Стихотворение «Танцовщица Осень»
Тип: Стихотворение
Раздел: Музыкальная поэзия
Тематика: Авторская песня
Сборник: Песни
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 100
Читатели: 954 +1
Дата:
«Танцовщица Осень»
Предисловие:
Сорочинской Н.В.

Танцовщица Осень

- На полупальцах, и с правой ноги!
Раз-два-три, раз-два-три, раз!...
Первые делает Осень шаги,
Вновь репетируя вальс.

Хочешь-не хочешь, а выбор такой:
Венский или бостон.
Па не даются, идут вразнобой,
Недостижим эталон...

 А хореограф-сентябрь очень строг:
Листьям не даст облететь,
Если не вызубрит Осень урок -
Вальсовую круговерть.

Лучшей никак не получится стать-
Глушит мелодию свист,
Осень бунтует, срываясь опять
На разухабистый твист...



Послесловие:
Слово Автора:

-Раз-два-три, раз-два-три - кружатся в такт,
Левая ножка - вперед,
Кружатся листья, летят и летят,
Осень уроки дает.

-Раз-два-три, раз-два-три, раз - и повтор,
Лиственный шлейф через зал,
А под ногами - цветастый ковер
Тех, кто уже станцевал.

Реклама
Обсуждение
15:17 21.11.2019(1)
1
Вера Киреева

Чудесное посвящение  и послесловие !
16:28 21.11.2019
1
Алиса Корвин
Спасибо, Вера!
Стихотворение подарено подруге, занимающейся бальными танцами в группе "Гранд сеньоры", которая осуществила-таки свою мечту на пятом десятке. И, надо сказать, вполне себе удачно! Спустя два года танцует, да еще как!
19:44 31.08.2019(1)
1
Нина Павлова
Очень понравилось...очень!
Счастья Вам, Алиса!
19:58 31.08.2019
Алиса Корвин
Спасибо, Нина! Всегда Вам рада!
13:53 05.11.2018(1)
Людмила Салмакова
Браво, Алиса! И послесловию тоже!
13:55 05.11.2018
Алиса Корвин
Мы поём "Танцовщицу" на мотив незатейливого вальса.
Вроде бы, ничего получается. Запишу- выставлю.
Гость19:53 27.09.2018(1)
Комментарий удален
20:12 27.09.2018
Алиса Корвин
12:42 23.09.2018(1)
Магдалина Гросс
Ой, как мне это понравилось...
13:03 23.09.2018
Алиса Корвин
Благодарю! Я рада!
12:05 21.09.2018(1)
1
Ух прям пошла круговерть,
Листья за вихрем летят.
Мой помешался на этом взгляд,
Осень безумствует, а я в отпад!  "Раньше были времена, а теперь моменты" 
12:55 21.09.2018(1)
Алиса Корвин
Танцуйте!)))
13:50 21.09.2018
Спасибо, я как раз об этом, прям в ударе!
Гость18:10 08.09.2018(1)
Комментарий удален
20:47 08.09.2018
Алиса Корвин
Исчо один хореограф! )))
14:07 08.09.2018
Очень красиво! спасибо.
21:18 05.09.2018(1)
1
Александр Красилов
Замечательно!
"Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!"
21:20 05.09.2018(1)
Алиса Корвин
А потанцевать?)))
21:23 05.09.2018(2)
1
Александр Красилов
Ну, у Блока, в принципе, тоже можно увидеть трёхдольность. Синкопированную, правда.
22:28 05.09.2018(1)
Эль Эф
трёхдольность. Синкопированную

Мне тоже недавно на ТМ про синкопу говорили.
Не могли бы Вы пояснить свой термин? Лучше на примере.)
23:04 05.09.2018(2)
Александр Красилов
Ну, например, вот:
Спелые яблоки
Падают с дерева  - это дактиль, трёхдольный размер, в котором первая доля - ударная (сильная). 

По отношению к нему амфибрахий, например, будет ритмом синкопированным - ударным там будет вторая доля, а не первая:

А где-то - туманы.
Бредут караваны.

Если перевести это в музыку, то представьте себе, что Вы отстукиваете ритм вальса: раз-два-три, раз-два-три. И каждый "раз" ударяете с силой. Это обычный ритм. А если Вы с силой будете ударять "два", это уже ритм будет синкопированный: раз-два-три, раз-два-три. Это уже будет больше похоже на ритм мазурки. Синкопы бывают и более сложные. Например, доля может быть разделена пополам. Часто синкопа воспринимается ухом, как нечто "подпрыгивающее". Вот, например, Дебюсси, известная пьеса у него:



 
23:59 06.09.2018(1)
1
Иванка
Александр, позвольте с Вами не согласиться.
Синкопа в музыке - это, по сути, внесхемное ударение, то есть когда ударение падает на слабую долю такта. Например, при размере 2\4 первая доля - сильная, а вторая - слабая. Синкопа в данном случае - это ударение на вторую долю такта.
В стихах как таковых тактов нет. Если уж брать для примера дактиль, в котором ударение падает на первый слог, то синкопой будет внесхемное ударение на второй или третий слоги, не делая этот ритм амфибрахием. А, если взять Ваш пример, то так:

Спелые яблоки
Подают к ужину

Здесь "подают" - синкопа, внесхемное ударение. С которым тут все борются.

