у дактиля - своя.
Что сложного? "Краковяк" можно напеть легко, а Дебюсси ещё учить надо ))

     00:32 07.09.2018 (1)
Оба размера - трехдольны. Эта трёхдольная стопа и будет тем самым музыкальным тактом.
Ничто не мешает написать стишок, в котором первая строка будет дактилической, а вторая - амфибрахической и т.д. И тогда, как я уже пояснил, вторая строка по отношению к первой, задающей схему, будет является синкопированной:
Здравствуйте, деточки!
Идёте куда вы?
С вами ли веточки
ужасной агавы?
     01:14 07.09.2018 (1)
Гаспаров говорит немного о другом... когда в стихе, написанном одним размером, в какой-то стопе(стопах) просто смещено ударение на слабую именно для этого размера долю...

Опанасе, наша доля
Тума́ном повита, —
Хлеборобом хочешь в поле,
А идешь — бандитом!


мы имеем везде четырехстопный хорей, где в первой стопе  второй строки смещено ударение...
http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke6/ke6-8591.htm?cmd=p&istext=1






     01:19 07.09.2018 (1)
Да, Иванка говорит об этом же.
Но я же нигде не указал, что я воспроизвожу мнение М.Л. Гаспарова.
     01:25 07.09.2018
ну, значит я что-то недопонял... -)
     23:30 05.09.2018 (2)
Понятно. Но как Вы относитесь к такому определению синкопы в поэзии?
http://feb-web.ru/feb/kPS/kPS-Abc/kps/kps-2671.htm

и к тому, что где-то в умных книжках по теории стихосложения было написано, что ритмику стихов нельзя сравнивать с музыкальной?
     22:31 06.09.2018 (1)
Нельзя сравнивать.
Но Вы просили пояснить - я пояснил.
     22:38 06.09.2018 (1)
Спасибо.)
     22:56 06.09.2018 (1)
А теоретики (Ваш комментарий ниже) на то и теоретики, чтоб защищать свои идеи.
Вы знаете, что, например, Квятковского покритиковывал Гаспаров?...
Жирмунский и Томашевский - имена, конечно, тоже не со стороны, и их не уважать нельзя... 
А вот Тынянов (вспоминилось) вообще не считал Есенина хоть сколько-нибудь поэтом... Например.
Так что... Кто какой себе авторитет выбирает. Для меня авторитет - Гаспаров. Но это не значит, что, например, работу Квятковского по составлению классического словаря поэтических терминов, известного каждому, слагающему стишки, я считаю дилетанской. Да и никто так не считает.
Между прочим, тот же Гаспаров, в понятие "синкопа", как следует из "Литературного энциклопедического словаря", тоже вкладывал несколько иное содержание.
     23:29 06.09.2018
Мне когда-то посоветовали эту книжку почитать, вот я и привожу из нее цитаты.
Ее, между прочим, Гаспаров рецензировал.


Между прочим, тот же Гаспаров, в понятие "синкопа", как следует из "Литературного энциклопедического словаря", тоже вкладывал несколько иное содержание.

А какое? Связанное со смещение ударения?
Гость      07:47 06.09.2018 (1)
Комментарий удален
     18:47 06.09.2018 (1)
1
почему нельзя сравнивать

Вопрос не ко мне, а к тем кто занимается теорией стихосложения. Где-то в моей ТМ была цитата.
Вот:
"Следует предостеречь читателя от появляющихся время от времени "музыкальных" ("тактометрических") теорий стихотворного ритма. Суть их сводится к тому, что речевой ритм отождествляется с музыкальным, а стих - с музыкальным тактом, равным по длительности произношения другому такту (стиху).
Несостоятельность "музыкальных" теорий стиха давно доказана и теоретически {Жирмунский, 14, 16–18; Томашевский, 29, 33–38}, и методами экспериментальной фонетики {Теория стиха, 211–217}.
Ритм стихов - не музыкальный, а речевой: "В стихе нет ничего, кроме того, что есть в языке" {Тимофеев, 14}. В разговоре, на вывесках, в газетных заголовках постоянно встречаются словосочетания, которые в стихотворном контексте звучали бы как стихи: "Ремонт велосипедов" - 3-стопный ямб, "Овощи и фрукты" - 3-стопный хорей и т. д. Но то, что случайно и незаметно в прозе, организовано и ясно слышно в стихах."


Что-то Александр  молчит.
Александр, ау )
     22:32 06.09.2018
У меня бывают дела и помимо "Фабулы".
     21:31 05.09.2018
2
Александр, я не знаю, что такое "синкопированную"... 
Гость      07:27 06.09.2018 (1)
Комментарий удален
     07:31 06.09.2018
Не нравится? Но по-другому бесконечное движение по залу во время репетиций не назовешь: круг за кругом, до седьмого пота...
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама