Стихотворение «Читая Ану Бландиану...»
Тип: Стихотворение
Раздел: Свободная поэзия
Тематика: Белый и вольный стих
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 14
Читатели: 948 +1
Дата:
Предисловие:
Ана Бландиана , настоящее имя Отилия Валерия Коман (родилась 25 марта 1942 года, Тимишоара),
писательница и борец за гражданскую свободу в Румынии. До революции 1989 года
известная диссидентка и правозащитница, у нее хватило смелости напрямую противостоять
диктатору Николае Чаушеску через публичные заявления в интервью Радио Свободная Европа
и в зарубежных изданиях.

Читая Ану Бландиану...

Человек, в силу памяти и фантазии,
живёт одновременно в трёх мирах -
в прошлом, настоящем и будущем.
Однако мечты его заняты четвёртым -
царством бессмертия.
Кто в прошлом безгрешен?
А в настоящем?
Все свои грехи мы перетаскиваем из прошлого
в настоящее, из настоящего в будущее...
По евангельской логике они же проследуют с нами
в мир вечности и нетленности...
Представляю, как омерзительно бессмертие!!!
Обсуждение
13:08 11.10.2020
Людмила Олейник-Зданович
Доживём...посмотрим....
20:55 06.10.2020(1)
Светлана Елисеева-Вернер
Не так давно мне попались "Протоколы колдуна Стоменова". В них о жизни для смерти, о самой смерти и о том, что ждет нас в потустороннем мире. И хотя там многое вымысел автора,но...
21:47 06.10.2020(1)
Валерий Цыбуленко
Я не читал эти "Протоколы...", Света. Сегодня много подобной литературы вдогон спросу вышло
на свет. А сколько роликов ютубных на эту же тему! Жизни не хватит всё посмотреть.
А в потустороннем мире телека и компа нет, чтоб продолжить знакомство с темой))))
22:01 06.10.2020(1)
Светлана Елисеева-Вернер
Эта книга и не совсем вымысел. Написана она по материалам другой «книги», если так можно назвать тринадцатитомное уголовное дело (1978 год), которое разрабатывало одно из подразделений Службы государственной безопасности г. София — тихий филиал Комитета Государственной Безопасности СССР, курирующий сеть специализированных психиатрических больниц.
А все эти тома расследования состояли из показаний 79-летнего Павла Стоменова, но вовсе не шизофреника.

Валера, никто не знает, что ждет нас по ту сторону жизни. Нам спокойнее, думая, что там нас ждет вечная духовная жизнь, встреча с ушедшими близкими людьми. А если там ничего нет?
22:08 06.10.2020(1)
Валерий Цыбуленко
Ты была комсомолкой, Света? Как бывший коммунист, стало быть, твой старший товарищ
по идеологическому фронту, скажу:
Как давно ты перекрасилась, товарищ Светлана?, что сошла с нашего светлого пути ко
всеобщему Благу???
Как-то книга неправильно названа. Протоколы колдуна. Как-будто он их сам лично написал.
Правильнее - Протоколы лейтенанта Крысюка из дела колдуна Стоменова.
Представляешь, кто-то сейчас в Ростове пишет книгу "Протоколы майора Брюхатской"))))))
13:44 07.10.2020(1)
Светлана Елисеева-Вернер
В чем-то ты прав, Валера. Эти протоколы были записаны на допросах Стоменова неким стенографистом. 
Но ... несколько человек, что вели это дело, отправились в психушку, а кто-то даже с жизнью покончил. 
Вот так слова этого человека на людей действовали. 
И самое непонятное, что он говорил очень страшные слова, но, кажется, что правильные. И ведь их оспорить никто не может.
Валера, я повторюсь, никто не знает, что нас ждет за чертой. Но каждый верит в то, что ему удобней. 
20:23 07.10.2020(1)
Валерий Цыбуленко
Знают только те, кто перешагнул черту эту. Но связи с ними нет.
А как оспоришь то, чего не знаешь, не видел, не слышал, не ощутил на себе...?
Только дурак попытается сие проделать.
20:52 07.10.2020
Светлана Елисеева-Вернер
Вот ты все и понял...
Гость09:48 05.10.2020(1)
Комментарий удален
17:47 05.10.2020(1)
Валерий Цыбуленко
Где настачить на всех пистолетов? Чтоб того...
Гость17:52 05.10.2020(1)
Комментарий удален
17:54 05.10.2020(1)
Валерий Цыбуленко
Поглядев на блядство в мире,
лучше сделать харакири.
Гость17:59 05.10.2020(1)
Комментарий удален
18:08 05.10.2020
Валерий Цыбуленко
Сэппуку? Или не? Чёт финским духом отдаёт от этого японского слова...
Гость23:15 30.09.2020(1)
1
Валерий, храни Вас Бог! Приходите со своими творениями чаще.
17:46 05.10.2020
Валерий Цыбуленко
Спасибо за пожелание, уважаемый гость. Или... уважаемАЯ?
18:48 30.09.2020(1)
1
Александр Красилов
А Лабиша Вы переводили?
18:49 30.09.2020(1)
Валерий Цыбуленко
Лабиш вошёл а "Антологию". Как же без него?
18:52 30.09.2020(1)
1
Александр Красилов
Я сегодня посмотрел, как именно он погиб.
В "Поэзии современной Румынии" из "Библиотеки литературы СРР" (М.: 1979) об этом сказано очень скупо.
18:56 30.09.2020(1)
Валерий Цыбуленко
Да... причём погиб очень молодым. Представляю, какое наследие оставил бы,
проживи, как, например, Тудор Аргези.
В прошлом году на конкурсе его имени, где и я имел честь быть, гран-при
получила Нора Йюга, которая родилась в 1931 году. Здравствует и ныне.
А какие эротические картинки с юморком она выписывает в своих опусах!
Губерман в юбке))))))
19:23 30.09.2020(2)
1
Александр Красилов
Я позавчера хотел было написать очередную библиофильскую заметку.
О том, как всё-таки важно хранить книги. 
Вдохновил меня на этот замысел упомянутый том из "Библиотеки литературы СРР" (вообще, из этой серии у меня всего пять томов - Петреску, Станку, Садовяну, Аргези с Бенюком в одном томе, и сборник "Поэзия современной Румынии").
Так вот в томе "Поэзии..." какой-то совершенно фантастический список переводчиков (самих поэтов там 61 - подсчитал сейчас). А переводчики - Ахматова, Кружков, Стефанович, Ковальджи, Ревич, Мария Петровых, Корчагин, Михаил Яснов, Микушевич, Тушнова, Алигер, Инбер, И. Гурова (интересно - она же переводила и Хэрриота, и Эдгара По (прозу)), Винокуров, Слуцкий, Юнна Мориц, Римма Казакова... Окуджава! Даже Вильгельм Левик! И это ещё не всё. А готовил всё это к изданию всё тот же Юрий Кожевников. Поразительно, какая всё-таки тогда была культура книгоиздания!
Уже ради одного этого перечня переводчиков книгу следовало бы купить. Ну, если была бы возможность попасть в "тогда", в этот самый 1979-ый год.

Да, а как попала книга ко мне?..
Купил при распродаже литературы, списанной из университетской библиотеки. В 90-е годы делать это учреждениям уже разрешалось. 
На ярлычке с отметками о выдаче не было ни одной записи. За десять лет, пока книга стояла на полке. Вот такая селяви.
19:42 30.09.2020(1)
Виктор Ка
университет с техническим уклоном?.. 
19:47 30.09.2020(1)
Александр Красилов
Да суть не в том, какой университет. А в том, что поэзия действительно существует для одного процента.
Книги (именно как книги, а не как источник информации) возможно, для ещё меньшего.
21:54 30.09.2020
Виктор Ка
так ведь и сама книга - не как источник информации, с приходом массового
самоиздания, девальвируется... -)
19:36 30.09.2020(1)
Валерий Цыбуленко
Я не зря разместил у себя на ЛС цитату Р.Брэдбери -
Есть преступления хуже, чем сжигать книги - не читать их вообще.
Вам, вероятно, Александр, книга досталась в отличном состоянии -
из-за невнимания к ней современников.)))))
В "тогда" Вам было 9 лет. Понятно, своих денег не было. Тем паче,
на покупку книг. У моего товарища, нам тогда где-то так и было, по 9-10,
в квартире раздались крики, удары...матюки, проклятия. Он потом нам пояснил:
- Батя дал Нинке (старшая сестра 16 лет) деньги на учебники. А она купила себе
на них купальник)))) Кстати, ни хрена хорошего из Нинки так и не получилось.
Кавалеры, беременность, мужья очередные... Чтоб родителей не позорить,
по их просьбе уехала куда-то на СеверА. А потому что книжек не читала))))))
Основной инстинкт не позволял.
19:46 30.09.2020(1)
1
Александр Красилов
Ну что Вы... В 9 лет я книги не покупал. Даже если б и были деньги. Что уж я совсем уж что ли...
19:56 30.09.2020(1)
Валерий Цыбуленко
Меня в том возрасте заботила покупка теннисного набора - сетка, две ракетки
и несколько шариков... Стоил набор в "Спорттоварах" 9 руб.50 коп.
Чуть ли не ежедневно мы с братом ходили к витрине магазина рассматривать
вожделенную мечту  - есть ли ещё в продаже? Несколько месяцев копили.
Помню, не хватало пары рублей, так мы с братом по-тихому снесли в "Букинист"
на комиссию несколько книг на румынском языке. Их мама моя прочла и забыть-
забыла об их существовании. Вот мы и воспользовались моментом. Хотя потом
всё вскрылось. Отец люлей выписал...
А я вот... отрабатываю тот грех своими переводами румынских поэтов))))))
20:02 30.09.2020(1)
Александр Красилов
Собственно, с Вашей подачи и открыл том "Поэзии современной Румынии".
У меня вообще так часто бывает - прочту что-то "литературноцентричное" здесь, на сайте - вспоминанинаю, что стоит где-то на полке непрочитанное. Ведь надо ж всё-таки открыть когда-то! Так и с финской литературой было, например.

Да, а у Лабиша позавчера "зацепило" вот это (в переводе Юнны Мориц; перенабирать не пришлось, оказывается, есть-таки в интернете).

Николае Лабиш

                        Возмужание

Я рожден для того, чтобы нежно любить очертания дня,
Потому что любовь человечна, как наше рожденье.
Я рожден для того, чтобы слезы живые, как искры огня,
Загорались и гасли, подобно росе на растенье.
Я ребенком увидел змею, и орла, и дрозда,
И ягненка, и рысь, уходящую в бор за добычей.
Я любил одинаково всех, потому что тогда
Я не знал, что у каждого свой и закон, и обычай.
Но однажды ягненка загрызла голодная рысь,
И однажды змея в золотистой, как солнце, одежде
Укусила меня. И упали три капельки вниз,
Три багровые точки, которых не видел я прежде.
Я не плачу о том. И совсем не жалею о том,
Что немедленно я одарен осторожностью не был,
Что колено разбитое вытер древесным листом
И немедленно вам улыбнулся, о солнце, о небо!
Я не стал бессердечней с годами. Но искренне рад,
Что доверчивый облик любви ограждать научился.
Виноград почернел, я сумел раздавить виноград,
И священный напиток из ягод его получился.

                                             перевод Ю.Мориц

21:19 30.09.2020
Валерий Цыбуленко
А вот один из моих переводов, включённых в "Антологию" -

Я к тебе давно, мама, не ездил в деревню,
и земляк, навещавший меня, известил,
что щедры летом были земля и деревья,
но собрать урожай с них Бог дал тебе сил.
А другой мне сказал: ты слегла от болезни,
я извёлся от дум - верить новости чьей?
Знаю только - от писем моих бесполезных
ни моложе не станешь ты, ни здоровей.

И вот он в 21 год погибает так трагически - под колёсами трамвая.
Его точно подтолкнули "секуритатники"...
19:29 30.09.2020(1)
1
Татьяна Гурская
Вообще-то никто не знает, что там на самом деле. Данте подробно рассказал, что там ожидает грешников. Конечно, омерзительно. Так и не грешили  бы. Она об этой вечности 
19:44 30.09.2020(1)
Валерий Цыбуленко
Это не Она, а мои выводы. Из того, что прочёл у неё.
Скорее всего, ты права, Ад - это ведь тоже Вечность!
Муки совести (душевные) - не отдал 100 рублей коллеге.
Муки телесные - болит ночью зуб, хоть на стену лезь.
Какие муки ты предпочла бы, Таня?
19:53 30.09.2020(1)
2
Татьяна Гурская
Не дай Бог, там услышат и приведут в исполнение. Пусть сами выбирают, я всё приму.
20:00 30.09.2020(1)
Валерий Цыбуленко
Если ты тёща (по семейному статусу, то у тебя (по юмористу Винокуру) должно быть два зуба.
И чтобы один всё время болел, а здоровым ты открывала зятю пиво)))))
20:05 30.09.2020(1)
Татьяна Гурская
Не я дважды свекровь. Я люблю невесток.
21:22 30.09.2020
Валерий Цыбуленко
И я свёкр. Не знаю, что действительно обо мне мыслит невестка. Да я особо и не
озабочиваюсь этим)))))
18:54 30.09.2020(1)
Виктор Ка
вроде как по этой самой логике как раз и не проследуют...
18:58 30.09.2020(1)
Валерий Цыбуленко
Ага, батюшка грехи отпустит перед уходом?
А как же тогда Божий Суд? После отпевания?
Как Вам так называемое "бессмертие Гитлера"?
Или Чикатило?
19:06 30.09.2020(1)
Виктор Ка
батюшка нет, а вот на суде, наверно, и решается - пролазит ли грешник в игольное ушко бессмертия...
хотя я тот ещё знаток писания...
19:18 30.09.2020(1)
Валерий Цыбуленко
На мой взгляд - бессмертие... понятие земное.
Помнят на Земле, на Родине, значит, бессмертен.
Но помнить ведь можно за всякое-разное.
Вон Сталина как помнят! Какие идеологические баталии
только на Фабуле разворачиваются!
Одни славят, другие проклинают, говном вымазывают...
Это омерзительное бессмертие!!!
19:36 30.09.2020(1)
Виктор Ка
ну, если понимать бессмертие в этом смысле... 
только тогда логика евангелие здесь всё-таки ни при чём...
да и бессмертие такое весьма относительно, если за основу брать вечность... -)
19:47 30.09.2020
Валерий Цыбуленко
Ну да, в наше время многим "бессмертным" по носу дали - и памятники снесли,
и улицы с площадями переименовали. Это ли не омерзительное бессмертие?
Когда внукам стыдно признаться в родстве. А ещё недавно имели дивиденды
с родства этого...