В Вашем музыкальном примере на слух не легко уследить, где там синкопа, потому что мелодия сложная. Но я сразу вспомнила, что в музыкальной школе играла отрывок вот из этого произведения, тут с 0.15 до 0.29 синкопы, ну, и дальше тоже чередуется стандартный ритм с синкопами:



00:13 07.09.2018(1)
1
Александр Красилов
В общем, Гаспаров так и считает, что синкопа - это внесхемное ударение.
А в "Кукольном кекуоке" - что там сложного?
Но "Краковяк" я люблю больше всех танцев из "Сусанина".
00:19 07.09.2018(1)
Иванка
Ну, вот, а при чём тут тогда амфибрахий? У амфибрахия своя схема ударения, у дактиля - своя.
Что сложного? "Краковяк" можно напеть легко, а Дебюсси ещё учить надо ))

00:32 07.09.2018(1)
Александр Красилов
Оба размера - трехдольны. Эта трёхдольная стопа и будет тем самым музыкальным тактом.
Ничто не мешает написать стишок, в котором первая строка будет дактилической, а вторая - амфибрахической и т.д. И тогда, как я уже пояснил, вторая строка по отношению к первой, задающей схему, будет является синкопированной:
Здравствуйте, деточки!
Идёте куда вы?
С вами ли веточки
ужасной агавы?
01:14 07.09.2018(1)
Виктор Ка
Гаспаров говорит немного о другом... когда в стихе, написанном одним размером, в какой-то стопе(стопах) просто смещено ударение на слабую именно для этого размера долю...

Опанасе, наша доля
Тума́ном повита, —
Хлеборобом хочешь в поле,
А идешь — бандитом!


мы имеем везде четырехстопный хорей, где в первой стопе  второй строки смещено ударение...
http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke6/ke6-8591.htm?cmd=p&istext=1






01:19 07.09.2018(1)
Александр Красилов
Да, Иванка говорит об этом же.
Но я же нигде не указал, что я воспроизвожу мнение М.Л. Гаспарова.
01:25 07.09.2018
Виктор Ка
ну, значит я что-то недопонял... -)
23:30 05.09.2018(2)
Эль Эф
Понятно. Но как Вы относитесь к такому определению синкопы в поэзии?
http://feb-web.ru/feb/kPS/kPS-Abc/kps/kps-2671.htm

и к тому, что где-то в умных книжках по теории стихосложения было написано, что ритмику стихов нельзя сравнивать с музыкальной?
22:31 06.09.2018(1)
Александр Красилов
Нельзя сравнивать.
Но Вы просили пояснить - я пояснил.
22:38 06.09.2018(1)
Эль Эф
Спасибо.)
22:56 06.09.2018(1)
Александр Красилов
А теоретики (Ваш комментарий ниже) на то и теоретики, чтоб защищать свои идеи.
Вы знаете, что, например, Квятковского покритиковывал Гаспаров?...
Жирмунский и Томашевский - имена, конечно, тоже не со стороны, и их не уважать нельзя... 
А вот Тынянов (вспоминилось) вообще не считал Есенина хоть сколько-нибудь поэтом... Например.
Так что... Кто какой себе авторитет выбирает. Для меня авторитет - Гаспаров. Но это не значит, что, например, работу Квятковского по составлению классического словаря поэтических терминов, известного каждому, слагающему стишки, я считаю дилетанской. Да и никто так не считает.
Между прочим, тот же Гаспаров, в понятие "синкопа", как следует из "Литературного энциклопедического словаря", тоже вкладывал несколько иное содержание.
23:29 06.09.2018
Эль Эф
Мне когда-то посоветовали эту книжку почитать, вот я и привожу из нее цитаты.
Ее, между прочим, Гаспаров рецензировал.


Между прочим, тот же Гаспаров, в понятие "синкопа", как следует из "Литературного энциклопедического словаря", тоже вкладывал несколько иное содержание.

А какое? Связанное со смещение ударения?
Гость07:47 06.09.2018(1)
Комментарий удален
18:47 06.09.2018(1)
1
Эль Эф
почему нельзя сравнивать

Вопрос не ко мне, а к тем кто занимается теорией стихосложения. Где-то в моей ТМ была цитата.
Вот:
"Следует предостеречь читателя от появляющихся время от времени "музыкальных" ("тактометрических") теорий стихотворного ритма. Суть их сводится к тому, что речевой ритм отождествляется с музыкальным, а стих - с музыкальным тактом, равным по длительности произношения другому такту (стиху).
Несостоятельность "музыкальных" теорий стиха давно доказана и теоретически {Жирмунский, 14, 16–18; Томашевский, 29, 33–38}, и методами экспериментальной фонетики {Теория стиха, 211–217}.
Ритм стихов - не музыкальный, а речевой: "В стихе нет ничего, кроме того, что есть в языке" {Тимофеев, 14}. В разговоре, на вывесках, в газетных заголовках постоянно встречаются словосочетания, которые в стихотворном контексте звучали бы как стихи: "Ремонт велосипедов" - 3-стопный ямб, "Овощи и фрукты" - 3-стопный хорей и т. д. Но то, что случайно и незаметно в прозе, организовано и ясно слышно в стихах."


Что-то Александр  молчит.
Александр, ау )
22:32 06.09.2018
Александр Красилов
У меня бывают дела и помимо "Фабулы".
21:31 05.09.2018
2
Алиса Корвин
Александр, я не знаю, что такое "синкопированную"... 
Гость07:27 06.09.2018(1)
Комментарий удален
07:31 06.09.2018
Алиса Корвин
Не нравится? Но по-другому бесконечное движение по залу во время репетиций не назовешь: круг за кругом, до седьмого пота...
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама