Стихотворение «К *** Я не унижусь пред тобою»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Любовная лирика
Сборник: 1831
Автор:
Читатели: 726 +2
Дата:

К *** Я не унижусь пред тобою

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.

Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслею небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец,
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец!
Я горд!- прости! люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам, под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,-
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку -
Безумец!- лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала - я тебя не знал!




Послесловие:
Тематика стихотворения

Лермонтовский стих под загадочным названием «К*» стал известным по первой строчке: «Я не унижусь пред тобой». Автор превращает читателей в свидетелей своего горького разочарования. Поэт мучается чувством неразделенной любви.

Но это второй этап любовного страдания, когда мужчина больше не очарован возлюбленной. Произведение изучается в 8-м классе. Читая лермонтовские строки, ученики знакомятся с новыми гранями любви и отображением чувств в поэзии.

В центре повествования – любовная тема. Пожалуй, в творческом наследии любого писателя имеются произведения о любви. Больше всего авторов вдохновляют безответные чувства. Именно от неразделенной любви рождаются самые выдающиеся лирические шедевры. Первый русский гений по количеству любовных поэзий – это Пушкин. А вот второй – Лермонтов.

Загадочное лермонтовское «К*» трогает душу, как никакой другой стих. Сегодня заглавие произведения вызывает вопросы и кажется загадочным. Но во времена Лермонтова так подписывали посвящения определенному человеку. Писатель сохранил адресата в тайне, заменив полное имя начальной буквой. Впрочем, никто в ту эпоху не сомневался в человеке, которому Лермонтов посвятил стих. А вот для современных читателей этот факт далеко не очевиден. Поэтому обратимся к истории.

История создания произведения

Более понятным для читателей является второе название лермонтовской поэзии – «Я не унижусь пред тобой». Автор работал над произведением в течение 1832 года. Стих венчает любовную историю, которая начиналась, между тем, весьма радужно.

Представим, что на дворе лето 1830-го. Шестнадцатилетний Михаил, будущий великий поэт, отдыхает за городом, в поместье. В эту прекрасную пору юноша встречает Наталью Иванову. Девушка была дочерью видного в то время русского литератора – Федора Иванова. Сердце Лермонтова тогда разрывалось от несчастливой любви к Екатерине Сушковой: девушка отказала ему, насмехаясь над юным воздыхателем. Наталья же проявила к несчастному страдальцу симпатию, вернувшую ему вдохновение.

Это не единственное произведенное Лермонтова, посвященное Наталье. Поклонники русского гения найдут более тридцати поэзий, подписанных «Н. И.». Однако долгое время исследователи не были уверены, кто такая эта загадочная Н. И. Наконец, в ХХ веке Ираклий Андронников раскрыл секрет таинственного адресата.

Отношения с Натальей Ивановой

Слова первых робких посланий юного поэта посвящались Наталье Ивановой. Между тем, остается тайной, была ли между молодыми людьми какая-либо любовная связь. Возможно, Наталья даже не знала о чувствах, которые питал к ней Лермонтов.

«Три пальмы» – произведение Михаила Лермонтова, полное философских настроений. Поэт обеспокоен вопросами о смыслах существования, о тленности мира, о бренности самой жизни. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием стихотворения

Как бы там ни было, но Михаил приезжает в Москву обновленным. У Лермонтова словно выросли крылья, поэт снова вдохновенно взялся за перо. Встречи за городом продолжились: балы, суаре – везде Михаил виделся с Натальей. Впрочем, любовное очарование длилось недолго. Вскоре поэт снова впал в депрессию и разочаровался с девушке. Наталья любила флиртовать с мужчинами, менять кавалеров. Иногда красавица просто не обращала внимания на Михаила.

Лето 1831 года ознаменовалось для пары концом отношений (если они – как таковые – были). Исследователи творчества писателя, биографы Лермонтова до сих пор точно не уверены, что произошло. Однако Михаил Юрьевич возвращается в Москву и пишет новое произведение – «Странный человек».

Сюжет поэзии

Сюжетная коллизия произведения проста: любовные переживания юного автора. Девушка-героиня сперва клянется своему возлюбленному в любви, а потом отдает сердце другому избраннику. Можно догадаться, что речь идет о Наталье.

В результате рефлексии Лермонтова над своей жизнью, в 1832-м, появился стих под названием «Я не унижусь пред тобой». Литературоведы высказывают мысль, что писатель отправил черновые страницы поэзии Наталье. Девушка-героиня, о которой пишет Михаил Юрьевич, – это квинтэссенция всех красивых женщин, из-за которых мужчины теряют голову. Писатель обращается к каждой ветреной красавице, нарушающей свои обещания и клятвы. И если даже «ангел» изменяет, можно ли довериться обычной земной женщине?

Идея стиха

Писателя разочаровали все женщины: именно об этом пишет Лермонтов. Это разочарование привело к ненависти ко всему миру. Измена возлюбленной женщины заставила юного поэта отплатить миру той же монетой. Нечестность девушки – это индульгенция, позволяющая писателю и самому предавать, обманывать, разочаровывать.

Лермонтов – рано ушедший автор, который, между тем, оставил богатое наследие. «Выхожу я один на дорогу» – лебединая песня русского поэта, одно из его последних творений. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Лермонтов подводит итог: между ним и бывшей возлюбленной пролегла пропасть. Некогда влюбленные друг в друга люди, теперь они стали абсолютно чужими. Поэт гордо говорит, что больше не намерен унижаться перед легкомысленной красавицей.

Писатель осыпает некогда любимую женщину упреками: в обмане, в измене. Поэту жаль утраты бесценного времени, которое он провел возле избранницы. Жестокая, бессердечная девушка не оценила этой жертвы. В итоге, уже другой мужчина утешал с своих объятиях ветреную кокетку. Вернуть утраченное время невозможно, но Лермонтов все же жалеет, что потратил драгоценные часы на бестолковое чувство, а не на литературу. Пусть даже поэт и одарен бессмертием за свой дар, но любовь причиняет ему такие же страдания, как и смертным.

Художественные особенности произведения

В центре внимания автора – эмоции, внутреннее состояние. Для передачи своих чувств и настроений писатель использует излюбленные художественные приемы:

Эпитеты раскрывают нюансы и сложности состояния души автора («дар чудесный», «коварную измену»);
Степень драматической накаленности писатель отображает с помощью гипербол («целый мир возненавидел», «в страсти стану клясться всем», «целый мир на битву звать»);
Метафоры помогают автора раскрыть истинную – коварную – суть бывшей возлюбленной («ангел», «тебе я душу отдавал», «пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам»);
Риторические вопросы делают лермонтовское произведение более выразительным, эмоциональным («Зачем так нежно обещала?», «Зачем ты не была сначала, какою стала наконец?»).
Читатель видит, насколько взволнован автор. И этот эффект достигается умелым, мастерским использованием художественных средств. Произведение не делится на условные части и выглядит целостным. Создается ощущение, что текст – это лирический поток сознания писателя, страстный монолог.
Для реализации задуманной идеи писатель воспользовался четырехстопным ямбом и перекрестной рифмовкой. Эта литературная технология помогла автору сделать произведение искренним, открытым, чувственным.

Композиция поэзии

Лермонтовский текст – это послание легкомысленной красавице. Это цельная поэзия, не разбитая на строфы. Первые строки произведения представляют собой горькое заявление автора о конце мучительного чувства: любви больше нет. Теперь писатель наконец освободился от эмоций, которые доселе тяготили душу. Дальше Лермонтов высказывает сожаление о бесцельно проведенном времени. Лучше выбирать творчество, а не ненадежную любовь, – таков финальный итог автора.

Середина произведения посвящается нерадивой девушке. Автор не жалеет упреков для бывшей возлюбленной и ее некрасивого поступка. Предательство одной женщины привело к плачевному результату: теперь юный поэт сомневается во всех остальных девушках. Михаил Юрьевич был бы рад больше никому не отдавать своего сердца.

Финал поэзии отличается эмоциональностью. Лермонтов признает, что любовь побуждала его на смелые поступки. Но теперь не имеет смысла совершать подвиги ради чужого человека.

Жанровая специфика текста

Лермонтовское творение – это замечательное по красоте и уровню печали произведение. В центре лирического повествования – красноречивое описание мучений от любви и горьких чувств. Как бы там ни было, но юному писателю все равно повезло, ведь ему посчастливилось ощутить любовь.

Любовь – феномен человеческой жизни, который нашел свое отображение в каждом произведении искусства. Одни авторы описывают любовь как радостный, счастливый опыт. Другие – как печальную драму, трагедию, отчаяние и разочарование. Лермонтов – романтик. Любовь приносила поэту боль, но он не мог избежать этого чувства – в силу своей натуры. Русский гений отличался уникальным мастерством в отображении нюансов любовного чувства. Пожалуй, сердце даже самого черствого читателя не останется равнодушным к этому стиху.


Источник
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама