Стихотворение «Баллада о комбате штрафного батальона»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Гражданская лирика
Автор:
Баллы: 10
Читатели: 316 +1
Дата:

Баллада о комбате штрафного батальона

Их было сто – вчера. Сегодня – тридцать три солдата
И старший лейтенант ещё – комбат.
Он выстроил их и сказал:
                                                - Ребята!
Вы все герои, молодцы, орлы! Я рад,
Что горькая военная судьбина
Меня к вам в батальон для испытанья привела.
Пришлось нам попотеть. Но враг не видел наши спины!
Спасибо, братцы, за работу! Но такие, вот, дела:
Нам поднапрячься предстоит ещё немного
И к вечеру освободить от немца хуторок.
Он рядом, в общем-то: за полем и дорогой.
Конечно,  - с боем, но один лишь марш-бросок.
Я не могу приказывать  вам, братцы:
Вы славно поработали вчера.
И у кого нет сил, тот может здесь, в лесу, остаться.
Но у меня в том хуторе живут мать и сестра.
Что делают с людьми фашисты,
Когда, как черти, драпают от нас,
Вы знаете. И потому с душою чистой
Я призываю всех и каждого из вас
Пойти со мной и уничтожить оккупантов беспощадно.
А кто останется в живых из них, пусть знает наперёд:
Ходить на Русь с мечом – опасно и накладно…
Итак, кто в бой пойдёт со мною – шаг вперёд!

И тишина зависла над морозом,
Стянувши души в крепкие тиски.
В лесу притихли бледные берёзы.
И вытянулись в струнку штрафники.
Вчерашние «блатные», «урки», «щипачи» - теперь солдаты.
И им, блуждающим сынам, доверилась Отчизна-мать…
Тут строй качнулся и шагнул вперёд, к комбату:
- Веди, старлей, родных освобождать!

А к вечеру из штрафников осталось только двое
И раненный навылет в грудь комбат…
Вдруг стих внезапно треск и грохот боя,
И чёрным саваном окрасился закат.
А после люди потянулись от оврага по-над речкой.
Всего пятнадцать: женщины с детьми.
Бойцы внесли в избу комбата, уложили возле печки
На лавку и решили познакомиться с людьми.
- Вот наш комбат. Он славный малый.
Он перед нами нос не задирал.
И нашу горькую судьбу в большом и малом
Всецело с нами разделял.
Нам надо было после боя возвратиться,
Чтобы пополнить поредевший батальон,
А после с кем-то там ещё соединиться
И повернуть на юг. Да, вот, комбат сказал, что он
Из вашей деревеньки родом,
Что здесь живут его сестра и мать,
Что немцы вас сожгут перед отходом,
И потому вас надо выручать.
- Да-да, - заплакали старухи, -
Кабы не вы, то уничтожили б и хутор, и всех нас.
Два хутора сожгли проклятые в округе,
А нам Господь спустил на землю вас.
- Короче, слёзы в сторону, мамаши!
Мы этих гадов били, бьём и будем добивать!
И не позволим, чтоб народом нашим
Зверьё фашистское посмело управлять!
Нам непременно в часть вернуться надо.
Комбата мы с собой не сможем взять.
За ним приедут позже из санбата.
Пусть нам покажется его родная мать.
Переглянулись меж собою бабы разом,
Опять сморкаться принялись в платки:
- Пошто, солдатики, смущаете наш разум?
Вы все теперь нам кровные сынки…

-Не надо, братцы, - прошептал комбат чуть слышно, -
Нет у меня и не было родни нигде и никогда.
Детдомовский я.. – и добавил, - Так вот вышло… -
И вновь закрыл глаза. Теперь уж навсегда.





Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     09:15 21.04.2021 (1)
Пехотный батальон пехотной дивизии имеет 3 пехотные роты, роту огневой поддержки и около 800 человек личного состава.
Рекомендую прочитать книгу ветерана Великой отечетвенной воны. Никулин Николай «Воспоминания о войне»
Вы ведь наверняка не воевали, думаю и в армии не служили. О войне имеете представление только по советским фильмам и книгам. А о штрафных батальонах известно очень мало...
Не имею ничего против Вашего взгляда на происходящее, но это слишком наивное представление о войне и человеке.

Всего Вам самого хорощего.

     10:02 21.04.2021 (2)
Спасибо! "Воспоминания о войне" Никулина прочитала. Я таких  живых рассказов ветеранов войн наслышалась десятки, когда собирала материалы для книги  "В памяти народной", а потом эти рассказы читала  тем, у кого брала материалы (кто еще был жив). Никто не упрекнул меня в  искажении истины или в наивности. Что касается "Баллады", то это все-таки не проза, а поэзия. В поэзии кроме передачи фактов  есть еще и другие задачи. Поэзия в конечном счете призвана не натурализировать, а представлять героику, которой в наше время очень даже не хватает.  Событие, о котором идет речь в стихотворении, написано по рассказам моего отца, который был "штрафником".  
     14:11 21.04.2021
Не нашел у Вас на страничке  "В памяти народной", дайте ссылку. Интересно посмотреть.
     14:07 21.04.2021 (1)
таких живых рассказов ветеранов войн наслышалась десятки

Смущает слово "таких". Вы имеете в виду, что разговаривали с ветеранами, или читали их воспоминания?

Я не преследую цель кого-то уличить во лжи. Просто хочется разобраться что правда, а что вымысел.

Не считаю, что художественное произведение имеет право на такие искажения действительности, которые переворачивают представления о происходящем с ног на голову.

Не соглашусь с Вами в том, что сегодня «очень даже не хватает» пропаганды о героических свершениях соотечественников. Мне их всегда хватало с избытком.

Интересно было бы узнать, сколько Вам лет, если Ваш отец ветеран Великой Отечественной войны. В каком возрасте Вы слушали рассказы ветеранов. Мой отец с 30 го, умер в 99 году, я с 56 года.

Из Вашего комментария я понял, что «Воспоминания о войне» Николая Никулина Вы не воспринимаете как правдивый рассказ о войне?
     16:44 21.04.2021 (1)
С ветеранами и  детьми войны я беседовала в течение последних лет  лично, беседы записывала. "Воспоминания о войне" Н.Никулина воспринимаю как исключительно правдивый рассказ. Мой отец родился в 1905 году, так что он пережил и Первую мировую, и гражданскую и Отечественную войны. Умер мой отец в начале 60-х, когда мне было 14 лет. В 14 лет уже  хорошо все запоминается, особенно, когда разговариваешь с  родным человеком. Я не считаю пропагандой то, что не содержит какие-либо политические цели. Я не могу понять, что конкретно Вы посчитали искажением действительности в описанном событии? Вы считаете, что  все штрафники шли в бой с врагом только  под дулами автоматов заградительных отрядов? Да, такое было. Но, во-первых, не все уголовники обязательно должны были быть отморозками и предателями, а, во-вторых, мой отец, например, был политическим  (58 ст.)  Уже в 43-м году на фронт отправляли и политических наряду с уголовниками.
Целиком книга "В памяти народной" в Интернете не опубликована, а только отдельные рассказы:  "Дети войны", "Боль", "Под Сталинградом в августе 42-го" "Сапер Семеныч", "Четыре секунды подвига" и др.
     19:56 21.04.2021 (1)
К "Балладе о комбате штрафного батальона" у меня нет претензий. Я его воспринимаю как стихотворение человека, который знает о войне лишь из рассказов - фантазирующего на тему войны и военного подвига.
Иначе у Вас получилось бы нечто подобное этому:
***
Мой товарищ, в смертельной агонии
не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
ты не ранен, ты напрочь убит.
Погоди, я сниму с тебя валенки.
Мне ещё зимовать предстоит…


Не думаю, что Вы пытались исказить описываемые Вами события. Но нестыковки есть. Старший лейтенант командует ротой, а не батальоном, в батальоне около 800 человек, а не сто. Тридцать человек не смогли бы взять укреплённый рубеж противника. Тем более, Вы пишите, из штрафников осталось только двое. Не складывается картина боя.
Немцы не драпали, они организованно отступали, считаясь с людскими потерями. А по Вашему повествованию получается, что наши перебили всех немцев…

Возникает вопрос о том, откуда старлей знал, что на хуторе немцы?

По поводу марш-броска некоторая неточность, Вы пишите, - «освободить от немца хуторок. Он рядом». А марш-бросок  это стремительное организованное перемещение воинского подразделения, с чередованием шага и бега на значительное расстояние. Мы в армии на 25 км. бегали, никто, правда, не добегал…
В Вашем стихотворении скорее описана атака без артподготовки или противника на марше. Здесь я сильно спорить не буду, потому что расстояние в 4 километра уже считается марш-броском.

Не принимайте мои рассуждения как критику, мне хотелось только уточнить детали. С тем, что стихотворение это не банальная передача фактов, я с вами согласен. У поэзии есть и другие задачи, с которыми Вы в данном случае справились.

Непременно посмотрю указанные Вами произведения.
Удачи.
     08:53 22.04.2021
Спасибо! Хотелось бы, чтобы Вы ответили и по поводу других произведений.
     15:30 16.05.2020
Здорово!
Гость      14:39 23.02.2020
Прекрасная вещь!
     03:56 17.02.2020
Славное повествование...
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама